Бинарный урок (ИЗО + орксэ) по теме "Искусство в религиозной культуре"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Тема урока: "Искусство в религиозной культуре" Тип урока: Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Это межпредметный внутренний краткосрочный по продолжительности проект, нетрадиционный вид урока. Урок формирования новых знаний. Форма урока: урок-путешествие Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока является учитель. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют направление, станции. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду - все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах "встречающихся" на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, творческие проекты, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об" увиденных и созданных" объектах творчества. Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, творческая мастерская, технология критического мышления. Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок (ИЗО + ОРКСЭ) по теме

"Искусство в религиозной культуре"

Тема урока: "Искусство в религиозной культуре"

Тип урока: Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Это межпредметный внутренний краткосрочный по продолжительности проект, нетрадиционный вид урока. Урок формирования новых знаний.

 Форма урока: урок-путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока является учитель. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют направление, станции. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду - все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах "встречающихся" на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, творческие проекты, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об" увиденных и созданных" объектах творчества.
Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, творческая мастерская,  технология критического мышления.
Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель ИЗО и ОРКСЭ – Шадрина И.А.

Класс – 4 класс

Предметы:  Изобразительное искусство  + ОРКСЭ

  • Педагогическая сущность бинарного урока –  позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике.

Цель урока:

формирование знаний, развитие творческих способностей учащихся через организацию  работы по усвоению и применению ими понятий, исторических фактов, творческих навыков по средствам исследования и восприятия произведений искусств, связанных с религиозными традициями, православной верой народа России.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить различным художественным приемам работы гуашью;
  2. Обобщить и закрепить ранее приобретенные знания, из опыта жизни учащихся, о религиозной культуре, включить их в систему знаний полученных на уроке.
  3. Показать религию православия глазами художников разных исторических эпох  
  4. формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности, умения обобщать (кластер).
  2. Способствовать овладению умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательскими.
  3. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к религиозному православному искусству, как источнику патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения.
  4. Способствовать развитию практических умений и навыков работы с художественными материалами, совершенствование творческого мастерства и эстетического вкуса, самовыражения, коммуникативных умений.
  5. Совершенствование художественных способностей через создание творческого проекта  « Рождественская звезда»

Воспитательные:

  1.  воспитание любви к русскому искусству, чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства, истории России
  2. Прививать учащимся познавательный интерес к изучению предметов ОРКСЭ и ИЗО
  3. Воспитание культуры взаимоотношений при работе в паре, развитие способности понимать друг друга.
  4. Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, культуре мышления и речи.

Используемое оборудование:  

Музыкальный ряд: Чайковский «Щелкунчик»,

Иллюстративный ряд: презентация с репродукциями картин: Виктора Васнецова «эскизы росписей храма»,  Михаила Нестерова «, образцы открыток, маршрутные листы, кластер.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, оборудование для рисования то же, что и у учащихся, образцы открыток, маршрутные листы, кластер.

Оборудование для учеников: листы - заготовки открыток, на планшетах приклеенные по периметру молярным скотчем, гуашь, кисти, баночки для воды, тряпки, влажные салфетки, рождественские звездочки (раздаточный, поощрительный материал).

План урока:

  1. Подготовительный, организационный момент. 1 мин.
  2. Постановка цели. 1 мин.
  3. Основное содержание урока:
  • Исследовательская работа. Просмотр презентации
    по теме. Задания в маршрутном листе. 5 мин.
  • Работа по технологии критического мышления «Кластер». 5 мин.
  •  Выполнение проекта «Рождественская звезда». Творческая работа.10 мин.
  1. Защита, демонстрация проекта,  выставка ученических работ. 5 мин.
  2. Определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.1 мин.
  3.  Рефлексия.  Подведение итога путешествия.3 мин.

 

Ход урока

Этапы урока

Реализация проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный, организацион ный
момент

1 минута

Приветствует ребят, сообщает об особенностях урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Анатольевна. Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальное, образовательное путешествие по стране творчества.

Эта страна огромная, в ней раскинулись высокие архитектурные горы, оперные моря, живописные равнины, балетные озера, театральные города, кинодеревни и дизайнерские столицы. Живут в этой стране художники, ремесленники, искусствоведы.  Всю страну за 30 минут не обозреть. В каждой экспедиции путешественники занимаются исследовательской работой, изучают окружающий мир, ведут записи, зарисовки. Мы попробуем с вами роль путешествен ников и познакомимся только с одной областью в стране творчества – религиозной культурой.  

Ученики приветствуют учителей.

Сообщение темы и постановка целей исследования

1 минута

Тема урока-путешествия "искусство и религия"

Цель  и задачи исследования: исследовать произведения изобразительного искусства, отражающие религиозную тематику, обобщить знания с целью применения их на практике в реальной жизни.

Объект исследования: живопись

Предмет исследования: изобразительное искусство. Актуальность исследования:

Скоро Рождество. Праздник, который празднует весь мир. В нашей стране православные христиане отмечают этот праздник 7 января. Сейчас идет Рождественский пост, верующие готовятся к встрече этого сказочного праздника.  Нам тоже необходимо подготовиться и узнать о традициях, истории и религии своего народа.

