Н.Ю. Ермилова, Т.Р. Пикулева РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Пикулева Татьяна Романовна

 

 Рассматривается проблема развития пространственного воображения учащихся средней школы в условиях системы уроков изобразительного искусства. Предложена авторская методика преподавания дисциплины «ИЗО» на основе системы упражнений, направленных на развитие данной способности личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Страна, в которой учили бы рисовать так же, как читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах.

 Дидро

Когда-то к великому реалисту И.И. Шишкину во время пленэра подо- шла малограмотная крестьянка и не смогла понять, что он там изображает — не удалось ей увидеть привычные лес, деревья, небо, облака — она видела только краски, размазанные на холсте. Ребенок сидит перед белым листом. Проводит линию на поверхности листа, а что видит за этим? Плоское изображение? Набор цветовых пятен? Красивую картинку? Или его взгляд устремлен вглубь, туда, за плоскость бумаги? В современном мире он не должен, не может быть «малограмотной крестьянкой».

Сегодняшний день диктует другое — визуальная информация должна быть прочитана правильно и быстро. Пространственное мышление играет большую роль в усвоении таких школьных дисциплин как геометрия, физика, черчение, технология, но и в жизни необходимо и применимо в разных профессиях: врачу и водителю, химику и портному, слесарю и инженеру. Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в по- вседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь изображать свои впечатления на альбомном листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления и воображения, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению [1].

Методологической основой развития пространственного воображения являются работы Б.М. Кедрова, К.П. Красноярова, Ю.М. Лотмана, А.Д. Московченко, В.А. Мясникова, М.А. Терентия, Р.В. Турченко, Б.П. Юсова и других ученых. Кроме этих исследований большое значение в изучении данного феномена придается научным трудам в области естествознания, философии, искусствоведения, истории таких ученых — новаторов начала 20 века как Б.Н. Арватова, А.А. Богданова, А.К. Гастева, С.М. Эйзенштейна, достаточно подробно изученные и описанные К.В Кулаевым. С точки зрения деятельности педагога-воспитателя общеобразовательной школы не менее важны и работы современных ученых в области эстетического воспитания: А.И. Бурова, В.В. Медушевского, Е.М. Торшиловой, Ю.У. Фохта-Бабушкина, а также работы на основе наблюдения и изучения живых примеров из окружающей действительности. Такая работа является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Художественная деятельность школьников на уроках находит разно- образные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). В основе лежит методика Б.М. Неменского, ведущим принципом которой является метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычисления тем каждого урока и неповторимость их. Для решения поставленной задачи — формирование пространственного воображения необходимо опираться на предметно пространственную форму понимания действительности.

Правомерность предметно-пространственного освоения изобразительного искусства в общеобразовательной школе обусловлена следующими факторами: 1. Искусство в детском и школьном возрасте должно осваиваться в актив- ном творческом действии, в разнообразных проявлениях ребенка в творчестве, в ощущении окружающего пространства жизни и себя в этом пространстве (А.В. Бакушинский). 2. Предметно-преобразующая деятельность с реальным пространством является исходной формой всех видов деятельности ребенка: игровой, учебной, трудовой (В.В. Давыдов). В целях диагностики умения детей воссоздавать на листе бумаги пространство на первом уроке изобразительного искусства в 5-х классах школы №92 г. Волгограда предлагается вводный тест — задание на свободную тему. По результатам выполнения задания в 5 «А» классе 94% обучаемых используют плоскостное решение задачи, в 5 «Б» — 92,5%, в 5 «В» — 100%. Большинство детей «застывает» уже на всю жизнь на этой стадии, и рисунки взрослого чело- века, никогда ранее не рисовавшего, очень мало отличаются от рисунков восьми – девятилетнего ребенка, заканчивающего свой цикл увлечения рисованием. Для формирования пространственного воображения учащихся учителем дисциплины «ИЗО» Пикулевой Т.Р. предложена методика преподавания данной дисциплины на основе авторской системы упражнений, разработан- ной и применяемой ею в начальных и средних классах данной школы.

