Создание арт-композиции "Спектакль на столе. Декорации"_текст
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Подготовка к уроку по созданию арт-композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3_klass.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Создание арт-композиции на уроках изобразительного искусства

 в 3-м классе (по теме «Спектакль на столе. Декорации»)

(20-24 мая 2013 г.)

         

Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №102
Промышленного района,г.о Самара

Абзалдинова Ольга Дамировна

                 

                                                                                                                                         

Самара 2013 год

Содержание

Введение        

1.  Содержание  понятий  «арт-композиция»        

2.   Особенности  создания  арт-композиции с  учащимися

 младшего школьного возрас 6

3.  Методическая  разработка  урока изобразительного искусства в 3-ем классе по теме  "Театр на столе . Декорации".        10

Заключение        

Список  литературы  и  источников        15

 

Введение

Данная  работа  является актуальной в обеспечении необходимых условий для целостного развития личности  младшего школьника.

Изобразительное искусство и художественный труд является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души младшего школьника, прививается любовь к театру.

Цель итоговой работы:  создать  арт–композицию с учащимися 3-го класса на уроке изобразительного искусства .

 Задачи  работы:

1.  Рассмотреть содержание понятия «арт-композиция».

2. Охарактеризовать особенности  создания  «арт-композиции»  с  учащимися младшего школьного   возраста.

3.  Привести  пример    разработки урока изобразительного искусства в 3-ем классе по теме: «Театр на столе. Декорации».  

1.  Содержание  понятий  «арт-композиция»

«Арт»  в  переводе  с  английского  языка  означает   искусство.

Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio", что означает –  сочинение, составление, связь, сопоставление. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание. Логика построения и красота, гармония в соотношениях частей целого присуща, как уже было замечено выше, не только творениям человека. Признаки композиции мы обнаруживаем и в природных формах, в строении растений, животных организмов, в строении вселенной. Поэтому слово "композиция" равно применимо к описанию цветка, к построению книги или ораторской речи.

 По определению Н. Гончаровой "композиция является выразителем структурно – гармонической целостности объектов художественной формы, предметов и явлений окружающего мира и одновременно средством организации, построения этой целостности".

Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно ни выносить суждение о произведениях искусства, ни тем более, создавать их.

Композиция – это определенное сочетание частей изображения (соотношение их размеров – пропорции, цветов, фактур и т.д.)

 Композиция присуща всем видам искусства. 

 Говоря об определении понятия «композиция» следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности.

Композиция в  изобразительном искусстве связана с  необходимостью  передать основной  замысел, идею произведения  наиболее ясно  и  убедительно. Главное в композиции – создание  художественного образа.

Композиционные приёмы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику и даже одно и то же композиционное средство может использоваться по-разному.

В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся её содержанием и замыслом художника.

 Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

 В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе.

 В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

 Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость.

Свойство декоративной композиции - декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой  меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных  подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведёт не только строгий отбор главного,  но и некоторая недосказанность, ассоциативность  эмоционально-образного решения тем.

У композиции есть свои законы, в процессе художественной практики и развития теории. Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над  композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.п.  Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Для достижения  цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от  второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

 Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины.  Цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

2.  Особенности создания арт-композиции с учащимися младшего школьного возраста.

Планируя занятие по созданию арт-композиции с младшими школьниками, мы учитывали их возрастные особенности, имеющие наибольшее значение для успешности творческой деятельности.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило в учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Каждый ребёнок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей.

Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

   Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание. Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.

     Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

     Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование – самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на уроке, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

   Нужно сделать все возможное, чтобы  сохранить у ребенка тягу к  изобразительной деятельности, и  если ее нет, то пробудить, а затем  и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к       изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

   Занятия по изобразительной деятельности предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению , а также полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

     Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Основной  задачей уроков изобразительного искусства  и является развитие художественно-творческих способностей детей путем целенаправленного и организованного обучения.

3.  Пример разработки урока изобразительного искусства в 3-м классе по теме «Театр на столе. Декорации».

Тема урока: Театр на столе. Декорации

Класс: 3 класс

Дата проведения:

Тип урока: совместное творчество

Цели урока:

        Образовательные: ознакомить с элементами оформления спектвкля созданными художником в театре( костюмы, грим, реквизит)

        Воспитательные: воспитывать у детей любовь к театральному искусству;

        Развивающие: развивать  у детей творческое воображение и пространственные отношения между ними.

