Урок изобразительного искусства в 5 классе «История костюма»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

План урока изобразительного искусства в 5 классе "История костюма": 

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. 

1. Роль декоративно-прикладного искусства для воспитания духовного мира человека. 

2. Повторение изученного материала темы четверти с показом слайдов русского двора периода царствования Екатерины II, Елизаветы Петровны. 

3. Изложение темы урока. Костюм – воплощение вкусов человека своего времени. (Египет, Древняя Греция, Рим, Византия, Эпоха Средневековья). 

4. Костюм эпохи Возрождения. Новые формы костюма разных стилей. 

5. Отличительные и общие черты костюма различных стран XVI – XVIII веков. 

6. Соответствие костюма и причёски, цвета, формы одежды и украшений. 

7. Практическая часть урока. (музыкальный фрагмент). 

8. Подведение итогов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27916_5_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Губанова Ольга Владимировна,

учитель изобразительного искусства и черчения

Муниципального бюджетного муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26»

города Новокузнецка Кемеровской области

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема урока: «История  костюма»

Цели и задачи урока:

  • Закрепить понятие значения декоративно-прикладного искусства в воспитании художественного вкуса человека. Декоративно-прикладное искусство – средство эстетического выражения социальных отношений, идеологии того или иного класса.

  • показать на примере просмотра слайдов ювелирных украшений, вещей царя, что декоративно-прикладное искусство в России необходимо было, чтобы показать могущество царя, сделать праздником земную жизнь.

  • обратить внимание обучающихся на стилевое единство декора одежды определённой эпохи, страны и определённой социальной группы; отметить строгую регламентацию одежды для людей разных сословий на примере просмотра костюма в Древней Греции, Византии, эпохи Средневековья и эпохи Возрождения.

  • закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства.

  • обратить внимание обучающихся на особенности художественного языка классического декоративного искусства, сравнить в с народным – в отличие от чистых ярких сочетаний цвета в другой, цветовые нюансы.

  • создать линейный рисунок костюма, с последующим завершением в цвете для панно «Бал во дворце»

План урока:

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

  1. Роль декоративно-прикладного искусства для воспитания духовного мира человека.

  1. Повторение изученного материала темы четверти с показом слайдов русского двора периода царствования Екатерины II, Елизаветы Петровны.

  1. Изложение темы урока. Костюм – воплощение вкусов человека своего времени. (Египет, Древняя Греция, Рим, Византия, Эпоха Средневековья).

  1. Костюм эпохи Возрождения. Новые формы костюма разных стилей.

  1. Отличительные и общие черты костюма различных стран XVI – XVIII  веков.

  1. Соответствие костюма и причёски, цвета, формы одежды и украшений.

  1. Практическая часть урока. (музыкальный фрагмент).

  1. Подведение итогов урока.

Зрительный ряд:

  1. Для закрепления темы прошлого урока и логического перехода к теме урока:

Слайды:

  1. Россия. Парк Екатерининского Дворца.
  2. Фонтаны Петергофа.
  3. Царицыно.
  4. Усадьба Кусково. Интерьер. Царские вещи. Шапка Мономаха.
  5. Шлем царя Михаила Романова.
  6. Трон Бориса Годунова.
  7. Карета-экипаж.
  8. Парадный убор лошади.
  9. Зеркало.
  10. Коронационное платье, плато царя.
  11. Каравелла.
  12. Букеты из цветов.
  13. Табакерка.
  14. Часы на шатлене.

  1. Для  изложения темы: «История костюма»:

  1. Рисунки костюма Египта, эпохи Средневековья, эпохи Возрождения.

б)  Новые слова- термины (название деталей одежды).

в)  Список художников, которые являются мастерами эпохи

     Возрождения.

г)  Репродукции художников, в произведениях которых создан костюм эпохи.

Слайды:

  1. Костюм эпохи Древней Греции.
  2. Костюм Древнего Рима.
  3. Византийский костюм.
  4. Костюм эпохи Средневековья.
  5. Испанская мода. Портрет Маргариты Альдобрандины.
  6. Веласкес. Св. Доминик в Сориано.
  7. Мужской портрет. Рембрандт.
  8. Немецкая мода. Лукас Кранах Старший. Женский портрет.
  9. Голландская мода. Герард Терборх. Женский портрет.
  10. Портреты девочек Филадельфии и Елизаветы Уортон.
  11. Английская мода. Гератс Младший. Портрет сэра Р. Сесиля.
  12. Французская мода. Ланкре. Танцовщица Камарго.
  13. Мода России XVIII века. Портрет дамы в красном.
  14. Русский народный костюм.

