Анималистический жанр в изобразительном искусстве
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Капинус Вероника Владимировна

Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным. К сожалению, сейчас можно наблюдать много проявлений жестокости: сайты догхантеров, брошенные животные, оказавшиеся на улице; закрытие приютов... Зачастую дети причиняют боль животным, порой даже не догадываясь, что это плохо. Делается зло, снимается на видео и выкладывается в интернет... Какие мотивы движут детьми? Желание произвести впечатление на ровесников, показать свою силу...

         Жестокость, злость, грубость и наглость начинают становиться положительными качествами -и это страшно. Такое отношение к слабым и к жизни вообще становится нормой, продиктованной СМИ и мультимедиа. Только начинаясь с такого отношения к животным и к растениям это очень быстро  переходит и на людей. Взрослым нужно обязательно останавливать детей, объяснять им, иначе неправильное восприятие и привычка к жестоким забавам закрепится надолго... Знаменитый артист, дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров говорил, что  дети, издевающиеся над животными, калечат прежде всего свою душу. А жестокая   и пустая душа, говорил он, не самое ли страшное наказание для человека.

Зачастую, негативное отношение детей к природе складывается по нескольким причинам:

        

         Плохой пример взрослых;

         Недостаточный опыт общения с природой;

         Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;

         Низкий уровень развития наблюдательности детей;

   

Остановить данный процесс можно только через любовь, так как «не ведают, что творят». До детей нужно донести, что природа -это живой организм. Природа и человек связаны неразрывно. Именно поэтому я остановилась на данной теме. Когда ребенок наблюдает за животными, растениями и  птицами, то приходит понимание, что они тоже могут чувствовать боль и им тоже может быть плохо.

Природа и человек связаны друг с другом неразрывно. Исходя из этого, я поставила такую цель в своей работе:

ЦЕЛЬ: Воспитание бережного отношения к природе через заботу и гуманное отношение к животным, и, следовательно, любви к людям.

 Изображение животных есть в разных программах, это является  

   интерьера, то  получилась серия, направленная на решение   следующей ситуации: оформление интерьера школьного помещения. В основе оформления взяты детские работы на тему «Люби и не обижай», то есть образы домашних животных.  Чтобы повысить мотивацию детей, автором задумано провести это в виде деловой игры и поставлена конкретная задача оформления помещения  творческими работами 

под общей темой «люби и не обижай».

                     Создание аппозиционных изобразительных образов

домашних животных.

Серия упражнений.

Задачи:

        Образовательные:

·         ознакомление детей с разными техниками изображения, их                                 применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

·         овладение учащимися разных техник рисования;

·          использования различных техник изображения в  самостоятельной деятельности учащихся.

·         овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного  и народного творчества

       Развивающие:

·         развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного

      Воспитательные:

·         воспитание интереса и любви к животным, и таким образом к природе вообще

·         воспитание усидчивости, аккуратности и терпения

·           обучение ребёнка творческому подходу к любой работе

 

 

Рисование сухой кистью – это особая техника, которая лежит на стыке графики и живописи. При рисовании используются очень жесткие кисти и масляные краски. Техника сухая кисть  заключается в том, что краски растираются на 

бумаге  или ткани, при этом краски используется очень мало.

Это техника  – метод, который даёт современному художнику широкий спектр возможностей в творческом воплощении исполняемых образов. Данный метод позволяет добиться мягкой градации цветов, плавных переходов, детальной проработки, - допустим:  портрета животного полностью передать характер , его индивидуальность. Не удивительно, что современные  мастера художественного образа широко используют технику  сухой кисти позволяющую ярко и реалистично выразить художественный замысел. Например: написатьхудожественный портрет. Этот метод наиболее популярен среди так называемых свободных художников, потому что позволяет в короткие сроки создавать эффектные визуально портреты с натуры или с фотографии.

Для рисования в технике  вам понадобится: жесткие кисти, краски гуашь, бумага текстурная как для акварели..

Рисуем котенка.

Демонстрация фото и видеоматериалов.

Музыкальный ряд : песенки про кошек.

Рисование сухой кистью – это особая техника, которая лежит на стыке графики и живописи. При рисовании используются очень жесткие кисти и масляные краски. Техника сухая кисть  заключается в том, что краски растираются на 

бумаге  или ткани, при этом краски используется очень мало.

