творческие задания для детей
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Щекотова Марина Анатольевна

В работе рассказывается о важности использования игровых и творческих заданий, приводятся примеры использования технологий игры, арт-терапии, вхождения в образ на примере занятия "Рисование пушистых кошек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_zadaniya_dlya_uchashchikhsya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ

«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДОД СПБ

«Использование инновационных педагогических технологий

 в работе с одаренными детьми»

КУРСОВАЯ РАБОТА

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

АВТОР: Щекотова Марина Анатольевна

Педагог дополнительного образования ДДТ «На реке Сестре»

Курортный район

Санкт-Петербург

2012 год

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

  1. ВВЕДЕНИЕ  _____________________________________________________1 стр

  1. Использование игры как средства обучения___________________________ 2- 6

  1. Пример занятия с использование психотерапевтических игр и техник ____  6—8

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ __________________________________________________ 9 стр

ВВЕДЕНИЕ

      Тема использования игровых технологий присутствует в педагогике давно. Всем уже известно, что игровая форма обучения наиболее эффективна для обучения дошкольников и младших школьников и используется в обучении взрослых. Но в постоянной повседневной работе немногие педагоги используют игровые методики. Для обучения изобразительному искусству больше принято использовать традиционные методики, потому как главной проблемой ребенка взрослым кажется,  несовершенство мелкой моторики и «неправильное детское рисование». Поэтому в обучении преобладают такие методы как показ, демонстрация, копирование. На создание творческой атмосферы, а тем более формирование творческой личности часто совсем не уделяется времени. Поэтому, я хочу рассказать о том, как я использую игровые методики и техники в своей работе. Может быть,  это поможет педагогам пересмотреть структуру и содержание своих занятий по обучению ИЗО, и включить игры в обучение.

       ИЗОСТУДИЯ  должна быть особенной средой, в которой происходит развитие не только специальных навыков рисования, но и эмоционально-чувственного мира ребенка. Значит,  здесь он должен ощущать себя защищенным и свободным в творчестве. Если ребенок испытывает какие –либо затруднения ( неуверенность, незащищенность, агрессивность, эмоциональную нестабильность, беспокойство или тревога), то это отражается на его рисунке. Легче всего найти контакт с ребенком с помощью игры. Они могут быть не только развивающими способности к рисованию, но и арт-терапевтическими, психотерапевтическими, направленными на формирование определенного отношения друг к  другу и педагогу. Игры способствуют развитию эмоционально- чувственного мира ребенка, что впоследствии, да и сразу, отражается на качестве его рисунков, формируют коммуникативные навыки, приобщают к миру взрослого творчества.

       Я также использую игры в  другие виды искусств для формирования атмосферы погружения в тему, игру в музыку, движение, литературу, театр. Такое погружение позволяет сформировать ребенку свое собственное понимание темы, способствует передаче собственного «Я», собственного взгляда на мир. А это основа художественной грамотности. А,  по мнению Н.Басиной и О.Сусловой, «сила воздействия на психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка». Развивая эмоционально чувственный мир ребенка, мы делаем его художником, чувства требуют выхода и выходом является изображение своих чувств, с помощью рисунка.  Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче и неординарнее  будет работать его воображение, тем интереснее будет его рисунок. Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот.  Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

        В своей работе я подбираю игры, техники способствующие лучшему раскрытию темы занятия или нескольких занятий. Например, если мы рисуем осень, то слушать мы будет осенние ветра, стихи про осень, смотреть осенние пейзажи взрослых, и не только,    художников, представлять себя осенней феей или осенним листом, сочинять истории про осень, танцевать танец опадающего листа. Поэтому получается, что каждая игра несет свою нагрузку: развитие представлений о мире, формирование эстетических качеств личности, формирование отношения к миру или формирование технических навыков рисования. Развивающая игра создает благоприятные условия для творческого развития ребенка: обучающая задача, поставленная в игровой форме, принимается ребенком без сопротивления, и поэтому эффективна. В ситуации игры ребенку понятна необходимость получения новых знаний.  Поэтому, для меня игра является незаменимым способом для реализации многих задач: и коммуникативных, и обучающих, и развивающих.

