Урок-презентация "Мордовский костюм "
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Минеева Светлана Анатольевна

На уроке рассмотрен женский мордовский костюм в творчестве русского художника Федора Сычкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskiy_kostyum.docx18.41 КБ
Office presentation icon mord_kostyum.ppt625 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовский костюм.

Цели и задачи: воспитание на национальных традициях, познакомить с основными видами декоративного украшения одежды.

Ход урока 

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Изучение нового материала.

Учитель.

(слайды)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о женском мордовском костюме. Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Назовите  художников, которые большую часть своего творчества посвятили мордовской культуре?

Ученик.

 Имя мордовского живописца – Федота Васильевича Сычкова (1870 – 1958) мы все знаем.   Село Кочелаево  Ковылкинского района Республики Мордовии – родина Федота Сычкова. В двенадцать лет будущий художник, родившийся в селе Кочелаево, лишился отца. Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу. Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи. Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.  Так началась его трудовая и творческая биография. Сперва - подмастерьем у иконописцев, потом - освоение церковных фресок и выполнение платных портретных работ по представленным фотографиям. Способного паренька заметил местный помещик генерал Арапов. Он был не прочь посодействовать юному дарованию и тем самым себя “приподнять” в глазах земляков, но так ли уж талантлив этот мальчонка?   Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники, народные гулянья, зимние забавы молодежи.

   Учитель.

На своих картинах Сычков покозывал и мокшанок и эрзянок. Обратите внимание на наряды в которые одеты герои картин художника. Здесь мы видим все детали костюма.

(слайды)

Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.  Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.     Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения, как например, башкирский сэлтэр. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести. Обувью служили лапти каръхть, картъ - мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными онучами.

4. Практическая работа

Я предлагаю  вам создать собственный костюм с национальными элементами.

5. Итог урока.

    6. Домашнее задание. Завершить работу в цвете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Создание эскиза костюма в Gimp ч.2 Создание оригинального эскиза костюма-образа

Презентация с материалом по практической работе в графическом редакторе Gimp. Занятие из серии «Образ в коллекции» - работа над эскизами по авторской программе "Дизайн-студия "Стиль игры"",...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Практическое занятие по дисциплине История костюма по теме: Сравнительный анализ костюмов стран Древнего мира

Цель урока: Закрепить знания о составных частях костюмов Древнего мира, их характерных особенностях для стилизации современного костюма К уроку студенты должны знать: Характеристику материально-культ...