Бинарный урок музыки и изобразительного искусства "В гости к друзьям"
план-конспект урока по музыке

Бинарный урок музыки и изобразительного искусства "В гости к друзьям" . Урок знакомство с музыкой народов Средней Азии,  особенностями интонации, народными музыкальными инструментами, арнаментом народных костюмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_puteshestvie_v_srednyuyu_aziyu.docx127.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С ЕРКОВЦЫ»

 Технологическая карта

открытого бинарного урока музыки и изобразительного искусства в 4классе

. Урок-экскурсия «Путешествие в Среднюю Азию»

2024г

Учитель: Глушеч Тина Николаевна

Класс: 4      

Предмет: музыка, изобразительное искусство                                                                

Тема урока: Музыка стран ближнего зарубежья

Цель: расширение кругозора в области народной музыки и традиции народов ближнего зарубежья, погружение обучающихся в среднеазиатскую музыкальную культуру и раскрытие наиболее типичных для нее признаков.

                           

Задачи:  

Образовательные: организовать получение новых знаний   о народной музыке Беларуси; формировать уважение к музыке народов мира как части культуры.

Воспитательные: пробуждать любовь к музыке; воспитывать ответственное отношение к самостоятельной работе дома; воспитывать дисциплинированность, собранность.

Развивающие: развивать интерес к музыке разных народов ближнего зарубежья, а также музыкальную память, кругозор, образное мышление.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-экскурсия

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Методы: наглядно – слуховой, пластическое интонирование, звуковысотный показ исполнения произведений.

Приёмы: словесный, наглядный и практический.

Формы работы: коллективная, парная, фронтальная, само- и взаимопроверка.

УУД:  

Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм; формирование мотивации к учению; умение адаптироваться к ситуациям; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения с помощью построения диалога или монолога, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя; уметь извлекать музыкальной информации; наблюдать и делать простые выводы; развивать музыкальные способности

Регулятивные: соотносить выполняемое задание с образцом, предложенным учителем; оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Предметные: закрепление  представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Планируемые результаты:

личностные:

формирование уважительного отношения к культуре  разных народов, иному мнению, иной точке зрения;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

метапредметные:

развитие умения работать с информацией;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

развитие умения использовать различные способы поиска информации;

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

предметные:

освоение первоначальных знаний о музыке ближнего зарубежья: Украины и Белоруссии;

овладение умениями правильно определять «пульс» музыки, ударные доли, разучивать и исполнять текст, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыке, чувство сопричастности к сохранению её уникальности и красоты; пробуждение познавательного интереса к музыке, стремления совершенствовать свою речь.

 

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

А удача нам сегодня очень нужна. Мы отправляемся в удивительное путешествие, за пределы нашей Родины, а поможет нам музыка и изобразительное искусство.

Вы услышали инструментальное произведение, «Мараканда» написанное узбекским композитором Ферузом Бахором

-А вы обратили внимание на прекрасную и необычную для нашего слуха музыку.

-Скажите ее мелодию, интонации, ритм можно сравнить со звучанием русской песенности?

- Конечно нет.

-Необычное звучание мелодии, покачивающиеся интонации вьются словно змейка, а как необычно и красиво звучат музыкальные инструменты. Ритм острый, пунктирный.

-Все это нам говорит, что это музыка не принадлежит русскому народу.

-Посмотрите на карту Узбекистан и еще несколько государств, это страны Средней Азии. Средняя Азия объединяет несколько государств. Давайте их назовём.

-Ребята, искусству каких народов будет посвящён наш урок.

Давайте подумаем и определим тему нашего сегодняшнего урока

«Музыка и изобразительное искусство Средней Азии»

-И так начинаем наше путешествие по Средней Азии. И поможет нам музыка и яркие краски ведь урок у нас будет необычный сегодня мы будем и рисовать и музицировать  

-Запишите  фамилию, имя, тему урока в ваш рабочий лист.

-Искусство народов Средней Азии очень схоже и имеет общие корни. Когда-то в давние времена эти народы были кочевники. Музыка этих народов очень близка по интонациям, по ритму, по звучанию музыкальных инструментов.

-Прочтите отрывок из сказки в ваших рабочих листах о рождении народного музыкального инструмента.

