Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Нусратуллина Ирина Николаевна

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batalnyy_zhanr._dorabotka_konspekta.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

                      Батальный жанр в произведениях художников.

Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».

Разработала: учитель изобразительного искусства

МОУ СОШ №4 г. Катав-Ивановска

                                         Нусратуллина Ираида Николаевна

Цель:         

Развивать творческое отношение к выполнению задания посредством выработки навыков поисковой работы, для создания условий формирования ценностных отношений к участникам ВОВ и произведениям батального жанра.

Задачи урока:

         Формировать у учащихся умение выражать в рисунке свои представления и впечатления;

         Учить выразительно, компоновать заданный сюжет;

         Воспитывать гордость за Родину, её героев.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции произведений А.Дейнеки, Б.М. Немен-ского, М.И. Самсонова, Н.С. Присекина, Б. Иогансона, М. Домащенко, П. Кривоногова, О. Богаткина.

Ход урока

      Помните об этом

               Помните всегда.

      Ведь об этом, люди,

забывать нельзя….

1. Организационный момент.

2. Основной этап.

Слайд №1 «Победа дедов – наша победа!»

№ слайда 1

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Заставка.

Вступительное слово учителя.

Прослушивание информации.

Учитель. Сегодня мы поговорим о произведениях посвященных батальному жанру, которые по праву   можно отнести к исторической живописи. Все военные события описанные художниками  стали уже историей и надеемся,  больше никогда не повторятся.

Какие же произведения мы относим к батальному жанру?

Слайд 2. «Батальный жанр»

№   слайда 2

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Батальный жанр».

- Посмотрите на слайд.        

Чтение информации                                                      

                Звучит музыка.

Учитель.  Война - главная тема этих произведений. Война жестокая, не щадящая ни кого,  ни взрослых, ни  детей.

В истории нашего государства было много решающих битв, воин, которые останутся в памяти людской. Великая Отечественная война - стала самым тяжелым испытанием для нашего народа (1941 - 1945 г.г.).

 Художники, поэты, композиторы уходят на фронт, на передовые фронта. В перерывах между боями пишут стихотворениями, музыку, делают наброски к будущим картинам, что бы  правдиво  рассказать о войне. Оставить для нас потомков  лица  солдат, что спасли мир от немецкой чумы.

Слайд 3.  А. А. Дейнека.

№   слайда 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

А.Дейнека

- Посмотрите на слайд.        

Чтение информации                                                      

ДЕЙНЕКА Александр Алек-сандрович [8 мая 1899 - 12 июня 1969], российский живописец и график, народный художник СССР. Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики.

Чтение информации

Учитель. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Оте-чественной войны. («Оборона Севастополя», 1942)

 В феврале 1942 года художник А. Дейнека вместе со своим другом Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевую роту, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений (траншеи, окопы, воронки от бомб и снарядов).

  На ходу рисовал быстрыми меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно воз-никавших тут и там явлений (пепелища сожженных деревень, взорванные мосты, поезда, тема погибших). Эти фронтовые зарисовки стали предпосылками для картины «Оборона  Севастополя».

№   слайда 4

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Оборона  Севастополя».

- Посмотрите на слайд.        

Рассматривание картины

«Шла тяжелая война, - говорил художник  о замысле картины. - Была жестокая зима, начало на-ступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег становился от взрывов черным».

- Посмотрите на полотно. Представьте, что вы наблюдаете бой, он проходит на ваших глазах.

- Что вы чувствуете? Что слы-шите?

- Когда вы долго смотрите на картину, какие чувства у вас возникают?

- Какой художественный приём использует художник (обратите внимание на главного героя).

- Обратите внимание на цветовые контрасты. Сравните город и весь пейзаж.        

- Слышим  шум морского прибоя, скрежет гусениц танка, свист пуль, разрывы гранат. Русские крики: «К бою! Вперед!»

- Слышим крики немецких солдат, стоны раненых.

- Очень страшно, везде смерть.

-Как будто мы сами участ-ники боя, сами вступаем в рукопашную схватку.

 -Фигура главного героя сдвинута в левый край полотна, чтобы связка гранат приобрела пространство. Моряки стоят шеренгой, за ними поднимаются новые силы - прибывает новая волна.

