Старооскольская ярмарка
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Стуликова Наталья Алексеевна

Конспект занятия по декоратино-прикладному исскуству по ФГОС с применением ИКТ.. Рекомендован для детей 7-8 лет на занятиях по изобразительному искусству в начальной школе  и в доп. образовании. Декорирование силуэтов посуды и глиняных игрушек по мотивам старооскольской росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_starooskolskaya_yarmarka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Юность» г. Белгорода

Конспект итогового занятия по декоративно-прикладному искусству

Старооскольская ярмарка

к разделу «Старооскольская глиняная игрушка» 1 года обучения

авторской образовательной программы «Дорогами прекрасного»

(рекомендован для детей 7-8 лет)

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                         Стуликова Наталья Алексеевна

Белгород 2015

Цель: создание коллективного творческого проекта «Старооскольская ярмарка».

Задачи:

  • закрепить УУД по разделу программы «Старооскольская глиняная игрушка» (технология изготовления глиняной игрушки, специфика старооскольской игрушки, семантика орнаментальной росписи старооскольской игрушки, технология изготовление глиняной посуды ленточным способом, декорирование посуды способом «налепа»);
  • развивать творческие способности обучающихся при создании и декорировании изделий по мотивам старооскольского промысла на основе решения художественных задач разного типа: повтор, вариации, импровизация;
  • воспитывать любовь к народному искусству Белгородчины, уважение к традициям родного края.

Оборудование:

для педагога – предметный столик, старооскольские глиняные игрушки, глиняная посуда. Фонограммы: «Народная глиняная свистулька», «Русская народная музыка», Алина Кукушкина «Песенка зарядка». Презентация «Ярмарка», интерактивный тест «Старооскольская глиняная игрушка». Медальки «Народный мастер», тонированный лист А-1 «Ярмарочная витрина».

для детей гуашевые краски, кисти белка № 3, 2, баночки-непроливайки, тряпочки для кистей, тонированные в коричневый цвет силуэты глиняных игрушек и глиняной посуды, пластилин, стеки, доски для пластилина.

Ход занятия

1. Вводная часть

Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Основная часть

Определение темы, цели и задач занятия 

Педагог: Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с загадки. Посмотрите на предметный столик и послушайте музыку. Что объединяет эти предметы и музыку?

Дети: посуда и игрушки на предметном столике сделаны из глины, их сделали в гончарной семье.

Педагог: В каком городе Белгородской области могли изготовить эти предметы?

Дети: В городе Старый Оскол, потому что форма глиняной игрушки и роспись на ней говорит нам об этом.

Педагог: А где можно было приобрести такие предметы?

Дети: На ярмарке.

Педагог: Давайте уточним, о какой ярмарке сегодня пойдёт речь на нашем занятии?

Дети: О Старооскольской.

Педагог: Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

Дети высказывают свои предложения: «Старооскольская ярмарка», «Весёлая Старооскольская ярмарка», «Гончарные изделия на Старооскольской ярмарке».

Дети выбирают понравившейся вариант темы занятия.

Сообщение новых знаний демонстрация презентации «Ярмарка»

http://www.calameo.com/read/001292416ff10c24f13c6

http://www.calameo.com/books/001292416ff10c24f13c6

Педагог Слайд 1. Ярмарка (Jahr Markt) — так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и веселья. Ярмарки на Руси зародились очень давно. Возникали они всегда в самых неудобных местах — на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее ехать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка! Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки везли ненужный в хозяйстве вещи. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда съедает он за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись скучные ряды первых ярмарок лишними в хозяйстве вещами.

Слайд 2. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих и покупающих людей. Перемены внес торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию и разделив покупателей и продавцов.

Слайд 3. Много интересного, кроме торговли было на ярмарке: и кукольный театр, и качели-карусели, игры, цирковые медведи всего и не перечесть.

Педагог:  Но главное на ярмарке это не только товар, а сам процесс купли-продажи. Так какова же цель нашего занятия «Старооскольская ярмарка?»

Дети: Продавать их и покупать товары.

Педагог: То есть обыграть изделия. А где нам взять изделия для продажи? Давайте попробуем сформулировать задачи нашего занятия.

Дети: Мы должны сделать изделия для ярмарки.

Педагог: А какие изделия вы можете сделать?

Дети: Посуду из пластилина.

Педагог: А какие умения вы можете ещё показать на ярмарке?

Дети: Расписать игрушки и посуду.

Педагог: Давайте подытожим наши задачи.

Дети: Мы должны слепить посуду из пластилина, расписать игрушки и посуду.

На ярмарку привозили товары только мастера своего дела. Сейчас мы проверим, готовы вы быть мастерами или нет. Вы должны сдать экзамен на звание «Народный мастер».

