"В гости к батюшке Серафиму"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Слисаренко Ирина Александровна

Пробуждение живого интереса к образу Серафима Саровского,к святыням земли Нижегородской,народным традициям.Изготовление  пасхальных подарков и сувениров .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в журнал «Теория и практика дошкольного образования»

Методическая разработка конспекта занятия  для детей старшего дошкольного возраста.

 «В гости к батюшке Серафиму»

Составила:

Слисаренко Ирина Александровна, воспитатель по изобразительной деятельности, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  Центр Развития Ребенка- детский сад № 41 «Звездочка»,г. Саров ,Нижегородская  область,2014 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время в обществе  возрастает интерес к православным ценностям,  народным традициям. В образовании появляются  программы, факультативы по основам православной культуры. Тем не менее, до сих пор основная роль  в духовно-нравственном воспитании детей отводится семье. Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников  к педагогической деятельности,  объединение усилий детского сада и семьи в воспитании детей будет способствовать повышению общей педагогической культуры. Кроме того, предоставит   возможность им  лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение, а также  поможет возродить систему ценностей, создаст почву, на которой вырастет новое общество людей, воспитанное на духовно-нравственных ценностях. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты  в воспитании детей.

Цель:

Пробуждение живого интереса детей к образу Серафима Саровского,             к  святыням Земли Нижегородской, народным традициям.

Задачи:         

  • Расширить представления детей  о подвигах  Серафима Саровского, великого святого, именем которого назван город;
  • уточнить представления  детей о памятниках православной культуры, народных традициях, праздниках;
  • приобщить родителей к участию в образовательном процессе;
  • воспитание в детях бережного отношения к святыням земли нижегородской, желания приобщиться к духовным ценностям ;
  • вызвать интерес к изготовлению подарков  и сувениров;
  • закрепить умение аккуратно пользоваться гуашью, рисовать кончиком кисти;
  • продолжить знакомство детей с искусством миниатюры на яйце, совершенствовать  умение  декоративного оформления силуэта яйца орнаментом.

Предварительная работа:

Анкетирование  родителей.

Знакомство детей с биографией Серафима Саровского.

Экскурсия в иконописную мастерскую.

Посещение храма Серафима Саровского.

Экскурсия на дальнюю и ближнюю пустынку,  посещение родника, из которого батюшка брал воду, келии Серафима Саровского.

Фотовыставка « Путешествие по  святым местам Сарова  ».

 Совместная с родителями выставка рисунков  в галерее детского творчества «Я рисую Саров».

Написание  рассказов со слов детей о посещении святых мест Сарова, Дивеева, о православных традициях  и истории города.

Совместное с родителями занятие «В гости к батюшке Серафиму»

Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры.

Знакомство с образом Преподобного Серафима Саровского.

Раскрытие понятия «Радость моя».

Знакомство с иконами Серафима Саровского.

Знакомство с памятниками  православной культуры Земли Нижегородской.

Форма проведения занятия, виды деятельности.

Комплексное занятие.

Рассказывание , рисование.

Предполагаемый результат.

Расширение представлений  детей о Серафиме Саровском , его подвигах.

Воспитание в детях желания приобщиться к духовным ценностям нашей земли, бережного отношения к святыням.

Дидактическое обеспечение

Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Дидактическое оснащение и оборудование.

Книги об истории Саровской пустыни, музыкальный центр, фотографии, рисунки детей, музыка(колокольный звон), проэктор, силуэты, гуашь, кисти ,костюмы, вода.

Содержание занятия:

1.Мотивационно- ориентировочная часть

Инсценирование с помощью родителей.

Звучит музыка(колокольный звон)

Входят странники :взрослый и ребенок (на ногах у них лапти, в руках палка, за спиной –котомка, одеты в длинные юбки, на голове платочек):

-Здравствуйте, люди добрые. Мы странники. Идем по святым местам.

Разрешите  нам отдохнуть и воды попить(пьют воду из стакана).

-Спасибо, люди, добрые. Как будто сил прибавила вода.

Воспитатель:

-Наша вода считается целебной. Кто будет ее пить  –тот здоров будет, потому что сам батюшка Серафим брал эту воду.

Есть в земле саровской чудесная вода,

Бьет ключом волшебным из недр в лесах она.

Пил эту воду сам отец Серафим.

Источники святые он людям подарил.

В источниках Сарова целебная вода.

Попьешь водицы этой-здоровье на года.

(Авдошин Дмитрий)

Странники:

-Ребята, а как называется этот город? (Город Саров)

- Значит, мы пришли правильно. А за то, что вы угостили нас святой водой, мы вас отблагодарим. (Заглядывает в мешок) Угадайте, что там?

