Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Харченко Елена Михайловна

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗО и истории  "Жизнь коротка, искусство вечно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_istorii_i_izobrazitelnogo_iskusstv1.doc993.5 КБ

Предварительный просмотр:

БИНАРНЫЙ УРОК   ИСТОРИИ  И  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

8 класс

 

                                                                        Подготовили и провели

                                                                                учитель ИЗО - Харченко ЕМ

                                                                                                  учитель истории  - Усачева ИА

Тема : « Жизнь коротка, искусство вечно»

Тип урока: Урок актуализации ранее полученных знаний.

Форма урока – бинарный урок

Цели и задачи урока:

Цель:   Обобщить и повторить изученный ранее материал по теме «Искусство в                    первобытном обществе», «Искусство Древней Руси» и  познакомить с характерными чертами современных Нано - технологий.

 Задачи:   1. Выделить общие и отличительные черты первобытного искусства,                  

                 искусства Древней Руси;

            2. Доказать, что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие            

                мировой  культуры;

            3. Воспитывать уважение к тому, что создано руками человека.

Оборудование : пещерные изображения первобытных художников,  иконы Феофана Грека, Андрея Рублёва,                видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проигрыватель,                аудио и видеозапись .

Оформление:  Уголок первобытного искусства, Уголок искусства Древней Руси,

Уголок Нанотехнологий. .

Уголок искусства первобытного человека представлен рисунками первобытного человека со стен пещеры Альтамира (Испания), изображениями самого первобытного человека и изображением мест его творчества

Уголок искусства Древней Руси представлен предметами старины школьного музея и репродукциями икон Андрея Рублева и Феофана Грека.

А.Рублев «Троица», Государственная Третьяковская галерея

                                                                                 Ф. Грек «Архангел Гавриил» 1405 г.

Уголок Нано-технологий представлен компьютером, мультимедийной установкой и фото

Часы

Подставка

Ход урока.

1.  Организационный момент

    Здравствуйте! Мы начинаем урок истории и - изобразительного искусства.

Тема нашего урока:

«Жизнь коротка, искусство вечно»

Сегодня  мы обобщим знания , полученные вами на уроках истории и изобразительного искусства ранее по темам  «Искусство Первобытного общества», «Древнерусское искусство» и заглянем в современный  мир Нано - технологий.

Постараемся выделить отличительные черты каждого периода в искусстве и найти в них общее.

Вам предстоит  доказать , что каждая эпоха внесла неоценимый вклад в развитие мировой культуры.

Итогом нашего урока должно стать понимание того, что культура может быть вечной, только тогда , когда человек будет бережно относиться к деяниям рук человеческих.

1. Вступление. – Древняя истина гласит – «Жизнь коротка – искусство вечно». Действительно, непревзойденные шедевры мирового искусства, которым суждена вечная жизнь,  создавались на протяжении многих тысячелетий. Смена поколений, бег времени, войны, природные катаклизмы, НТП не изменили представлений человека о вечных истинах и духовных идеалах. Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке, т.е. к изучению искусства  вполне оправданно можно применить исторический подход, т.к. он позволяет достаточно объективно оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитии цивилизации.

(Ирина Алексеевна)

- Попробуйте дать определение, что такое культурно- историческая эпоха?

(Учащиеся называют слова- ассоциации, учитель записывает их на доске, в ходе обсуждения оставляют наиболее правильные варианты ответов.

- продолжительный период времени;

- характерные особенности в развитии общества;

- характерные особенности в развитии культуры).

Каждая новая  эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества. Она обладает самостоятельной ценностью, неповторимостью и колоссальным значением. Постараемся в этом убедиться.

2. Представление эпох.

   Сегодня мы совершим экскурс в искусство первобытного общества, в искусство Древней Руси и познакомимся с особенностями современных  Нано-технологий.

    Помогут нам совершить экскурсию  в прошлое и настоящее группы ребят . Два дня назад они получили задания представить искусство определённого периода культуры.  Каждый из вас  внимательно слушает и старается выделить общие и отличительные черты искусства  данных периодов.  

-  Представление эпохи Первобытного человека -

-  Представление эпохи Древнерусского искусства

- Представление современных  Нано - технологий.

