Урок по изобразительному искусству "Дерево жизни в северодвинских росписях"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Остудина Елена Владимировна

 

Изобразительное искусство 5 класс.

 

 

Тема урока: Дерево жизни в северодвинских росписях.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

1. Образовательные

Дать знания о возникновении северодвинской росписи, названиях центров промысла,

основных элементах росписи .

2. Воспитательные

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать любовь к искусству и традициям родного края,

народным художественным промыслам.

3. Развивающие

Сформировывать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развивать навыки работы кистью и карандашом.

Методы:

1. Сравнения и анализа северных прялок.

2. Педагогический рисунок изображения дерева жизни на доске.

3. Образец педагогического рисунка в виде таблицы.

4. Игра.

5. Рассказ.

Оборудование:

Для учителя:

1. Образец педагогического рисунка в карандаше и цвете (формат А2 -2 шт.)

2. Изображение северных прялок.

3. Карта Архангельской области.

4. Атласная лента 3м.

5. Магниты.

6. Репродукции расписных изделий.

7. Книга Тимофеевой Л. Ф. « Крестьянская роспись мастеров Борка»

8. Мезенская прялка- корневуха.( оригинал)

 

Для учеников:

1. Лист формата А4

2. Краски.

3. Баночка.

4. Кисти беличьи №2 и №3.

5. Карандаш графитный.

Ход урока.

 

1. Организационно-подготовительная часть (1 мин.) 9.00-9.01

1.1приветствие

1.2 проверка готовности учащихся к уроку

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) 9.01-9.02

Темой нашего урока сегодня является - Дерево жизни в северодвинских росписях.

 

Целью урока – получить знания о возникновении северодвинской росписи.

Научить изображать элементы борецкой росписи

3. Повторение изученного материала (3 мин.) 9.02-9.05

  Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов. Внутри дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть сёла в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо красивые вещи. Это и есть промысел…

  А какие народные промыслы вы знаете?

  Верно мы уже знакомы с искусством Полхов- Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова. Посмотрите на эти образцы народных промыслов.

  Определите, к каким промыслам они относятся.

  Верно, это кухонные доски и посуда, расписанные под Городцом, а эти грибки-шкатулки из Полхов- Майдана. Вот это жостовские подносы, а это – сияющая синим кобальтом посуда из Гжели. Это - самые древние виды народного промысла. Издавна на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали всё это они своими руками.

   Послушайте стихотворение: 

 

                              Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

 

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете 

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

 

На прошлом уроке мы стали знакомиться с нашими северными росписями.

Что мы с вами рисовали?

Что символизирует эта птица?

Какими цветами мы раскрашивали её?

     4. Изложение нового материала (15 мин.) 9.05-9.20

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
           Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород.

 Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.

Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст.

 Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
           Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи - Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучужской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины - пермогорской и ракульской.

 

Игра:

Давайте с вами поиграем. Я буду зачитывать сведения о росписи, а вы угадайте о какой росписи идёт речь. Найдем на карте нашей Архангельской области названия центров росписи и соединим их атласными лентами с соответствующими прялками.

Борецкая роспись
Село Борок возникло на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами.
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый.

Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все
элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи - Древо жизни.

Пучужская роспись
Село Пучуга находится на реке Двина в 25 километрах от Борка.

Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками.

Пермогорская роспись
Роспись включает в себя работы мастеров нескольких деревень в районе пристани
Пермогорье. Роспись выполнялась на белом фоне оранжевой краской. Растительный узор обрамляет бытовые сюжеты. Символ пермогорской росписи- птица счастья.

Ракульская роспись

Центр Ракульской росписи – деревня Ульяновская, которая находится в нескольких километрах от впадения в Северную Двину небольшой речки Ракулки, по имени которой и назвали этот тип росписи прялок с жёлтым фоном.

 

  В большинстве произведений Ракульской росписи главную роль играют золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном он состоит из декоративных листьев. Чёрным цветом исполнен не только контур, но и другие детали – усики, завитки, прожилки. В некоторых произведениях Ракульской росписи по всему орнаменту рассыпаны белые полукружия.

 

Мезенская  роспись
В конце XIX века в селе Палащелье на берегу реки Мезень развился промысел .

Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа.

Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по
контору черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой и оно приобретало
золотистый цвет.
Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересна. Геометрические ряды,
отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней,
оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма.

Онежская роспись

Онежская роспись является живописно-графической росписью. Она возникла в деревнях, расположенных по берегам Онежского озера, реки Онеги, Выг-озера и реки Выг. Основным центром онежской росписи являлись мастерские в Даниловском скиту.

Роспись характерна бело-розовыми цветами. 

      Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а "неряху - непряху" клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого - к кому.

    Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

    Прялка сохраняла форму и орнамент , традиционные для своей местности. Борецкие прялки "корневые", то есть выполненные из одного куска дерева.

Показ мезенской прялки- корневухи.

 Лопастка из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопастку, четкий красивый ряд крупных городков, две круглые серьги, нарядную фигурную ножку.

 Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора.

Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.

 

 Давайте рассмотрим фотографию борецкой прялки


    Центральная часть лопастки - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса.

Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем.

Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями.


    Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.

Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики. Главным элементом узора был трилистник.

Демонстрация таблиц с элементами северодвинских росписей.

   Красные, зеленые,  изумрудные , золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц.

По древней легенде, "начало всех начал" - это древо, стоящее среди водных просторов.

   На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве.

 С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
           На прялочках изображались птицы.. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные.
           В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название став с древом.  

                  Вот такие прялки были к началу XX в. За свою яркость, позолоту и белый фон они пользовались большим успехом, и везли их с ярмарок в Москву, Петербург и по всему свету.
           Кроме прялок мастера Севера расписывали скобкари, ставчики, братины, миски и другие изделия домашнего обихода. Декор каждой вещи индивидуален и подчинен форме предмета.

Сегодня мы выполним дерево жизни

 Согласно библейской книге Бытие, Дерево жизни было посажено Богом посреди Эдемского сада. Де́рево жи́зни приносит плоды, которые дарят вечную жизнь.

5. Практическая работа (20 мин.) 9.20 -9.40

Задание: Выполнить дерево жизни из борецкой росписи.

Последовательность выполнения работы:

1. Рисунок карандашом .

Начинаем рисунок с изображения ствола дерева жизни. Для этого рисуем круг для будущего цветка и опускаем вниз стебель утолщенный к низу.

Затем по бокам у стебля рисуем скобы с горошинами и трилистники.

Дополняем рисунок капельками и листьями.

Демонстрация таблицы (рисунок).

2. Заливка цветом.

Роспись производится в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем темных, после чего идет оживка (если требуется) белилами, а в заключение следует обводка контура, украшение точками, штрихами, каплями и т.д. черной гуашью. Для росписи используется кисть № 3, для обводки - № 2.

Демонстрация таблицы (заливка цветом)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1. Контроль организации рабочего места .

2.Контроль правильности выполнения приёмов работы.

     Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.
     Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно слегка касаться изделия мизинцем, как бы опираясь на него.
      Кисть, взятую тремя пальцами, ставят почти вертикально, так чтобы она едва касалась острым кончиком дощечки: ведут ее, постепенно опуская до полного соприкосновения

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения , при выполнения задания.

4. Контроль объёма и качества выполненной работы.

 

Физкультминутка ( после выполнения рисунка карандашом)

1. Исходное положение – стоя. Присели.

Подняли руки вверх, медленно поднимаемся, растёт дерево и покачали руками – веточками.

2. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 5 раз.

 

 6. Заключительная часть (5 мин.) 9.40-9.45

Представление лучших работ учащихся.

В заключении мне хочется представить книгу « Крестьянская роспись мастеров Борка»

Автор этой книги Тимофеева Людмила Феодосьевна - народный мастер России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Украшения в жизни древних обществ»

Цели: познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства; повторить особенности искусства Древнего Египта; сформировать умение различать декоративное искусс...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца

План-конспект урока по изобразительному   искусству  в 5 классе   на тему: «Мой сияющий мир» Выполнение эскиза росписи пасхального яйца...

Методическая разработка урока изобразительного искусства "Волшебные узоры хохломской росписи"

Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей хохломской росписи, выполнение творческой композиции в ходе групповой деятельности ...

Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...