-Белый город, сумрачная синева моря, красно-чёрное небо. Всё-это как бы под-тверждает, что бой жесто-кий, насмерть.

Учитель. Битва смотрится как панорама. Это монументальное - эпическое полотно, которое обобщает героику великой войны.  На картине Н.С. Присекина  «Севастопольцы» видим бой, это тот же город.  Отчаянные моряки опять на переднем плане.

№   слайда 5

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Н.С. Присекин  «Сева-стопольцы».

- Посмотрите на слайд.        

Рассматривание картины

Тот же город, но не тот.

- Как видит художник сраже-ние за город Севастополь?        

Моряки. Развалины города, гарь, копоть, свист пуль.

№   слайда 6

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Б.М.Неменский

- Посмотрите на слайд.        

Рассматривание картинны

Борис Михайлович Немен-ский - народный художник России, участник Великой Отечест-венной войны, действительный член Россий-ской академии образования, заведующий кафедрой пла-стических искусств и художественной педагоги-ки, профессор, лауреат Го-сударственных премий и пре-мии Президента РФ, созда-тель новаторской системы общего художественного об-разования, кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просвети-тельскую, образовательную и культурную деятельность на благо России, присужденного Советом по общественным наградам Организации Объединенных Наций.

Произведения Б. М. Немен-ского находятся в Государст-венной Третьяковской гале-рее, Русском музее, а также в других российских и зару-бежных музеях, они украша-ют частные коллекции в Гер-мании, Англии, Франции, Японии.

                Рассматривание

Учитель. А сейчас перед вами другое произведение. Картина Б.М.  Неменского  «Это мы, Госпо-ди» (« Безымянная высота»).

Здесь нет шума, нет боя, здесь оглушительная тишина. И кажется нам, что молодые ребята уснули. Вот бегали они по травам и притомились, легли и уснули.

№   слайда 7

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Б. Неменский «Это мы, Господи»

(« Безымянная высота»).

- Посмотрите на слайд.

Рассматривание картины

        - На картине нет крови. Но она поистине яркое вопло-щение войны.

-Чем же потрясает картина, что в ней заставляет нас пе-реживать.    

        Рассматривание картины.

- Молодые ребята русский и немецкий солдаты погибли в бою.

Учитель. Это  произведение - любимое детище художника.  «Весь процесс работы оказался как бы внутренним спором, выдавливанием из себя накопившейся за годы войны ненависти, недове-рия, процессом расчленения как бы единого представления: немец - фашист».

Сюжет картины берёт своё начало из фронтового эпизода первой командировки в район боевых действий в Великие Луки.

 «Я шел пешком, с полной выкладкой солдата - художника. Шел долго, устал. И сел на торчащий из - под снега толи камень, то ли пенек пожевать сухарь и дать ногам отдохнуть. Неожиданно за-метил, что позёмка прямо передо мной колышет траву. Но трава зимой не мягкая, колыхаться от лёгкого ветра не может. Всмотрелся, встал. Оказалось, что я сижу на мертвом немецком солдате - почти полностью занесенном. Колыхались рыжеватые волосы. И я был поражен - мальчишка, юноша моего возраста и даже чем - то похожий на меня».

Сюжет картины - двое погибших в бою  молодых солдат, русский и немец.  «Война оборвала их жизни, распластав их тела на весенней земле. Один - в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой,  подоткнув под себя руку, уткнулся носом. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в тоже время они похожи на уснувших детей» (Л.А. Неменская)

Поэт, фронтовик Константин Симонов говорил о картине так: «О чем хотел сказать нам худож-ник  этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом, но не только об этом. А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война - далеко не лучший способ разрешения споров между людьми. Смотрю на картину и думаю о том, что именно личный опыт войны потребовал от Неменского создания этой картины, далёкой от  героики, но властно напоминающей нам о том, что новой войны не должно, не имеет права быть. Я разделяю это чувство, я люблю эту картину, отвечающую не только моим воспоминаниям, но и моим мыслям о будущем».