В основу системы упражнений положен принцип от простого к сложному. Первое упражнение направлено на развитие внимательности, когда дети учатся срисовывать с картинок, репродукций, соблюдая пропорции. Второе упражнение — дорисовывание картинок по шаблонам или по точкам. Оно способствует знакомству детей с симметрией. Дети должны дорисовать половинку изображения предмета или узора. Третье упражнение — рисование по памяти. Детям дается какая-то часть рисунка, например характерный предмет сказочного героя, они должны изобразить весь объект, вспомнив, кому при- надлежит данное изображение Четвертое упражнение — словесное рисование. Вначале с детьми обсуждается будущий рисунок с указанием расположения элементов на альбомном листе бумаги, а потом они его зарисовывают. Пятое упражнение — изменение ракурса расположения фигуры в пространстве. Дети, рассмотрев репродукцию, должны представить и нарисовать, что они увидят с «другой стороны». Шестое упражнение рассчитано на развитие творческой фантазии учащихся. Требуется, например, преобразовать рисунок с учетом заданного времени года или суток. Седьмое упражнение направлено на развитие чувства пространства. Дети должны выполнить перспективу рисунка, заданного видом сверху. В следующем упражнении для формирования пространственного мышления и воображения используется пластилин. Детям дается задание на вытягивание формы объекта из цельного куска пластилина. Направление работы ведется от общего к частному. Умение анализировать и воображать развивается при работе учащихся по теме «Бумажная пластика», когда дети учатся сгибать и преобразовывать плоский лист бумаги в объемную форму или конструировать модели, используя цветные геометрические кусочки бумаги. Например, по теме «Геометрические тела» предлагается следующий ряд упражнений: 1) сделать зарисовки с проволочных моделей геометрических тел, постав- ленных в различное положение по от- ношению к горизонту; 2) нарисовать с натуры гипсовый куб, призму, пирамиду в разных положениях по отношению к линии горизонта; 3) провести перспективное рисование предметов домашнего обихода, близких к форме куба и призмы; 4) нарисовать по памяти куб и другие предметы в различных положениях. В этом упражнении основной целью учебно-творческих работ является комплексное применение знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения и, в частности, в процессе выполнения всех предыдущих упражнений. И в этом нужна тренировка, так как чтобы в полной мере освоить данную тему, необходимо полученные знания закрепить не единожды на разных уровнях обучения.

Основные положения авторской методики Т.Р. Пикулевой.

 Упражняться можно как в устной, так и в письменной форме. Например, анализ конструкции любого предмета с последующим трехмерным изображением невозможен без понимания его формообразования и умения мысленно расчленить предмет на составляющие. Без умения устно производить анализ формы предмета нецелесообразно при- ступать к ее графическому изображению. Иначе произойдет копирование натуры на уровне внешнего сходства и изображение будет двухмерным. Без умения производить анализ тоновых отношений в рисунке или цветотоновых в живописи не возможна грамотная работа над изображением и его соответствие натуре и т.д. Таким образом, усилия преподавателя на уроках изобрази- тельного искусства направлены на то, чтобы с помощью упражнений в устной форме приучать детей размышлять над поставленной учебной задачей, анализировать натуру и свою работу, уметь находить ошибки и способы их устранения. То есть работать, не бездумно копируя натуру, а постоянно находясь в процессе диалога с самим собой. Мысленно задавать самому себе вопросы и отвечать на них. Упражнения в устной форме — это ступенька к пониманию темы. С их помощью можно закрепить знания ученика по новому материалу, проверить уровень понимания изучаемой темы, закрепить навыки, и проконтролировать степень усвоения. Упражнения можно выполнять в начале, середине или конце урока.

Место упражнений в учебном процессе на уроке зависит от вида упражнения, от цели и задач, которые решаются на уроке с их помощью. Их можно выполнять до, в процессе или после изложения теоретического материала. Например, в ряде случаев упражнения могут пред- шествовать изложению теоретического материала. Такой метод раскрывает перед детьми возможности самостоятельно анализировать натуру, делать теоретические выводы, формулировать их.

На уроке рисунка в 6 классе в пленэрных условиях ребята могут наблюдать законы линейной перспективы. Перед тем как приступить к их теоретическому изучению преподаватель просит учеников сделать линейную зарисовку пейзажа с натуры, опираясь толь- ко на визуальную картинку. Последующий совместный анализ работ, логическое размышление над увиденным в свете изучения темы «Процесс создания картины» дает детям возможность самостоятельно сформулировать теоретически то, что они сделали практически. При изучении темы «Натюрморт» в 6 классе применяется аналитическое упражнение перед изложением теоретического материала. Произвести в уст- ной форме сравнительный анализ двух натурных постановок, расположенных в различном положении относительно источника освещения. То есть дать возможность ребятам самостоятельно увидеть разницу и сформулировать особенности освещения против источника освещения и при прямом освещении. При изучении в 6 классе на уроках рисунка темы «Изобразительные средства», упражнения, демонстрирующие возможности карандаша, а также использование различных типов линий в целях передачи глубины пространства на плоскости листа лучше выполнять в процессе изложения материала одно- временно с учениками, иллюстрируя применение теории на практике в процессе изложения нового материала, и одновременно обучая данным приемам учеников. В 6 классе на уроках живописи при изучении темы «Процесс создания картины» при знакомстве с воздушной перспективой логичнее вначале изложить материал, активно используя хорошо продуманный визуальный ряд (иллюстрации работ художников, студенческие и детские работы), а уже потом совместно с детьми выполнить упражнение, показывая практическое применение теории.

