Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему «Мир вещей - натюрморт».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Цели урока:

  • обучающая познакомить обучающихся с понятием «натюрморт», научить различать стили художественного произведения;
  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  • воспитательная – воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.

Задачи урока:

  • дать учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  • учить анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  • развивать творческую и познавательную активность. 

На уроке ученикам предлагается новый материал и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: индивидуальная.

Подготовка класса:

·         Зрительный ряд: презентация «Натюрморт», поэтапное выполнение натюрморта, презентация «Зарубежное изобразительное искусство». Работы учителя - натюрморты (карандаш, акварель).  Наглядное пособие «Стили в натюрморте». Таблички «Авангардист», «Реалист», «Декоратор».  Постановка натюрморта.

·         Музыкальный ряд: классическое произведение.

·         Домашнее задание: слайд «Понятие натюрморта».

·         Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, фломастеры, карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, ластики, альбомы, кисточки, баночки с водой.

·          

Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Стиль

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», "композиция", "от общего к частному";
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Объяснение нового материала –  15 мин.

·         Сообщение темы урока.

·         Беседа.

·         Творческие задания.  

  1. Практическая работа – 24 мин.

·         Постановка художественной задачи.

·         Самостоятельная работа учащихся.

  1. Подведение итогов – 5 мин.

·         Экспресс – выставка.

·         Анализ работ.

Уборка рабочих мест.

Ход урока.

1. Организационный момент.

 

 

Учитель. Здравствуйте, ребята! Итак, начнем урок.

  Эпиграф урока. Дело художника — рождать радость.

 

2. Объяснение нового материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего?

Ученик: Это натюрморты.

Учитель. Тема урока "Мир вещей -   натюрморт». Сегодня вы познакомитесь с изображением предметного мира разными стилями и выразительными средствами.

Учитель. Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится? Одному из учеников класса я дала задание подготовить слайд «Понятие натюрморта». Пожалуйста, представь нам свою домашнюю работу.

Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»

Творческое задание «Собери фразу».

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Учитель. Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фотонатюрморты.

Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

Пособие «Стили в натюрморте».

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Творческое задание. «Стиль».

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ответы учащихся.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.

Творческое задание «Составь натюрморт».

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

или же могут быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

3. Практическая работа.

Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты». На время мы превращаемся  в художников данных стилей.

Задача урока изобразить предмет в том стиле, который понравился именно вам. Выбранный вами стиль позволить проявить творческую позицию, тем самым постарайтесь передать свое настроение, выразить мысли и чувства разными выразительными средствами. 

Каждый из вас делает выбор, какому стилю отдать предпочтение.

Рисовать мы будем  с натуры. Смотрим поэтапное выполнение натюрморта. Далее цветовое решение любыми инструментами художника.

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

4. Подведение итогов.

Экспресс – выставка. Под названием табличек «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты» учащиеся разместили свои работы, соответственно стилю.

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. выставление оценок

Уборка рабочих мест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...