Игровые технологии
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Угаренкова Лия Тулегеновна

 

        Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_igrovye_tekhnologii.doc765.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей логическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно – познавательной направленностью.

Виды педагогических игр:

  • По характеру деятельности: имитационные, социальные, трудовые, интеллектуальные, рекреационные, управленческие, психологические и другие.
  • По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие и др.
  • По предметной области: математические, музыкальные, театральные, литературные…
  • По игровой среде: без предметов, настольные, компьютерные, комнатные, уличные, телевизионные.
  • По виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
  • По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные.

  • По характеру игровой методики: игры с готовыми правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу действий;

Технология проведения учебного занятия – игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договорённость об условиях и правилах, консультации).
  2. Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза).
  3. Этап анализа и обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игровые задания. (Анаграммы)

Этот приём  позволяет проводить нестандартные, интересные и увлекательные не только уроки, но и мероприятия. Вопросы и задания составляются с учётом знаний учащихся в каждом классе.

Такой вид игровых заданий как анаграммы позволяет развивать у учащихся логическое мышление, применяя полученные ранее теоретические знания.

Пример 1. Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящееся к искусству.

  • КАРКАС – К -----  (материал для рисования). (Краска)
  • ЗАМОК -   М----   (слой краски, наложенный одним коротким, отрывистым движением кисти).  (Мазок)
  • МОЛЬБА -  А----- (сборник фотографий, репродукций). ( Альбом)
  • КОРОБКА – Б------ (стиль в европейском искусстве XVII –    XVIIIвв.) (Барокко).
  • ЛИДА – Д--- (испанский художник XX в., представитель сюрреализма). (Дали Сальвадор).
  • ТРОС Т--- (скульптурное изображения туловища человека).    (Торс).
  • ТАЛАНТ – А----- (мужская статуя-опора). (Атлант)
  • КОЛ + ОКНО – К------ (зверёк, хвостовой волос которого используют для изготовления художественных кистей). (Колонок).
  • ОН ПИЛ – П---- (массивный столб). ( Пилон).
  • ЭТАЖ + МИР – Э------ ( художественный музей).

 ( Эрмитаж)

  • РЕ + РОТ – Р---- (стиль в искусстве, воспроизводящий старину).   (Ретро)
  • ЛЕВ + ТИНА –Л-- (российский пейзажист IXX в.). (Левитан).
  • Пример 2. Если в эти слова вставить фамилии художников, то слова восстановятся:
  • - - РБ (символ государства).
  • - - НИЙ (высшая творческая способность).
  • - - РОЙ (совершивший подвиг).
  • - - ТРЫ ( спортивные чулки).
  • - - РЦОГ (титул).
  •  (Ге Николай Николаевич).
  • - - - - ТА (денежный знак).
  • ПОРТ - - - -  (вид кошелька).

(Моне Клод)

  • Пример 3. Загадки и шарады.
  • С буквой О -  нужна чтоб спать,
  • С буквой А – чтоб рисовать.

                      (Постель – пастель).

  • Первой рисуют, в краски макая,

Пальцы, ладонь – всё вместе -  вторая.

Третья и пояс, и шарф украшает

Да и у рыси на ушках бывает.

Ну а четвертой детишки все рады,

Много ведь ягодок в ней винограда.  (Кисть)

  • Дом как дом,

Сто карманов в нём,

В каждом кармане

Грядки с цветами.  (Балкон).

Познавательные игры

Игра «Колорист». (Завершение темы «Цветоведение»)

Класс делится на три команды. Игра проводится в несколько туров, предполагающих определённые задания. На каждый тур предлагается определённое условие и время.

Тур 1. Задание: Найдите каждому понятию или предмету свой цвет – тот, который  уже нашёл народ и вставил в поговорки.

Условие: отвечает каждый член команды по порядку, сразу после вопроса  должен следовать ответ.

Тоска - . . . (Зеленая)        

Кровь - . . . (Голубая)

Мухи - . .  (Белые)

Лихорадка - . . (Золотая)

Волк - . .  (Серый)

Лисица - . . (Рыжая)

Неблагодарность -  (Чёрная)

Девица - . . . (Красная)

Руки - . . . (Золотые)

Юнец - . . . (Зелёный)

Очки - . . . (Розовые)        


        Тур 2.  Задание: В течение двух минут команде следует ответить на цветные вопросы.  

