Кружок "Школьный корреспондент"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Васильева Мария Леонидовна

Цель работы кружка:развитие письменной речи учащихся,составление текстов в общешкольную газету, сотрудничество с городскими изданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_korrespondent.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

                          Пояснительная   записка

                                                 

     Цель   программы - развитие  навыков учащихся  5-х  классов  в  работе  над  статьями  и  заметками  в  общешкольную  газету. Перспективная  цель  -  подготовка   учащихся   к  сотрудничеству  с  городскими  периодическими  

изданиями. Программа   знакомит   школьников  с   главными   аспектами  культуры  письменной  речи, помогает  им   совершенствовать  навыки  работы  над  статьями  на  школьную  тематику. Программа не только помогает  школьникам  раскрыть  свои  творческие  способности, но и  готовит  их  к  обучению  в  классах  гуманитарного  профиля. Содержание  курса  охватывает  основные  категории  журналистского  мастерства, помогает  школьникам их  постичь; в него  входит  изучение  основных  жанров  газеты, принципов  ее  оформления, искусства  коммуникации, необходимого   для  развития  юных  корреспондентов. При  отборе  главных  тем  для  изучения  учитывается  возраст  корреспондентов, их  интересы, зона  ближайшего  развития. Теория  и  практика  в  программе  слиты  воедино, так как  при  создании  газеты  невозможно  отдельно  изучать  теорию  и  применять  на  практике  полученные  знания. Учащиеся     на  протяжении  занятий  совершенствуют  свое  мастерство,  видят  перспективную   цель   -     подготовку   заметок,  которые   могут  быть  приняты  редакцией  ‘’ большой ‘’  прессы . Ученикам  предлагается  изучить  теорию  и  отработать  ее  на  практике   с  учетом  внутришкольных  задач  (о  чем  писать  в  данный  момент  школьной  жизни). Предусматривается  как  индивидуальная, так  и  групповая  деятельность  учащихся. Цели  программы: теоретическое  и   практическое  знакомство  с   газетными  жанрами  и  принципами  создания  школьной газеты.  Расширение кругозора

учащихся.  Формирование культуры  речи.            

ЗАДАЧИ  программы:  

1.Формирование  и  расширение  представлений о  газетных  жанрах.      

 2.Развитие  коммуникативной  компетенции  через

участие   в  создании  школьной  газеты.                                                            3.Развитие  познавательного  интереса к  СМК .                              4.Содействие  личностному   росту учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ  ПРОГРАММЫ:

-личностно-ориентированный подход  учитывает  особенности учащихся  и  учит  их  свободно и  творчески  мыслить;

-коммуникативная направленность  обучения  даёт  учащимся возможность общаться  в  процессе  создания  газеты;

-деятельный  характер  обучения  позволяет  каждому научиться  работать как индивидуально, так и в коллективе;

-взаимосвязанное обучение написанию заметок и  статей, подготовке постоянных  рубрик, разделов, тематических  газет;

-поэтапность обучения  предполагает  соблюдение  принципа «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному  владению письменной  речью при создании статей;

-принцип  автономии  учит  школьников  самостоятельности и  позволяет  наиболее эффективно решать поставленные  перед ними задачи.

Для  данной  программы  характерны  следующие  особенности:

1.Организация  обучения как творческой деятельности.

2.Формирование творческого отношения к работе.

3.Развитие культуры речи на основе  создания собственных  заметок и статей.

4.Обучение  средствам выразительности речи.

5.Совершенствование умения  работать в коллективе.

6.Возможность для  самовыражения  школьников.

7.Формирование  чувства  ответственности за результаты  общего дела.

ТРЕБОВАНИЯ   К  УРОВНЮ   ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

Учащиеся  должны  знать:

                                              -основные  газетные  жанры;

                                              -отличия  заметки  от  статьи;

                                              -своеобразие вступления, основной части, заключения;

                                             -законы  построения газетной  речи;

                                             -принципы организации рубрик в газете;

                                             -некоторые виды тропов , приёмов построения речи.

Учащиеся должны уметь:

                                              -логично излагать материал;

                                              -выражать свою позицию;

                                              -брать интервью и оформлять его;

                                              -создавать заметки и статьи;

                                              -использовать цитаты из художественного произведения для подтверждения своих мыслей( по мере необходимости);

                                               -правильно строить  текст;

                                               -осуществлять  орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

                                               -работать индивидуально, в соавторстве, в группе.          

       

            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Nп.п                      

    Тема занятия                                        

   Форма

   занятия

Кол-во

часов

  Дата

  1.          

         

         

 

  2.    

 

  3.  

  4.



  5.


 

   6.

  7.


 

   8.

  9.

  10.


 11.          

 12.

 13.

           

 14.

 

15.

 

 

16.

 

 17.

 18.

 19.    

  20.

 21.

 

 22.

 

 23.

 24.

 

 25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

Что интересного вокруг нас?

Литературный язык – основа работы юнкора.

Правила    поведения    юного

 корреспондента. Что записать в первую очередь? Проверка фактов, дат, фамилий.  

