Рабочая программа "Основы изобразительной грамоты".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

межов геннадий иванович

Данная программа не является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050 139 «Изобразительное искусство и черчение».

Данная программа может быть использована в сфере дополнительного профессионального образовании студентов, обучающихся по специальности СПО 050 139 «Изобразительное искусство и черчение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основы изобразительной грамоты116 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы изобразительной грамоты

(дополнительная подготовка студентов, не предусмотренная Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 050 139 «Изобразительное искусство и черчение»)

Алексеевка 2013

Разработчик:

Межов Геннадий Иванович, преподаватель рисунка, живописи, ДПИ, Художественной обработки материала ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж», председатель предметно-цикловой комиссии дисциплин предметной подготовки специальности 050 139 («Изобразительное искусство и черчение»).

Содержание

1. Паспорт программы                                                  

2. Структура и примерное содержание программы                        

3. Условия реализации программы                                

4. Контроль и оценка результатов освоения программы

  1. Паспорт программы

«Основы художественного ремесла (резьба по дереву)»

  1. Область применения программы

Данная программа не является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050 139 «Изобразительное искусство и черчение».

Данная программа может быть использована в сфере дополнительного профессионального образовании студентов, обучающихся по специальности СПО 050 139 «Изобразительное искусство и черчение».

  1. Общая характеристика программы

Предлагаемая программа «Основы изобразительной грамоты» относится к числу дополнительных общеобразовательных программ и рассматривается как расширение и углубление специальных знаний студентов Отделения ХГО в объеме 70 учебных часов.

Курс «Основы изобразительной грамоты» вместе с другими предметами изобразительного цикла составляет основу художественного образования будущего учителя изобразительного искусства.

В рамках данного курса студенты не только овладевают новыми практическими навыками, но и получают более конкретные знания, необходимые для творческой работы. Программа– является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050139 «Изобразительное искусство и черчение», квалификация – учитель изобразительного искусства и черчения в части освоения основного вида профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ  по изобразительному искусству и черчению в учреждениях общего образования и соответствующих профессиональных компетенций :

Выполнять графические работы с натуры, по памяти и представлению в различных техниках.

Программа направлена на расширение знаний о изобразительном  искусстве, влияет на формирование художественного вкуса. После изучения дисциплины студент должен владеть знаниями:

  • с основными законами изобразительной грамоты;
  • перспективных сокращений;
  • контрастов и нюансов;
  • пропорциональных отношений;
  • цельного видения натуры.

Студенты должны уметь добиваться предметно- пространственного сходства натуры и рисунка; чувствовать красоту и гармонию с применением теоретических основ рисунка; ознакомиться с материалами для рисунка.

Основной формой обучения рисунку является урок. В учебном расписании рекомендуется объединить несколько учебных часов в одном сеансе.

При постановке натуры преподаватель обязан руководствоваться учебными и воспитательными задачами, определенными программой, посильностью задания для учащихся с учетом различного уровня их подготовленности; лаконичностью и художественной выразительностью постановки; рациональным освещением модели; инициативой учащихся в выборе и постановке натуры.

Большое значение на уроке рисунка имеют средства наглядности, и преподаватель должен правильно их использовать. Учащимся нужно видеть работы признанных мастеров, а также работы из методического фонда колледжа, проследить последовательность выполнения рисунка. Использование средств наглядности должно сопровождаться комментариями учебно-воспитательного характера.


  1. Цель и задачи программы
  1. Цель программы: - Вооружить учителя изобразительного искусства профессиональными умениями и навыками, формировать его художественную культуру, понимание языка графики.
  2. осваивая законы изобразительной грамоты, выпускник педколледжа должен овладеть профессией педагога.

Задачи программы:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения графических работ с натуры, по памяти и представлению;

выполнения живописных работ с натуры, по памяти и представлению в различных техниках;

уметь:

-изображать объекты во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом цветовых и тоновых особенностей;

- выполнять основные виды графических работ (наброски, зарисовки, конструктивный и тональный рисунок) с использованием различных техник, применять в рисунке различные технические приемы и изобразительные средства: линию, штрих, тональное пятно;

-воплощать творческий замысел в материале с учетом его свойств;

  1. Основные принципы обучения

Программа построена с ориентацией на такие принципы, как:


- принцип индивидуально-личностного подхода и комплексной мотивации;

- принцип опоры на межпредметные знания и умения студентов;

- принцип ценностно-смысловой направленности образования;

- принцип коллективно-индивидуального взаимодействия.