Вместо пятерок я подарю вам рождественские звездочки с добрыми пожеланиями.

Проблемное поле проекта: 

Как приложить наши знания на практике и стать полезным окружающим нас людям?

 Для того, чтобы отправиться в путь  распечатаем  маршрутный лист он укажет нам дорогу.

Маршрутный лист лежит  один на каждой парте.

Рассматривают маршрутный лист.

Содержание урока – путешествия по станциям.

20 минут

А) Исследовательская работа

Просмотр презентации
по теме.

5 минут

Давайте распечатаем маршрутные листы.

Мы отправляемся в путешествие!

Первая станция «Галерея»

В галерее собраны работы величайших  мастеров, художников нашей страны:

  • иконы Андрея Рублева – первого знаменитого иконописца древней Руси;
  • Виктора Васнецова – знаменитого Русского сказочника, великого художника;
  • Михаила Нестерова – знаменитого Русского художника (его картины находятся в Третьяковской галерее);
  • Ильи Глазунова – легендарного академика, художника советского периода, ректора академии художеств;
  • Павла Рыженко – самого знаменитого ученика Глазунова, представителя нового, современного поколения художников

Надо выполнить задания.

  1. Обвести в кружок № картины, которая вас поразила, восхитила, заставила сердечко затрепетать.
  2. Ответить на вопросы: о чем говорят  картины? Зачем  художники, несмотря на моду и запреты, много веков подряд обращаются к этой «высокой» теме?

Работают с презентацией, внимательно рассматривают репродукции картин и росписи храма, анализируют, делают выводы.

Б) Работа по технологии критического мышления

5 минут

Вторая станция «кластер».

 Знакомство и работа с религиозными и искусствоведческими понятиями. Обобщение, выводы, закрепление  материала урока.

В любой стране жители говорят на своем языке, используют определенные понятия. Обратите внимание на таблицу-кластер в маршрутном листе. Заполните таблицу, расшифруйте понятия «искусство» и «религия» подберите к ним определение раскрывающие их суть. Из глоссария (словаря) в пустые клеточки выберите и впишите слова, которые, как вы считаете, больше подходят к понятию «религия» и «искусство». Найдите общее понятие, вид искусства  продемонстрированный в презентации. Работаем  и обсуждаем в парах. Что мы знали, обобщили о «искусстве» и «религии»?

Что вызвало трудность?

Чем мы займемся на уроке? (будем рисовать!)

Поэтому мы отправляемся на следующую станцию!

а) уточнение информации;

б) поиск альтернатив;

в) выбор оптимального варианта решения проблемы Работают в паре, заполняют кластер, выбирают слова. Защищают свою позицию, мнение.

Получают звездочки

В) Выполнение проекта «Рождественская звезда», реализация.

10 минут

Третья станция «Мастерская»

Самая главная станция в стране творчества – это мастерская, портал перехода из виртуального путешествия в реальный творческий процесс.

Выполняем гуашью проект – картину «Рождественская звезда» рисуем вместе со мной.

Активный педагогический показ. Учитель рисует вместе с детьми.  Предлагается детям свободная творческая доработка по выбору: форма снежинок, дополнительные элементы, узоры, изображения птичек, ангелочков, храма.

Физкультминутка

Рисуют гуашью живописную работу «Рождественская звезда»

Г) Защита, демонстрация проекта,  выставка

3 минуты

Четвертая станция «Выставка ученических работ». Аккуратно снимаем скотч. Оказывается это не просто проект - картина, а поздравительная  рождественская открытка с сюрпризом (ангелочек).

Демонстрация учителем различных вариантов декорирования открытки, наполнения сюрпризами и подарками. Давайте продемонстрируем, друг другу, какие замечательные открытки мы сделали! Может кто-то из вас предложит свои варианты заключительного этапа реализации нашего проекта?

Снимают скотч, разглядывают готовую открытку с сюрпризом. Рассматривают различные варианты оформления открытки предложенные учителем, предлагают свои варианты реализации проекта.

  1. Д/З

1 минута

Д/З доработать  творческий проект рождественской открытки с сюрпризом, сфотографировать, поделиться с друзьями идеями и творческими находками.

3 минуты

Анализ выполнения проекта. Рефлексия.  Причины успехов и неудач Подведение итога путешествия.

Тема затронута, исследования проведены, знания обобщены и закреплены, проект нашел свое применение на практике.

Что понравилось? В чем были трудности?

Пожалуйста, оцените свои работы.

Дети высказывают оценочные суждения, делятся впечатлением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

ОРКСЭ. Эссе. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Данное эссе является зачетной работой на курсах повышения квалификации по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Урок ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур.

Тема урока: «Праздники и календари»Урок будет проведён 6 марта 2014 года. Место занятия – учебный кабинет. Данный модуль изучают двое обучающихся 4-х классов: Айсин Расим – 4-А класс; Ивлев Влад...

Методическая разработка по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные книги религий мира"

В методической разработке урока по ОРКСЭ представлен вариант урока по данной теме. Дети знакомятся с главными книгами мировых религий: Библией, Кораном, Торой.  Используются презентации священных...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...