Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Содержание программы

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве.

    Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников:  И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

  

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»                Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность. Образ времени года в искусстве. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.  Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ  и художественно-выразительные средства  графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

 

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве»

     Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие,  символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств  Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.  Современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

 

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве»

      Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства  Др. Руси: А. Рублев «Троица.    Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25.08_izo_5_kl_fgos_n.z.doc307 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                             Согласована                                                   Утверждена

на заседании методического                                                  Заместитель директора по УР                              Директор  МБОУ

объединения учителей                                                        МБОУ «Среднекорсинская ООШ»                    «Среднекорсинская ООШ»

гуманитарного цикла                                                                   __________ /Н.Т.Валиева/                         _________ /Ф.М.Хабибуллин/

Руководитель МО                                                                           «27» августа 2015 г.                                       Введена в действие

_________/Р.К.Юнусова/                                                                                                                                         приказом № 96

Протокол № 1                                                                                                                                                           от  «29» августа 2015 г.

от  «26» августа 2015 г.                                                                                                        

Рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»  для 5 класса

учителя второй квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Среднекорсинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Мухамадиевой Нурсии Закариевны

на 2015-2016 учебный год

р

                                                                     Принята на заседании

                                                                       педагогического совета

                                                                                                                                                                                                                             Протокол №   1

    от  “1”  августа 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по    учебному предмету  «Изобразительное искусство»  для 5 класса  составлена  на основе:

  •  Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ «Об образовании»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (Приказ МО и Н РФ от 17 декабря 2010 года №1897);  
  • Примерной    программы   основного   общего  образования    по изобразительному искусству;
  •  Примерной программы авторов Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой, Т.С.Шмагиной « Музыка 1-7 классы » - Москва: «Просвещение», 2013 г.;
  • Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Среднекорсинская основная общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан  (Приказ №  95 от 28  августа 2015 года)
  • Федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных   программ начального общего, основного общего,  среднего общего образования   (Приказ МО и Н РФ от 31 марта 2014г. №253);
  • Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Среднекорсинская основная общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан  на 2015 – 2016 учебный год (Приказ № 92  от 28 августа 2015 года)

 Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих цели и задач.

      Цель программы:

развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

Задачи программы:

  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;
  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (в пейзаже, натюрморте, портрете, анималистическом жанре);
  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;
  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов;
  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;
  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;
  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;
  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных в классе работ.

 Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Обучение и художественное воспитание ребенка в 5 классе посвящено изучению взаимосвязи природы и человека в искусстве на примерах поэтического образа русской природы в изобразительном искусстве, произведений деревянного русского зодчества, народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека, на образах фольклорных героев русского народного эпоса, народных календарных праздников и др.         

   Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

    В основе  - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа  в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится  на основе собственного  наблюдения и переживания окружающей реальности.

   Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма. Основной  принцип: от родного порога  в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

      На изучение национально-регионального компонента в рабочей программе выделяется 10% учебного времени, в содержании которого   предусматривается изучение наследия мастеров искусства Татарстана.

                 Обучение ведется по учебнику: Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Музыка 5 класс. Москва, « Просвещение» 2013 г.  

                 Промежуточная аттестация в 5 классе  проводится в форме  теста.

Место учебного предмета в учебном плане

  По учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   «Среднекорсинская основная общеобразовательная школа»  Арского муниципального района Республики Татарстан  на 2015 – 2016 учебный год  на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится  35 часов (1 час в неделю).

Количество часов в 1 четверти-9    

Количество часов во 2 четверти-7  

Количество часов в 3 четверти-10

Количество часов в 4 четверти-9

           

        Учебно – тематический план  

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ (тест)

 

 Глава 1 Образ родной земли в изобразительном искусстве   

9

 1

  1

 Образ плодородия земли в изобразительном искусстве

5

 

2

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве

 4

Глава 2  «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»        

8

1

1

Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность

2

2

Образ времени года в искусстве

2

3

  Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества

2

4

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев

2

Глава 3 « Мудрость народной жизни в искусстве»

11

1

1

Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота

5

2

Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств

3

3

Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни

3

Глава 4 « Образ единения человека с природой в искусстве»  

7

1

1

Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа

2

2

Тема защиты и охраны природы и памятников культуры

1

3

Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве

4

Итого за год

35

4

Содержание программы

Раздел I. Образ родной земли в изобразительном искусстве.