Это техника  – метод, который даёт современному художнику широкий спектр возможностей в творческом воплощении исполняемых образов. Данный метод позволяет добиться мягкой градации цветов, плавных переходов, детальной проработки, - допустим:  портрета животного полностью передать характер , его индивидуальность. Не удивительно, что современные  мастера художественного образа широко используют технику  сухой кисти позволяющую ярко и реалистично выразить художественный замысел. Например: написатьхудожественный портрет. Этот метод наиболее популярен среди так называемых свободных художников, потому что позволяет в короткие сроки создавать эффектные визуально портреты с натуры или с фотографии.

Для рисования в технике  вам понадобится: жесткие кисти, краски гуашь, бумага текстурная как для акварели..

Рисуем котенка.

Демонстрация фото и видеоматериалов.

Музыкальный ряд : песенки про кошек.

Литературный ряд:

Все мяукал котенок

 Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист

-показалось котенку,

Что позвали : «кис-кис»

замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

заперта на засов.

                        Г. Мельникова.

 

 

ЦЕЛЬ: Освоить прием рисования сухой кисти и закрепить общие навыки знаний по строению кошки. Донести до детей отличия в рисовании пропорций котят и взрослых животных.

 

Этапы рисования:

1..Акварельная бумага отлично подходит для рисования в такой технике. Нужно обязательно иметь ввиду, что фактура бумаги будет отчетливо проступать в изображении, поэтому для рисования  нужно подобрать бумагу с наиболее тонкой фактурой, очень подходящая для такого рисования итальянская акварельная бумага"FABRIANO".  кисти выбрать жесткие, очень хороши из свиной щетины, для более мягких переходов лучше подходят синтетические.

2.Карандашом нанесите на бумагу контуры рисунка кошки. Контур должен быть минимальный, еле заметный. Нужно делать это очень легко и аккуратно, так как краски  используются малонасыщенные, и их слой достаточно тонкий. Если жирные карандашные линии будут заметны, то это испортит рисунок. Лучше проработать рисунок заранее на другом листе бумаги чтобы на этапе нанесения контуров не применять ластика. Он повредит текстуру бумаги,  а также может способствовать появлению катышков.

3.После того, как контуры готовы, начинается работа . Перед тем, как приступить к работе в красках,  их нужно нанести на палитру.

4.Возьмите  немного краски , а затем несколько раз проведите ей по палитре. Так равномерно распределится по щетине кисти. Краски не должно быть много, иначе можно испортить весь рисунок.  Если  краска кончилась, то можно взять еще,  и также точно рассредоточить с помощью палитры.

5.Начинать рисунок следует большой кистью. Проработайте ею основные тона.  Затем возьмите кисть поменьше и работайте с более мелкими тоновыми элементами рисунка- глазки, коготочки. И так до тех пор, пока все не будет почти полностью готово. Осторожно втирайте краску, не слишком сильно и не слишком много.

6.После построения светотеневой конструкции рисунка, можно приступить к детальной проработке, для этого потребуется самая тонкая кисть. Краску на такой кисти можно не растирать, так-как всё равно она берёт на себя минимум пигмента. При рисовании  таким образом потом прорабатываются глаза, усы и другие мелкие детали.

7.Высветление отдельных деталей при помощи ластика. Уточнение отдельных светлых пятен, линии шерсти, светлые места и так далее.

8.Нанесение бликов. Блики обычно наносят  белилами, когда весь остальной рисунок готов.  Нужно стремиться к тому, чтобы мазок был минимальный. Гуашь не должна выделяться на фоне очень тонкой фактуры, тогда она передаст длинную шерсть. Когда рисуем короткую шерсть, то нужно сохранять прозрачность и чистоту цвета, тонкость линий.

Кляксография

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

а) Поставить на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами. Что надо увидеть

б)  Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

Рисование пятном.

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

а) Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

б) Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

в) Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

б) На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

 

        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Жанры в изобразительном искусстве

Презентация знакомит учащихся с понятием "жанр" в изобразительном искусстве. Дети знакомятся с историческим, мифологическим, батальным, бытовым и другими жанрами....

Лекция по ИЗО для 7 класса на тему "Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Цель:познакомить учащихся с понятием анималистический жанр и тварчеством художника Василия Ватагина...

Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)

Презентационный материал к уроку искусства по теме "Бытовой жанр в изобразительном искусстве" (в 4-х частях)...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

«Жанры в изобразительном искусстве. Историческия жанр» (презентация)

Методическая разработка урока в рамках конкурса "Мой лучший школьный урок"Включает конспект урока для 7 класса по теме "Жанры изобразительного искусства. Исторический жанр", презентацию, игру с задани...