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игре отводится огромная роль в развитии  и воспитании детей. Педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что « в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем  мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Именно игра является одним из существенных слагаемых процесса  воспитания. Это не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, одно из серьезных средств педагогического воздействия на учащихся. Но игра не самоцель, не должна она быть и единственным средством обучения и воспитания. Как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания  им психологии ребенка, учета  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Ведь игра – самостоятельная деятельность, которая предусматривает общение детей со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре развивается творчество каждого ребенка. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможно творческая деятельность, воспитывать  самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Философское понятие игры.
Лучше всех исследовал этот вопрос голландский ученый Й.Хейзинга. Ниже приводятся
выдержки некоторых его выводов.
...Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть.
Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры  животных, детей и взрослых. Каковы же биологические функции игры? Это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности;
удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
Причины возникновения игры.
А.Н.Леонтьев в работе "Психологические основы дошкольной игры" описывает процесс
возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает "противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется."

    Что даёт игра детям ?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только
добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек
свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Важно помнить и о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр.

1.Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся (в творческих играх).

2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому,  цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление – красочным и разнообразным.

3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.

4. Игра должна строится с учетом возрастных особенностей учащихся.

 Может быть, кто-то скажет, что игра потому и актульна в Изо, что это «несерьезный такой предмет, многим в жизни ненужный и без него можно прожить всю жизнь.

В книге А.А.Плигина «Познавательные стратегии школьников» акцентируется убеждение, что развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом.  «Она связана со следующими составляющими личностного опыта:

        с развитием чувственно-эмоциональной сферы;

        с развитием восприятия и фантазии;

        с развитием интеллектуальных операций;

        с развитием инструментов и навыков моделирования;

        с развитием речи и мышления;

        с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;

        с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;

        с развитием я-концепции.

        с развитием индивидуальной картины мира (модели).


В итоге занятия искусством способствует развитию особого 
художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной  и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.

Общеизвестно, что человеческие существа уже на ранних этапах своего эволюционного развития создавали наскальные рисунки, среди которых прослеживается усложняющаяся цепочка изображений: отдельные конкретные образы, развитие сюжета из созданной последовательности образов, образы-символы и, наконец, образы-знаки. Очевидно, что в той или иной степени они являлись естественной попыткой человека создать язык, способный определенным образом моделировать реальность, поэтому рисунки всегда выступали в качестве текста. Подобные функции искусства прослеживаются в танцах, народной музыке, примитивном искусстве, а затем в театре, архитектуре и т.д.»

Это связано с тем, что человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей нас действительности.

Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса и творческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает наше понимание основного предназначения уроков искусства — формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).  Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы.

     Эти новые мысли в очередной раз подтверждают связь искусства и игры. Нигде, как в игре, невозможно смоделировать реальность, по правилам, установленным творцом-художником. И само искусство есть некая игра, в которой каждый век устанавливает свои правила игры.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

УРОК- ЗАНЯТИЕ

Цель урока: Научить детей рисованию пушистых кошек.

Задачи:

Обучающие:

  1. обучение навыкам живописи сухой кистью
  2. обучение правильному рисованию глаз и морды кошки

Развивающие

  1. Развитие воображения у детей с помощью медитации
  2. Развитие воображения с помощью техники пятна
  3. Развитие произвольного внимания

Воспитательные

  1. Воспитание умения работать по правилам
  2. Воспитание умения соблюдать договоренности

Подготовка: расстановка столов по периметру, подготовка площадки, листов, гуаши, кисти, вода, палитра

План занятия

  1. организационный момент (составление договора: молчание, выполнение, быстрота 5 мин.нарушение – удаление, ответственный за удаление - Оксана)
  2. прослушивание звуков -
  3. медитация «Про кошек»
  4. кошачий вернисаж ( демонстрация кошек Чарушина и Базановой)
  5. рисование шерсти
  6. глаза (могут быть гелевые ручки)
  7. носы, усы, уши,
  8. выставка для зрителей, делимся историями про кошек

Организационный момент: Дети стоят у доски. Составление договора о правилах.

