Города русской земли.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

 Урок по изобразительному искусству для 4 класса по программе Б.М.Неменского.Урок - путешествие в несколько русских городов. Это : Псков, Новгород, Владимир, Суздаль и Москва. Цель данного урока - дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов, познакомить детей с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Города русской земли.26.19 КБ

Предварительный просмотр:

                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по программе Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

                              Учитель: Прынцева Галина Викторовна

ТЕМА: Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

4 класс, 2 четверть

      Цель урока:

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов.

Познакомить с особенностями в облике городов.

     Задачи урока.

     Воспитательные.

     1. Формировать   личность с    активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся   к   её   историческому   прошлому.

     2. Воспитывать   творческую   познавательную  активность,  нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.

     Образовательные.

     Изучать    архитектурные особенности  древнерусского  храма.

Изучать особенности древнерусских городов.      

              Развивающие.

     1. Прививать навыки  в изображении древнерусских храмов.

     2. Создать образ храма.

    3. Продолжать знакомство с графикой, мозаикой.

     Предметные результаты:  приобретение опыта создания художественного образа храма при работе различными материалами.

     Метапредметные результаты:

     Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль      результатов создания храма.  Анализировать соответствие результатов изображения храма поставленным задачам.

    Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом создания творческого проекта; формировать навыки работы с художественными материалами.

   Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.

  Коммуникативные УУД:  Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при создании собственной работы..

     Оборудование для учителя: компьютер, плакаты.

          Оборудование для учащихся: Цветной картон формат А4, бумага разных фактур, клей, черные маркеры или краска.

           Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Города русской земли.», раздаточный материал.

          Задание:  создание храма (графика с элементами мозаики)

     

                         

План урока

п\п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Введение

Вступительное слово

учителя

               2 мин.

Слайды      

Плакаты

Учебник

  3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

15 мин.

Слайды

Плакаты

Учебник

  4

Творческая работа

Создание храма в графике и с использованием мозаики.

20 мин.

Раздаточный материал. Слайды

плакаты

  5

Подведение итогов урока   

Представление работ учащихся. Анализ работ.

 4 мин.

Выставка работ учащихся.

 6

Рефлексия

Отвечают на вопросы (опираясь на свои личные ощущения)

 3 мин.

Слайд

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготов

кой рабочего места

Готовят

рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступи

тельное слово

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа учебника презентации к уроку

Проблемное обучение.

Учебник

Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать произведения архитектуры и храмов.

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать архитектурные особенности храмов. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах храмов.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Следит за ходом творческой работы учащихся, помогает      решить возможные вопросы

Самостоятельно выбирают архитектурную постройку, используя технику и материалы для выразительных возможностей при создании художественного образа храма.

Коллективная творческая работа

Изображать храм и его окружение. Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла.

Регулятивные УУД: Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Овладевать методом создания творческого проекта.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем при создании храма храма.

Понимать особенности работы в графике Приобретать навыки работы над творческим проектом.

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся.

Дети представляют свои проекты. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

Социальная значимость для ребенка.

Анализировать полученные проекты храмов.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе увиденного.

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать новые архитектурные отличия разных городов и новые термины.

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

        2. Введение

       Дорогие  друзья!

 Знают взрослые и дети много разного на свете,

Но пока идут года, строят люди города.

Славятся они церквами, расписными теремами,

В них звонят колокола и сверкают купола.

 Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

 Да, правильно. Сегодня мы отправимся в новое путешествие и побываем в нескольких древних русских городах.

А зачем мы это сделаем? Какова цель нашего путешествия?

Ответ детей (постановка детьми целей и задач  данного урока)

ГОРОДА, как люди, - у каждого свой характер, свой нрав и уклад.

Великий Новгород – древний русский город, он стоит на реке Волхов при впадении реки в озеро Ильмень.  Здесь родились сказания о Садко, отсюда отправился он на кораблях со своими товарищами торговать, путешествовать, мир смотреть! Искал он счастье, но затосковал по Родине и понял, что только на Родине, только дома живет его счастье.

Посмотрите на стр.60 новгородский кремль.  И что же вы видите главное - большое, обращающее на себя внимание?

Да, правильно – (дети отвечают: главный храм - он называется СОФИЙСКИЙ СОБОР, его фото на стр. 61, проводят анализ увиденного на слайдах и в учебнике)

Храм – очень большой, глав у него 5. Покрытые шлемами - куполами. Они напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца.

А теперь вспомним:

   Сколько башен - куполов мы знаем на храмах…………Дети отвечают.

   Какой формы бывают купола?

  Какого цвета бывают купола?