Отгадайте  загадку:

«Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно  грамоте учиться.(книга)

(достает из котомки книгу)

-Спасибо, ребята. Но мы, пожалуй, пойдем дальше. До свидания.(уходят).

Воспитатель:

-Давайте прочитаем название. Эта книга о истории нашего  города.

С именем какого человека связано название нашего города?( С именем Серафима  Саровского)

-Кто был, по вашему мнению, Серафим Саровский?

Что вы  знаете  о нем?  ( Он святой.  Во всех  храмах есть его иконы.)

-Вы видите, что не так много нам известно об этом человеке. Но мы ведь гордимся, что мы его земляки. Что же нам делать? Вы хотите узнать о нем больше?

(Да. Мы хотим узнать о нем больше: как он жил ,кем он был, почему стал святым. Узнать , какие места в Сарове связаны с его именем.)

Преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых  через 70 лет после смерти. Сегодня  он самый почитаемый святой  не только на Руси, но и за ее пределами.

- Кого называют святыми?( люди, которые при жизни творили чудеса, помогали людям и не забывали о Боге.)

Еще при жизни Серафим Саровский обладал даром исцеления и прозорливости, к нему приезжали отовсюду за советом, и он никому не отказывал в помощи. Серафима Саровского считают покровителем земли Нижегородской.

Воспитатель:

-Давайте послушаем рассказы о чудесах и подвигах  Серафима Саровского . Узнаем , какие места в городе Сарове связаны с его именем?

Я вас приглашаю в гости к батюшке.

2. Биография Серафима Саровского.   Рассказ детей по  презентации.

Родился в Курске в семье богатого купца, владельца кирпичных заводов. Прохор Мошнин рано потерял отца. Так звали преподобного Серафима  в детстве. В семилетнем возрасте он упал с колокольни собора, который строила его мать после смерти отца. Но остался целым и невредимым.

А второе чудесное исцеление произошло в десятилетнем возрасте. Прохор заболел. Ему приснилась Богородица, она пообещала вылечить его. В это время случайно крестный ход проходил по этой улице . Мать приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы,  и мальчик исцелился.

В 17 лет Прохор решил уйти в монастырь. Мать благословила его и дала медный крест, который носил преподобный до самой смерти.

Сначала Прохор пошел в Киево-Печерскую Лавру за благословением, чтобы пойти в Саровскую обитель.

Так Серафим Саровский стал монахом. Он жил в уединении в лесу, в келии. Ходил в одной одежде и зимой и летом, соблюдал посты и питался со своего огорода.

Молился дни и ночи напролет. Одно время отец Серафим тысячу ночей провел в молитве, стоя на коленях на большом гранитном камне.

Звери не трогали старца. Огромный  медведь ел из рук Преподобного Серафима и не причинял ему вреда.

Но однажды разбойники пришли  и избили его почти до смерти. Серафим Саровский чудом остался жив, но  от полученных травм он остался сгорбленным . И даже после этого он всех простил.

Вернувшись в обитель, преподобный Серафим долгое время жил в уединении. Однажды к нему явилась Божия Матерь и повелела принимать посетителей. Тысячи людей стали приходить к старцу, и каждого он принимал с любовью, кланяясь  в ноги, и говорил: «Радость моя!», «

Христос воскрес!»

Люди приходили к преподобному Серафиму  за помощью со своими бедами, болезнями, скорбями.

Серафим Саровский был основателем Свято-Троице Дивеевского монастыря.

Скончался старец во время уединенной молитвы 15 января. Преподобный Серафим прожил? 74 года.  

 Памятник Серафиму Саровскому был изготовлен  в 1991 году скульптором Вячеславом Клыковым и установлен на Дальней пустынке ,в лесу.

Старец божий, старец кроткий

В лаптях, с палкою простой,

На руке иссохшей четки,

Взор, горящий добротой.

Благодатной силой веет

На молящих от него.

Гордый разум цепенеет

Перед святостью Его.(А.Ладыгин)

3.Физкультминутка. (ребенок показывает движения ,все повторяют)

А сейчас немного отдохнем.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два.

Плечи выше поднимаем,

а потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно.

Скачем выше, скачем дружно.

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.

4. Практическая часть.(дети расписывают силуэты яичка)

-Давайте вспомним, какие слова говорил Серафим Саровский всем людям?