Индивидуальный раздаточный материал:

  • Открытки «Костюм эпохи Возрождения»
  • Книжки братьев Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена с

                     иллюстрациями (домашнее задание)

Музыкальный ряд:

 

Произведения Вивальди или клавесинная музыка XVII – XVIII века

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Роль декоративно-прикладного искусства.

а) для воспитания человека, его духовного мира;

б) для режиссёра, искусствоведа

Декоративно-прикладное искусство – средство эстетического выражения социальных отношений, идеологии того или иного класса.Декоративно-прикладное искусство – это наиболее обширная область творчества человека. К нему относится весь мир вещей, которыми пользуется человек с древних времён. И никакая другая область творческой деятельности не обладает таким могучим средством воспитания художественного вкуса, как прикладное искусство.

 Мы с ним  встречаемся ежедневно – дома, на улице; и даже не замечаем его воздействия. Плохой или хороший вкус воспитывается с детских лет, на уроках литературы читаем литературное произведение, в котором автор описывает комнату, в которой живёт наш герой, вещи, которые его окружают. Это характеризует интерес нашего героя, его характер и вкус.

Не менее ярким примером классовой  направленности служит декоративно-прикладное искусство в период разложения феодализма. Дворянству и церкви было необходимо искусство, которое могло бы убедить поданных в богатстве и могуществе короля. (Франция – строительство Версаля.

III. Повторение.

В России особой роскошью отличался быт русского двора в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особой пышностью и великолепием отличаются королевские резиденции, являются подлинными произведениями искусства.

Показ слайдов:

  1. Дворец Екатерины (г. Пушкин)
  2. Фонтаны Петергофа.

Слава о русском дворе, как о самом богатом и могущественном разносилась иностранными послами по всему свету.

Стиль единства архитектуры, изобразительного искусства и декоративно- прикладного искусства достиг в России наивысшего расцвета в XVIII и I половине XIX века.

Стремление сделать праздником земную жизнь характерно для эпохи Возрождения.

А соответственно внешнему декору и великолепию дворцов отвечало внутреннее убранство и вещи их обладателей. (логический переход).

Показ слайдов:

  1. Зеркало и камин.
  2. Голубой зал.
  3. Интерьер с подсвечником.
  4. Парадный шлем М.Романова.
  5. Трон Б. Годунова.
  6. Карета-экипаж.
  7. Парадный убор лошади.
  8. Коронационное платье Елизаветы.

Что отличает все эти вещи? (Особая парадность, декоративная изысканность вкуса, прославление владельца, символ царской власти)

А какова роль следующих вещей?

  1. Каравелла из изумруда (мужчины носили как талисман от дурного сглаза)
  2. Букет из драгоценных камней.
  3. Табакерка (дань моде нюхать табак)
  4. Часы на шатлене с одной стрелкой
  5. Музыкальная шкатулка.

Вывод: Роль декоративно- прикладного искусства

 

  • Показать богатство и могущество царя
  • Сделать праздником земную жизнь
  • Выделить человека в классовом обществе

  1. Изложение темы урока «История костюма»

Одежда, как и вещи, принадлежащие человеку своей эпохи, могут поведать многое.

Каждая эпоха в истории человечества создавала особую материальную культуру с её эстетическими и нравственными идеалами. Поэтому костюм можно назвать воплощением вкусов своего времени.

Костюм любой эпохи – это художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям своего времени.

Стремление к красоте свойственно всем народам на всех этапах развития человеческого общества. Однако каждому периоду соответствует свой идеал прекрасного, который находил выражение в одежде.

Просмотр слайдов:

  1. Египет - узкие прямые платья калазирус.
  2. Древняя Греция – сочетание ткани и формы человеческого тела, обилие складок и драпировок. (Идеал человека – здоровье, физическое совершенство).

Хитон – льняная рубашка без рукавов.

Гиматий – верхняя одежда, кусок ткани, перекинутый через плечо с застёжкой фибулой.

Тога – верхняя одежда из куска ткани 6*2 м, для знати, надевали её на тунику.

