Методическая разработка "Методы и приемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией (графикой)"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Зебрева Людмила Владимировна

В методической разработке указано содержание и организация педагогического процесса при ознакомлении детей с книжной графикой (иллюстрацией).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка "Методы и приемы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией (графикой)

ПЛАН

  1. Книжная графика как вид искусства, задачи.
  2. Средства художественной выразительности в иллюстрациях к детской книге.
  3. Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги.
  4. Принципы отбора художественной иллюстрации для детей.
  5. Методы и приемы ознакомления детей с книжкой графикой в разных возрастных группах.
  6. Примерный перечень произведений для ознакомления детей с книжкой графикой.
  7. Используемая литература.

  1. Графика – это вид изобразительного искусства, включающий изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а так же с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров (гравюра на дереве, на металлической доске, линоллиуме и пр.; литография, монотипия и др.)

Задачи педагога по ознакомлению детей с графикой

  1. Помочь детям в формировании умения понимать содержание книги и узнавать персонажи, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение.
  2. Узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям создания образа.
  3. Уметь выделять выразительные средства (цвет, композиция, одежда, украшения, поза, движения, материалы).
  1. Книжная графика – иллюстрация – это рисунок, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающий книгу, обогащающие ее декоративный строй. Книга – это единое целое, где все взаимосвязано: текст, иллюстрация, переплет, форзац (лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетом книг).

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики – рисунка, цвета, композиции, книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстрации. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Глубоко понимая возрастную специфику восприятия ребенка и отводя цвету важную роль, художники иллюстраторы детской книги сознательно усложняют «цветовые задания» ребенку, приучая его к многообразию форм, в которых проявляется цветовая гамма (яркие насыщенные цвета).

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах.

Рисунок должен быть, прежде всего, понятным. Его основные признаки:

  • предметность
  • конкретность
  • точность
  • четкость

именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является ограничением, которое накладывается на цвет и которое вводит цвет в систему книжного построения-макета. Рисунок имеет тесную связь с текстом, размещение его рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Художественная доступность подразумевает учет трудности понимания для ребенка перспективы. Не случайно В.В. Лебедев и В.М. Конашевич передавали пространство, условно помещая на рисунке вверху листа то, что далеко, внизу то, что близко, - это более понятно ребенку.

Обычный прием – уменьшение дальней фигуры – для детей фигуры – для детей не столь убедителен и ясен, как для взрослых.

Художники детской книги старались избегать сложных ракурсов, чаще применяя профильное изображение, помогающее передачи движения.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая целостность и четкость ее композиции, связанные с особенностями детского восприятия.

Особой характер оформления детской книги – его наглядность, стройность, занимательность.

  1. Литературное произведение и иллюстрация воспринимается детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.

Роль иллюстрации в понимание текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет роль основного материала при восприятии текста художественного произведения.

Слова текста служат указанием на действия и обстоятельства, рассматривания соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Возникает «внутреннее содействие» положительным героем произведения, «мысленное прослеживание» словесно описанных событий. Поэтому старшие дети начинают понимать сюжет сказки или не сложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Но чтобы понять более сложное содержание, общественное значение поступков героев, смысл их поведения ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению, и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.

  1.  
  1. Учет возраста детей, особенность их восприятия, жизненный опыт, интересы.
  2. Высокохудожественность произведения как по содержанию, так и по средствам выразительности, доступность их детям.
  3. Соответствие книжной графики жанру и стилю лит. произведения, где художник выбрал для иллюстрации места текста, действительно раскрывающее основное содержание произведения, где ярко  предана характеристика главных героев , их эмоциональная выразительность,  они обладают сходством с героями книги, изображенные детали углубляют и уточняют характеристику образа.
  4. Разнообразие книг:
  • Книжки с сюрпризом
  • Книжки-картинки
  • Книжки-ширмы
  • Книжки-игрушки ит.д.

  1.   Знакомства детей с книжной графикой в детском саду начинается с самого раннего возраста.

В младшей группе детского сада основной задачей является привлечение внимания детей к иллюстрации, ее художественным образам.

  1. «Книжка-сюрприз» с объемными изображениями предметов, что вызывает у ребенка удивление.
  2. Вопросы (кто это? Какие они (он, она)? И т.д.)
  3. Выполнение игровых действий (как лает собачка?; показать движение животного, принять определенную позу)
  4. Хороводные игры по потешкам.
  5. Лепка, аппликации, рисование.