    Образ плодородия земли в изобразительном искусстве. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников:  И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

   

Раздел II. «Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»                Народные праздники и обряды в жизни и искусстве. Традиции и современность. Образ времени года в искусстве. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества.  Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ  и художественно-выразительные средства  графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел III « Мудрость народной жизни в искусстве»

     Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота.

Художественная культура Древней Руси, и своеобразие,  символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка». Синтез искусств  Календарный праздник широкой масленицы как часть народной художественной культуры и современной жизни.  Современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел IV « Образ единения человека с природой в искусстве»

      Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства  Др. Руси: А. Рублев «Троица.    Тема защиты и охраны природы и памятников культуры. Народный календарный праздник троицыной недели в жизни и искусстве. Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Планируемые результаты освоения материала

Личностные результаты:

      В ценностно - ориентационной сфере:

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

∙        Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

В трудовой сфере:

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

В познавательной сфере:

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;

Метапредметные результаты:

В ценностно-ориентационной сфере:

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙        Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

В трудовой сфере;

∙        Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

∙        Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

∙        Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

∙        Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты

∙        Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

∙        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

∙        Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

∙        Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

∙        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

∙        Ориентирование и самостоятельное нахождение необходимой информации по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

∙        Диалогический подход к освоению произведений искусства;

∙        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

В трудовой сфере: Применение различных художественных материалов, техники и средств  художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области декоративно- прикладного искусства).

Календарно - тематический план

Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

Виды деятельности учащихся

Дата проведения урока

Примечание

По плану

Факти-

чески

Предметные

Метапредметные

(К-коммуникативные,

Р-регулятивные,

П-познавательные)

Личностные

 

Образ родной земли в изобразительном искусстве   9 ч

1

Дары осени в натюрморте

Изображать   осенние плоды. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра) .

  К : Научиться  основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы  

Р:  Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

 П:  Определять местоположение главного предмета в композиции. Находить общее и объяснять, в чём их различия.

Выражение в творческой работе своего  видения мира и отношения к нему.

 Рассматривать произведения мастеров натюрморта (живописцев и графиков), в которых отразилась красота предметного мира, даров земли в пору осени. Различать средства художественной выразительности в натюрмортах живописцев и графиков.

2

Колорит и образный строй натюрморта

Научиться  понимать и объяснять смысл понятия колорит. Применять правила перспективы и знания о композиции. Использовать приёмы композиции натюрморта (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей, выделение сюжетно-композиционного центра) .

Р:  Научиться самостоятельно анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – тёплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев.

П: Научиться  работать  по художественно-дидактической таблице.  

К:   Научиться  основам коммуникативной рефлексии понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Выражение в творческой работе своего  видения мира и отношения к нему.

  Находить общее и объяснять, в чем их различия (в наборе предметов, композиции, колорите, передаче освещенности). Анализировать колорит (какой цвет преобладает, каковы цветовые оттенки – теплые или холодные, контрастные или нюансные) натюрмортов живописцев.

Понимать и объяснять смысл понятия колорит. 

3

Осенние плоды в твоём натюрморте

Научиться  понимать какими средствами выражают художники своё отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приёмы они используют для усиления декоративности.

 К:  Научиться совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р. Осушествлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

П: Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

   Рассматривать живописно-декоративные натюрморты художников разных стран.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники свое отношение к плодам земли в произведениях разных видов искусства и какие приемы они используют для усиления декоративности.

4

Осеннее настроение

Изображать рисунок композиции декоративного натюрморта в цвете и техники коллажа, передавая особенности в изображении фруктов, овощей и др. предметов.

К:  Научиться совместно обсуждать, анализировать произведения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: Планировать пути достижения целей;

П:  Давать определение понятиям.

 Выражение в творческой работе своего отношения к натуре.

  Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к натуре.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

5

Чудо-дерево. Образ-символ «дерево жизни» в разных видах искусства.

Понимать произведения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в живописи, рельефах, украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Р: Называть главные средства выразительности рельефных композиций (пластика, высота рельефа, цвет, линия), приводить примеры изображения «древа жизни» в разных видах искусства.

П:  Знать значение слов барельеф, горельеф, участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древо жизни» в технике рельефной лепки, средств художественной выразительности, своеобразия композиции, значения образа символического мотива «древо жизни» согласно условиям творческого задания.   

К: Научиться организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

Формирование знаний о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Рассматривать декоративный рельефные композиции «дерево жизни» в архитектурных сооружениях (в экстерьере и интерьере) и произведениях разных видов искусства. Рассказывать  об особенностях плакатного  искусства.  Приводить  примеры изображения «дерева жизни» в разных видах искусства. Работать в паре.