Стола – плиссированная оборка внизу (для знатных римлян) (Древний Рим)

В X- XII веке в странах Западной Европы господствовал романский стиль. Считалось недостойным любоваться красотой человеческого тела, стиля одежды. Одежда тяжёлая, мешкообразная, скрывающая фигуру. Костюм весил до 40 кг.

В XII – XV веках господствовал готический стиль. Одежда узкая и длинная.

  1. Эпоха средневековья.

Чулки, энкин колпак конической формы, пулены- башмаки с длинными носками до 50 см, подчёркнутая форма живота и бёдер.

  1. Возрождение – (стиль XV – XVII веков) развивалось на основе всего лучшего, что было создано в прошлом веке.

Период бурного расцвета культуры Западной Европы и Центральной.

Идеал того времени – гармонично развитая личность, сочетающая в себе личность учёного, талант художника, отвагу воина.

Искусство прославляет духовное и физическое совершенство человека.

Логический переход.

Новым представлениям о красоте соответствуют и новые формы костюма.

Платье подчёркивает гармонию телосложения; обнажается шея, руки, подчёркивается тонкая талия.

В XVI – XVIII веках распространяется стиль барокко (эпоха дворянской культуры)

В середине XVIII веках возникает стиль рококо.

Развивается по фантазии: вычурность и декоративность.

  1. Показ слайдов с анализом характерных изменений костюма для каждой страны.

а) Испанская мода (пышность, парадность, воротник) Портрет М. Альдобрандины). 17 век, идеалом моды становятся кружева. (король Англии Карл II ). Испанская королева Елизавета (платье – храм для поклонения).

б) Немецкая мода XVI века. Лукас Кранах Старший. (ассиметричное пестроцветье костюма и ленточные формы)

в)  Голландская мода. Пышность, обилие украшений, корсет, широкая юбка. Терборх. Женский портрет. Рембрандт. Портрет учёного.

г) Фламандская мода. Торжественность, парадность, барроко. (детской моды не существовало). Ван Дейк. Семейный портрет.

д) Французская мода. Итальянская мода. (декольте, шарф, обнажённые плечи). Творчество Ватто, Фрагонара.

е) Англия. Творчество Ромни, Лели. (большие шляпы, причёски, мех)

ж) Изменяется мужская мода. Ворот заменяет галстук, карманы – прорезные, расширяется нижняя часть рукава, большие манжеты – жюстокор.

з)  Русская мода. Сравнение русской народной одежды (яркость цвета, простота) и одежды 18 века. Творчество Аргунова и т.д.

Художественный образ костюма XVIII века – изящество, декоративность, воздушная лёгкость форм и цвета.

Причёски соответствовали пышному костюму. Иногда на волосы парикмахером вооружалась цветочная корзинка или макет корабля.

В конце XVIII века носят парики (очень большие, с обилием локонов)

Благодаря реформам Петра I они распространялись и в России. Парик был тяжёл, недобен. Позже появляются напудренные, небольшие париеи, соответствующие нежному тону одежды.

Жляпа несовместима с париком и мужчины обычно держат её в руке.

В XVIII веке была модной гладкая женская причёска с небольшими украшениями. Затем она опять достигла небывалой высоты, гора напудренных волос, созданных с помощью проволочного каркаса, конского волоса и клея. Причёску украшали ленты, тюль, жемчуг, цветы, перья страуса.

И, наконец, эту причёску сменили свободно падающие на плечи локоны и большая шляпа.

  1. Практическая часть урока.

  1. Подведение итогов урока.

Литература

  1. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКМО, 1995.
  2. Блейз А.М. История в костюмах от фараонов до денди. – М.: ОЛМА-Песс Экелибрис, 2002.
  3. Будур Н. История костюма. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
  4. Кессин-Скотт Д. История костюма и моды. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  5. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1986 (1980).
  6. Коршунова Т.Т. Костюм в России 18- начала 20 века. – СПБ: Художник РСФСР, 1979.
  7. Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 304 с. Которн Н. История моды в ХХ веке. – М.: Тривиум, 1998.
  8. Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до ХХ века. – М.: Просвещение, 1976.
  9. Мерцалова М.Н. История костюма. Очерки истории костюма. – М.: Би 0000.
  10. Русский костюм 1750 – 1917 / Под ред. В. Рыдина – М.: Изд-во Всерос. театр. общества, 1972.
  11. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. – М.: Сов. художник, 1972.
  12. Плаксина Б. История костюма стили и направления. – М.: Академия, 2003.
  13. Хэрольд Р. Костюм народов мира. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...