* Какого цвета карточку показывает судья провинившемуся игроку в ходе футбольного матча? (Жёлтую.)

*Какой цвет в радуге соседствует с красным? (Оранжевый)

*Какого цвета автомобильные стоп-сигналы? (Красного)

*Из-за носа, какого цвета получил прозвище Джузеппе в сказке «Золотой ключик»? (Сизого)

*Лошадей, какого окраса называют вороными? (Чёрного)

Тур 3. Здание: Найди нужные краски.

Условие: работает вся команда. Время: Две минуты на обсуждение

*Какой цвет получится в результате смешивания синего и красного?

А.Коричневый

Б.Зелёный

В.Фиолетовый

Г.Голубой

*Какой цвет надо использовать при раскрашивании помидора?

А.Основной

Б.Холодный

В.Составной

*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску цвета волос Мальвины?

А.Красная

Б.Синяя

В.Зелёная

Г.Белая

*Какой цвет имеет краска «индиго»?

А.Жёлтый

Б.Синий

В.Красный

Г.Фиолетовый

*Какого цвета клён осенью?

А.Зелёный

Б.Жёлтый

В.Красный

Г.Коричневый

*Какие цвета надо соединить, чтобы получить краску для раскрашивания мультипликационного героя Шрека?

  Игра «Искусствоведческие забавы». (Фрагмент)

Подобные формы уроков проводят обычно в конце года, когда пройден весь материал по искусствоведению. Эти уроки основаны на теоретических знаниях учащихся, полученных в течение года. Данный приём игры позволяет в интересной, увлекательной форме проверить знания учащихся, касающиеся истории искусств. Игра делится на два этапа, определяющие своё задание и свои условия.

Первый этап: «Зазеркалье в мире искусств».

В зазеркалье все слова во фразах – перевёртыши; каждое слово заменено на омоним или просто другое слово. Просим детей опознать известные им картины по данным словесным представлениям.

*«Ужин на песке».    («Завтрак на траве», Мане.)

*«Мальчик в кубе».    («Девочка на шаре», Пикассо.)

*«Освобождение агитатора».    («Арест пропагандиста», Репин.)

*«Петербургская улица».    (Московский дворик, Поленов.)

*«Покладистый жених».     («Разборчивая невеста», Федотов.)

*«Большаков в Кедрове».     («Меншиков в Берёзове», Суриков.)

*«Заждались».    («Не ждали», Репин.)

*«Хлюпики».    («Богатыри», Васнецов.)

*«Белый круг».     («Чёрный квадрат», Малевич.)

Второй этап: Верификатор.

              Скажи в ответ слово «да» или «нет».

*Словом «Барокко» сначала называли жемчужину причудливой формы. (Да)

* Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это ящик с принадлежностями для рисования и живописи.)

* Эпоха Ренессанса была перед эпохой Возрождения. (Нет. Это два названия одной и той же эпохи европейской культуры XIII – XVIвв.)

*Леонардо да Винчи был левшой. (Да.)

*Боттичелли – это не имя, а прозвище. (Да.  Боттичелли означает «бочонок», а настоящее имя художника Алессандро Филипепи.)

*До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да.  Писали в основном парадные портреты.)

* «Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины Сальвадора Дали. (Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)

*«Свой автопортрет Карл Брюллов написал всего за несколько часов. (Да.)

*Первая кисть Казимиру Малевичу была куплена в аптеке. (Да. Такой смазывали больное горло.)

*Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. ( Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 году.)

 Викторина «Художественные омонимы». (фрагмент)

Условие викторины: Отгадайте слово, имеющее два разных значения.

1.Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант).

2.Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть).

3.Не только единица уровня громкости звука, но и дальний план картины. (Фон).

4.Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама).

5.Не только чудаковатый человек, но и подлинник произведения искусства. (Оригинал).

