Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся 5-7 классов (презентация и методический комментарий для выступления на ГМО/РМО)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

В проектной деятельности совершенствуются навыки коллективной работы, умение пользоваться необходимой информацией, реализуя ее в макете, развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся. Этапы разработки проекта: выбор темы и определение групп участников, поиск материалов, составление сценария, работа над текстом, презентацией и макетом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность и развитие познавательных интересов учащихся 5-7 классов (презентация и методический комментарий для выступления на ГМО/РМО»

Исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности в динамично изменяющемся мире. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников - одно из направлений в работе современного учителя. Организация данного вида деятельности опирается на ряд условий. И главным из них можно считать наличие у педагога и учащегося общей точки соприкосновения в какой-либо области, интересной для исследования.

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников - одна из основных форм творческой работы с молодежью. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем не только в старшей школе, но и в начальной. Исследовательская работа обучающихся как самостоятельный вид учебной деятельности осуществляется на всех уровнях образовательной системы в разном объёме.

Главная цель учебно-исследовательской работы – освоить научный способ познания действительности.

Задачами научно – исследовательской работы являются:

         - развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

         - проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

         - проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

         - демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

         - привитие интереса к научной деятельности.

Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задач, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов в производство.

При организации работы над проектом необходимо опираться на

  • психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
  • сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание: помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

Рассмотрим основные шаги создания проекта.

1. Выбор темы проекта.

В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.

2. Постановка цели и задач.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.

Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.

3. Анализ литературы.

Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.

Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

4. Методика исследования.

Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

– интервью,

– опросы,

– обработка статистических и опытных данных.

На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:

– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,

– сбор информации,

– решение промежуточных задач,

– анализ собранной информации.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:

– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.

– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.

– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Сбор материала и принципы работы с ним.

Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторений должно быть.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.

После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.

Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.

В отчёте о научно-исследовательской работе следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.

Участие в исследовательской работе помогает учащимся определить свои склонности (и способности) для выбора своей будущей деятельности;  предоставляет все условия для развития своих способностей, укрепления и углубления знаний и навыков в выбранном (ых) предмете (ах) на всех этапах обучения.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

На прошедшей в апреле 2013 года научно-практической конференции были представлены две работы моих учеников, одна из которых стала призером.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архитектурный проект и его осуществление по темам: «В мире вещей и зданий»; «Город и человек» Презентацию подготовила учитель черчения и ИЗО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» Кузнецова Галина Сергеевна г. Воскресенск Московская область 2013 год

Слайд 2

Архитектурный макет Архитекту́рный маке́т (фр. maquette , от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае он называется моделью , либо с некоторой степенью приближения. Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов. Чтобы оценить эти качества при дизайне интерьера используются интерьерные макеты . Макеты помогают архитекторам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующим или перспективным архитектурным проектом.

Слайд 3

Композиция, в которой объекты расположены параллельно краям поля, называется - фронтальной

Слайд 4

Композиции, в которых объекты уходят в глубину пространства, называются – глубинными.

Слайд 5

МОДУЛЬ АРХИТЕКТУРНЫЙ — модуль, принимаемый за условную единицу, обеспечивающую кратность соотношения всего сооружения и его частей. Строительный словарь. МОДУЛЬ — (от латинского modulus мера) в архитектуре и строительстве, исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров сооружений и их частей. В качестве модификации принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или размер строительного изделия. Применение модификации облегчает унификацию и стандартизацию строительства. Современная энциклопедия. МОДУЛЬ - в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения, радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей, которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всех обломов того ордена, к которому она относится, - единицей, подразделяющейся на 30 равных частей или "минут". В готическом зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в плане пересечением продольного нефа храма с трансептом, - величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Слайд 6

Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии Античность. Готика Православный собор Современная архитектура

Слайд 7

РИТМ в архитектуре — одно из важнейших средств архитектурной композиции, при помощи которого достигается необходимая соразмерность и эмоциональная выразительность произведения архитектуры. Ритм в архитектуре создается расположением (закономерным чередованием) архитектурных акцентных элементов (проемов, простенков, вертикальных стоек каркаса, балконов, эркеров и т. д.) при решении композиции одного здания или повторением самих зданий при решении композиции архитектурного ансамбля.

Слайд 8

Ритм в архитектуре может быть простым , как повторение акцентирующего элемента с соблюдением постоянства размеров самого элемента и интервалов между ними, а также — нарастающим или убывающим , за счет постепенного изменения интервалов между акцентирующими элементами.

Слайд 9

Кремлевский Дворец Съездов Простой ритмический ряд акцентирующих элементов, образуемый их повторением, при постоянстве размера интервалов, создает впечатление статичности или равномерно направленного движения, в зависимости от той образно-художественной задачи, которая решается автором в архитектуре отд. здания или ансамбля. Так, например, ритм вертикальных простенков Дворца Съездов в Кремле подчеркивает статичность , значительность и монументальность здания,

Слайд 10

Простое повторение акцентирующих элементов на фасадах зданий , образующих улицу Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, выражает ритмическую последовательность и равномерность движения между театром им. Пушкина и пространством площади Ломоносова. Улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге

Слайд 11

В условиях индустриального строительства, с преобладанием типовых повторяющихся элементов , для композиции отдельного здания наиболее характерен ритм в архитектуре в виде простого повторения элементов. Новый Арбат в Москве

Слайд 12

Ритмические закономерности нарастания и убывания используются главным образом в ансамбле, где акцентирующим элементом становятся здания различной этажности и назначения, а также элементы садово-парковой архитектуры.

Слайд 13

Рельеф - перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы) и архитектурных объектов (ступени лестниц).

Слайд 14

Рельеф и архитектура Перепады уровней архитектурных объектов (ступени лестниц).

Слайд 15

Цвет в архитектуре и дизайне Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.

Слайд 16

Природа и архитектура Город в единстве с ландшафтно-парковой средой

Слайд 17

Разноуровневые микрорайоны

Слайд 18

Ты – архитектор Замысел архитектурного проекта и его осуществление. Коллективная работа над объемно-пространственной композицией.

Слайд 19

Оборудование для макетирования

Слайд 20

Работа с цилиндрическими формами

Слайд 21

Этапы работы

Слайд 23

Примеры работ по теме «Живое пространство города»

Слайд 24

Примеры работ по теме «Природа и архитектура»

Слайд 25

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.

Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике....

Проектная деятельность - средство развития познавательного интереса учащихся

P { margin-bottom: 0.08in; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }A:link { } Технология проектного обучения – это развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается...

презентация к выступлению " Роль внеурочной деятельности в развитии познавательного интереса школьников "

В презентации содержатся основные тезисы к статье "Роь внеурочной деятельности в развитии познаватеьного интереса "...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов учащихся на уроках биологии».

*Влияние на познавательный интерес  учащегося осуществляет влияние и на успеваемость обучения и на всю личность школьника в целом.Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании  ег...