А теперь всех, кому интересно и понятно искусство Первобытного общества я прошу объединиться в одну  группу, тех, кому понятно и интересно Древнерусское искусство  – объединяются во вторую группы, специалисты в области Нано-технологий в третью группу.  Вам дается 5 минут для того , что бы вы ответили на вопрос  - Что общего и отличительного можно выделить в искусстве разных культурно-исторических эпох?. Через 5 минут вы должны будете доказать свое мнение.

( Учащиеся, работая на листах бумаги, вывешивают свои варианты ответов. В процессе обсуждения оставляются наиболее правильные.

 Общие черты:

-создано человеком

- взаимосвязь истории и науки

Отличительные черты

Первобытное искусство:

-синкретический характер искусства

- без правил

- рисую то, что вижу

- краски- природные

- инструмент- пальцы, руки

- место- стены пещер

Древнерусское искусство:

-строгие каноны

- рисую духовную истину

- краски- растертые на яичном желтке природные минералы

- рисуют на доске, стене

- инструмент- кисть

- закон обратной перспективы

Современное искусство:

- рациональное мышление ( программа компьютера)

-инструменты и материалы « в одном лице»

- широкие возможности применения

3. А теперь пришло время применить ваши знания на практике.

Следующие задания  вы должны выполнить так, как его выполнили бы люди, живущие в ту эпоху, которую вы представляете.

Задание 1. Видео-фильм. – Древние кромлехи. ( 5 мин.)

Вы должны преобразовать форму каменного столба , который называется КРОМЛЕХ , с точки зрения искусства времени, которое вы представляете. Для этого вам необходимо при помощи фломастера, карандаша, кисти, компьютера или другого материала,  нарисовать, что может из него получиться. Работает каждый в группе. По истечении 5 минут выберите лучший вариант изображения, который , по вашему мнению, мог появиться в представляемую вами эпоху,

- Докажите, можно ли  столб считать произведением искусства?

( Учащиеся представляю один вариант от группы и доказывают, почему именно такое изображение кромлеха могло появиться в ту, или иную культурно-историческую эпоху)

Задание 2.

Сейчас вы услышите звуки колокола.  Вам необходимо  изобразить ваши музыкальные впечатления: кистью, танцем, графикой… Не забывайте, вы являетесь представителем своих эпох, поэтому попробуйте объяснить как на эти звуки отреагировал бы человек в определенную к/и эпоху, с какими событиями могли быть  связаны эти звуки, что они обозначали? Почему вы так считаете?

Задание 3.

Мы предлагаем вам поработать с историческими документами и ответить на вопрос: В какую эпоху могли быть произнесены эти слова и почему?

(Группы тянут листочки с высказываниями представителей искусства различных эпох, доказывают  свою точку зрения)

Таким образом сегодня на уроке мы закрепили изученный ранее материал, но надеемся , что что-то для вас было новым.

- Что вы уже знали?

- Что узнали?

- Что хотели бы узнать?

- Попробуйте сделать вывод по уроку,  исходя из темы.

Вывод: - Искусство – это творение рук человеческих,

- Искусство - не стоит на месте, оно развивается,

- Искусство разных исторических периодов имеет свою ценность,

- Каждая эпоха имеет свои специфические особенности.

- Искусство вечно - если к нему относиться бережно.

Вывод учителя: Уходя с урока, вы, я надеюсь, поняли  -   то, что создано в наше время не обязательно лучше того, что было сделано в глубокой древности. Прав  был французский писатель Виктор Гюго, сказавший, что «шедевр рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера». Только относиться к этому нужно бережно!

Приложение:

1 группа рассказывает об особенностях первобытного искусства.

- - когда оно зародилось;

- причины возникновения художественного творчества;

- где были найдены рисунки первобытного человека;

- где рисовали, чем, кого изображали.

2 группа: Примерный текст экскурсии по уголку «Древнерусское искусство»

  Экскурсовод

Итак, мы находимся в зале, который относится к периоду Древнерусского искусства. Древнерусским искусством принято называть период со времени возникновения Киевского государства и до петровских реформ. ( с 9 по 17 век)

    В это время развивается феодализм в России, а он опирается на церковь и её авторитет. Искусство тоже было призвано служить церкви.

Когда укрепилось  Киевское государство,  и было принято христианство на Руси, искусство приобретает торжественный, монументальный вид.

Развивается архитектура. Художники,  расписывая храмы и церкви, выполняют фрески, мозаики и пишут иконы.

