рабочая программа по ИЗО 7 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
пгт Опарино Кировской области
Утверждаю: Директор МОКУ СОШ с УИОП пгт Опарино Кировской области _______________ С. А.Нейман Приказ № 4 от 07 июня 2012г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
7 КЛАСС
Опарино - 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Она составлена на основе примерной программы основного общего образования по ИЗО и на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского (2010 год издания), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Уровень изучения учебного материала базовый. Тематический план рассчитан на объем 34 часа. 1 час в неделю.
В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.
Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.
Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, целями художественного образования является:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данные цели реализуются ежегодно на протяжении всех лет обучения в основной школе.
В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- Основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- О жанровой системе в ИЗО и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- О роли и истории тематической картины в ИЗО и ее жанровых видах:
- О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа, о роли эскизов и этюдов:
- О композиции как целостности и образном строе произведения:
- Основы изобразительной грамоты ( цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- Имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- Названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;
- Значение изобразительного искусства в художественной культуре; выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
Учащиеся должны уметь:
- Применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- Анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
- Ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учебно – тематический план и содержание изучаемого курса
по Искусству в 7 классе.
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Раздел 1. Изображение фигуры человека.(8ч.)
Изобразительное искусство и его виды. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и пропорциональные отношения. Пропорции и строение фигуры человека. Великие скульпторы. Наброски фигуры человека с натуры. Моя будущая профессия.
Раздел 2. Поэзия повседневности. (8ч.)
Русское изобразительное искусство. Знакомство с художественными жанрами. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, передвижники. « мир искусства» и др.) Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров ИЗО и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В.И. Баженов,Ф.С. Рокотов,А. Г. Венецианов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, В. И. Суриков, И.Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В.М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М, Кустодиев, В. А. Серов, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков В. И. Мухина, В.А, Фаворский.) Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – великая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках. Бытовой жанр не только будни, но и праздники.
Раздел 3. Великие темы жизни.(11ч.)
Русское изобразительное искусство и архитектура. Художественная культура Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Живопись, графика, скульптура, архитектура России 18-20 века. Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в ИЗО. Роль монументальных памятников в искусстве.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ.(7ч.)
Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров ИЗО и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов.) Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного искусства,архитектуры выявления своеобразия их творчества. (Леонардо да Винчи,Рафаэль Санти,Микеланджело Буанарроти, А. Дюрер, Рембранд ван Рейн,Ф. Гойя, К. Моне, В. Ван-Гог, О. Роден, П. Пикассо, Ле Корбюзье.) Современное изобразительное искусство.Традиции и новаторство в искусстве.Представлениео художественных направлениях в искусстве 20 века(реализм,модерн,авангард,сюрреализм и проявления постмодернизма) Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Русское ИЗО и архитектура.Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) Ведущие художественные музеи мира. Конструктивное и декоративное начало в ИЗО. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусств и история человечества. Стиль и направления в ИЗО. Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ)
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс.
Изобразительное искусство в жизни человека
Базовый уровень 34 часа
1.Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов.
2.Поэзия повседневности.8 часов.
3.Великие темы жизни. 11 часов.
4.Реальность жизни и художественный образ. 7 часов.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип и форма урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся, (результат) | Практическая работа | Ресурсное обеспечение | |||
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов) | ||||||||||
1 | Художественный образ и художественные выразительные средства. живопись, графика, скульптура | 1 | Урок-беседа. | Изображение фигуры человека в истории искусства. | Знать: представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь: определять людей разных эпох по изображениям, иллюстрациям и репродукциям. | Беседа о творчестве художников по созданию образа человека в произведениях искусства. Коллективное создание фризов, изображений древних шествий. | ||||