Правила:

  1. занятие молчанка (наказание – удаление)
  2. каждый делает все сам. ( кошка непохожая на других)
  3. можно все – любые творческие идеи приветствуются.

После принятия правил, можно пройти в класс. Непринявшие правила дети, к занятиям не допускаются

После принятия правил, педагог предлагает детям лечь на ковер, найти удобную для себя позу.

Дети, лежа на ковре, слушают звуки из серии «Театральные шумы» - пищание котят, мяуканья кошек и другие кошачьи звуки, отгадывают, кто издает звук и показывают пантомимой какой зверь издает эти звуки.

Когда цикл звуков угасает, педагог предлагает немножко отдохнуть.

Медитация

Все люди любят кошек . Они добрые, мягкие, игривые животные. Когда человеку грустно, он берет на руки котенка, гладит его, разговаривает с ним, а котенок жмется, урчит и мурлычит….. Сейчас и мы представим себя такими котятами, веселыми и чуть озорными. Ложитесь на простынь, покатайтесь с животика на спинку, поднимите лапки и поиграйте с клубочком. Почешите за ушком. Сядьте на задние лапки, посмотрите на свой хвостик и весело-весело поиграйте с ним. Ложитесь на бочок, свернитесь клубочком. Кошечка поиграла и легла отдохнуть. Почувствуйте себя кошкой, котом. Завернитесь , накройтесь простыней и придумайте в какого бы кота вы превратились.  Ты маленький? Ты очень большой? ты пушистый или гладкий? Какого цвета твоя шерсть? Какие у тебя усы? Уши? Хвост? Когти? Окраска? Какие у тебя глаза? Какой у тебя голос? Где ты находишься? На улице, в городе, деревне, у моря, в квартире? Что окружает тебя? Есть ли вокруг другие животные или ты находишься в одиночестве? Есть ли там деревья? Или кусты? Люди? Птицы? Мышки? На что это похоже – быть котом? Как ты добываешь пищу? Кто-то ухаживает за тобой? Как ты себя сейчас чувствуешь? Как ты думаешь, о чем кот думает? Что он любит?

Закройте глаза. Снится котенку сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова, пахнет теплым молоком и хлебом. Котеночек принюхивается, облизывается, ему тепло и уютно и приятно….Мама-кошечка нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: «Ты красивый, добрый, все тебя любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, ты много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя.» Мама щурит глазки, а котеночек ровно, спокойно дышит. Вдох – выдох, вдох – выдох… Кошка гладит котеночку лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул котенок, растянулся во сне. Сладко улыбается, потягивается и мурлычет: «Мур-мур-мур  -мур-р-р…» Ты маленький? Ты очень большой? ты пушистый или гладкий? Какого цвета твоя шерсть? Какие у тебя усы? Уши? Хвост? Когти? Окраска? Какие у тебя глаза? Какой у тебя голос? Где ты находишься? На улице, в городе, деревне, у моря, в квартире? Что окружает тебя? Есть ли вокруг другие животные или ты находишься в одиночестве? Есть ли там деревья? Или кусты? Люди? Птицы? Мышки? На что это похоже – быть котом? Как ты добываешь пищу? Кто-то ухаживает за тобой? Как ты себя сейчас чувствуешь? Как ты думаешь, о чем кот думает? Что он любит?

 Если ты уже решил, какой ты кот, тихонько встань, займи свое место и, посмотри каким образом,  художник Чарушин Евгений Иванович сумел создать неповторимые образы неповторимо обаятельных кошек и котят.