 Катя

- А я знаю, что такое мозаика! Это картина, которая выложена из разноцветных непрозрачных стекол, из смальты, на стене., когда стена еще сырая, и штукатурка не просохла. Правильно?

-Правильно!

Надя

- А я знаю, что такое фреска! Это картина, которая нарисована прямо на стене, как в первобытном обществе, но только красками и  кисточкой.

- Верно!

Посмотрите на иконы. На них художник мог изобразить только лицо и руки, а тело должно было быть обязательно спрятано под одежды!

Иконописцы не придумывали , не сочиняли свои сюжеты, как живописцы современные. Художники в то время могли рисовать только сюжеты из библии и по тем правилам, которые были утверждены церковью.

Катя

- Значит, получается, если художник рисовал Христа, а другой  рисовал его через 100 лет, то иконы будут похожи? Да?

- Да! Иконы на один сюжет, даже если они были написаны в разные века,  похожи друг на друга. Художники не могли сюжет изображать по -  своему, они могли поменять только цвет, и то не всегда!

Посмотрите, впервые на иконах появляются изображения горы, башни, дерева, цветка, дерева или овцы,   правда, это едва узнаваемые очертания, но мы все же можем говорить о зарождении жанров изобразительного искусства - пейзаже, натюрморте, бытовом жанре, анималистическом.

Надя.

- А нам на уроках рассказывали, что в те времена краски получали из натуральных минералов, их растирали, а затем разводили на яичных желтках!

Катя

- А ещё, что рисовали иконы на досках!

- Всё правильно! А знаете ли вы, что большинство художников, создавших иконы, фрески и мозаики, остались неизвестными? Но есть имена , которые мы знаем спустя много веков. Вот . например,

                    Феофан Грек. Новгород, 14 век.

Он внёс в произведения страсть, движение, драматизм,  напряжение.

                   Андрей Рублёв. Москва, 15 век.

Его образы в «Святой троице» утверждают идеи добра, сострадания, согласия, радости. А ещё  мы видим попытку изобразить фигуры в пространстве - в перспективе, правда,  она «обратная».

Надя

- Значит, художники в Древней Руси были только иконописцами?

- Нет, конечно! Ведь, когда люди занимались земледелием, они верили, что есть бог земли, бог урожая, бог солнца, они создавали изображения этих богов – идолов, им они и поклонялись.

Изображали  образы праматери- покровительницы рода, священных коней,  жар- птицы и другие даже на вышивках , резьбе, которая украшала и оберегала жилище и всех членов семейства. Эти сюжеты до сих пор сохранились в нашем быту. Так зарождалось новое - народное искусство.

Посмотрите, на сценку из жизни семьи: стены украшают лишь иконы да вышитые рушники, одежды на людях просты и сшиты из самотканого холста,  игрушки у детей примитивны.

А ещё, появляется вместо письма на доске - письмо по холсту, первые гравюры .

3-я группа рассказывает о современных Нано-технологиях возможностях мультимедиа, демонстрирует возможности использования Интернета.

  1. Литература: 
  1. Арефьев М.А. Русская культурология, СПб, 2003 г.
  2. Березовая Л.Г.История русской культуры, Москва, 2002 г.
  3. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 в.», Москва, Дрофа, 2007 г.
  4. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М., 2006
  5. Материалы сайта  - http// kud-sosh.narod. .ru/05.gpeq
  6. Материалы сайта – http//www.qirlcafe.ru/topic  5384 html
  7. Материалы сайта – http//dic. academic. ru/pictures/bse/gpq/0291836227. gpq
  8. Материалы сайта – http//daus pravoslavie. . ru/ qpg/im3630. gpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: «Вечный город» и его жители.

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Вечный город и его жители"...

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

бинарный урок истории и географии "Великие географические открытия"

Бинарный урок по истории и географии.Тема  "Великие географические открытия". Включает викторину, игровые элементы, выполнение самостоятельной работы....

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война"

Бинарный урок (история+математика) по теме "Великая Отечественная война" можно использовать как обощающий урок в 10-11 классе...

Конспект бинарного урока истории и обществознания в 11 классе

Тема судьбы братских народов на Украине, и крымчан в частности, не могла оставить равнодушными граждан России во всех ее уголках, не остались в стороне и ученики нашей школы. И к этому уроку мы готови...