Край наш казачий – родная Кубань.
классный час (7 класс) по теме

Сценарий может использоваться на классных часах и  общешкольных мероприятиях. В нём ярко передана история переселения казаков на Кубань,  представлен материал по традициям и обычаям казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kray_nash_kazachiy_-_rodnaya_kuban.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  "Край наш казачий – родная Кубань "

Цель: прикоснуться к истории родного края, обогатить свою память историческими знаниями о земле Кубанской.

Оформление сцены:  казачий курень, крытый камышом, плетень, на котором висят глиняная крышка и чугунок, подсолнухи, куст калины.

Оформление зала: выставка детских рисунков по теме мероприятия.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Во все времена святым долгом на Кубани было и есть – защита и охрана Отечества. Славными воинами, верными своему долгу перед Отечеством были наши предки – Кубанские казаки.

муз. Народная, слова К.Образцова

Гимн Кубани

ТЫ, КУБАНЬ, ТЫ, НАША РОДИНА

Ты, Кубань, ты, наша родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.

Из далеких стран полуденных,
Из заморской стороны,
Бьем челом тебе, родимая,
Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи,
Песню дружно мы поем,
Про твои станицы вольные,
Про родной отцовский дом.

О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы идем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать?

Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Идущих два путника. Устали.

Первый:

- Ба, Микола, що це таке, идем,

Идем, шлы, шлы, а усе стэпь, да стэпь.

(ворчит)

Что же у стэпу и спочивать будемо?

Второй:

(удивленно, радостно)

- Гляди, це що?

Курень што ли? Мабудь то станица?!

Чуешь кабели брешуть!

Первый:

- Яка тоби станица?

(недоверчиво)

То якись курганы…

Чи может ещо штось.

Второй:

- Сам ты курган, бачишь – дым, хтось кизяк топыть.

Авон дывись – хтось робыть!

Первый:

(боязливо) 

-Ой, мабудь там иногородни. А братов – казаков нэма?!

Первый:

 (утвердительно)

-Это ж де нэма?

Это ж де нэма братов – казаков!

То ж нащи братки з Ддонских порогов сюды пришлы.

Первый, второй:

- Здорово,браточки!

Третий:

- Здорово! Из далечи идете? И куда путь держите!

Первый:

- Идем оттуда, откуда все бегуть…  Идем туды, куды все идуть… Там гарно! Вось только дороги туды не знаемо.

Второй:

(степенный рассказ)

- Жили мы кадась в Запорожской Сечи. Гарно жили. Посреди Сечи стояла церковь, а вокруг нее – хаты длини, крытые камышом «курени» назывались. Жили там казаки бессемейные. Был у нас Кошевой атаман, власть у него была вэлика, всеми запорожцами управлял, а кто дюжа провэниться, того мог жизни лишить…

Первый:

- Бул ещо и Войсковой судья, щоб суд робыть.

И писарчук був… щоб усе писать, шо в Сечи робылось.

Еще есаул Войсковой булл, усеем он заведовал, усе знал, усе доставлял: провизию там разную, харчи гарны…

Второй:

- А как на Войсковую Раду едуть, Так кажный свое бэроть и едуть:

Атаман – хватать свою булаву;

Судья – печать  сэрэбрану,

Писарчук – пэро с сэрэбранной цэрнильницей,

Есаул с малой булавой, а курени атаманы – так те с бунчуками едуть.

Первый:

- Було, все це було, покудась генерал Текели нас усех не разогнал.

Петра Кольнишевского, последнего атамана, в тюрму кынули.

Тепереча ищем атамана Кошевого – Захария Чепегу, щоб з ным на Кубань уехаты.

Второй:

- Там на правобережье Кубани командовал Александр Суворов! Он зробыл тамочки линию крепости  от Черного моря до Ставрополя. Докладовал, що «земля к плодородию способна». А стэпу… много – много, птыци летають, зверы рыщуть, а у Кубани рыбы так якый хошь,… да видымо – невидымо. Вот туды и дорогу ищимо.

АТАМАН:

- Ктось это атамана шукае? Кому це Захарий понадобился?

Первый, второй:

- Да мы его шукаем, гутарють, шо у  его есть грамота царицы Екатерины.

АТАМАН:

-    Верно гутарють.

Эй, писарчук!

Писарчук:

- Чого, батько Захарий, звали?

АТАМАН:

- Подась-ка сюды грамоту матушки нашей, Екатерины .

(Писарчук ушел)

Императрица повелела  исполнить законы губернии, но  она  позволила заводить те порядки, которые существовали в Запорожской Сечи. Она возвратила все регалии, отобранные у запорожцев: литавры, металлическую булаву, куренные значки.

(приносит грамоту)

АТАМАН:

- Вот тась грамота. Вот послухайте (вертит, не знает с какого конца читать).

Писарчук, читай.

(Читает многозначительно)

ГРАМОТА

Екатерина II пожаловала 30 апреля 1872 года

Казачьему войску Антона Головатого усердная и ревностная Черноморского приобрела особливое наше внимание и милость.  Всемилостивейшая  пожаловали оному в вечное владение Таманский полуостров. Фанагорию со всей землей, лежавшей на правой стороне Кубани от Усть – Лабинского редута, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой Азовское море  до Ейского города служили границей войсковой земле. Войску Черноморскому надлежит бдение и стража  пограничная от набегов народов Закубанских.