Активизация опорных знаний: закрепление теоретических знаний раздела программы «Старооскольская глиняная игрушка»

Детям предлагается коллективно пройти интерактивный тест «Старооскольская глиняная игрушка». По итогам теста дети получают медальки «Народный мастер».

http://www.calameo.com/read/00129241694f16ff398bb

http://www.calameo.com/books/00129241694f16ff398bb

Физкультминутка под фонограмму Алины Кукушкиной «Песенка зарядка».

Педагог: А не засиделись ли наши мастера, не хотите ли перед работой размяться? А вот и медвежонок учёный с ярмарки пришёл к нам потанцевать и повеселить честной народ. Давайте потанцуем с ним вместе. (Ребёнок в костюме медведя проводит физкультминутку)

Распределение детей на подгруппы

Педагог: Поскольку для проведения ярмарки работы нужно сделать много, предлагаю разделиться на подгруппы. Первая подгруппа «Свистулюшники» будет заниматься росписью игрушек. Вторая подгруппа «Художники по керамике» будет расписывать посуду. Третья подгруппа «Гончары» будет работать в парах, и заниматься лепкой посуды из пластилина.

Творческая работа обучающихся

Дети выбирают себе задание по интересу и проходят на рабочие места. Педагог интересуется последовательностью выполнения каждого вида работы, на что нужно обратить особое внимание «народному мастеру». Под русскую народную музыку дети выполняют задания.

Расписанные силуэты игрушек и посуды дети приклеивают на тонированный лист А-1 «Ярмарочная витрина», вылепленную посуду ставят ниже на полочку.

3. Заключительная часть

Педагог: Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь - соседу достанется!

1 ребёнок: К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Для веселья и потехи

Мы свистульки продаём!

2 ребёнок: Тут баранчик, уточка…

Как свистит малюточка!

Козлик тут и петушок,

Выбирай скорей, дружок!

3 ребёнок: Вот горшочек вам для каши

И кувшин для молока,

И тарелки расписные

Стоят лишь три пятака.

4 ребёнок: Тары-бары растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

Рефлексия

Детям предлагается купить товар за вежливое слово. Ребёнок выбирает изделие, говорит, почему он хочет его купить, называет достоинство работы, объясняет, для чего в быту ему нужен данный товар.

Педагог: А какое практическое применение в современной жизни мы можем найти знаниям и умениям, которые вы проявили на ярмарке?

Дети: мы можем организовать ярмарку к разным праздникам на Масленицу, Новый год, осеннюю ярмарку. Закличками зазывать покупателей, сделать разные поделки и расписать их.

Подведение итогов занятия

Педагог: Ребята, давайте вспомним, цель и задачи нашего занятия и сделаем вывод: Всё ли нам удалось? Получилась ли у нас Старооскольская ярмарка?

Дети: Нашей целью было «создать» Старооскольскую ярмарку. Мы ставили перед собой задачи: сделать изделия для продажи и продать их. С задачами мы справились и цели достигли.

Педагог: Что нового вы узнали на занятии? Что повторили во время занятия? Чему учились сегодня занятии?

Дети отвечают на поставленные вопросы, высказывают мнение о том, что у них получилось, что понравилось, над чем надо ещё поработать.

Педагог: Все мастера сегодня трудились на славу, и ярмарка у нас получилась бойкая и веселая. Благодарю всех за работу.

Презентацию по освоению знаний о Староосколской игрушке можно посмотреть здесь:

http://www.calameo.com/read/001292416b382263d9b42

http://www.calameo.com/books/001292416b382263d9b42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия на ЗАО "Старооскольский завод автотракторного электрооборудования"

Профориентационная  пешеходная экскурсия, продолжительность 2ч, для обучающихся 9-11классов.                         ...

Экскурсия на ЗАО "Старооскольский завод автотракторного электрооборудования"

Профориентационная  пешеходная экскурсия, продолжительность 2ч, для обучающихся 9-11классов.                         ...

Экскурсия в Старооскольский дендрарий.

Методическая разработка для проведения экскурсии, как очной, так и заочной в местный дендрарий. К методической разработке прилагается "Портфель экскурсовода", в котором собран материал о многих видах ...

Конспект развлечения "Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка" (подготовительная группа)

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, в...

Исследовательская работа "Поведение зубра европейского в условиях Старооскольского зоопарка"

Во время экскурсии в краеведческий музей, привлек меня отдел природы, в котором находится чучело зубра европейского. Я с удовольствием занялась его изучением. Еще в историческое время зубр обита...

Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке

Технологическая карта урока по теме "Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке" 5 класс.Указаны  этапы урока, задачи, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....