6

Красота осеннего пейзажа в живописи

Научиться  выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия.

П: Объяснять значение слова монотипия, отличать особенности техники монотипия. Представлять мотив этого пейзажа, близкий для его настроения колорит. Определять тёплые и холодные, контрастные и сближенные цвета для передачи состояния природы.

 К: Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

Р: Давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Анализировать 

эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Рассматривать лирические пейзажи русских художников, пейзажные композиции в технике монотипии. Сопоставлять отображение лирического настроения художников-пейзажистов и русской поэзии, выделять особенности «пейзажей настроения».

 Объяснить значение слова монотипия. Выполнять эскизы живописного фона для осеннего пейзажа в технике монотипии.

7

Красота осеннего пейзажа в графике

Научиться  выделять особенности «пейзажей настроения», сопоставлять отображение лирического настроения в творчестве художников-пейзажистов и русской поэзии. Выполнять пейзаж в технике монотипия.

К:   Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников.

Р: планировать пути достижения целей;

П: ставить проблему, аргументировать её актуальность;

 Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

    Рассказывать о главных выразительных средствах в осенних пейзажах живописцев.

Участвовать  в обсуждениях художественных средств создания образов осенней природы в творчестве мастеров пейзажного жанра.

8

«Осенних дней очарованье» в книжной графике.

Тест

 Научиться  выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

К:  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров книжной графики.

П: Высказывать суждение о разнообразии приёмов и манер иллюстрирования в русской книжной графике, особенностях стиля, единстве изобразительного образа и литературного текста. Сопоставлять техники, манеры и приёмы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов.

Оценивать 

собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач 

Рассматривать примеры оформления книги выдающихся мастеров отечественной книжной графики. Сопоставлять техники, манеры и приемы выполнения иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Рассказывать об основных компонентах книги.  

 

9

Осеннее

настроение

 Научиться  выполнять творческое задание с использованием живописных и графических средств выразительности.

Р: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

П: давать определение понятиям;

К: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей  

Анализировать 

эмоциональные состояния

    Рассказывать о разнообразии приемов и манер иллюстрирования в русской книжной графике.  

«Живая старина. Природные трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»         8ч

10

Человек и земля-кормилица.

Научиться  изображать человека в костюме. Понимать  разнообразия форм и украшений народного праздничного костюма, связи земного и небесного в символике костюма.

Р: Анализировать изображения фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. На основе анализа определять последовательность работы над зарисовкой.

П: Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции.

К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  Рассматривать произведения избирательного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли- кормилицы. Различать средства художественной выразительности в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства и в произведениях живописцев и графиков.

11

Ярмарка  как периодически устраиваемый торг  и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми

Научиться   осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека.   передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики  древнерусского костюма.

К:  Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

П: Находить общее и различное. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев.

Р:Анализировать художественные произведения, на основе этого планировать последовательность составления композиции, выделять главное в композиции, составлять сюжет картины. 

 Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

   Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI-XX вв. Высказывать свое суждение о том, как композиционные живописные приемы влияют на передачу смысла произведения.

Объяснить смысл понятий сюжет, тема, содержание и форма.

 

12

Зимняя пора в живописи

 Владеть графическими материалами изображения.

К: Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Р:самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

П : Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Приводить примеры.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,

    Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и ее значимости для человека.

13

Зимняя пора в графике

 Владеть графическими материалами изображения.

К:  Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Р:  планировать пути достижения целей;

П: Находить общее и различное в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Приводить примеры.  

  Различать основные нравственно-этические понятия

  Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений различных состояний и настроений в зимней природе. Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображенной живописцами и графиками в своих произведениях.

14

Делу время -потехе– час. Искусство вокруг нас.

Освоить технику плетения пояса и изготовления флюгера и дымника по трафарету из картона и фольги.

К: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Р:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

П: давать определение понятиям;

 Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

     Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края, города, поселка.

15

Рукодельницы и мастера.

Тест.

Освоить технику плетения пояса и изготовления флюгера и дымника по трафарету из картона и фольги.

К:    Научиться работать в паре.

Р:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 П: Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы. 

Анализировать  эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека

Оценивать 

собственную

учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Высказывать свое отношение к произведениям живописцев, в которых отражены характерные сцены народной жизни и особенности традиционного народного крестьянского костюма.

Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей.

16

Герои сказок и былин  в творчестве мастеров искусства

 Научиться рисовать человека в движении.