И, кроме того, для нового храма пожаловала 3000 рублей  и серебряное облачение.

Второй:

- Значит, - це ты атаман, батько - Захарий Чепега. Так, значит, мы тебя шукали.

(обращается к первому)

-Ну, шо я тэбе гутарил?

Первый:

- Шо будемо шукать, покуда не найдемо.

Второй, первый:

- Батько, братки – казачки принимайте нас к собе!

АТАМАН:

- Ну шо, казачки, скажете? Принимаемо?

ВСЕ:

 - Принимаемо!

АТАМАН:

- Гарни хлопцы. Настька, ставь самовар – гости у нас.

Первый, второй:

- Ну спасибо, казачки,

Ну спасибо братки.

Радивсего етого мы и гопака врежимо!   (танцуют)

Настя:

- Батя, чай готов!

Клич гостей в курень, праздник у нас.

Ведущий:

Там, где выгнула русло река,

Как подкову,

У глинистой кручи,

Свиток царский

Был предком раскручен

И прочитан под гул тростника.

Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков…

И поставлен был первый курень.

И кизяк задымил под котлом.

И пропах сей торжественный день

Духовитой ухой – чебаком…

Так был город родной утвержден.

ВИКТОРИНА

Побеждает ,  набравший наибольшее количество баллов (один балл - один правильный ответ)

  1. Перечислите элементы форменного казачьего костюма.

 (Бешмет, черкеска, бурка, пояс – ремень с серебряным набором, рубашка, шаровары, рубашка – простой покрой украинский, носилась по-русски навыпуск, обязательно подпоясывалась, шаровары шились по-украински, но значительно уже на «учкуре», т.е. на шнурке.

Обувались казаки: в ходоки, чувяки, а в конце XIX века стали носить ноговицы, позже сапоги.)

  1. Перечислите элементы женского костюма.

(Юбка, кофта.

Обувь: чирики, башмачки, черевички, чувяки, сапожки из сафьяна.)

  1. Чем занимались народы, населившие правобережье Кубани I тысяча лет до н. э.?

(земледелием, скотоводством, ремеслом)

  1. Чем пахали?

(деревянным плугом, сохой)

  1. Что выращивали?

(пшеницу, ячмень, просо)

  1. Какое ремесло было?

(гончары, металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники, плотники, столяры, кожевники, косторезы, ювелиры)

  1. В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли?
  2. Что делали гончары? (Какую посуду?)

(Кувшины различной величины и формы, миски, бокалы, чашки, кружки, вазы)

  1. В  IV в. до н. э. назывался Керченский пролив?  (Босфором Киммерийским)
  2. Как в IV в. до н. э. назывался Таманский залив?  (Фанагория)
  3. Кого называли иногородними?

(часть населения, не принадлежавшая к казачеству)

  1. Что делала казачка, если казак был в отъезде?

(вела все хозяйство)

  1. Что такое гозыри?
  2. Сколько  газырей? (16)
  3. Для чего? (порох для выстрела)

«Обычаи казаков»

Шапка (кубанка) и шашка

 Их теряли вместе с головой.

Шапка сбита с головы, вызов на драку.

Снимали  шапку: в доме, в церкви, на молитве, на присяге.

Лежала шапка в курени  на самом видном месте.

В доме вдовы шапка лежала под иконой.

Шашка – в семнадцать лет давалась юноше без темляка.

В 21 год – шел на службу, давали погоны, кокарду на папаху и темляк.

В церкви шашка доставалась на половину – защита интересов Отечества.

Хранилась на видном месте.

Передавалась по наследству.

На кругу голосовали шашками.

Башлык:

завязывали на груди – отслужил срочную службу;

перекрещен на груди – служит по делу

концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

Серги:

оберег для молодых казаков.

В левом ухе – один сын у матери.

В правом ухе – последний в роду (нет больше мужчин).

Две серьги – вообще один сын в семье (у матери).

Серебряное кольцо у девушки

На левой руке – на выданье.

На правой руке – просватана.

С бирюзой тоскует по служивому.

Брали в поход узелок

Что было в узелке ?

Хлеб, сало, чеснок, водка (для ран), кисет, табак, люлька (трубка), рушник, платок, белье, иголка, нитка.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....

Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".

Данная презентация составлена  к уроку Истории Донского края (7класс)  "Управление казачьим войском"....

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Проект историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край"

На протяжении 4 лет провожу систематическую работу над созданием историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край". Выпуск журнала - проектная деятельность.Цели проекта:1.  Расширя...

сценарий к фестивалю "Край наш казачий-родная земля"

материалы содержат инфрпмацию о ходе празлника, посвященного Кубани...

Социальный проект «Наш край - земля казачья»

Данный проект имеет духовно-нравственное и патриотическое направление, что является очень важным звеном в  воспитании молодого поколения  и  главным пунктом устойчивого развития обществ...

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему "Наш край - Бурятия. Поверхность родного края"

Тема урока: Наш край- Бурятия Поверхность родного края.Цели:Сформировать у учащихся представление  о поверхности родного края;Учить работать с картой;Развивать познавательную активность детей, на...