Сейчас будь внимателен и сосредоточен, наступает самый важный момент нащего занятия:

Возьми среднюю кисть, положи на палитру бумагу краску для шерсти твоего кота. Возьми большую кисть и создай шерстяной клубок, пятно, в котором ты можешь разглядеть своего неповторимо обаятельного котенка, непохожего на других.

Дети создают с помощью сухой кисти пятно, располагая его на листе по своему выбору, вертикально или горизонтально. После этого педагог предлагает детям найти в этом пятне своего кота. Разглядеть в этом комке голову, уши, лапы, хвост. Педагог просит детей дорисовать кота:

«Создай ему красивую пушистую шерсть, индивидуальную окраску, дорисуй недостающие части: голову или ноги, хвост или уши.

Ты понял, как именно выглядит твой  кот. Теперь надо нарисовать ему выразительные кошачьи глаза. Для этого понадобиться маленькая кисточка. Разведи желтую, зеленую краску для глаз и нарисуй два круглых глаза посередине головы. Нарисуй зрачки и обведи темной краской глаза  миндалевидные глаза кота. Нарисуй ему нос, усы, брови и когти на лапах.» В процессе рассказа педагог показывает детям, как именно рисуется морда кота, предлагая разные варианты .

Теперь можно нарисовать место обитания вашего котенка, траву или коврик, бабочек или птичек, которые летают вокруг него, мышку, которую он догоняет….

Кто из вас может рассказать историю про своего котенка: какой он, в какую историю он попал?

Выход детей на середину класса и демонстрация рисунка с рассказом об изображенном коте.

После того, как все дети высказались, педагог просит рассказать, что они запомнили, что понравилось, а что нет. На этом занятие заканчивается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянно используя в свое работе разнообразные игры, я вижу, что дети, включаясь легко в творчество, легко постигают азы изобразительного искусства, лучше запоминают информацию, полученную в процессе игры, сами сочиняют игры и фантазии. Время, проведенное в  студии не становиться рутинным времяпровождением, и искусство остается  интересным и завлекательным. В то же время терапевтические игры помогают решить психические проблемы детей, наладить коммуникацию в коллективе.

Игра может выступать

как способ моделирования собственной реальности

как способ создания атмосферы творчества и безопасной среды

как способ вхождения в новую сферу жизни

как способ корректировки личностных отношений в группе

как способ построения отношений

как способ выявления поведенческих стратегий

как способ выработки новых поведенческих стратегий в освоении предмета

как способ корректировки психических состояний ребенка

как способ отработки специальных навыков

И я знаю наверняка, что есть еще множество способов использования игры, поэтому просто нельзя упускать такие разнообразные возможности. Поэтому, я еще раз призываю всех педагогов использовать на своих занятия величайшие возможности игры и получить вместе с детьми удовольствие от совместного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания, как способ мотивации детей

Творческие задания, как способ мотивации детей...

Творческое задание для детей 8-10 лет

Как известно, все дети любят рисовать. И каждый из них в своих творческих работах показывает свое настроение....

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Творческое задание на тему: "Здравствуйте, дети! Я-ваш учитель".

В данном творческом задании я раскрываю своё мировоззренческое мнение, культурологическую и психолого-педагогическую позицию....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они любознательны,  изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образы песен, сказок, музыкальных пьес. Детям этог...

«ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

1.Всестороннее развитие личности, творческого  потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.2.Активизация поисково- познавательной  деятельности .3.Раскрытие преобразующей сил...

Презентация на тему: "Творческие задания детям 7-9 лет для изучения компьютерной программы ADOBE ILLUSTRATOR и закрепления полученных знаний."

Творческие задания детям 7-9 лет для изучения программы ADOBE ILLUSTRATOR и закрепления полученных знаний. Для изучения каждого инструмента программы можно придумать интересное задание, во время выпол...