Формирование представлений о живой природе через совместную деятельность по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

ptashka-

Рисование играет важную роль в работе по развитию личности и экологическому воспитанию, связанному с ознакомлением детей с явлениями и объектами живой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о живой природе через совместную деятельность по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование реальных представлений у дошкольников о живой природе является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, как указывают педагоги Т.С. Комарова; О.П. Гаврилушкина; Н.П. Сакулина, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления о живой природе, в процессе ознакомления он начинает замечать, различать, анализировать, сравнивать, уточнять, запоминать характерные особенности, детали, тона и оттенки объектов и явлений живой природы, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать.

Более углублённому развитию формирования представлений о живой природе способствует совместная деятельность по изобразительному искусству – в частности рисованию. Об этом писали и выдающиеся педагоги - Я.А. Коменский, Ветлугина Н.А., Григорьева Г.Г.

Как показывают современные исследования (С.М. Вайнерман и др.) детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами. При этом создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие. В то же время именно в детских рисунках отражаются их впечатления, переживания, тревоги, мечты… «Это проявляется в выборе цвета, линий, форм, пропорций, композиций. Способность выбрать свое решение рисунка зависит от систематической работы педагога по ознакомлению детей с живой природой в пределах зоны ближайшего развития», – писал Л.С. Выготский.

Дети, особенно это относится к детям дошкольного возраста, каждый день открывают для себя окружающий мир. Сколько интересного таит он для них! Вот ползет жук; такого еще малыш не видал! И все внимание приковано к насекомому. Расцвели первые цветы, и опять удивление и радость познания. Живая природа вызывает много положительных эмоций у детей и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А узнав возможности рисования,  дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Живая природа предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков разнообразным содержанием. И малыши и старшие дошкольники находят для своих изображений разные темы из окружающей природы.

Чтобы у детей сложились отчетливые представления о явлениях, их надо учить всматриваться в окружающую природу, вслушиваться, вдумываться. Культура такого пристального внимания к явлению, которая прививается с детства и формирует наблюдательность, хорошо разработана в японской педагогике эстетического воспитания. Известно, что детям предлагают слушать, как шумит ветер, как падают капли дождя, наблюдать, как распускает свои лепестки расцветающий цветок, как появляются первые листочки, как падают и тают на теплой руке снежинки. В результате у детей не только образуется поэтическое отношение к явлениям природы, закрепляется   интерес   к   окружающему,  но   и   складываются отчетливые представления о том, что они наблюдали, рассматривали. Все это помогает детям изображать увиденное. Какие явления окружающей природы могут стать сюжетом детских рисунков? Те, что близки им, те, которые они видят, но часто не замечают их красоты. Очень важно показать детям, что их окружает много интересных, красивых, необычных вещей, явлений, вызвать у них желание их изобразить. Для этого совершенно необходимо, чтобы восприятие даже, казалось бы, простых явлений было эмоционально насыщено, сопровождалось образной характеристикой. «Эмоциональная насыщенность восприятия,— писал В. А. Сухомлинский, — духовный заряд детского творчества».

 Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.

Неоднократные опыты исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием  собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры - упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

Детям старшего дошкольного возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.

Старшие дошкольники с большим удовольствием принимают предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно - декоративная реалистичность. Сказочную декоративность Васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить им радость оттого, что им удалось нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

Овладение техникой рисование животных в движении, особенно в связи с изменениями в природе, способствует усилению интереса детей к систематическим наблюдениям за животными в разное время суток и время года, формированию любознательности и наблюдательности как качества личности.

Таким образом, рисование играет важную роль в работе по развитию личности и экологическому воспитанию, связанному с ознакомлением детей с явлениями и объектами живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и использование элементов ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы: В наше время прерогативой является сохранение здоровья ребенка и поэтому  актуальность темы  очевидна. Она направлена  на решение вопросов музыкального и физическ...

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования  «Гжельская сказка».  Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...