 Количество упражнений в учебном процессе вообще и на уроке в частности напрямую зависит в первую очередь от возраста учащихся, во вторую — от темы изучения. Но следует помнить об особенностях среднего школьного возраста учащихся 6–8 классов, о которых идет речь в данном случае. Дети 6–7 классов нетерпеливы, не готовы к длительной, монотонной работе. Их притягивает все новое и неизведанное. Развитие детей данного возраста чаще происходит «вширь», а не «в глубину». Они торопят события и часто в своих стремлениях забегают вперед. Именно поэтому многие учащиеся данного возраста довольствуются в работе малым. Учащиеся 8-х классов обладают большей усидчивостью, целеустремленностью, упорством на пути достижения к поставлено цели. Они способны на более длительную работу в заданном направлении. Вместе с тем количество упражнений не должно быть необоснованно малым, нарушающим логику обучения. Форсирование событий также приводит к низкому качеству освоения материала.

Упражнения должны применяться рационально. Они не должны становиться самоцелью. Они должны гармонично вписываться в учебный процесс, не нарушая логической последовательности обучения. Являться важной, но не главной составляющей. Упражнения могут быть короткими и длинными. Отсутствие целенаправленной системной работы по подготовке детей к изобразительной деятельности снижает их уровень художественно- творческой активности, ведет к ошибкам в изображении. Обычно это связано с тем, что учащиеся недостаточно хорошо представляют себе объекты композиции, эпоху, быт, костюмы, архитектуру, пейзаж и другие детали. Поэтому перед выполнением заданий необходимо знакомить детей с подобными объектами и явлениями. Это будет не только одним из этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомством с историей родного народа, расширит кругозор детей.

 Применяемая педагогом авторская система упражнений способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение. Развиваемый подход предполагает активную творческую работу (как учителя, так и его учеников), предполагает особый психологический климат на занятии, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе и сотворчестве педагогов в коллективе школы. В своих рисунках школьник, познавая мир, стремится к его правдоподобному изображению. И с возрастом это стремление усиливается.

Первый критический момент наступает при переходе в среднее звено, когда интерес к рисованию начинает угасать, хотя изучение предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе продолжается до 8 класса. Для поддержания интереса к изобразительной деятельности используется работа по заданной схеме или образцу при условии, что учащиеся завершают свои работы дополнением авторских деталей. Последовательно развивая визуальное мышление, они уже способны свободно манипулировать зрительными образами, создавая самостоятельные произведения. Второй критический период — восьмой класс, когда школьники начинают стесняться проявлять себя в рисунке. В этом возрасте, изучая по программе жанры и виды изобразительного искусства на примере классических шедевров, они с интересом успешно копируют картины известных художников, выступая и творцами и зрителями. Внимательно рассматривая образец, учатся анализировать изображение, композицию, пространственное построение и пр. Умение рассмотреть и воспроизвести изображение — необходимое условие для развития пространственного воображения. В процессе сравнения своей работы с оригиналом происходит развитие многих видов мышления. Дети в принципе не способны к слепому копированию. Они познают мир творчески, субъективно, а потому привносят частичку личного, непроизвольно добавляя новые детали. В результате — новая, не имеющая аналогов работа.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. — 93 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

План воспитательной работы средней школы на 2012-2013 год

Подробный план воспитательной работы на учебный год. Поможет организовать воспитательную работу в малокомплектной школе....

Использование системы Консультант+:Средняя школа

Урок с инспользованием СПС "Консультант+:Средняя школа"...

Н.Ю. Ермилова, Т.Р. Пикулева РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Рассматривается проблема развития пространственного воображения учащихся средней школы в условиях системы уроков изобразительного искусства. Предложена авторская методика преподавания дисц...

Н.Ю. Ермилова, Т.Р. Пикулева РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Рассматривается проблема развития пространственного воображения учащихся средней школы в условиях системы уроков изобразительного искусства. Предложена авторская методика преподавания дисциплины «ИЗО»...

Развитие воображения на уроках литературы в средней школе

Статья посвящена вопросам развития воображения у учащихся 5-6 классов на уроках русской литературы....