Рабочая программа по искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Рабочая программа по искусству для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза

М.П.Константинова

РАССМОТРЕНА                     СОГЛАСОВАНА

на заседании МО                     Заместитель директора

учителей эстетического          по УВР

цикла                                         __________________

Рук. МО______________

Клюкина А. Ф.                         И.В. Гулидова

Протокол № _____                  «______»______2014г.

от «____» ___________ 2014 г.

Рабочая программа

по искусству

для 8а, 8б, 8в классов

на 2014-2015 учебный год

г. Усмань, 2014г.

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

           

    Цель программы— развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытностии взаимосвязи традиций художественной культуры Липецкого края от       истоков до современности.

     Задачи реализации данного курса:

-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

-воспитание художественного вкуса;

-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования;

- осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление

уважительного, бережного отношения к культурному наследию Липецкого края;

-формирование художественно-творческой активности в процессе

собственной практической работы в раскрытии содержательного смысла;

художественно-образного языка декоративного искусства, умения связывать

его с явлениями в жизни общества;

-формирование художественных знаний о значении древних корней

народного искусства, связи времен в народном искусстве, месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;

-федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089);

-образовательный стандарт основного общего образования по изобразительному искусству;

-примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;

 

- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год. 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования»;

-Методические рекомендации  ГАУДПО ЛО «ИРО»  «О преподавании  изобразительного искусства  в общеобразовательных учреждениях Липецкой области  в 2014-2015 учебном году»;

-учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

-положение  №26, МБОУ СОШ №2  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Информация о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу,

их обоснование.

Выбор данной авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данные нормативные документы  созданы в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по искусству». В них представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебного процесса получать представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе урока.

 

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений

Российской Федерации отводит в 8классе 17 часов, из расчёта 1 учебный час в две недели. В 8классе добавлен 1 учебный час в две недели из регионального компонента, поэтому в содержание программы добавлены темы по краеведению в объёме 17часов. В региональный компонент базисного учебного плана включено преподавание краеведческого модуля.

Место и роль изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню их подготовки.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении

определённого уровня эрудиции в сфере образовательного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие  учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно творческие задачи, воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения  содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана

 рабочая программа по изобразительному искусству.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

Основными формами образовательного процесса являются современные информационные технологии. Ведущая роль отводится активным методам обучения, педагогическому сотрудничеству учителей, учащихся, родителей, взаимодействию с учреждениями  культуры, народными мастерами, а также самостоятельной поисковой работе, организации выставок, написание рефератов и докладов.

Технологии обучения:

-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;

-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;

-технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей;

-личностно-ориентированные технологии обучения;

-технология индивидуализации обучения;

-информационно-коммуникационные технологии.

Виды и формы контроля

Формы контроля

-индивидуальный

-фронтальный

Виды контроля

-текущий

-тематический

-итоговый

Информация об используемом учебнике.

Учебник для 8-9 классов «Искусство» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.,

М; Просвещение, 2011г.

Содержание рабочей программы  по  искусству для 8 класса.

Раздел 1.         Искусство в жизни современного человека          (3часа).

Искусство вокруг нас. Экскурсия по школьной картинной галерее. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

Раздел 2.        Искусство  открывает новые грани мира.         (7часов).

Искусство рассказывает о красоте Земли. Откуда мы родом? Город крепость - Усмань. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. Зримая музыка. Человек в зеркале искусства: жанр портрета. Портреты наших великих соотечественников.

Природа Липецкого края. Как начиналась галерея. Портрет композитора в литературе и кино.

Раздел 3.            Искусство как универсальный способ общения (7 часов.)  

                                                                         

Мир в зеркале искусства. Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Улицы нашего города.  Как происходит передача сообщений в искусстве? Искусство проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. Художественные послания предков. Разговор с современником.

Народные художественные промыслы Липецкой области в прошлом и настоящем. Корабельное строительство усманцев.

Раздел 4.                Красота в искусстве и жизни.        (10часов).