Оборудование урока:  мультимедийный  проектор, методические таблицы, кисти, гуашь. Предварительная подготовка к уроку: Слайды  и рисунки с примерами театральных героев, декорации к спектаклям .

Музыкальный ряд:

Материалы:

Структура урока

Этап урока

Содержание

Время

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, объяснение целей и задач урока

2 мин

II. Ознакомление учащихся с особенностями театрального искусства

Рассказ о роли художника в театре. Весёлая тема детского творчества

15 мин

III. Практическое применение полученных знаний

Выполнение рисунка или аппликации на тему театрального представления, создание арт-композиции.

20 мин

IV. Подведение итогов

урока

Обсуждение работ учащихся, экспресс-выставка.

3 мин

Ход урока

        I. Организационный момент

        Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

        II. Ознакомление учащихся с особенностями театрального искусства

        Учитель: Здравствуйте, друзья! Среди всех зрелищ, пожалуй самое яркое и весёлое -театр. И не последняя заслуга в этом художника. Яркая сцена, декорации и даже костюмы актёров на сцене - всё это дело его волшебной кисти, а также бумаги, картона и др.

        

        III. Практическое применение полученных знаний

        Учитель: Задание (варианты)

  1. Изображение театрального представления и его персонажей (сцена).Материалы: ножницы, клейкая лента, фломастеры, картон, цветная бумага.
  2. Изображение сказочного персонажа( в движении).Материалы: цветные мелки, тонированная бумага, картон.

Последовательность работы: Замысел и эскиз композиции.

Для выполнения большой совместной работы необходимо договориться о композиции будущего коллективного панно, цвете фона (берём цвет ковра сцены -красный).На большом листе белой бумаги цветным мелом учитель обозначает центр композиции- сцену и выход на неё, Учащиеся вырезают из картона фигурки героев сказок, рисуют декорации.. Работа по оформлению частей композиции в парах и индивидуально. Представление своей сказки. Подведение итогов.


Заключение.

Проведя исследование в рамках итоговой работы можно сделать следующие выводы:

 Арт-композиция - это  произведение  искусства, которое обладает своей  неповторимой энергетикой и шармом.

Необходимо подчеркнуть актуальность такой  работы. Такой подход  позволяет формировать эстетический вкус, повышать общекультурный уровень младшего школьника.

Опыт творческой деятельности младших школьников, занимающихся изобразительным искусством, открывает им возможности проявить себя, найти интересную работу и выполнить её.

Познавая произведения театрального искусства, у детей младшего школьного возраста проявляется интерес к театру, возникает потребность в постановке и проведении театральных представлений, а главное ребята учатся общаться в социуме. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Список  литературы  и  источников

       

   1.    И.Ю.Кулагина «Возростная психология»Москва, Издательство УРАО, 1999 год.

2.Крутецкий В.А. "Психология обучения и воспитания школьников"

"Просвещение", М., 1976.

3.Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара, 2002.

4.Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисловие Б.М. Кедрова. – М., Искусство, 1985.

5.Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М., Просвещение, 2007.

6.http://urozhayniy.com/delaem-palmu-...ubov-pugacheva/.

http://design44.narod.ru.

7.http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm.

http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/22/2019/

8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание декораций в балете “Спящая красавица” П. И. Чайковского.

Интегрированный урок музыки и ИЗО.Тема: Создание декораций в балете “Спящая красавица” П. И. Чайковского.Цель: Развитие творческого воображения учащихся.Задачи: 1. Закрепить понятие жанра балета.2. Пр...

Новогодний мастер-класс по витражной росписи и создание декорации к спектаклю

21 декабря 2018 года, перед зимними каникулами, преподаватели художественного отделения провели традиционные предновогодние мастер-классы.Д.И. Бережная провела мастер-класс по витражной росписи по пла...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Конспект учебного занятия «Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции»

Цель занятия: совершенствование навыков озвучивания мультипликационных и анимационных фильмов, учитывая исполнительские возможности каждого ребёнка.Задачи:1. Учить детей анализировать свой м...

Приложение к учебному занятию «Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции»

Данное приложение является дополнением к конспекту учебного занятия "Изготовление декораций и героев из бумаги и картона. Распределение ролей. Пробы чтения текста. Репетиции"...

Методическая разработка практического урока «Язык создания гипертекстовых документов – HTML. Теги форматирования текста. Вставка рисунков, создание гиперссылки. Списки. Таблицы» 11 класс

HyperText Markup Language (HTML) является стандартным языком, предназначенным для создания гипертекстовых документов в среде WEB. HTML-документ представляет собой обычный текстовый файл, который вы мо...