спец. курс- волшебное искусство для 7-8 классов
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Овчинникова Татьяна Геннадьевна1

Волшебное искусство для факультативных занятий в 7-8 классах,   спец.курс знакомит с  основами декоративной композиции, приемами и способами построения и рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тыретская средняя общеобразовательная школа

Заларинского района Иркутской области»

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР __________

         (Киданова  Е.Н.)

« __ »  ___________ 2011г.

 «Утверждаю»

 Директор МОУ Тыретской

  СОШ  ___________  

            (Рябец Г.С.)

  «  __» ___________ 2011г.

Рабочая программа спецкурса

        

«Волшебное искусство»

в 8  общеобразовательном  классе

на 2011-2012 учебный год

количество часов в неделю - 1

Составила: Овчинникова Татьяна Геннадьевна

учитель изобразительного искусства

Составлена в соответствии с

программой Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1- 8 классы»,  издательство М., «Дрофа», 2001.  

Прошла экспертизу на заседании

методического объединения,

протокол №___  от «___»

_________  2011г.

Пояснительная записка к рабочей программе

При составлении спецкурса за основу взята программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1- 8 классы»,  издательство М., «Дрофа», 2001.   Для реализации программы также используется учебное пособие для обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» -  Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», М., Центр «Владос», 2005.

Программа рассчитана на 34 часа, составлена на основе государственного стандарта общего образования из части школьного компонента.

Планирование спецкурса по изобразительному искусству составлено для обучающихся  8 класса. Выбор узкой темы «Декоративная композиция» из огромного и многогранного пласта изобразительного искусства считаю важным для изучения современными школьниками.  Так как эта тема тесно переплетается с эстетическим  оформлением и дизайном окружающей  предметной среды, с народным и современным декоративно-прикладным искусством, с основными орнаментальными мотивами в мировом искусстве, она соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную.

В результате произведения декоративно-прикладного искусства определенным образом отражают жизнь общества, его вкусы, традиционные формы народного мастерства.

Художественно-выразительный язык декоративно-прикладного искусства отличается условностью, декоративностью, соотнесенностью формы изделия и его украшения с утилитарно-практической значимостью предметов. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой, так как его изобразительными средствами являются цвет, линия, форма и пространство. Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей.

Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры обучающихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Через понимание, что декоративная композиция – это основа декоративно-прикладного искусства – это определенное миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.  Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, организация экспресс - выставок и защита коллективных художественных проектов.

Цели обучения:

  • формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
  •  формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
  •  формирование художественно-творческой активности школьников;
  •  формирование практических навыков художественно-творческой деятельности, понимание связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;
  • раскрытие перед обучающимися социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Методы обучения:

информационно-рецептивный и проблемного изложения, словесные, наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, а также метод творческой деятельности, познавательные игры.

Приемы обучения.

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках с использованием разнообразных форм выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме;
  •  декоративная и конструктивная работа в определенной технике (аппликация, бумагопластика, роспись кистью и т.д.);
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат) и индивидуальной
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Формы обучения:  

классно - урочная и нестандартные занятия (конкурсы, «мастерские», «погружения», урок-ярмарка, урок-путешествие)

Виды деятельности обучающихся на уроке:

 Программой предлагается система творческих заданий и вопросов, цель которых – развитие художественно-творческих способностей обучающихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла, беседы с просмотром репродукций и фотографий произведений декоративно- прикладного искусства разных стран и народов.  Итогом работы по программе являются следующие формы: составление альбомов – коллекций с рисунками и фотографиями, оформление индивидуальных и коллективных выставок рисунков, панно.

Знание законов декоративной композиции позволит ребятам расширить свои возможности при выборе профессии и использовать свои умения и навыки в разных сферах художественно-прикладной деятельности: ландшафтный, интерьерный и фитодизайн, модельер одежды, обуви, театральный оформитель, компьютерный график и т.д. Приобретенные знания будут являться основой для дальнейшей предпрофильной подготовки обучающихся старшей школы.

Выполнение практических упражнений для закрепления знаний, выполнение тематических творческих работ в определенной технике (роспись, аппликация, бумагопластика), написание рефератов или создание альбомов по искусству.

Познавательные игры, конкурсы-викторины, кроссворды, тесты, дидактические наглядные карточки для закрепления и контроля знаний.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки. В частности: в 8 классе  дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку.

 Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:

  • узнавать разные приемы трансформации природных форм в  декоративные;
  • приводить примеры произведений народного и декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены черты национального своеобразия;
  • применять творческий опыт в художественно-эстетической организации среды, используя теоретический материал по истории материальной культуры, экологии культуры и среды;
  • эстетически воспринимать, эмоционально реагировать на условно-символический язык народных образных систем: охранительно- магическая символика на примерах образов-знаков мифологизированные образы природных стихий;
  • проявлять интерес к местной, региональной, национальной специфике традиционного и профессионального искусства как способу выявления индивидуальности человека нового века.

Литература для учителя.

1. В.И.Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества. Сценарии уроков изобразительного искусства.  Библиотека учителя», М., ГИЦ «Владос», 2002.

2.  Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция».  Учебное пособие для обучающихся по

специальности «Изобразительное искусство», М., Центр «Владос», 2005.

3.  А.В.Пожарская «Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков». Волгоград, «Учитель», 2010.

4. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство для детей. Рисуем и декорируем. Творческая тетрадь», М., АСТ : «Астрель», 2010.

5. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство в 3 частях» - 5-8 класс. Обнинск, изд. «Титул», 2001.

6. З.А. Степанчук. Опыт творческой деятельности школьников. Волгоград, «Учитель», 2009.

7. Энциклопедия знаний «Искусство». М., ООО «Издательство Астрель», 2001.

