Рабочая программа по искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Коростелева Антонина Валерьевна

Программа разработана для 9 класса по учебнику Г.П.Сергеевой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_iskustvu_9_kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

Нормативно- правовые документы:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. « Обязательный минимум содержания образования по искусству», рекомендованный Министерством образования РФ.

3. Федеральный базисный учебный план.

4. Учебный план Андреевского  филиала МБОУ Мучкапской СОШ.

Сведения о программе

 

      Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования .

               Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

                     Программа состоит из 4 разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение искусства в 9 классе отводится не менее 34 ч из расчета 1 час в неделю.

Формы организации учебного процесса: классные и внеклассные.

Формы организации деятельности учащихся  : фронтальная, индивидуальная , групповая, работа в парах.

 

Основное содержание программы по искусству для 9 класса рассчитано на 34 часа.

Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

3. Дар созидания. Практическая функция  - 11 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  - 7 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Учебно- тематический план.

 

№ п/п

Тема

Всего часов

Воздействующая сила искусства.

9

1 - 2.

Искусство и власть.

2

3- 5.

Какими средствами воздействует искусство?

3

6 - 7.

Храмовый синтез искусств.

2

8 - 9.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

2

Искусство предвосхищает будущее.

7

10 .

Дар предвосхищения.

1

11.

Какие знания дает искусство?

1

12.

Предсказание в искусстве.

1

13 - 14.

Художественное мышление в авангарде науки.

2

15 - 16.

Художник и ученый.

2

Дар созидания. Практическая функция.

11

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

18.

Архитектура исторического города.

1

19.

Архитектура современного города.

1

20.

Специфика изображений в полиграфии.

1

21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

22.

Декоративно-прикладное искусство.

1

23.

Музыка в быту.

1

24.

Массовые, общедоступные искусства.

1

25

Изобразительная природа кино.

1

26

Музыка в кино.

1

27.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

Искусство и открытие мира для себя.

7

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

29

Литературные страницы.

1

30- 34.

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

5

Всего:

 

34

Контроль уровня обученности

Формы организации учебного процесса:  Классные и внеклассные.

Основные методы: словесный, наглядный, практический

Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина

Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест

Требования  к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Искусство» в 9 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

Уметь:

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Литература и средства обучения

        

  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" – М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),
  2. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
  3. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005. 
  4. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006.
  5. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.
  6. Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2005-2006

 

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4.  Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведен. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 608 с.
  5. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII – начала XX века. – М.: «Советский композитор», 1985.
  6. Календарно- тематическое планирование по искусству в 9 классе
  7. Кол- во часов за год: 34 ч
  8. 1 час в неделю

№№

Название разделов и тем

Кол-во часов

Дата проведения

формы контроля

По плану

Фактически

Воздействующая сила искусства (9 ч)

Урок1-2

Искусство и власть.

2

Урок 3-5

Какими средствами воздействует искусство.

3

Урок 6-7

Храмовый синтез искусств. 

2

Урок 8-9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Резерв

2

тест

Искусство предвосхищает будущее (7 ч)

Урок 10

Дар предвосхищения.

1

Урок 11

Какие знания дает искусство?

1

Урок 12

Предсказания в искусстве.

1

Урок 13-14

Художественное мышление в авангарде науки.

2

Урок 15-16

Художник и ученый.  

2

тест

Дар созидания (11 ч)

Урок 17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

Урок 18

Архитектура исторического города.

1

Урок 19

Архитектура современного города.

.1

Урок 20

Специфика изображений в полиграфии.

1

Урок 21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

Урок 22

Декоративно-прикладное искусство.

1

Урок 23

Музыка в быту.

1

Урок 24

Массовые, общедоступные искусства.

1

Урок 25

Изобразительная природа кино. 

1

Урок 26

Музыка в кино. Особенности киномузыки.

1

Урок 27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

тест

Искусство и открытие мира для себя (7ч)

Урок 28

Вопрос к себе как первый шаг к творчеству

1

Урок 29

Литературные страницы

1

15.04

Урок 30-34

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё». Резерв.

5

Самостоят. работа

                           ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...