  1. Основные методы и формы обучения

 

Методы и формы обучения:

  1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных тем и не исключает диалогического общения преподавателя со студентами;
  2. На практических занятиях используются разнообразные виды работы с литературой, активные методы обучения и познания: мини-конференции, публичные презентации, дискуссии, проектная деятельность, позволяющие максимально развивать и использовать творческий потенциал студентов.

Формы проведения занятий зависят от задачи конкретного занятия и могут быть групповыми, индивидуальными, парными, самостоятельными:
- лекции по систематизации и обобщению материала;

- практические занятия, семинары;

- работа с контрольно-измерительными материалами;

- творческие работы;

- проекты, дискуссия, викторины;

- поиск материалов через поисковые системы, Интернет - библиотеки и их использование для решения практических и профессиональных задач;

- видео-урок;


1.6. Требования к результатам освоения содержания программы

В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими компетенциями.

I Общеучебные и профессиональные компетенции.

Выполнять графические работы с натуры, по памяти и по представлению в различных техниках.

В результате освоения программы обучающийся должен уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь  выполнять эскизы, наброски, зарисовки;
  • уметь пользоваться различными графическими материалами;
  • уметь выполнять линейно-конструктивное построение;
  • передавать объём предметов графическими средствами;
  • передавать пропорции изображаемых предметов;
  • уметь последовательно вести длительную работу;
  • уметь пользоваться законами перспективы;

знать:

-особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;

-основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон;

-последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка;

-теоретические основы графики живописи, в том числе теорию и методику создания живописного произведения;

-основы цветоведения (цвет, тон, колорит, закономерности передачи световоздушной среды, свойства красок (акварель, гуашь, масло) и приемы работы с ними);

II Социокультурная компетенция.

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

6. Работать в коллективе, в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

7. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

8. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

9. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

10. Анализировать занятия.

11. Участвовать в исследовательской и проективной деятельности в области дошкольного образования.

1.7. Количество часов на освоение программы

Программа рассчитана на один семестр: I семестр – 72 часа (из них теоретических – 4, практических - 66).

Структура и примерное содержание программы «Основы изобразительной грамоты)»

2.1. Объем и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

лекционные занятия

4

практические занятия

66

Итоговая аттестация в форме просмотра

2

2.3. Примерный тематический план и содержание программы «Основы изобразительной грамоты»

п/п

Наименование темы

Содержание учебного материала

Тип занятия

Объем часов

Уровень усвоения

Рисунок

1

Введение

Значение и роль рисунка в изобразительном искусстве и системе подготовки учителя изобразительного искусства. Задачи и содержание обучения рисунку.

Основные правила рисования и работы в мастерской: принадлежности для рисования.

лекционное

4

ознакомительный

2

Рисование натюрморта, предметов простой формы (мешок)

закомпоновать изображение на формате;

выполнить линейный рисунок натюрморта, с учетом пропорций и расположения предметов в пространстве;

средствами светотени передать тон и объем предметов с использованием воздушной перспективы;

Практич.

8

продуктивн.

3

Наброски и зарисовки проволочных каркасов и гипсовых геометрических тел (куб, шар, цилиндр)

Углубление знаний законов перспективы, предметной плоскости, линий горизонта, главного луча зрения, картинной плоскости, построения падающих теней. Знание закона распределения светотени на телах вращения, простой формы и закона цельности восприятия.

Практич.

8

продуктивн.

4

Натюрморт из предметов простой формы-конструкция

Знакомство с основными законами изобразительной грамоты: пропорциональных отношений, цельности, последовательности ведения рисунка.

Практич.

10

продуктивн.

5

Натюрморт из предметов простой формы с включением гипсового геометрического тела (шар, куб)

Компоновка изображения на формате. Линейное построение предметов, учет пропорций и расположение предметов в пространстве. Передача средствами светотени взаимосвязь в пространстве, единства освещенности. Строгое соблюдение техники рисунка, использование разнообразного графического материала.  

