Рисование в технике "Энкаустика" на занятиях внеурочной деятельности
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 10 класс) на тему

Данная методическая разработка содержит рекомендации по выполнению рисунков в технике "Энкаустика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon enkaustika.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж»

Методические рекомендации

по предмету « Методика организации внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ»

на тему

«Рисование в технике «Энкаустика» на занятиях внеурочной деятельности»

Автор: Егорова В.Б.,

преподаватель специальных дисциплин ЮПИГК

рассмотрено на заседании ПЦК художественно – графических дисциплин

протокол № 9 от 28 мая 2015 года

председатель ПЦК                    Калинина Т. А.    

г.Юрьев-Польский

2015 г

Аннотация

Методические рекомендации посвящены изучению нетрадиционной технике рисования восковыми мелками на занятиях внеурочной деятельности.

Рекомендовано будущим учителям и педагогам дополнительного образования. В рекомендациях представлен теоретический и практический материал.

Содержание

Введение   ………………………………………………………………………...4        

Глава 1. Исторические и теоретические основы энкаустики как вида изобразительного искусства ……            ……………………………………….5                        

  1.1 Роль и значение энкаустики в развитии и воспитании школьников.

  1.2 История развития энкаустики.

Глава 2. Технология выполнения картины в технике «Энкаустика»…………8    

   2.1 Техника безопасности на внеурочных занятиях.

   2.2 Материалы и инструменты для энкаустики.

   2.3. Приемы рисования восковыми мелками

    2.4Технология выполнения картины восковыми мелками.

Заключение ………………………………………………………………………11          

Список литературы  …………………………………………………………….12

Приложения       …………………………………………………………………13

Введение

        Искусство подвержено влиянию окружающей среды, действительности. Поэтому на пороге нового века рождается синтез искусств, симбиоз прошлого и настоящего. Энкаустика достаточно древнее искусство работы с воском. Это искусство популярно и в наше время, но в школе оно изучается очень редко.  Изучение этого раздела изобразительного искусства возможно на занятиях внеурочной  деятельности. Энкаустика дает возможность проявить творческие способности обучающихся в виде творческих проектов.          

        Работа, сделанная своими руками, несет в себе внутреннее тепло и добро. Рисование развивает художественные способности и организованность, любовь к труду и эстетический вкус. Так же рисование развивает усидчивость, аккуратность при выполнении работы, прививает любовь к творчеству, возвращает к истокам искусства. Становление таких качеств как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция школьников формируются в процессе социальной активности. Следовательно, содержание образования должно обеспечивать человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование; ориентировать на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Этому способствует внеурочная деятельность, которая направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой учащийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решение и др.

Цель данной работы: рассмотреть теоретический и практический аспекты нетрадиционной технике рисования.

Задачи: изучить литературу по теме; изучить технологию энкаустики; изучить приемы рисования утюгом.

Глава1. Исторические и теоретические основы энкаустики как вида изобразительного искусства

1.1 Роль и значение энкаустики в развитии и воспитании школьников

         Энкаустика – это техника живописи, в которой в качестве красок используется цветной расплавленный воск. В условиях современной школы данная техника живописи изучается на внеурочных занятиях, на которых применяется упрощенная технология выполнения живописных картин. Эта техника доступна для детей школьного возраста. Она позволяет развивать индивидуальные способности учащегося. Экаустика привлекает нестандартностью в оборудовании и непредсказуемым результатом.

Рисование в технике энкаустика возможно на занятиях внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в начальной школе – это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту – это их задача.

Задачей внеучебной деятельности является воспитание школьников и активное их участие в процессе социализации. Именно в ходе этих занятий и должны формироваться основные позитивные черты будущей личности в виде целеустремленности и способности достигать поставленных целей.

Таким образом, внеурочная деятельность в начальной школе – это ключевой этап в становлении характера и манеры поведения маленького человека. Именно поэтому деятельность учителя начальных классов является настолько важной и значимой в данный период сложный для многих детей.

Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей, в которой осуществляется  «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях, интересующих ребят.

Особый интерес для нас представляет познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так много изучает на уроках в школе, и иногда объем информации для него является даже слишком большим?  Однако следует обязательно помнить, что ребенок в свободное время обязательно должен заниматься тем, что ему нравиться, но эти занятия должны его развивать, а не затормаживать его взросление, и ни в коем случае деятельность в свободное время ребенка не должна этого времени в пустую тратить. Именно поэтому особое значение приобретает исследовательская деятельность в начальной  школе  как способ одновременно научить ребенка чему-то новому и обеспечить его увлекательным времяпровождением. Этому способствуют занятия в  неурочной деятельности, на которых учащиеся развивают творческие способности в создании проектов. Актуальность проектов обусловлена потребностью общества в творческой, активной, интеллектуальной и духовно – нравственной личности.

На внеурочных занятиях изучают традиционные и нетрадиционные техники рисования. К нетрадиционной технике рисования относится рисование утюгом восковыми мелками.

Прежде чем приступить к рисованию воском необходимо познакомиться с историей энкаустики.

1.2 История развития энкаустики

       Энка́устика (от др.-греч.  — искусство выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). ( 1 )

       Сила восковой живописи огромна. Берет начало она в Древнем Египте около 5000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V - Ш века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, а так же Византии. К ХП веку ее следы исчезли. Согласно Плинию, один из художников - Зевкис, так написал ими виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин "одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими".
       Эти произведения привозил в Рим и Александр Македонский. Войны, разрушения, пожары уничтожали бесценные сокровища. И только спустя сотни лет, при раскопках в окрестностях оазиса Файюм, недалеко от Каира, находящемся в тектонической впадине на глубине 43 м ниже уровня моря, в 1880 году были найдены заупокойные живописные портреты, которые были прибинтованы к ликам мумий. Эти портреты получили название Файюмские, по месту, где они были найдены. Портреты отличались выразительностью и сохранностью. Особенность их в том, что эти портреты писались при жизни, а когда человек умирал, портрет прибинтовывали к лику мумии.
        Таким образом, египтяне верили, что душа будет иметь свой лик. И действительно, глядя на портреты из Файюма, мы прикасаемся к чему-то живому и значимому для нас… 
        В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался великий Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также пытался разгадать тайны  энкаустической живописи при создании «Тайной вечери», проводил  эксперименты с составами краски и 
грунтом.

             Анонимный биограф да Винчи утверждает, что стена была просушена неравномерно: вверху она была сырая, тогда как внизу высохла под воздействием угольных жаровен. Леонардо обратился к восковым краскам, но некоторые пигменты вскоре просто испарились. Леонардо, пытаясь исправить положение, продолжил работу масляными красками. Энкаустика – техника, которая даёт богатейшие возможности применения многослойных лессировок, и, вероятно, в древнегреческой восковой живописи тонкость колорита достигалась не за счёт разнообразия цветных пигментов, а за счёт оптического взаимодействия между корпусными, полупрозрачными и прозрачными слоями красок и умелого использования контрастов противоположных цветов. Подход более тонкий и изощрённый. О том, насколько тонкой и сложной может быть «однокрасочная» живопись, можно судить, например, по Джоконде Леонардо да Винчи и многим работам Рембрандта.
         Исследованиям тайн энкаустики посвятили свои жизни Эрнст Бергер, Ганс Шмидт, Фон Кайлюс, Василий Хвостенко, Аксель. Принято считать, что технология работы с воском пришла в Грецию из Египта. Несомненно, в Египте это была сакральная технология: древние египтяне почитали пчелу, сотворённую из слёз бога солнца Ра, как священное насекомое Маат – богини истины, справедливости, гармонии, чистоты и согласия. Пчелиный воск египтяне посвящали Маат и её отцу Ра. Интересно, что состав священной мази, которую египтяне использовали для совершения важнейших религиозных обрядов, весьма близок к составу античных энкаустических красок. Священную мазь египтяне делали из смеси воска, смолы, масла, кипрского терпентина, ладана (смолы ладанного дерева), мёда, различных ароматов, вина, эссенции лотоса, тонко тёртых драгоценных камней и асфальта (чёрного пигмента, символа жизни, плодородной земли Египта). «Продукты пчеловодства» использовались с глубочайшей древности в сакральных технологиях самых разных народов. Слово «мумия» обозначает тело, натёртое воском. Скончавшегося в Вавилоне Александра Македонского (он прижизненно был объявлен богом) перевозили в гробу, залитом мёдом. Повсеместно (и до сих пор) в магических ритуалах используются восковые фигурки богов, людей и животных.

