ИЗО рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Рабочая программа по ИЗО для 5 - 7 классов  разработана на основе программы Б. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_rabochaya_programma.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  с. Айлино

«Согласовано»

Руководитель ШМО

__________ /____________/

ФИО

Протокол №___

от «__ »_____________20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ с. Айлино

______________  / Савельева Н.А /                                      ФИО

от «__ »_____________20__ г

«Утверждаю»

Директор

МОУ СОШ с. Айлино

__________  / Кильдяева Л.В./ ФИО

Приказ № ____

от «__ »_____________20__ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  

5-7  КЛАССЫ

                                       

УЧИТЕЛЬ:  КОТЯГИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА,

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

                                                                                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                педагогического совета

                                                                                                                      протокол №____

                                                                                                                              от «__ »___________20__ г

с. Айлино

        

2013 -2014 учебный год

Содержание

Пояснительная записка____________________________________________3

Цели художественного образования_________________________________4

Место предмета в базисном учебном план____________________________4

Содержание программы____________________________________________4

Тематическое планирование________________________________________5

Формы проведения занятий________________________________________6

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности_________________6

Требования к уровню подготовки выпускников________________________7

Литература_______________________________________________________8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования c опорой на следующие нормативные и инструктивно- методические документы Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».
  5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г.      № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/ 2012 учебный год».
  6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.01. 2013г. № 24/424 «О приоритетных направлениях повышения квалификации в 2013 году».
  7. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 08.08. 2012г. №24/5868 «Об особенностях повышения квалификации в условиях введения ФГОС общего образования».
  8. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07. 2012г. №01-1786 «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01. 09. 2012 года».
  9.  Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02.04.2013 г. № 03-02/2255 «О проведении оценки уровня сформированности условий введения ФГОС ООО общеобразовательными учреждениями Челябинской области».
  10. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404).
  11. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02/5639.
  12. Положение о рабочей программе педагога МОУ средней общеобразовательной школы с. Айлино от 01.09.2009 г. №04/977.

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. №1244-р);
  2. Концепция художественного образования (Приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001 № 1403).
  3.  Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Программа разработана под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2010.

Цели художественного образования

 Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно- творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического  восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определённого уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

 Цели художественного образования:

    • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного

        мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

    • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного

        искусства, архитектуры и дизайна;

    • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

    • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами

        изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

    • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать

        его исторические и национальные особенности.

V класс, или первый год обучения в основной школе направлен на изучение декоративного искусства, его связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства;

VI и VII классы посвящены изучению изобразительного искусства, формированию основ художественной грамотности изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.

Место предмета в базисном учебном плане

Опираясь на Федеральный учебный план для общеобразовательных школ РФ в школе на изучение предмета « Изобразительное искусство» отводится 105 часов вV-VII классах, по 35 часов в каждом классе, из расчета 1 час в неделю.

Особенности предмета

На уроках изобразительного искусства осуществляются основные межпредметные связи с уроками музыки, литературы, черчения; при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией, историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой, физикой (оптика - цветоведение), технологией (технология художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 Учебная программа предусматривает индивидуальную и коллективную практическую деятельность, уроки-беседы, уроки-экскурсии рисование с натуры и по представлению. Уроки дополнены темами НРК (около 23%).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству.       Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. В рабочей программе выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучение

изобразительному искусству в школе сводиться к постижению основ языка художественной выразительности, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

   Содержание обучения в программе дано крупными блоками:

5класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35ч.), посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства.

6-7 класс «Изобразительное искусство в жизни человека» (70 ч., по 35 часов в каждом классе), посвящены изучению изобразительного искусства, формированию основ художественного изображения (рисунок, живопись и скульптура).

НРК (варианты реализации регионального компонента образования:  интегрировано включается в содержание соответствующих тем основного курса, в виде логически завершённых тем-модулей):

5 класс  «Декоративно-прикладное искусство Урала».

6-7 класс «Изобразительное искусство Челябинской области»

Тематическое планирование

Класс

№ п/п

Тема раздела

Тема НРК

Количество часов

Из них

по программе

фактически

творческие работы

беседы по искусству

5

1

Древние корни народного искусства

Народное творчество  Урала

____________  Декоративное искусство Южного Урала

8

8

7

1

2

Связь времен в народном искусстве

8

8

7

1

3

Декор – человек, общество, время

12

10

8

2

4

Декоративное искусство в современном мире

7

9

7

2

Итого

35

35

29

6

6

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Художники Урала

Мир вещей в работах Уральских художников              Портреты южноуральцев в работых мастеров___

Природа Урала глазами художников

___________

8

8

6

2

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

8

7

1

3

Вглядываясь в человека

      12

10

8

2

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

9

7

2

                                     Итого

35

35

28

7

7

1

Изображение фигуры человека и образ человека

8

8

7

1

2

Поэзия повседневности

8

8

7

1

3

Великие темы жизни

12

10

7

3

4

Реальность жизни и художественный образ

7

9

4

5

   Итого

35

35

25

10

На уроках изобразительного искусства осуществляются основные межпредметные связи с уроками музыки, литературы,  черчения; при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией, историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой, физикой(оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

 Примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.  

 

Формы проведения занятий

 Учебная программа предусматривает чередование индивидуально – практической деятельности и коллективной деятельности.

 От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов.

 Периодическая организация выставок дает возможность детям обсуждать работы. Такие выставки проводится каждую четверть и по окончанию работы над живописными работами.

     

     

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение

значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства

и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

  В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания:

об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях;

наиболее крупных художественных музеях России и мира;

овладевают основами знаний изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

по применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;

о средствах выразительности при восприятии произведений;  содержания, образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

основных явлений русского и мирового искусства, изучают произведения мировой культуры;

значений изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

  Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образного мышления, а также развивают умения использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределения в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человек;

эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них;

использовать различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные

материалы);

пользоваться средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

проявлять самостоятельность в творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

      знать/понимать

• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• наиболее крупные художественные музеи России и мира;

• значение изобразительного искусства в художественной культуре;

      уметь

• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,

светотень, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-

 конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от05.03 2004 г. №1089
  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/ 2012 учебный год» (Приказ Министерства образовании и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997
  3. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404)

 Порядок введения т содержания Федеральных  государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) определяется следующими документами:

  1. «О плане действия по модернизации общего образования на 2011-2015 годы» //(Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. №1507-р);
  2. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудовании учебных помещений»(Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 04.10.2010г. №986);
  3. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от19.04.2011 г.№03-255);
  5. «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06.2010 г. №01-438);

«Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы №Наша новая школа (Приказ от 05. 10 2010 г. №02-600).Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и           художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями)/ Под руководством и ред.Б.М. Неменского;

   Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского;

   Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Б. М. Неменского.- М.: Просвещение, 2008;

   Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека, 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2008;

  Программа МОРФ. Музыка 5-9классы Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская //Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 5-9 классы.// -М.: Просвещение, 2005;

  Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5класс/ Н.А.Горяева; Под ред. Б.М.Неменского. –М.: Просвещение, 2004;

  Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007;

      Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под. ред. Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006;

  Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе  Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007.

  Изобразительное искусство. 7 кл. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского /Сост. Т.В.Оросова-  Волгогрд: Учитель- АСТ., 2003;

Ю.Г.Дорожин.Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2002;

   Ю.Г.Дорожин. Мезенская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2002;

Ю.Г.Дорожин. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...