Технологическая карта к уроку "Народный праздничный костюм" 5 класс. Б.М.Неменский
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Маникина Ирина Александровна
Технологическая карта урока может использоваться на уроке изобразительного искусства в 5 классе при изучении женского народного костюма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 41» г. Кемерово

Маникина Ирина Александровна,

учитель изобразительного искусства

Кемерово - 2014

  1. Предмет: изобразительное искусство.
  2. Класс 5.
  3. Используемый УМК: Г Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; Изобразительное искусство «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского  5-9 классы»: Москва, Просвещение, 2014 год
  4. Тема урока: Народный праздничный костюм  (женский) 
  5. Цель урока: формирование: представления об образном строе народного праздничного женского костюма,  ценностного отношения к истории, культуре традициям своего народа; творческой и познавательной активности; коммуникативной культуры.
  6. Задачи урока: расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного  костюма; поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора; формировать компетенцию самостоятельной работы; коммуникативную компетенцию: общения в диалоге, формулирования вопроса; воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.
  7. Планируемые результаты:
  • Личностные: формирование  ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков  доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • Метапредметные:
  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с  опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.

8.Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор, на доске числа от 1 до 10,клише для ответов:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

 «Самым интересным на уроке было…»

«Мое настроение  …»

9.Список информационных источников:

http://cat.convdocs.org/docs/index-111779.html

http://festival.1september.ru/articles/500619/

http://www.bandyvesti.ru/wp/read/istoriya-russkiy-narodniy-kostyum.php

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этап урока

1. Организационный момент  (1 мин.)

- Проверка готовности учащихся к уроку .

- Мобилизующее начало урока.

На доске: 1 2 3 4 5

На доске написала цифры от 1-5, Разве у нас  урок математики? Для чего же я их написала цифры?

Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к -5.

Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

 Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей

Личностные  УУД

эмоционально-положительный настрой на урок. Метапредметные:

регулятивные:

осуществляют  самоконтроль;

познавательные:

интерес к предмету;

коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.

2. Актуализация знаний . Введение в тему (2 мин)

Запись фоном «Коробейники», Обращает внимание на репродукции К. Маковский  Из цикла..«Боярыня »,  «Сваха»

Вопросы:

-Что общего между этими  произведениями  искусства?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученики просматривают предложенные произведения, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

Личностные:

формируют умения признавать свои ошибки.

Предметные:

применение знаний полученных на прошлых уроках.

Метапредметные:

познавательные:

ориентируются в своей системе знаний;

регулятивные:

высказывают своё предположение:

коммуникативные:

участвуют в диалоге

3. Определение  темы и целей урока (3 мин)

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке о русском костюме?

Обращает внимание на работу «Девушка в северорусском костюме» выполненная в технике оригами.

-Ребята, а вы знаете, как называется этот элемент костюма?

-Можете предположить, в какой технике выполнена работа?

-Итак, кто попробует сформулировать тему урока?

Исходя из темы, сформулируем цели урока:

Познакомимся с …

Научимся отличать…

Научимся использовать…

Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

Формулируют цели урока , опираясь на слова.

Личностные:

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему урока;

определяют последовательность действий;

4. Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала)

(13 мин)

Читает фрагмент стихотворения

Нам, россиянам, русского костюма

историю полезно очень знать!

костюм о людях призовет подумать,

о быте, нравах может рассказать.

Показывает 2 фото  русского женского костюма

« По одежке встречают…»

 Эта известная поговорка пришла из глубины столетий. Тогда нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.

Более всего разнились костюмы северных и южных губерний, о них мы сегодня и поговорим.

-Можете ли вы предположить, какой костюм считается северорусским? Почему?

-Что является основой северного и южного костюмов?

« Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани.

-Рассмотрим орнамент на рубахе, где-то мы его уже встречали?

Единство пользы и красоты орнамента, связь с природой.

-Какую роль играла вышивка на рубахе?

-Какие цвета преобладали в народном орнаменте?

- Каково их значение?

Собственную рубаху  не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье.

На Руси никогда не ходили распояской, и первой «одеждой», которую получал новорожденный, был именно пояс.

- Как, по-вашему, какую функцию он мог выполнять, если одевали его сразу после крещения?

-Что представлял собой сарафан?

Как украшен?

Где расположен орнамент?

Сарафан обязательно подпоясывался  пояском, и девушки носили на нем съёмные карманы - «лакомники»

-Как вы думаете, что там находилось?

- Что еще одевали в праздник поверх сарафана, опишите?

( душегрея-епанечка- коротея)

 В южных районах России модницы одевали поневный комплекс.

-Чем наряд отличается от северного?

Понева-юбка. она одевалась поверх рубахи, затем передник и навершник.