6.Не только приставка для образования наименования дольных единиц, в 100 раз меньших исходных, но и имя великого итальянского живописца и архитектора эпохи Возрождения – Рафаэля. (Санти).

7.Не только спортсмен, делающий промахи в стрельбе, но и плохо рисующий художник. (Мазила).

8.Не только швейная принадлежность, но и острый шпиль здания. (Игла)

Шуточные викторины (фрагмент)

            1.Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце).

2.Что художник вгоняет в краску? (Кисть).

3.Что, по мнению художников, маслом не испортишь? (Картину).

4.Художник с чувством юмора? (Карикатурист).

5.Врач произведений искусств? (Реставратор).

6.С ударением на первом слоге – глагол прошедшего времени множественного числа, с ударением на  втором слоге – фамилия испанского живописца, представителя сюрреализма? али – Дали).

*Кто такой Живописец?

А.Человек, умеющий быстро писать, стенографист.

Б.Писатель, пишущий живые, веселые рассказы.

В.Художник.

Г.Очень быстро и много рисующий человек.

* Как заканчивается крылатая фраза: «Талантам надо помогать, бездарности . . .»?

         А.И так при деле.

Б.Пробьются сами.

В.Поможет спонсор.

Г.И так не плохо.

*Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?

  А.Точит карандаши.

  Б.Сгущает краски.

  В.Моет кисти.

  Г.Ломает палитру.

*Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А.Три богатыря.

 Б.Три поросёнка.

 В.Три мушкетера.

 Г.Три толстяка.

 Викторина «Расширяем кругозор».(фрагмент)

* Шесть цветов радуги подразделяются на две группы: «тёплые» и «холодные». Какой цвет входит в обе группы?        (Зелёный).

* Без какого орудия труда не обойтись ни художникам, ни археологам? (Кисти).        

* Назовите самый древний рисовальный материал? (Уголь).

*Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам? (Этюд).

* Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр «Тихая жизнь», французы и итальянцы говорят «Мёртвая природа». Что это за жанр?

        (Натюрморт).

*Скажите по-французски «Покрытие лаком», если для вас это торжественное открытие выставки?

(Вернисаж. Накануне открытия выставки картины покрывали лаком, от такого обычая происходит это название).

* Как на таитянском диалекте звучит слово «рисунок»?

 (Тату. Это слово первым из европейцев употребил в 1773 г. Капитан Джеймс Кук).

* Кто автор фразы: «Жизнь коротка, искусство вечно»?

А.Аристотель

Б.Нерон

В.Гиппократ

Г.Леонардо да Винчи

*Какой из этих цветов не относится к тёплым?

     А.Оранжевый

     Б.Синий

     В.Жёлтый

     Г.Коричневый

*Каким бывает цвет?

      А.Сытым

      Б.Пересыщенным

      В.Насыщенным

      Г.Объевшимся

* Какой инструмент в истории изобразительных искусств самый молодой?

А. Уголь

Б.Кисть

В.Карандаш

Г.Фломастер

*Как называется художник, специализирующийся на изображении животных?

А.Баталист

Б.Анималист

В.Маринист

Г.Пейзажист

Игра «Восстанови радугу»

     На доске выложены по порядку карточки, окрашенные в цвета радуги. Когда учащиеся закрывают глаза, учитель переставляет карточки. Учащиеся должны восстановить последовательность.                                          

Игра «Кто быстрее?»

    Учитель показывает две карточки, окрашенные в разные основные цвета. Учащиеся должны поднять карточку, окрашенную в составной цвет. Темп игры постепенно увеличивается.                                            

Игра «Чёрный ящик» (загадки о материалах художника). 

Тема: «Чем рисует художник?» (фрагмент).

В коробку кладётся предмет, имеющий отношение к изобразительному искусству, а детям предлагается угадать, что это за предмет по наводящим загадкам.                                        

Маленький Ивашка,

Красная рубашка,

Где носом ткнёт

Там черту проведёт (карандаш)

Разноцветные сестрицы заскучали без водицы

Дядя длинный и худой носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

        (Кисточка, краски)

Игры  могут быть активными или пассивными, если на уроке применяются активные игры, это может вполне заменить динамическую паузу.  Удачной игры!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...