2 3 | Пропорции и пропорциональные отношения. | 2 | Сообщение новых знаний. | Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении | Знать: схематическое строение человека. Уметь: выполнять задания с бумажными вариантами по изменению поз человека. | Работа углем, сангиной. Наброски фигуры человека в движении. | http //school-collection.edu.ru | |||
4 5 | Художественный образ и художественные выразительные средства. (скульптура) | 2 | Комбинированный. | Лепка фигуры человека. | Знать творчество известных скульпторов В.И. Мухиной, С.Т.Коненкова, О. Родена, К. Моне. Уметь различать творчество скульпторов современных и древних. Знать что такое точка зрения в скульптуре. Уметь: выбирать более интересную точку зрения, сочетать пластику, выразительность и композицию. | Работа глиной или пластилином над созданием объёмной скульптурной композиции изображения фигуры человека в движении. Создание мультимедийных проектов виртуальных экскурсий по творчеству великих скульпторов. | ||||
6 7 | Художественный образ и художественные выразительные средства (графика). | 2 | Сообщение новых З. | Набросок фигуры человека с натуры. | Знать, что такое набросок, эскиз, композиция, колорит, аксессуары. . | Наброски с натуры одетой фигуры человека в разных движениях. | ||||
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | 1 | Комбинированный. | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | Знать, что такое композиция колорит, аксессуары. Уметь анализировать композицию. | Беседа о восприятии произведений искусства. Работа гуашевыми красками над созданием композиции на тему «Моя будущая профессия». | ||||
Поэзия повседневности (8 часов) | ||||||||||
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | Сообщение новых З. | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Знать: бытовые темы и их поэтическое воплощение в ИЗО Китая, Японии, Индии. | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов. | ||||
10 | Виды и жанры ИЗО. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | Сообщение новых З. | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | Знать; что такое жанр и их виды в Изо. Подвижность границ между жанрами. | Беседа о восприятии произведений искусства. | ||||
11 | Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому — создание художественного образа. | 1 | Комбинированный. | Сюжет и содержание в картине. Сюжетная композиция (живописные решения) | Знать: что такое сюжет, его отличие от темы и содержания в бытовом жанре изобразительного искусства. Уметь создать эскиз на выбранную тему бытового жанра. Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Уметь: последовательно работать над композицией. | Работа акварельными или гуашевыми красками по созданию композиции на тему бытового жанра. Работа над созданием эскизов по выбранной теме бытового жанра. |
12 | Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры. | 1 | Урок-беседа. | Жизнь каждого дня - великая тема в искусстве. | Знать: о роли художественной иллюстрации, выдающиеся произведения искусства русской тематической картины 20 века Уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. | Беседа о творчестве выдающихся художников 20 века. Выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице. | ||
13 14 | Самоопределение в видах и формах художественного творчества. | 2 | Комбинированный. | Жизнь в моем городе в прошлых веках.(историческая тема в бытовом жанре) | Знать: историю своего города, села сто лет назад. Уметь:содавать образ родного города, села в прошлом, передавать по историческим справкам, собранным в краеведческих музеях. | Изображение городского пейзажа в прошлом, используя графические материалы. | ||
15 16 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 2 | Комбинированный. | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве(тема праздника в бытовом жанре) | Знать:сюжеты праздника в изобразительном искусстве; праздник как яркое проявление народного духа, национального характера;прздник - это игры, песни, танцы. Уметь.выражать настроение праздника в композиции, цвете. | Коллективная работа на тему праздника в технике коллаж. | ||
Великие темы жизни (11 часов) | ||||||||
17 | Традиции и новаторство в искусстве. | 1 | Урок-беседа. | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. | Знать:значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества. Уметь.анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. | Урок-беседа о развитии навыков восприятия произведений ИЗО. | ||
18 19 | Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства. (А.Г.Венецианов,К.П. Брюллов, А.А. Иванов,Б.М.Кустод иев). | 2 | Сообщение новых З. | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | Знать:значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. | Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. Подготовка презентаций по творчеству художников. | ||
20 | Представление о художественных направлениях в искусстве девятнадцатого века. | 1 | Урок-беседа. | Роль и место картины в искусстве двадцатого века. | Знать: о роли живописной тематической картины как особого события общественной жизни Уметь. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. | Беседа и дискуссия о современном искусстве. | ||
21 22 23 | Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве. | 3 | Комбинированный. | Процесс работы над тематической картиной. Историческая тема в живописи. | Знать:этапы создания картины; эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Работа гуашевыми или акварельными красками на тему из истории нашей Родины. | ||