Завершал праздничный костюм головной убор.

-Какие русские головные уборы вы уже знаете?

-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?

 -Отличаются ли головные уборы северных народов, от южных?

 Ведет речь о головных уборах и украшениях.

Любой  национальный костюм, так или иначе, отражает особенности национальной культуры.

-А где сейчас используют элементы национального русского костюма?

Ученики  отвечают на вопрос  учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ.

Личностные:

умеют  удерживать учебную задачу;

Предметные:

воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека;

Метапредметные:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

 овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

регулятивные:

 отличают верно, выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

участвуют  в коллективном обсуждении;

аргументируют  свое мнение;

умение сформулировать вопрос;

5. Физкультминутка ( 1 мин.)

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Представьте, что вы на подиуме и демонстрируете новые народные костюмы  современных дизайнеров.

Распрямили плечи, утянули живот и плавно двинулись вперед, а затем назад, повернулись, улыбнулись, поклонились, сели. Молодцы!

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Личностные УУД:  формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6.Первичное закрепление умений.

Постановка художественной задачи  ( 2 мин)

- Вспомните, чему мы должны научиться?

Внимание – приготовьте рисунки, выполненные вами на прошлом уроке.

-В какой технике сегодня еще  можно было выполнить работу?   

Приготовьте  материалы необходимые для выполнения работы.

-Что вы приготовили?

  Предлагает выполнить задания разного уровня сложности.

1 уровень

по предложенному алгоритму

2 уровень

по предложенному алгоритму, но изменяет головной убор.

( замужняя)

3уровень.

по предложенному алгоритму, но усложняют головной убор. Дополняют работу

объемными элементами, стразами, бусинами.

Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, готовят необходимый материал.

Предметные УУД:

формируют конкретные знания;

Метапредметные УУД:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

регулятивные:

волевая саморегуляция ( способность к преодолению препятствий);

коммуникативные:

участвуют  в коллективном обсуждении;

аргументируют  свое мнение;

.

7.Самостоятельная работа по предложенному алгоритму (20 мин)

контроль

-индивидуальный

-выборочный

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

Учащиеся выбирают уровень и выполняют практическую работу, осуществляя проверку и взаимопроверку выполнения задания.                             

Воспринимают на слух советы и ответы учащихся по устранению недочетов в работе

Предметные УУД:

умеют  применять знания на практике.

Метапредметные УУД:

познавательные:

осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, выбирают нужный уровень сложности

регулятивные:

контроль, коррекция,  умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона 

коммуникативные:

рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества.

личностные: 

самоопределение.

8. Домашнее      задание  (1 мин)

Альбом и  на выбор краски или цветные карандаши.

Учащиеся записывают задание  в дневник,

с учётом индивидуальных возможностей

Метапредметные УУД:

регулятивные:

самоконтроль.

Личностные:

осознание личной значимости;

9. Самооценка. Рефлексия.(2 мин)

-Где еще можно использовать фигурки  женщин , выполненные в такой технике? (закладки, открытки…)

Предлагает оценить свою работу на уроке

 по 5-балльной системе  и отметить это цифрой на нерабочей стороне альбома.

Интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли выполнять работу в технике оригами, довольны ли вы своей работой? 

Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

 «Самым интересным на уроке было…»

«Урок для меня показался  …»

 «Мое настроение  …»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и  старательны. Самое главное, что вы работали дружно, выручали друг друга , помогали исправить ошибки.

 Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни, как  можно чаще звучало слово МЫ.

Звучит  русская  мелодия.

По рядам показывают работы друг другу.

Осуществляют:

самооценку;

взаимопроверку;

формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему?)

Личностные УУД:

следуют моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;  

дают оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Урок для 3 класса по программе Неменского “Образ театрального героя. Силуэт - загадка”

3 класс, IIIчетвертьРаздел: “Художник и зрелище”Тип урока:нестандартный урок-фантазияОбласть:изображения и украшенияТема урока:“Образ театрального героя.  Силуэт - загадка”.Цели и задачи урока: О...

Рабочая программа по изо, 5 класс (Б.М.Неменский)

содержит полное календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изо, 7 класс (Б.М.Неменский)

Программа разработана для учащихся 7 класса, которая содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование...

тематическое планирование 1-8 классы по программе Неменского Б.М. с вводом музейных уроков

календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-8 классы с музейными уроками...

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Контрольные работы по ИЗО в 5-7 классах. ( по программе изобразительное искусство 5-7 класс; под ред. Неменского Б. М.)

В данной публикации представлены проверочные контрольные вопросы по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов. Вопросы охватывают основные темы и понятия изучаемого предмета, а также помогут...