К:  Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

Р: Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Участвовать в подведении итогов творческой работы. 

П:   Анализировать схемы и последовательность изображения по художественно-дидактической таблице.  

Оценивать  собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.

Сравнить особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства.    

17

Изображение героев сказок и былин для

школьной

новогодней

галереи.

 Научиться рисовать человека в движении.

К:  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Р: самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

П:  Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.

 Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев.

  Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

« Мудрость народной жизни в искусстве»            11ч

18

Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом.

Научиться  самостоятельно выполнять графические зарисовки деревянных построек.

К: Участвовать в коллективном обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.  

Р:  Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.  Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

П: Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

 Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики. Высказывать свое впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества.

 

19

Изба – творенье русских мастеров

  Научиться способам моделирования и конструирования.

 К:  осуществлять познавательную деятельность с использованием различных средств информации.

Р:  планировать пути достижения целей;

П: Научить работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение.

 Проявлять 

интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, учебные работы на фотографиях, представленных в учебнике. Понимать конструктивно-техническую основу избы.

Сравнить конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек.

20

Фасад -

лицо избы,

окна - ее

глаза 

  Научиться способам моделирования и конструирования.

К: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Р: Анализировать и планировать предстоящую работу, сравнивать полученное изделие с эталоном.

П:  Научиться работать по технологической карте, сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, различать их типы, назначение.

   Проявлять  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

 Выполнять  макет избы или других дворовых построек из бумаги. Использовать известные приемы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы.

21

Изба – модель мироздания

Научиться выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома.

К: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Р:Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

П: Давать определение понятиям. Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы.

 Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность художественного образа.

Сравнивать художественные особенности декоративного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы назначение домовой резьбы.

22

Лад народной жизни и его образы в искусстве. Традиции и современность.

 Научиться создавать проект-макеты.

К:  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Участвовать в коллективной работе над проектом «Деревенская улица».

Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности.

П: Сопоставлять произведения художников, посвященные теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различное в их содержании, композиции и средствах художественной выразительности, помогающих передавать идею связи поколений.

  Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

 Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья.

Участвовать в комплексной работе над проектом макета из бумаги «Деревенская улица».

 

23

Художник и театр. Декорации к опере – сказке «Снегурочка»

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Р:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

П:  Последовательность работы театрального художника.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Рассматривать эскизы декораций и костюмов В.М. Васнецова, К.А. Коровина, И.Я. Билибина к опере –сказке

«Снегурочка».

Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы, сказочных героев.

24

Художник и театр. Образы персонажей оперы – сказки «Снегурочка»

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать  форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов  

К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Р: самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

П: Устанавливать причинно-следственные связи. 

  Осуществлять поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

 Рассматривать эскизы костюма к операм – сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок». Понимать художественные особенности изображения в театрально-декорационном искусстве.

25

Народные традиции в сценическом костюме к опере – сказке «Снегурочка»

Тест

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать  форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов  

К:  Участвовать в коллективной работе над панно «Театральное представление сказки «Снегурочка» в технике коллаж.

Р:  Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.  Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

П: ставить проблему, аргументировать её актуальность.

 Мотивировать  свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

   Участвовать в обсуждении особенностей работы художника по созданию эскизов театральных костюмов, синтетического характера театрального искусства (художник – оформитель, драматург, композитор), выбора художественных материалов и средств для создания выразительных образов театрально-декорационного искусства.

Создавать графическими средствами эмоционально – выразительные эскизы костюмов сказочных героев.

26

Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве.

Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников-живописцев.  Изображать фигуру человека в движении.

К:  вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Р:  Научиться планировать пути достижения целей.  Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

П: Осуществлять сравнение,   классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др .

 Рассматривать живописные произведения на тему масленичных гуляний. Понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.

27

Масленица - праздник конца зимы и начала весны. Традиции оформления праздничной среды.

Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.

К:  Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

П:  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.

 Мотивировать 

свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Рассматривать произведения народных мастеров на тему календарного народного праздника Масленицы. Рассказывать, как соединяется реальное и сказочное в сюжетах лаковой миниатюры.

 

28

Традиции оформления праздничной среды.

Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.

К:  Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Р:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

П:Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Объединять отдельные сюжетные панно, выполненные одноклассниками, в единое большое панно.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

 Участвовать в обсуждении произведений лаковой миниатюры, отображающих народный праздник Масленицы, роли народных условий в передаче характера традиционных праздников.

Создавать эскиз многофигурной композиции на тему масленичных гуляний.  