          В состав красок чудотворной иконы Влахернской Божьей Матери (из собрания Третьяковки) входят воск и пепел тел христианских мучеников. В старинном манускрипте монахов-бенедиктинцев есть такой рецепт связующего для миниатюр в священных текстах: «собрать в летние месяцы, после вечерни, пчёл, растолочь их с известковым молоком и потом профильтровать через тряпку». В состав этого связующего входят и воск, и мёд.

          А у нас его уникальные энкаустические вещи нельзя увидеть ни в одной из экспозиций многочисленных музеев России. Единственный каталог работ В.В. Хвостенко и работ его дочери, ученицы и последовательницы Татьяны Васильевны Хвостенко (1928–2005) издан на средства Марии Хвостенко. Между тем опыт Василия Вениаминовича и Татьяны Васильевны  представляет огромный интерес для художников, реставраторов и историков искусства (особенно тех учёных, которые занимаются историей античной живописи).

       Василий Вениаминович – человек, получивший прекрасное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ученик Коровина, Малютина и Архипова, человек культурный, тонкий, пытливый, несомненно, великолепно прочувствовал возможности восковой живописи. Его версия реконструкции энкаустической техники представляет собой непреходящую, уникальную художественную и историческую ценность. В России (и, насколько мне известно, даже во всём мире) никто пока не разработал более совершенной техники восковой живописи. Внучка Василия Вениаминовича, дочь Татьяны Васильевны Мария Хвостенко любезно согласилась рассказать читателям «Художественного совета» о подвижниках и энтузиастах энкаустики Василии и Татьяне Хвостенко.

        Еще древние римляне отмечали защитные свойства энкаустических гидрофобных покрытий на практике. Мореплаватели и путешественники знали, что предметы, покрытые составами с добавлением воска, не боятся ни морской воды, ни ветра, ни холода, ни жары. Они способны сохраняться в течение тысячелетий.
       На территории Сибири в Минусинской котловине были найдены ритуальные предметы из кости и камня, покрытые энкаустической защитой. 
      Обнаружено, что в Древнем Египте эту защиту применяли при строительстве пирамид, огромных скульптур, кораблей. 
       Архитектурный ансамбль Акрополя в Греции так же обработан энкаустическим составом, что позволило мрамору хорошо сохраниться до наших дней. Энкаустические составы называют информационно-энергетической защитой. (4)
         В настоящее время применение этих технологий обширно. Восковая живопись применяется для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи. 

Глава 2. Технология выполнения картины в технике «Энкаустика».

2.1 Техника безопасности на внеурочных занятиях

На занятиях внеурочной деятельностью необходимо проводить инструктаж обучающихся по технике безопасности.

  • Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик.
  • Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками за вилку, а не за шнур.
  • При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
  • При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.
  • Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать материал обильно водой.
  • Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.
  • Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться.
  • Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  • При работе внимательно следите за направлением резания.
  • Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • Не держите ножницы лезвием вверх.
  • Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • Не режьте ножницами на ходу.
  • Не подходите к товарищу во время работы.
  • Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
  • Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

2.2 Материалы и инструменты для энкаустики

Для рисования в технике «Энкаустика» (в условиях школы) понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Утюг (подходит самый простой, главное без отпаривателя, с гладкой поверхностью. Регулятор ставим на самую низкую температуру).
  • Картон (должен быть глянцевым, не впитывающим).
  • Восковые метки (должны плавиться при самой низкой температуре).
  • Ткань, салфетки (необходимы для очищения утюга от воска).
  • Ножницы
  • Клей
  • Фен (капли горячего воска разгоняются феном)

 

  2.3. Приемы рисования восковыми мелками

Рисование горячим утюгом начинаем с выполнения упражнений. Утюг держим гладильной поверхностью вверх и наносим восковые мелки.