24 25 | Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного искусства, выявления своеобразия их творчества. (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеаланджелло Буанаротти). | 2 | Комбинированный. | Вечные темы в искусстве. Библейская тема. | Знать:особый язык христианского искусства Средних веков, особенности древнерусской иконописи ивизантийских мозаик. Уметь.передавать язык произведения композицией и цветом.. | Создание композиции на библейскую тему: «Святое семейство», «Рождество», используя гуашевые краски. | ||
26 27 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; монументальные ансамбли. | 2 | Урок-проект. | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Знать:обращённость монументального искусства к массе людей и обращённость станкового искусства к индивидуальному восприятию. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Создание проекта памятника в технике коллаж. Работа в группах. | ||
Реальность жизни и художественный образ (7 часов) | ||||||||
28 | Знакомство с произведени-ями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублёв, В.В.Растрелли, Э.М.Фальконе) | 1 | Урок-беседа. | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Знать: особенности произведений искусства выдающихся художников. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. | Защита мультимедийных проектов по творчеству русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры. | ||
29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | Сообщение новых З. | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | Знать: что такое иллюстрация, известных иллюстраторов книг. | Работа гуашевыми красками по созданию иллюстрации к сказке. | ||
30 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. | 1 | Урок-беседа. | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. | Знать: конструктивное начало — композиционная основа произведения. Декоративное значение произведений искусства в жизни и быту Уметь передавать цветом и сюжетом эмоциональный образ. | Работа гуашевыми красками по созданию эмоционального жизненного ассоцитивного образа. | ||
31 | Направления 20 векаПредставление о художественных направлениях в искусстве 20века(реализммодерн.авангард.сюрреалим постмодернизм). | 1 | Сообщение новых З. | История искусства и история человечества. Стиль и направление в ИЗО. | Знать: что личность художника проявляется в его творчестве. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. Знать:особенности произведений искусства выдающихся художников. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного. искусства. | Провести поисковую работу на тему «Направления 20 века» Подготовить презентации по темам. | ||
32 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | 1 | Сообщение новых З. | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. | Знать:особенности оценивания художественного творчества. Уметь анализировать собственное художественное творчество.. | Составить кроссворд по теме урока. | ||
33 | Ведущие художественные музеи мира. (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская картинная галерея) | 1 | Сообщение новых З. | Крупнейшие музеи мира и их роль в культуре | Знать: о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений | Виртуальная экскурсия по выставочным залам крупнейших музеев мира. | ||
34 | Анализ и оценка процессов и результатов собственного художественного творчества. | 1 | Обобщающий урок. | Художественно-творческие проекты. | Уметь анализировать образный язык произведений | Работа графическими материалами по созданию проекта - плаката. |
Ресурсное обеспечение
Учебники
1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010.- 140с.
2.Неменский Б. М.Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе под ред. Б. М. Неменского [Текст] / Б. М. Неменский.- Волгоград: Учитель, 2007.- 223 с.
3. Сокольникова, Н.М. Основы композиции. Ч. 2.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. – Титул, 2001. – 210 с.
4. Сокольникова, Н.М. основы живописи. Ч. 3.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. – Титул, 2001. – 210 с.
5. Сокольникова, Н.М. основы рисунка. Ч. 3.[ Текст] / Н. М. Сокольникова. – Титул, 2001. – 210 с.
Дополнительных пособий для учителя
6. Пономарёв, А.М. Школа изобразительного искусства [Текст] / А. М. Пономарева – М.: Просвещение, 1998.- 168 с.
7. Рылова, Л.Б. Изобразительное искусство в школе [Текст] / Л. Б. Рылова – Ижевск, 1998.- 165 с.
8. Колокольников В.В. Рисование в педагогическом училище [Текст] / В. В. Колокольников – М.:Просвещение,1965.- 125 с.
9. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе [Текст] / Н. Н. Ростовцев – М.: Агар,1998.- 234 с.
10. Фомина, Н.Н. ИЗО и художественный труд. 5 – 8классы [ Текст] / Н. Н. Фомина – М.: Просвещение, 1995.-213 с. 11.Дорожкин, Ю.Г. Хохломская роспись. [Текст] / Ю. Г. Дорожкин - М.: Мозайский,1999. – 125с.
12 Питерских А.С. Дизайн и архитектура в жизни человека [Текст] / А. С. Питерских - М.: Просвещение.2010.- 213с.
.13. Вагьянц, А.М. Звучащее безмолвие, или основы искусствознания [Текст] / А. М. Вагъянц – М.: ООО « Фирма МХК», 2000.- 213с.
14.Вагьянц, А.М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье [Текст] / А. М. Вагъянц – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.- 126с.
Электронные ресурсы.
- CD – ROM. ЭСУН: «Шедевры русской живописи».
- http://www.festival.1 september.ru
- http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.
- http://www.erarta.com/gallery/about-gallery/ - сайт музея Эрарта - самого крупного негосударственного музея современного искусства в России.
- http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://www.visaginart.narod.ru/
- http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников.
- http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...