« Образ единения человека с природой в искусстве»   7 ч

29

Животные – братья наши меньшие

 Изображать животных в движении.

К: Участвовать в коллективном обсуждении роли животных в жизни человека, анималистическом жанре в искусстве, передачи образа животных в разных материалах

Р:самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

П: Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Сопоставлять изображения животных и птиц в графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Находить общее и различное в создании художественного образа произведения. Объяснять значение понятий анималистический жанр и художник-анималист.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

 Рассматривать изображения животных в скульптуре, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, станковой и книжной графике. Рассказывать о своем понимании художественного замысла автора.

30

Животные и его повадки в творчестве скульпторов -анималистов

  Представлять образ животного для изображения. Изображать фигуру животного, передавая объём.

К: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми 

Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.  Участвовать в подведении итогов творческой работы.

П:Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках. Находить общее и различное. Работать по художественно-дидактическим таблицам, применяя различные приёмы лепки для создания своего образа животного, учитывая советы скульптора.  

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

   Рассматривать произведения отечественных художников-анималистов. Рассказывать о характерах и особенностях своих домашних любимцев(животных).

Сопоставлять изображения животных, выполненных художниками в разных материалах и техниках.

31

Экологическая тема в плакате.

 Применять выразительные и композиционные средства при изображении плаката.

К:  Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Р: Планировать последовательность действий изображения плаката. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Участвовать в конкурсе плакатов на экологическую тему.

П:  Сравнивать плакаты по содержанию, целям воздействия на человека и закономерностям применения средств художественной выразительности. Участвовать в обсуждении роли плаката в сбережении памятников культуры и природы, художественных выразительных средств, применяемых в плакатах.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

 

  Рассматривать плакаты, посвященные различным актуальным темам современности. Рассказывать о проблемах сохранения природной среды в своем городе, селе. Приводить примеры плакатов на экологическую тему в своем городе.

 

32

Троицына неделя и её образы в искусстве

   

Научиться участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

К:  Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Р: Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

П: Давать определение понятиям.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

 Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и возрождению природы.

33

Троицына неделя и её образы в искусстве. Народный праздничный костюм

Научиться участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

 К: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Р:   Сравнивать свой сюжет с эталоном. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

П:  Участвовать в обсуждении образов весенних праздников и обрядов в искусстве, содержания и композиции картин, выразительных средств используемых художником. Называть основные детали праздничного народного костюма. Сравнивать пропорции фигуры взрослых и детей.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

 Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях, о том, как встречают весну и лето люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания весны и лета в народных песнях с произведениями художников. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине.  

34

Тест

 Научиться использовать полученные знания.

 П:  самостоятельное решение проблемы.

Р: планирование, контроль, коррекция работы.

 Самоконтроль, стремление к овладению приёмами творческого самовыражения.  

 Обсуждать тесты одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

 

35

 

Обрядовые куклы Троицыной недели. Традиции и современность.

Итоговое занятие.  

  Понимать смысл создания обрядовой куклы в народных культурных традициях.

Научиться определять владельца костюма, видеть неточности, которые допустил художник при изображении

К:  Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

П: Сравнивать северорусские и южнорусские костюмы. Находить общее и различное. Обсуждать народные традиции. Работать по художественно-дидактическим таблицам. 

Р:   Составлять план своих действий по технологической таблице изготовления куклы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Различать  основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

Различать 

основные нравственно-этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.

   Рассматривать традиционные праздничные женские и мужские костюмы. Рассказывать о вкладе народных мастериц в их изготовление и украшение. Раскрывать символическую связь конструкции и декора дома с традиционным праздничным женским костюмом. Высказывать свое мнение о роли традиционного костюма в культуре русского народа.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Методическая литература:

1. Дмитриева, М. А. Краткая история искусств  – М.: Детская литература, 1988.

2. Лихачёв Д. Человек в культуре древней Руси. – Л., 1998

3. Лихачёв Д. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985

4. Лихачёв Д. Русское искусство от древности до авангарда. – М.,1992

5. Любимов Л. Искусство западной Европы – М., 1996

6. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Книга для чтения. – М.,1980

7. Маслова Г. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.,1998

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

11. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

12. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

 

                     Оборудование:

 Ноутбук, проектор, экран.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://easyen.ru/load/mkhk_izo

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

 http://www.hudozhka.org/

http://www.klassnye-chasy.ru/izo-izobrazitelnoe-iskusstvo-risovanie 

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/razrabotki_urokov

 

Приложение к рабочей программе  по  предмету  «Изобразительное искусство»

                                                                                          Тест №1(1 четверть)

 1. Гжель – это:

 а) роспись на белом фарфоре синим кобальтом  

 б) роспись на деревянной посуде красным и золотым цветом

 2.Какие цвета используются в хохломской росписи?