Репортаж с урока. Работа со словарём.

Интервью с интересным человеком. Тема беседы.

Обработка полученных сведений.        

Подготовка новостей из жизни класса, школы. Расположение новостей.

«Краткость-сестра таланта».                    

Рейд, его назначение. Культура проведения рейда. Подготовка заметки.                                                                                

Государственные  праздники  в  газете. Историческая память народа. Роль  прописных букв в материале.                                            

Стихи как жанр. Стихи в школьной газете. Стихи как эпиграф.

Правила цитирования.      

«Шапка газеты». Выходные данные. Расположение материала. Блок новостей. Иллюстрации и

фотографии.

Компьютер – помощник  при  создании  газеты. Рубрики.

 Подбор материала к выпуску 1-го номера тематической газеты »Занимательная лингвистика».

Оформление газеты.

Построение текста. Эпиграфы. Цитаты.


Связь предложений в тексте.  Анализ  публицистических текстов в газетах и журналах.

Деление текста на микротемы, абзацы. Статья-текст с продолжением(в двух и более номерах газеты).

Риторические вопросы. Вывод. Композиция.

Новости как жанр. Блок новостей.
Лаконичность. Степень важности.


Подбор материала к выпуску следующего номера  газеты.

Редактирование следующего номера газеты(2-го).


Вступление. Основная часть. Заключение.

Заметка об интересном классном часе.


Освещение спортивной жизни школы.

События в классах.

Заголовок. Девиз.Выходные
данные.

Досуг школьника. Интересно рассказать и заинтересовать (подбор материала).

Интервью. Культура речи. Грамотная постановка вопросов.

Конкурс  интервьюеров (чьё интервью интереснее).

Обработка полученных сведений.

 

Рубрики  следующего номера газеты.

Подготовка и выпуск следующего

номера  газеты.

Иллюстрирование материала (рисунки, фотографии).

Репортаж с урока. Самый захватывающий урок.

Обсуждение представленных репортажей.

Подготовка и выпуск 4-го номера газеты «Новости с уроков».

Орфография и пунктуация в газетном очерке. Особенности переноса.

Библиотечные новинки. Актуализация чтения. Совместное занятие с библиотекарем.

Важнейшие даты в жизни страны. Их отображение в газетах.

Новости культуры.

Культура речи - ключ к успеху.

Подготовка и выпуск 5-го номера газеты «Говори правильно, красиво, понятно»(познавательная направленность).

Подведение итогов. Задание на лето.

   лекция              

                 

       

лекция,д\з

практикум

практикум

лекция,      

практикум

лекция

лекция

практикум

практикум

практикум

практикум

практикум

практикум

лекция

лекция, практикум

лекция, практикум

лекция

практикум

сбор новостей

практикум

практикум

лекция

практикум

практикум

практикум

лекция

лекция

лекция

практикум

практикум

практикум

практикум

практикум

лекция,д/з

круглый

стол

практикум

лекция,

упражнения

лекция

лекция

лекция

 

практикум

практикум

     1

   

 

    1

    1

       

     

    3

   

   2  

    2

     1

     2

    1

    2

    1

     4

     2

     1

     1

    2

    1

    2

    2

   1

   1

    2

   

    2

   

    1  

   

    1

   

    2

   1

    2

    1

    1

    2

   2

   2

   1

   4

   2

   1

   1

   

   1

   1

   4

   1

 

 

       

                                 

                               

           

МЕТОДИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

                                                                   

1.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

М.,2000

                                                                                                   

2.Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М.,2005

3.Вестник  гимназиста (www. wegj. narod. ru)

4.Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.,1971

5.Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету/Начальная школа. 2004.N3.с.61-67

6.Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М.,1970

7.Прахт Е. Н.Формирование толерантности как общечеловеческой ценности на основе диалога культур//Наша школа. Педагогическая мастерская.Вып.1

Владимир,2005.с.53-60

8.Пронина Е. Н. Школьная газета: пробуждение «я»//Вестник образования.2004.N2.с.233-240

9.Семёнов Г.Как создать детское общественное  объединение//Воспитание школьников. 2004.N5c.30-38

Орфографические, энциклопедические, лингвистические  словари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...

"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

Презентация "Военные корреспонденты"

В презентации представлены наиболее известные журналисты периода ВОВ....

разработка урока английского языкав 5 классе "Встреча с корреспондентами журнала"по УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English"

Разработка урока в 5 классе «Встреча с корреспондентами журнала» может быть использована коллегами при  изучении темы «Семья», «Черты характера» в разделе «Узнаем  больше друг о друге»...

Программа деятельности кружка "Собственный корреспондент"

Цель кружка "Собственный корреспондент" -  это просветительская деятельность ученика через выпуск школьных стенгазет, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родитель и гость могли ознак...

Рабочая программа кружка "Юный корреспондент"

Программа кружка "Юный корреспондент" знакомит учащихся с особенностями публицистического стиля, историей развития публицистики в России. Ребята учатся писать тексты разных жанров публицистического ст...