Кружок изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

2 класс изо кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kl_kruzhka_akvarelka.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка кружка

                                                          "Акварелька"   

      Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька»  рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Предлагаемая программа нацелена на духовно-нравственное развитие личности. Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по одному часу . Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек 7-9 лет. Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.  У младших воспитанников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений и их эмоционального оценивания.

        Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет младшим воспитанникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

      Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для воспитанника экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник  используемых на занятиях  поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству. В данную программу введен региональный компонент. Ряд тем рассматривается на примере национальных особенностей, традиций родного края  Татарстана, на примере творчества местных художников и культурных  ценностей.

     Цель:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта; воспитание уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи:
– развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.);
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности. разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

                                       Формы организаций занятий .

 Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Форма организации занятии:

   - информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.

 - художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;

 - изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

 - художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

       Методы:

   Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

 - Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

-  Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

-  В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент;

-  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

-  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

-  Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

            Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • Развитие наблюдательности зрительной памяти.
  • Активное использование в речи терминов.
  • Соблюдение  последовательности выполнения работы.
  • Умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их расположение, цвет.
  • Диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.
  • Участие в коллективном обсуждении

     Ожидаемые результаты освоения программы:

     Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

     Дети, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.  

К концу учебного года учащиеся должны знать:        

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  • начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков: красно-оранжевого  и  желто-оранжевого,   желто-зеленого  и  сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать свое отношение к произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • передавать в рисунках свет, тень, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы,  выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать   цветовой   контраст   и   гармонию цветовых оттенков, чувствовать и определять холодные и  теплые цвета; применять   знания   о   линейной   и   воздушной перспективе,  светотени,  цветоведении,  как  выразительных средствах в композиции.

             Способы проверки результатов освоения программы.

   Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: конкурсы, выставка детских работ,  в конце года готовится итоговая выставка работ. Основными формами представления результатов работы являются: творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.

          Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

Тематический план

работы  кружка по изобразительному искусству.

Тема урока

Содержание

Оборудование

Дата по

Кол-во часов

плану

факту

1

2

3

Рисование рябины.

Силуэт   "Сочетания белого и черного"

Стилизованная веточка .

Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих весенние пейзажи. Учить рисовать осеннюю рябину. Метод сухой кисти.

Гуашь. Научиться передавать пространство  темным силуэтным рисунком.

Графический материал. Искусство моделирования, преобразования формы предмета.

Формат А4 кисти белка №5, гуашь, тонированная бумага.

Картон черного цвета, гуашь.

Фломастеры, пастель.

02.09

-

14.09

02.09.

09.09.

16.09.

1

1

4

5

6

Рисование осеннего пейзажа.

"Улица ночного города".

Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих осенние  пейзажи. Учить рисовать осенние пейзажи, изображать разные породы деревьев; применять элементарные законы перспективы.

Формат А4  кисти белка №8,4, акварельная бумага, акварель краски.

16.09.

-

30.10.

23.09.

30.09.

07.10.

1

2

7

8

Рисование животных тушью(кошка, собака)

Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных тушью, используя штрихи графики. Передавать среду обитания.

Формат А4, тушь, кисти №1,4 белка, перо.

14.10.

-

26.10.

14.10.

21.10.

2

9

10

11

Рисование животных гуашью

" Любимые животные"

Рассмотреть иллюстрации домашних животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.

Формат А4, кисти №4,  акварельная бумага , акварельные карандаши.

Гуашь рисование "тычком"

28.10.

-

09.11.

28.10.

18.11.

3

12

13

Рисование  зимующих птиц

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.

Тонированная бумага формат А3, гуашь, кисти №4,6, палитра.

28.10.

-

09.11

2

14

15

Рисование зимнего пейзажа.

" Мороз и солнце ...."

Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.

Формат А4, акварельные краски, мятая, акварельная бумага., кисти №8,4. палитра.

11.11.

-

23.11.

2

16

17

Новогодняя открытка.

" Мои желания на новый год"

Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет открытки. Учить рисовать сказочных героев, украшать внутреннюю часть открытки новогодними узорами. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

Формат№4, самоклеющаяся  цветная бумага, аракал.

Кисти, клей, губка, палитра.

25.11.

-

7.12.

2

18

19

Учимся рисовать портрет,  " Моя любимая бабушка"

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; схемы изображения частей головы. Учить выполнять зарисовки частей головы (глаз, нос, губы)

Формат А4, простой карандаш, ластик, тонированная бумага, мел.

9.12.

-

21.12.

2

20

21

Учимся рисовать человека  "Мой любимый герой "

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты с изображением рук; таблицу-схему изображения кистей рук. Учить выполнять зарисовки кистей рук; передавать объем при помощи светотени.

Формат А4, цветные карандаши.

23.12.

-

04.01.

2

22

23

Портрет человека в фас(графика, гуашь)

(1. по плечи, 2. по пояс)

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в фас, передавать объем

Формат А4 , простой, угольный карандаш.

06.01.

-

18.01.

2

24

25

Портрет человека в профиль (графика, гуашь)

(1. по плечи, 2. по пояс) " Исторический бораз"

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты; таблицу, схему изображения частей головы. Учить рисовать портрет человека в профиль, передавать объем

Формат А4, акварельная бумага.  

20.01.

-

01.02.

2

26

27

Рисование цветов.

Красота одного лепестка.

Рассмотреть открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

Формат А4 акварельные краски , письмо по мокрому, кисти №4,6, акварельная бумага.

03.02

-

15.02.

1

1

28

29

Пуантилизм.

 " Космос"

Учить рисовать нетрадиционным способом - точками; рисовать сказочное животное и закрашивать их точками.

Формат А4, кисти №1,4, гуашь, палитра,  ватные палочки.

17.02

-

01.03.

2

30

31

Рисование играющих детей

Учить рисование фигуры человека в движении зимой на улице; соблюдать пропорции фигуры человека; передавать в своем рисунке радостную атмосферу играющих детей.

Формат А4, простой карандаш, акриловые краски, палитра, кисти №5

03.03

-

15.03.

2

32

Рисование зайца

Рассмотреть иллюстрации и репродукции работ художников с изображением животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать движение, среду обитания; шёрстку животных рисовать концом кисти.

ФорматА3, кисти №5, ватные палочки, сангина, пастельные мелки, тонированная бумага.

17.03

-

05.04.

12.04

-

26.05.

1

33

34

Рисование лисы

2

35

36

Рисование медведя

1

37

38

Рисование белки

2

Итого часов

38

 Литература:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  5. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
  6. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

Кружок "Историческая мозаика"

Пояснительная записка.           План работы исторического кружка русскую историю с древнейших времён до 2-го века и включает в себя разные типы вопро...

Кружок "Юные инспекторы движения"

В целях привлечения внимания широкой общественности  к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения, снижением детского дорожно-транспортного травматизма, противодействия п...

Программа по дополнительному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (кружок по информатике "Компьюша")

В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. И...

Кружок "Уроки здоровья".

Оздоровительная дыхательная гимнастика с применением метода БОС (Биологической обратной связи). Дыхание по Сметанкину....

кружок "Диалог"

календарно-тематическое планирование кружка "Диалог"...

Кружок "Школьный корреспондент"

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями....