Использование проектного обучения в творческом развитии личности.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Угаренкова Лия Тулегеновна

 

          В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в меняющемся обществе. Необходимо учитывать последствия перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности.  Поэтому  мы должны вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определённой учебной области, но и, используя компьютерные и интернет - технологии, формировать у ребёнка культуру работы с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектное обучение19.83 КБ
Файл презентация223.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектного обучения в творческом развитии личности.

Угаренкова Л.Т. учитель ИЗО, МХК, черчения.

В наше время наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределяться в меняющемся обществе. Необходимо учитывать последствия перемен, развитие и внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности. В этой связи и образование перестраивается на новую систему подготовки школьников к жизни в информационной цивилизации.  Поэтому  мы должны вводить новые средства, методы и формы работы, способные не только передавать знания в определённой учебной области, но и, используя компьютерные и интернет - технологии, формировать у ребёнка культуру работы с информацией.

 Для того, чтобы организовать свою работу необходимо:

Во – первых, у учителя искусства должно быть желание изменить свою деятельность с использованием мощного потенциала компьютерных и интернет – технологий.

Во – вторых, необходима компьютерная техника и подключение к Интернету.

В – третьих, учителю необходимы знания и  умения работы с компьютером.

С помощью компьютерной техники учитель может проводить интересные уроки, на которых прямо в классе совершаются виртуальные экскурсии по музеям и выставкам, создаются презентации творческой или исследовательской работы, изучаются в Интернете разнообразные мнения по тому или иному вопросу.

Организация проектирования является на сегодняшний день одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Рекомендации для учителя по применению проектной технологии. В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:
* как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;
* как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;
* как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно - внеурочной деятельности.

Проектное обучение  (Джон Дьюи, Эдуард Ли Торндайк и др. ) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

  1. Исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному познанию;
  2. Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки;
  3. Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняющиеся жанру конечного результата (газета, фильм), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет газеты, сценарий фильма);
  4. Социально  значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
  5. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом.

Можно выделить краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Стадии разработки проекта:

организационно-подготовительная стадия – разработка проектного задания (выбор);

разработка проекта (планирование);

технологическая стадия;

заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Оценка деятельности (критерии)

владение способами познавательной деятельности;

умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.;

умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

умение ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие.

При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, формулирует проблему проекта. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа решения проблемы проекта.

2. Организация деятельности. Планирование порядка работ, фиксация результатов(компьютерная обработка данных, видеосъемка и т.д.)

3. Осуществление деятельности. Степень самостоятельности учащихся зависит от их подготовки. В случае не достаточности знаний, каких-то умений, учитель передаёт необходимую информацию.

4. Презентация. Этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Ощущение законченности появляется на презентации. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо доказательно рассказать, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать способы её решения и показать преимущество выбранного способа. Демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проекта. Учитель  обобщает, резюмирует, дает оценку.        

        При проектном обучении возрастает роль информационного обеспечения, возникает необходимость в умении ориентироваться в разных источниках информации, отбирать и анализировать факты, используя при этом различные формы (подготовить репортаж, провести интервью, отредактировать текст, воспользоваться базой данных или подготовить её самому и т.д.). Все эти виды деятельности обладают практической значимостью в насыщенном информацией мире. При этом реализуется задача развития современного школьника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектного обучения в творческом развитии личности. Выполнила: Л.Т. Угаренкова , учитель ИЗО, МХК и черчения МОУ «СОШ №12», г. Троицк Челябинской области

Слайд 2

Проектное обучение (Джон Дьюи, Эдуард Ли Торндайк и др. ) - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов. Деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Сегодня проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Слайд 3

В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться: * как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу; * как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей; * как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал в структуре урочно - внеурочной деятельности.

Слайд 4

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Слайд 5

Исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному познанию; Информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки; Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты . Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом. Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

Слайд 6

Творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняющиеся жанру конечного результата (газета, фильм), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (макет газеты, сценарий фильма); Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой – либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы. Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям, учащимся из разных стран общаться друг с другом.

Слайд 7

Стадии разработки проекта: организационно-подготовительная стадия – разработка проектного задания (выбор); разработка проекта (планирование); технологическая стадия; заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия). Оценка деятельности (критерии) владение способами познавательной деятельности; умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.; умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовывать план, сопоставлять цель и действие. Можно выделить краткосрочные (2-6 ч), среднесрочные (12-15 ч), долгосрочные (полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

Слайд 8

1. Погружение в проект. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, формулирует проблему проекта. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта – поиск способа решения проблемы проекта. 2. Организация деятельности. Планирование порядка работ, фиксация результатов(компьютерная обработка данных, видеосъемка и т.д.) 3. Осуществление деятельности. Степень самостоятельности учащихся зависит от их подготовки. В случае не достаточности знаний, каких-то умений, учитель передаёт необходимую информацию. 4. Презентация. Этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Ощущение законченности появляется на презентации. Для учеников момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем надо доказательно рассказать, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из неё цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать способы её решения и показать преимущество выбранного способа . Демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проекта . Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

Слайд 9

Бисероплетение - Крючкова Н., 10 класс Живопись по стеклу – Кузнецова К., 10 класс Военный кинематограф – Березина И., 8 класс Декоративно прикладное искусство – Кожевина Е., 6 класс Проекты учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»

В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы,  изобразительного искусства, трудового обучения...

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа

Проектная деятельность как средство развития личности студентов Коломенского политехнического колледжа...

Использование проектных технологий как способов развития творческих способностей учащихся.

      Метод проектов был известен еще в 20-е годы XX века. Его использование дало возможность реализовать личностную деятельность (В.Давыдов, Ш.Амонашвили) и личностно ориентиров...

Статья на тему: "Творческое развитие личности в процессе обучения иностранному языку в учреждениях СПО".

Основная задача педагога в обучении иностранному языку заключается в стимулировании творческого потенциала обучающихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами....

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...