- Ребята, а что вы скажите об этой работе художника.  Какие ассоциации возникают перед вашими глазами.  (Две молодые птицы, только что покинувшие родительское гнездо погибли, сражаясь за территорию). Посмотрите на слайд и послушайте стихотворение, которое было сочинено после просмотра этой картины вашей ровесницей.

№   слайда 8

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стихотворение

- Чтение стихотворения

Слушание стихотворение

Чтение стихотворения

Сорваны цветы, вянут, лежат

Молодые сердца их не стучат

Им бы молодым жить да любить

Им бы веселиться, им бы дружить.

В голубое небо глаз  не поднять

Здесь на высоте вечным сном спать.

Им бы молодым жить да любить

Им бы веселиться, им бы дружить.

По земле по русской горе прошло

Тысячи цветочков таких сорвало.

Тысячи по русской земле их лежит

Им бы молодым жить да любить.

                 Слушание.

Какие ассоциации возника-ют у вас при просмотре кар-тины.

Учитель. Ещё одно произведение Б.М. Неменского «О далёких и близких».

№   слайда 9

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Б.М. Неменского

«О далёких и близких»

- Посмотрите на слайд.

Рассматривание картины

Материалом для картины по-служили впечатления и пере-живания самой первой коман-дировки в 1942 года в дейст-вующую часть. На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. Письма были здесь редкостью, поэтому солдаты перечитывали свои письма вслух по нескольку раз.

- Какие впечатления вызывает у вас картина?  О чем хочет рас-сказать нам автор?

- Какой художественный приём применят художник?        

Бой закончен на сегодня, хочется вспомнить что - то родное, близкое.

Цветовые контрасты. Яркое пятно - лица солдат в центе картины.

Учитель.  Посмотрите на слайд. М.И. Самсонов  «Бойцы Сталинграда».

№   слайда 10

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

М.И. Самсонов  «Бойцы Сталинграда».

- Посмотрите на слайд.

Рассматривание картины

        - А вот ещё одна передышка между боями. Сердце и душа устали от смерти, просят музыки и отдыха.

- Какое настроение у  картины?        

Радость на лицах солдат, предчувствие победы.

Учитель. Только мужество и сила

       Нас к Победе привела,

      От фашистского нашествия

       Мир и Родину спасла.

3. Представление презентации учащимися:

«Сороковые, роковые, военные и фронтовые».

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Просмотр

Следит за процессом представления презентации и подачи информации учащимися.

Представляют презентацию

4. Практическая часть.

1 группа: создают эскиз с помощью рекомендаций по оформлению баннера на тему: «Мы помним и чтим память людей, защищавших нашу Родину». Используя материал научно-исследовательской работы об участнике ВОВ Храмове Г.П. «Сороковые, роковые, военные и фронтовые».

Рекомендации: баннер не загружать словами,  не перегружайте цветом и картинками. 

2 группа: оформляют поздравительную открытку к празднику Победы используя атрибуты и символику ВОВ.

3 группа: на основе просмотренных репродукций произведений батального жанра А.Дейнеки, Б.М. Неменского, М.И. Самсонова, Н.С. Присекина, Б. Иогансона, М. Домащенко, П. Кривоногова, О. Богаткина дети создают свой рисунок, в котором намечают линию горизонта, стараются правильно распределить предметы композиции, намечают тонким контуром фигуры людей.

Практическая работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполнение.

Следит, оказывает индивидуальную помощь, консультацию при выполнении работы.

Выполняют работу в творческих группах.

5. Подведение итогов.

Подведение итогов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Итог

Оценка работ учащихся.

Защита творческой работы.

6. Домашнее задание.


Литература:

Н.А. Ионина «100 Великих картин, издательство «Вече», 2000г.

Журнал «Мурзилка» № 5, 2005г.

Газета «Искусство» № 7. Издательство «Первое сентября», 2007г.

Использование материалов архива краеведческого музея г. Катав- Ивановска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

Самостоятельная работа по литературе в 5 классе по теме "Тема войны в произведениях русских и советских писателей"

Тестовые задания и задания с кратким вариантом ответа по произведениям на тему войны.Учеб. И.Н. Сухих....

«Великая Отечественная Война в произведениях советских художниках»

События Великой Отечественной  войны в произведениях художников  имеет особое значение: искусство  всегда сберегает живую действи...