Практич.

10

продуктивн.

6

Рисунок несложного гипсового орнамента

Углубление знаний законов перспективы, предметной плоскости, линий горизонта, главного луча зрения, картинной плоскости, построения падающих теней.

Практич.

10

продуктивн.

7

Зарисовка драпировки мягким материалом

Знание закона распределения светотени на телах вращения, простой формы и закона цельности восприятия.

Практич.

8

продуктивн.

8

Итоговая работа. Натюрморт из предметов быта простой формы, различных по материалу    

Компоновка изображения на формате, выполнение линейно-конструктивного построения. Средствами тона передать объем, пространственное расположение с учетом светотеневых градаций направленного освещения.

Практич.

12

творческий

9

Посмотр

2

  1. Условия реализации программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы требует наличия мастерской резьбы.

Оборудование учебного мастерской для резьбы: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; паспорт кабинета; журнал инструктажа по технике безопасности; комплект учебно-методической документации; комплекты наглядных пособий, схем, презентаций по темам учебного курса; доска, предметные стенды, компьютер, телевизор, DVD-плеер.

Технические средства обучения: компьютер, колонки, телевизор, DVD-плеер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Кирцер Ю.М. Практическое пособие. Рисунок и живопись. – М., 1992
  2. Кузин В.С. Наброски и зарисовки – М., 1982
  3. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. – Л., 1978
  4. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
  5. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.
  6. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.
  7. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1984
  2. Шембель А.Ф. Основы рисунка. – М., 1994
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989

4. Контроль и оценка результатов освоения программы

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется преподавателем в процессе проведения семинаров, практических занятий, уроков в форме презентации проектов, викторин, дискуссий, видео-уроков, выставок и просмотров.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- грамотно располагать предметы в листе (компоновка);
- точно передавать пропорции предметов;
- владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
- уметь поставить предметы на плоскость;
- выявлять цвет — выявлять форму цветом — выявлять цветом объем - выявлять тоном (цветом) пространство;
- уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его материальности;
- уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
-
 укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Педагогическое наблюдение.

Оценка творческих проектов с использованием ИКТ.

Просмотр

Знать:

-особенности визуального художественного образа, процесс его создания, развития и восприятия;

-основные формы изобразительной грамотности: пропорции, перспективу, тон;

-последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка;

-закономерности передачи световоздушной среды;

-техники и технологические приемы выполнения художественного произведения в различных материалах;

Опрос на практических занятиях, уроках-дискуссиях и викторинах.

Оценка работы с контрольно-измерительными материалами.

Просмотр

Просмотр для курса «Основы изобразительной грамоты»

На просмотр выставляются:

все учебные работы (7 работ). Итоговое задание обклеивается полосками ватмана шириной 4 см. (в углах соединение под 45 град.). Все работы склеиваются между собой полосками бумаги на расстоянии 4-6 см. и вывешиваются с именной табличкой на стене в установленном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Дисциплина: Основы изобразительной грамоты и рисование Возр

Пояснительная записка.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эс­тетического развития учащихся. В первый кла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Основы изобразительной грамоты и рисунка»

       В основу рабочей программы положена программа для детских школ искусств, разработанная в сфере системы художественного образования Международной ассоциацией деятелей ...

Учебно-методическое пособие по программе «Основы изобразительной грамоты»

Графика с акварельной заливкой по теме «Космос». Последовательность выполнения задания. Для учащихся первого года обучения. Занятие предполагает смену раздаточного метериала. Предполагает ...

«Натюрморт, как ведущий жанр в преподавании изобразительной грамоты»

Натюрморт удобный объект для анализа. Вопрос «как сделано» здесь встаёт с наибольшей остротой – он, очевидно, волнует и художника, и наивного зрителя, и изощрённого ценителя. Обращаясь к методической ...

"Фантастический натюрморт" план-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077601","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077602","...

План-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" на тему "Декоративная композиция.Осенний букет"

Урок может быть проведён с учащимися любой возрастной категории с той лишь разницей, что более старшим ребятам можно предложить составить более сложную композицию, на формате большего размера (наприме...

Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...