Разглаживание. Представляет собой элементарное гладящее движение утюгом. Утюгом проглаживаем картон (бумагу) от одного края к другому. (Приложение №1)

Оттиск.

Утюг прикладываем к картону, а потом резко приподнимаем его. (Приложение №2)

Рисование боковой стороной утюга.

Утюг ставим ребром на уже нанесенный фон и проводим вертикальные и горизонтальные линии разной длины и ширины (Приложение №3)

Рисование кончиком утюга.

Восковые мелки наносим на кончик утюга и рисуем мелкие детали. Таким приемом можно нарисовать птиц, цветок, мелких животных (Приложение № 4)

2.4Технология выполнения картины восковыми мелками.

После изучения основных приемов рисования восковыми мелками приступаем к созданию картины.

Сначала придумываем сюжет картины. Подбираем цветовую гамму. Продумываем детали рисунка и приемы их выполнения.(2,3)

Подготавливаем рабочее место. Раскладываем толстый слой газетной бумаги. На него кладем лист рисовальной глянцевой бумаги. Наносим мелки на горячую поверхность утюга и прикладываем к бумаге. Остатки воска снимаем тканью.

Детали рисунка можно выполнить различными приемами: нарисовать кончиком утюга, процарапать шпателем, раздуть капли горячего воска феном.

В завершении рисунок полируется мягкой тканью (Приложение № 5)

Заключение

Рисование в технике энкаустика увлекательное и полезное занятие для школьников. Правильно организованный процесс обучения рисованию восковыми мелками позволяет каждому учащемуся развить творческие способности, приобрести начальные профессиональные навыки, познакомиться с новыми, для учащихся, технологиями рисования. Работая над созданием  картины, мы соблюдаем принцип от простого к сложному, что позволяет добиться лучших результатов. Результатом обученности является участие в конкурсах творческих работ  различного уровня.

В процессе работы в технике энкаустика мы осуществляем системный подход к эстетическому воспитанию и художественному образованию обучающихся.

Методические рекомендации по данной теме могут оказать помощь студентам, учителям, педагогам дополнительного образования в подготовке и проведении занятий внеурочной деятельности.

Список литературы

1.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Живопись. Декоративное искусство/под ред.В.М. Полевой, В.Ф.Маркузон, Д.В.Сарабьянова, В.Д.Сенюкова.-М.:Советская энциклопедия, 1986.-447с.

2.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок/Н.Н.Росовцев –М.: Просвещение, 1984.-239с.

3.Секачева А.В. Рисунок и живопись/А.В.Секачева-М.: Просвещение, 1983.-170с.

4.Хвостенко Т.В. Энкаустика/Т.В. Хвостенко.- М.: Просвещение, 1985. 243 с.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Энкаустика

www.rezbaderevo.ru/iskusstvo-enkaustiki

https://www.mastera-rukodeliya.ru/risovanie/encaustic-.html

http://domashnie-sekrety.ru/Komnatnye-rasteniya/84.html                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8 «А» КЛАССЕ ТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 8 «А» КЛАССЕТЕМА ЗАНЯТИЯ «СЛАВНЫЙ БАЙКАЛ»...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 10-х классов

Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Основы предпринимательской деятельности» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

АМО - урок/занятие/образовательное событие. Занятие внеурочной деятельности в кружке "Инструментальный ансамбль" (первый год обучения)

Тема мероприятияНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Цели мероприятияЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к изучаемой теме.Формировать навыки игры на...