Литература для обучающихся. 

1. С.К.Жегалова  «Русская народная живопись». М., «Просвещение», 1984.

                  2. М.Максимова «Мозаика лоскутных узоров». М., «Эксмо», 2007.

3. Ф.Уатт «Как научиться рисовать». М., ООО«Росмен-Пресс», 2002.

4. Ф.Уатт «Я умею рисовать». М., ООО «Росмен-Пресс», 2004.

5. Энциклопедия знаний «Искусство». М., ООО «Издательство Астрель», 2001.

Мультимедийные издания:

 "Мировая художественная культура", "Эрмитаж – искусство Западной Европы".

"Один час в Оружейной палате", "Третьяковская галерея, музеи России".



Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план спецкурса 8  класс

№ уроков

Дата проведения урока

Тема урока (раздела)

Компонент учебного плана

Контроль

Практическая

часть

Примечания

План

Факт

1 четверть.

1 блок. Основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве.

школь

ный

1

2

06.09

13.09

Первоначальный смысл орнамента как знака, символа, включающего в себя все магическое, поэтическое содержание мира. Основные группы древнейших мотивов геометрического орнамента. Повторение понятий: узор, ритм, симметрия. Повторение в рисунке основных групп геометрического орнамента.

Выполнение эскизов орнаментов

по выбору (геометрический, растительный)

3

20.09

Повторение в рисунке основных групп древнейших зооморфных мотивов.

Выполнение эскизов орнамента

(зооморфный)

4

27.09

Древний Египет – родина растительного орнамента.  Линейный орнамент.

Выполнение эскизов орнамента

5

04.10

Древняя Греция – наследница орнаментальной культуры Древнего Египта. Замкнутый орнамент.

Выполнение эскизов орнаментов

по выбору (в квадрате, круге, прямоугольнике)

6

7

11.10

18.10

Составление уравновешенной композиции с древними орнаментальными элементами. Симметричный орнамент.

Творческая работа.

Выполнение эскизов орнаментов

8

9

25.10

01.11

Симметрия и асимметрия в народных и декоративных узорах и орнаментах. Составление асимметричного орнамента.

Анализ и выставка работ

Творческая работа.

Выполнение эскизов орнаментов

2 четверть.

10

11

15.11

22.11

Построение динамичного и статичного орнамента.

Творческая работа на тему «Движение к свету», «Покой», «Волны»

2 блок. Цвет и графические возможности в декоративной композиции.

12

13

29.11

06.12

Графические возможности в декоративной композиции. Варианты графического декора и практическое применение.

Творческая работа.

Выполнение эскизов композиции

14

15

13.12

20.12

Создание цветовых гармоний родственных и контрастных дополнительных цветов.

Эскизы рисунков для тканей

16

27.12

Пространственные и психологические свойства цвета. Декоративная комбинаторика.

Анализ и выставка работ

Творческая работа.

Выполнение эскизов композиции

3 четверть.

3 блок. Стилизация и основные принципы организации декоративной композиции.

17

18

17.01

24. 01

Стилизация природных форм. Декоративные цветы, листья.  

Составление композиции из декоративных листьев и цветов.

 19

20

31.01

07.02

Стилизация в декоративном пейзаже.

«Волшебные деревья».

Творческая работа.

Выполнение эскизов композиции.

21

14.02

Коллаж «Фантазия». Аппликация из цветной  бумаги.

Творческая работа в материале.

22

21.02

Основные приемы организации пространства в декоративной композиции: ритмы мотивов.

Практическая работа на тему «Времена года»

23

24

28.02

06.03

Доминанта – композиционный центр. Особенности построения монокомпозиции.

 

Составление композиций в цвете из абстрактных и геометрических форм

25

26

13.03

20.03

Членение плоскости на части, оверлеппинг (наложение одной формы на другую).

Анализ и выставка работ

Творческая работа.

Выполнение эскизов композиции

4 четверть.

4 блок.  Декоративное искусство в современном мире

27

28

03.04

10.04

Беседа о выставочном декоративном искусстве, о многообразии технологий.

Как поддерживается связь декоративного современного искусства с русскими народными традиционными  ремеслами и художественными промыслами.

Подготовка докладов «Сферы художественно- прикладной деятельности в современном мире»

29

30

31

17.04

24.04

08.05

Составление и изготовление в материале декоративных панно или оформление альбомов по декоративному искусству.

Анализ и выставка работ

   Групповая  или в парах творческая работа в материале.

32

33

34

15.05

22.05

29.05

Форма и декор предметного мира.

Создание предмета быта в материале

по выбору (рамочка для фото, ваза,  карандашница, сумочка, пенал и др.)

Выставка работ

Индивидуальная творческая работа в материале.

«Я – дизайнер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по курсовой работе для студентов спец. 100108 Парикмахерское искусство по дисциплине "Экономика отрасли"

На современном этапе  в условиях рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятий в рамках этой системы. ...

Программа спец курса "глобальная экология"

Дополнительное образование учащихся по экологии – важный компонент естественнонаучного образования. Оно вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая у школьников формирование б...

Спец курсы "Моделирование технических объектов"

Программа метапредметного курса «Моделирование технических объектов»         Программа метапредметного курса «Моделирование технических объектов» предназна...

Спец. курс кадетсво "Вчера, сегодня, завтра".

Настоящая программа представляет собой актуальный материал об истории кадетских корпусов России в их историческом развитии, правилах и традициях кадетского братства, персоналиях кадетского движения, р...

Рабочая программа по спец.курсу для 8 класса "Решение расчётных задач"

Данный курс предназначен для учащихся 8-х классов, изучающих химию на базовом уровне. Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю)Предлагаемый  курс направлен на углубление и расширение химически...