МАСТЕР АЛИ (казахская сказка)

Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Старый пастух Али сидел, поджав ноги и держал в руках невиданный прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нём. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.

-Теперь идёмте к хану,-сказал старый пастух. Вошёл он в палатку хана.

-Ты принёс мне весть о Хусаине?-грозно спросил его хан.

-Да, великий хан,-ответил Али и заиграл на том музыкальном инструменте, который он смастерил ночью.

Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рёв и жалобный шум леса…

Ужас охватил всех слушающих-так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места:

Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент-домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под музыку домбры свои прекрасные песни.

- О каком инструменте идет речь_

Найдите в тексте строки, где говорится о звучании домбры.

Является ли музыкальный инструмент действующим лицом сказки? Какую роль играет музыка в этой сказке?

Запишите в рабочих листах название народных инструментов Средней Азии.

СЛАЙД

Инструменты:

Комуз- киргизский трехструнный щипковый (типа лютни)

Датур –двухструнный щипковый

Домбра – двухструнный.  Дойра- узбекский бубен.

Давайте послушаем узбекский народный танец песню «Мавриги»

СЛУШАНИЕ. ТАНЕЦ «МАВРИГИ» Прозвучала народная музыка Средней Азии.

Давайте разберемся как звучала музыка?

Какие средства музыкальной выразительности знаем?

Поработайте  в парах с таблицей, дайте характеристику звучанию, нужные слова подчеркните.

Средства музыкальной выразительности

Музыкальные термины

Мелодия

Поступенная восходящая↑, нисходящая↓,  ровная→, волнообразная≈᷈, повторяющаяся

Лад

Мажор, минор, переменный

Ритм

Упругий, танцевальный, синкопированный, ровный, пунктирный

размер

Двудольный, трехдольный

темп

Умеренный, медленный, быстрый

динамика

Громко, тихо, нарастает, среднее звучание

Тембры

инструментов

народные инструменты

инструменты симфонического оркестра

Ребята, вы большие молодцы, у вас хорошо получилось охарактеризовать музыку.

Давайте и мы с вами исполним музыку танца. Но для этого нужно определить исполнительский план.

 (Можно отметить синкопированные доли, сильные, пульсацию)

   󠄭󠄭 Тамбурин    ///  ///  

    ☼ Бубен   /// ///

Для песен народов Средней Азии характерны повторение мотивов, ладовая переменность, украшение в мелодии, глиссандо, обилие синкоп, и переменный размер.

И я сегодня предлагаю начать работу над песней «КОСИЧКИ» (узбекская)

Поработаем с 1 куплетом.

                       1 куплет

Заплели косички девочки сестрички,

Очень трудно сосчитать.

Кружатся сестрички, кружатся косички.

Десять, двадцать, тридцать, сорок пять

Шьют золотошвейки сестрам тюбетейки.

Выбивая золотом лучи.

Как, они нарядны, ох взглянуть отрадно

Ну-ка танцовщица получи.

-О чем песня? Какое настроение?

 -Скажите, а она ярко звучала? А какие цвета спектра вы увидели, почувствовали.

-Обратите внимание на нашу экспозицию национальных узбекских костюмов. Здесь представлены женские наряды. Обратите внимание на цветовую гамму

-Молодцы посмотрите на слайд, это национальные одежды. Вы видите: халат, тюбетейку, платки, штаны- шаровары.

-И конечно обратите внимание на цвета, которые используют в традиционном народном костюме.

Подумайте, что означают?

Голубой -небо

Зеленый –весна

Желтый - солнце,

Белый – чистота,

Красный – любовь.

Черный- мудрость

Мы сегодня выполним эскиз народного узбекского костюма. Возьмите свои шаблоны для работы. Откройте гуашь. Нанесите аккуратно мазки кончиком кисти или это могут быть полосы разных цветов. Возьмите для начала один цвет, затем кисть вымыть, и положить мазки другого цвета, и так до тех пор, пока костюм не будет готов.

 А теперь разместите свои готовые фигурки на вашем пейзаже, который вы выполнили на предыдущем уроке изобразительного искусства с помощью клея.

Давайте продемонстрируем свои работы.  Выходите. Прикрепляем к доске магнитом.

 Молодцы! Наша выставка готова.

Ну вот и пришло время оцените свою работу

 Возьмите рабочие листы.  рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами узнали?