Вывод: НОВГОРОД – город деловых, вольнолюбивых людей. Благородная простота и мужество – характерные признаки новгородского искусства. УКРАШЕНИЯМИ здесь НЕ УВЛЕКАЛИСЬ, правда со временим их становилось больше. На смену суровой силе приходила приветливость.

ПСКОВ (Дети рассказывают о городе, учитель направляет их рассказ) Город совсем недалеко от Новгорода и стоит на реке Великой. Псковичам выпала доля часто защищать свою землю, но они не ожесточились. (от немецких рыцарей) Псковские бояре не были так влиятельны, как новгородские, а крестьяне жили вольнее и это сказалось на архитектуре. БОГАТЫРСКИЕ СТРОЕНИЯ ПСКОВИЧЕЙ отличаются ОКРУГЛОЙ МЯГКОСТЬЮ ФОРМ, Поверхность так сильно не заглажена. Она леплена.

Строили здесь из местного камня, а он оказался не очень прочным, выветривался.

Вывод: СТЕНЫ храмов БЕЛИЛИ, для лучшей сохранности. Псковские мастера для лучшей вместимости окружали свои храмы множеством строений – это была одна из особенностей. Особенно это проявлялось в создании звонниц. СКВОЗНЫЕ ЗВОННИЦЫ СТАЛИ ОСОБЕННОСТЬЮ Псковской земли. В открытых проемах синеет небо, плывут облака (см. стр. 62 и 63)

 

ВЛАДИМИР И СУЗДАЛЬ. Все постройки этих городов создавались для КНЯЗЕЙ и по их почину.

Вопрос к детям – и какие же они были тогда? (ответы детей)

 Поэтому они отл. ВЕЛИКОЛЕПИЕМ И НАРЯДНОСТЬЮ

ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОТЛИЧАЛОСЬ УТОНЧЕННОСТЬЮ, ИЗЯЩЕСТВОМ,

(все смотрим Дмитриевский собор.) Дети рассуждают. КАМЕННЫЕ РЕЛЬЕФЫ с изображением зверей, птиц. Самые разные сказочные и легендные сюжеты.

ПОКРОВА НА НЕРЛИ – самый замечательный собор ВЛАДИМИРСКОЙ ЗЕМЛИ,

Рассматриваем с детьми, обсуждаем.

МОСКВА столица, укреплялся и перестраивался древний Московский Кремль, возводились новые каменные соборы.

(смотрим соборную площадь, анализируем с ребятами)

Уже в древности Москва имела архитектурный облик, выделявший ее среди других городов.

Вывод: Зодчие – строители первыми задумались, как объединить разные постройки, чтобы получился величественный ансамбль. В то время поставили колокольню ИВАНА ВЕЛИКОГО. (смотрим  с детьми, анализируем).

Поводим итог: в чем разница и в чем великолепие русских городов.

 

            Постановка задачи

       Сегодня мы выполним рисунок храма графическими материалами (тушью или маркерами). А стены храма украсим мозаикой из рваной бумаги.

            Творческая  работа

Подведение итогов

       Создавая свои храмы, вы дали простор своей фантазии, выдумке, изобретательности. Давайте устроим выставку ваших работ. Учащиеся высказывают мнения о работах одноклассников и своих работах, что удалось и достигнут ли поставленный результат в создании храма.

        Рефлексия   (детям выдается анкета)

На уроке я работал                         активно/пассивно

Своей работой на уроке я              доволен/не доволен

Урок для меня показался               коротким/длинным

За урок я                                          не устал/устал

Мое настроение                             стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был              понятен/не понятен

                                                         полезен/безполезен

                                                         легким/трудным

Домашнее задание: Посмотреть в интернете архитектуру Московского Кремля.

 

Уборка рабочих мест

Всем спасибо за урок.

       Литература к уроку

1. Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М., 1969.

2.  Л. Е. Красноречьев,  Л. Я. Тынтарева «Как мера и красота скажут»

Лениздат. 1971.

3.  Л. А. Неменская «Изобразительное искусство». Просвещение. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока «Города Русской Земли»

Урок изобразительного искусства в 4 классе Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города. Создание проекта Древнерусс...

Презентация "ГОРОДА РУССКОЙ ЗЕМЛИ"

Данная презентация посвящена памятникам древнерусской архитектуры....

Устный журнал на тему: «Самый лучший город на земле»

Устный журнал  «Самый лучший город на земле»   - методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно - нравственному воспитанию. В нём описываются самые значимые страницы истории гор...

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на...

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли".

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли". 4 класс,  ФГОС....

Информация о городском массовом мероприятии " Городская выставка-конкурс художественного творчества "Русская земля-Отечество Героев" среди обучающихся образовательных организаций города Курчатова

В данном материале - краткий анализ итогов проведения городской выставки-конкурса рисунков "Русская земля - Отечество Героев", приуроченной ко Дню Героев Отечества....