(Радость моя, Христос воскрес)

-А когда говорят такие слова,  на какой праздник?(на Пасху)

- А что является символом пасхи?(яичко),что на пасху принято дарить друг другу? (крашеные  яички)

Скоро и у нас будет праздник Пасха .

-Вот если бы вы сейчас встретили Серафима Саровского, что бы вы ему подарили?(яичко)

Давайте нарисуем подарок для батюшки Серафима.

Яйцо- символ вечного возрождения природы, бесконечности жизни. Расписные яйца -это древнее славянское искусство, связанное с ритуалом воспевания Солнца как источника жизни. И солнечные знаки- самые распространенные элементы росписи. Рассмотрим таблицу элементов росписи.

Давайте возьмем по одному силуэты яичка и оформим его красивым узором.

Сначала надо разделить поверхность яйца с помощью линий  на секторы .

Затем нанести узор. Следите, чтобы (цветы, листочки, точки ,кружочки.)располагались ритмично. Рисуйте аккуратно, кончиком кисточки.

(Дети рисуют под музыку)

А сейчас давайте рассмотрим , какие красивые  яички вы нарисовали, и подарим их родителям.

5.Рефлексивно-оценочная часть(родители вместе с детьми обсуждают и отвечают на вопросы)

А теперь давайте  подведем итоги. Попросим родителей  сесть  вместе  с детьми и ответить на вопросы .

Вопросы:

- О каком человеке мы сегодня говорили?

- Каким вы его запомнили?( добрым)

- Что из его жизни вам особенно запомнилось? (чудеса)

- С кем из животных особенно дружил Серафим Саровский?

-Догадайтесь и назовите самую главную добродетель, которую проявлял преподобный Серафим в своей жизни. ( Терпение и покорность воле Бога, любовь к ближнему  и радость каждому человеку «Радость моя») 

Вывод:

И мы можем гордиться ,что на нашей земле жил великий святой Серафим Саровский. Давайте повторим все вместе слова, какими он встречал всех людей.(радость моя)И пусть в мире будет больше  добра и радости.

Рефлексивный момент.

А теперь давайте  оформим плакат «Мое настроение». На листочке  нарисуем человечка с улыбочкой ,если вам было интересно, и вы узнали что-то новое. А  если вам было скучно,  и вы ничего не запомнили, то нарисуйте человечка без улыбочки. Давайте прикрепим листочки на доске .(под музыку)

Список литературы:

1. Краткая летопись Серафимо- Дивеевского монастыря с жизнеописанием его основателей Преподобного Серафима Саровского и схимонахини Александры, урожденной А.Ф. Мельгуновой. - Арзамас, 1991.-73 с.

2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. -М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,2006.-168 с.

3.Подурец А.М. Саров: памятник истории, культуры ,православия.-3-е изд., доп.- Саров: ЗАО «ИНФО»,2006.-400 с.-2000 экз.

4.Степашкин В.А. Хроника событий, связанных с именем Преподобного Серафима Саровского(Часть 3)//Преподобный Серафим Саровский: предания и факты.-3-е издание,

испр. и доп.- Саров: ЗАО «ИНФО»,2009.-с. 148-263.-264 с.-1000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова

Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно...

: Серафима Константиновна Власова- уральская сказительница. Художественное своеобразие сказа «Тютьнярская старина»

. Литературное краеведение. Урок в 6 классе.С.К.Власова имела право сказать: «Чтобы писать сказы, надо хорошо знать народ, его поэзию, безгранично любить свой край».Она пишет сказ по народной легенде,...

Житие преподобного Серафима Саровского

Цель: воспитывать доброту, милосердие, послушание на примере жизни Серафима Саровского...

Сценарий литературного спектакля к празднику Пасхи. (По книге Т. Веронина «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

В книге рассказывается о девочке Серафиме,  которая  воспитывалась в детском доме. Её родители были репрессированы, поэтому отношение к Фимке в детдоме было особое: она бесконечно терпела об...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИЗО ДЛЯ 6 КЛАССА (IV четверть) Соколовой Серафимы Викторовны..

Данный раздел программы «Человек и пространство. Пейзаж» ориентирован на работу по учебнику: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс./ под. ред. Б.М. ...

"В гостях у батюшки - Байкала"

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об истории, культурных традициях и экологических особенностях озера Байкал.Задачи:·         Способс...

Урок-сказка «В гостях у батюшки Глагола» Обобщение знаний по теме «Глагол» в 6 классе

На уроке повторения по теме по теме «Глагол» учащиеся 6-го класса отправятся в сказочное путешествие  в гости к батюшке Глаголу, побывают в селении Неопределенной формы, в городах-спу...