Какие качества музыки народов Средней Азии вам сегодня стали известны.

Для музыки народов Средней Азии характерны повторение мотивов, ладовая переменность, украшение в мелодии, глиссандо, обилие синкоп, и переменный размер.

МАСТЕР АЛИ (казахская сказка)

Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, чтобы только не попасть ему на глаза. Близких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.

Жена хана давно умерла от горя и тоски. Но у хана остался сын-молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо, которое любил хан.

Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил смелый Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу.

Старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы тот далеко уезжал в горы.

-Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах,-повторял он, встречая сына.

Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости.
Долгое время всё шло хорошо.

Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. Ускакал и не вернулся.


Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него из-за дерева дикий вепрь и вонзил ему в сердце свои клыки.

В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына: «Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?» Плакали слуги и от горя при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут хану страшную весть.
И решили они обратиться за советом к старому пастуху Али

Долго думал Али,  и наконец согласился помочь.

Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Старый пастух Али сидел поджав ноги и держал в руках невиданный прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нём. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.

-Теперь идёмте к хану,-сказал старый пастух.

Окружённый испуганными слугами, вошёл он в палатку хана.

-Ты принёс мне весть о Хусаине?-грозно спросил его хан.

-Да, великий хан,-ответил Али и заиграл на том музыкальном инструменте, который он смастерил ночью.

Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рёв и жалобный шум леса…

Ужас охватил всех слушающих-так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места:

-Ты принёс мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горячим свинцом?

-Хан,-спокойно отвечал старый пастух,-я ничего не рассказал тебе. Я не произнёс ни одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и назвал домброй.

Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое отверстие под струнами.

Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент-домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под музыку домбры свои прекрасные песни.

Средняя (центральная) Азия находится в центре, в самом сердце нашего материка. Почти всю ее территорию занимают пустыни, самые большие – это пустыня Каракумы (Туркменистан) и пустыня Кызылкум (Узбекистан), а также степи и высочайшие горы Памир. Здесь очень жаркий, сухой климат (жара достигает +50).
- Какие государства находятся в Средней Азии?

- Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан
- Какие народы живут в Средней Азии? (ответы детей).

- К народам Средней Азии относятся узбеки, киргизы, туркмены и таджики. Это очень древние народы. У них разный язык, костюмы, обычаи. Но у них и много общего.
Весной долины расцветают многочисленными цветами. И с высоты кажется, что природа выткала ковер из маков, одуванчиков, гвоздик… Народ перенес эти краски в свои национальные костюмы, в свой язык, в свои песни. В каких нарядах они нас встречают?

Очень любят в Узбекистане танец «Мавриги». Без него не проходит ни один праздник. Послушайте внимательно музыку и определите, какой тип – песенный, танцевальный или маршевый? С помощью словарей музыкальных терминов определите характер музыки.

Какой танец - мужской или женский? Почему? Как звучала музыка?

(умеренный темп, острый ритм, тихая динамика, горячий темперамент, преобладание ударных инструментов).

 Что в ней необычного?

- Танец отличается мягкостью, плавностью и выразительностью движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения.

- Мелодия - узорчатая, цветистая, кружевная, извилистая, вьется, как змейка, характерные восточные интонации - как орнамент узбекского ковра и одежды. Восточные интонации, орнаментика – тоже признак среднеазиатской музыки.

В музыке каких народов также есть музыкальный орнамент, украшения? (башкирского, китайского, азербайджанского)

Как называется коллектив музыкантов, исполняющих музыку на разных инструментах?

Оркестр.

https://konspekta.net/megaobuchalkasu/baza4/1878045249267.files/image002.jpg

Понятен ли нам музыкальный язык других народов?

Музыкальный язык не требует перевода. Он интернационален, т.е. понятен всем народам. При всем отличии между музыкой разных народов у нее есть и нечто общее. И это общее – чувства и мыли человека, которые способна выразить музыка

Музыка объединяет, сплачивает людей. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Бинарный урок истории и изобразительного искусства "Жизнь коротка, искусство вечно"

Обобщить и повторить изученный материал по теме "Искусство в первобытном обществе", "Искусство Древней Руси" и познакомить с характерными чертами современных Нано-технологий можно на бинарном уроке ИЗ...

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...