Что есть красота. Есть ли у красоты свои законы. Откровение вечной красоты. Каменная архитектура Липецкого края. Творчество пейзажиста Коровина. Литературная Усмань. Б. Котов, Свиридов, П. Кустов. Народная одежда Липецкого края. Всегда ли люди одинаково понимали красоту. Экскурсия в краеведческий музей. Великий дар творчества: радость и красота созидания. Как соотносится красота и польза. Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

Раздел 5.              Прекрасное пробуждает доброе.               (8часов).

Преобразующая сила искусства. Памятники нашего города. Путешествие по карте Липецкой области. Народные ремёсла Липецкой области. Декоративно-прикладное искусство нашей области. Традиционные местные промыслы. Традиции в крестьянских жилищах  Липецкой области. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа».

Учебно-тематический план

по искусству в 8 классе.

п/п

Разделы

Количество

часов

Творческие работы

1

Искусство в жизни современного человека          

3

-

2

 Искусство  открывает новые грани мира.        

7

-

3

Искусство как универсальный способ общения

7

-

4

Красота в искусстве и жизни.        

10

-

Прекрасное пробуждает доброе.

8

1

                                                          Итого

35

1

Требования к уровню подготовки обучающихся

8 класса.

Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

- историю зарождения культуры Липецкой области;

- особенности каменного и деревянного зодчества, архитектурные стили,

использованные в строительстве архитектурных ансамблей знаменитых

архитекторов нашего края;

- отличительные особенности народного костюма Липецкого края;

- использовать язык декоративно-прикладного искусства и художественные

материалы на уровне своего возраста при создании творческих работ;

- работать с цветом, формой, пространством, используя средства

художественной грамоты;

-творчески относится к собственной деятельности;

-понимать художественно-образный язык народного и декоративно-

прикладного искусства;

- владеть первичными навыками выполнения предметов народного

творчества;

-высказывать аргументированные суждения о произведениях народного

творчества и декоративно- прикладного искусства.

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»

Учебник, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. «Искусство. 8-9 классы». М.: «Просвещение», 2011

Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г., (электронная версия)  

Учебник «Изобразительное искусство 8 класс по редекцией Т. Я. Шпикаловой, м., Просвещение 2014г.

 Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;

Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2010г.

Неменский Б.М. Культура – искусство – образование. – М., 1993.

 Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.

Осетров Е.И. Живая древняя Русь. Повесть о великом, добром и вечном. – М., 1970.

Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., 1982.

Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.

Попова В.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.

Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М., 1985.

Рак И.В. Мифы древнего Египта. – СПб., 1993.

Рогов А.П. Кладовая радости. – М., 1982.

«Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.

«Искусство древнего мира» Л.Любимов М.: «Просвещение» 1980 г.

«Откройте в себе художника» Профессор Бетти Эдвардс. Минск 2003 г.

1. Ползикова Л.В. Художественное краеведение Липецк 2008

Теория и практика изучения регионального компонента в системе

школьного образования. Материалы научно-практической конференции.

Липецк 2009

2. Беззубцева Н.ВМоя Родина – Липецкий край. Исследовательские работы

по краеведению

3. Белогорская Р.М., Ефимова Л.В. Русская вышивка и кружево. – М.2000.

4. Липецкая энциклопедия. Гл. ред.В.В. Шахов, сост. Б.М. Шальнев,

В.В.Шахов. Т.1.Липецк. Научный Центр «Липецкая Энциклопедия», 1999

5. Липецкая энциклопедия. Гл. ред.В.В. Шахов, сост. Б.М. Шальнев,

В.В.Шахов. Т.2.Липецк. Научный Центр «Липецкая Энциклопедия», 2000

6. Липецкая энциклопедия. Гл. ред.В.В. Шахов, сост. Б.М. Шальнев,

В.В.Шахов. Т.3.Липецк. Научный Центр «Липецкая Энциклопедия», 2001

7. Ползикова Л.В. Художественное краеведение Липецк 2008

8. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева М 1987

9. Материалы краеведческого музея.

Сайт словарь терминов искусства

http://www.artdic.ru/index.htm

www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства.

Методическая поддержка.

http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов

http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический

журнал

http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков

http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

http://festival.1september.ru/ - Викторины

http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...