В среднем дошкольном возрасте ознакомление с иллюстрацией целесообразно начинать с отбора нескольких книг разных художников и нескольких книг без иллюстраций  - дети выбирают наиболее понравившееся

  1. Рассматривание
  2. Чтение
  3. Вопросы по тексту и иллюстрации (например: куда пошел котик?)
  4. Лепка, аппликация, рисование.
  5. Заучивание потешек к хороводным играм
  6. Рассказ воспитателя о том, зачем в книжке нужны картинки.
  7. Игры-драммотизации («Курочка-ряба»)
  8. Книжки-расскраски.

Старший дошкольный возраст

  1. Подбор иллюстративного материала
  2. Наблюдение в природе
  3. Чтение книги
  4. Рассказ о художниках-иллюстраторах (краткий).
  5. Рассматривание иллюстраций одного художника к разным книгам.
  6. Сравнение иллюстраций разных художников к одной книге (различие цвета, изобразительный материал).
  7. Сравнение животных в разных сказках (например: заяц в сказке «Заяц-хваста» - иллюстрации Е.Рачева и заяц в рус. нар. сказке «Колобок» Ю.Васнецова)
  8. Игры (дидактические, драматизации, с сюжетно-ролевая игра «Книжная ярмарка», «Мы-художники»).
  9. Загадки
  10. Викторины
  11. Беседы.

  1. Примерный перечень художественных произведений в разных возрастных группах

Художники

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Ю.Васнецов

Иллюстрации к рус.нар.потешкам: «Ерши-малыши»,

«Для маленьких»,

«Пошел котик на Торжок»

«Курочка ряба»,

«Ладушки»

«Теремок», «Колобок», «Три медведя»

«Царевна-лягушка».

Рассказ воспитателя о художнике.

Е.Чарушин

«Тигренок», «Медвежата», «Волк и семеро козлят»

«Усатый-полосатый», «Медвежонок»

«Как Томка научился плавать»

Рассказ о художнике. Выставка иллюстраций «Животные зоопарка»

Е.Рачев

«Колобок», «Заюшкина избушка»

«Рукавичка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

Рассказ о художнике. Выставка книг русских народных сказок «Хаврошечка», «Заяц-хваста», «Сивка-бурка»

В.Конашевич

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

К.И.Чуковский «Федорино горе»

Выставка книг А.С.Пушкина.

К.И.Чуковский «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище».

С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный»

В.Лебедев

С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Цирк»

С.Я.Маршак «Усатый-полосатый»

С.Я.Маршак «Разноцветная книга», «Цирк», «Багаж».

Р.Киплинг «Слоненок»

С.Я.Маршак «Мистер-твистер», «Цирк», «Двенадцать месяцев», «Времена года»

Художники

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Ю.Коровин

В.В.Маяковский: «Конь-огонь», «Что такое хорошо и что такое плохо».

С.Я.Маршак: «Хороший день», «Мяч»

Рус. нар. сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка», «Царевна-лягушка».

А.Пахомов

Иллюстрации к произведениям С.Я.Маршака и В.В.Маяковского, книгам В.Осеевой. Рус. нар. сказка «Бабушка, внучка да курочка»

 

VII. Литература

1.А.Л.Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» М. Просвещение 2004г.

2.Т.Н.Доронова «Дошкольникам о художниках детской книги» М. Просвещение 1991г.

3.Н.А.Курочкина «Детям о книжной графике» СПб. Детство-пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по хореографии для детей дошкольного возраста

по теме: "МЫ ЕДЕМ В ЛЕТО". Это путешествие на веселом паровозике по различным станциям: "танцевальная", "игравая", "загадочная" итд.. с музыкальным сопровождением....

Методическая работа «Современные здоровьесберегающие технологии для детей дошкольного возраста»

Работа будет в помощь работникам детских садов сделать свою работу с воспитанниками ещё более эффективной. Форма использования как групповая, так и индивидуальная. Упражнения, описанные в работе, могу...

Методическая разработка "Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста, с помощью математических игр »

В своей методической разработке я попыталась осветить основные логисеские приёмв и методы. Данная работа может быть полезна педагогам дополнительного образования, которые работают с детьми дошкольного...

Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста...

Методическая разработка «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с нарушениями слуха через использование дидактических игр по теме «Домашние животные»

Методическая разработка предназначена для развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста и обучающихся начальных классов с различными нарушениями слуха, в том числе прошедших процед...

выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"

                        Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...