а) красный, черный, желтый, зеленый;

б) все цвета;

в) голубой, оранжевый, сиреневый;

3. Что такое геральдика?

 а) наука о гербах   б) символ на гербе

4. Три основных цвета:

 а) красный, желтый, синий   б) красный, желтый, зеленый

5. Художник, который писал картины на сказочные сюжеты:

 а) В.Васнецов   б) И.Шишкин

6. Солярные знаки это:

а) лотос, птица, пальметта б) солнце, птица, конь  

7. Понятие «композиция» означает:

 а) построение, расположение б) живопись, графика  

8.. Где использовали жостовскую роспись?

 а) на деревянной посуде   б) на подносах

9. Что символизировал в русской избе потолок?

 а) небо     б) свет

10. Что символизировали в русской избе окна?

 а) лицо    б) очи

11. Крестьянский дом-жильё в России

а) юрта    б) яранга    в) изба

12. Основной цвет в народной вышивке

а) зелёный    б) красный    в) синий

13. Синий           цвет        основной        цвет        народных        промыслов
а) гжели б) хохломы в) жостова

14.Народный        промысел        «ДЫМКА»-это        изготовление...
 а) подносов б) игрушек    в) посуды

15) Что такое Декоративно-прикладное искусство?

а) это создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту;

б) заводские изделия;

в) изделия из соломки;

Тест № 2 (2 четверть) 

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
  - печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце,  расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите  графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________


3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .
  - кокошник, лента, пальто, кичка, сорока,  рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон,  душегрея.


4.  Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.


5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7.  Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

8.  Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

9.  Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

11. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются
  б) уменьшаются
  в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
  а) сходятся в одной точке
  б) остаются параллельными
  в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие  б) покрыты дымкой, расплывчаты.

Тест № 3 (3 четверть)

1. Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы.

А) Охлупень;

Б) столешник;

В) полотенце;

Г) причелина.

2. Вид керамики из белой обожженной глины.

А) Фарфор;

Б) фаянс;

В) майолика;

Г) терракота.

3. Как называлась сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая на старинных русских лубочных картинках?

А) Алконост;

Б) Феникс;

В) Филин;

Г) Сокол.

4. Как называлось в Древней Руси украшение из серебряных или золотых монет, надевавшееся на шею?

А) Бусы;

Б) гривна;

В) монисты;

Г) ожерелье.

5. Название хохломского узора.

А) Пупавки;

Б) букеты;

В) кудрина;

Г) мальва.

6. Самый первый прием в жостовской росписи.

А) Замалевок;

Б) зарисовка;

В) набросок;

Г) рисунок.

7. Гжельское изделие с округлым туловом и узкой шейкой.

А) Кувшин;

Б) скопкарь;

В) кумган;

Г) бранина.

8. Как в Древней Руси называли странствующих актеров, выступавших в качестве певцов, острословов, музыкантов, исполнителей сценок, дрессировщиков?

А) Кукольники;

Б) шуты;

В) скоморохи;

Г) потешники.

9. Как называлось в старину зрелище, массовая игра с плясками, пением, хороводами, театрализованными обрядами?

А) Олимпиада;

Б) игрище;

В) поло;

Г) ристалище.

10. В каком усадебном ансамбле в Подмосковье работает музей, где собрана большая коллекция керамики?

А) Гжель;

Б) Кусково;

В) Мураново;

Г) Абрамцево.

11. Завершающий прием в Городецкой росписи, который выполняется белой и черной красками.

А) Пупавка;

Б) замалевок;

В) букет;

Г) оживка.

12. Основной мотив декоративной росписи Жостова.

А) Пупавка;

Б) букет;

В) Кудрина;

Г) венок.

13. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.

А) Кувшин;

Б) кумган;

В) квасник;

Г) чайник.

14. Какой русский город с конца XIX ославился своими глиняными игрушками?

А) Сергиев Посад;

Б) Мстера;

В) Гжель;

Г) Хотьково.

15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной деревянной посудой.

А) Сергиев Посад;

Б) Палех;

В) Хохлома;

Г) Хотьково.

Итоговая работа для промежуточной аттестации (тест)

        

1. Что означает слово «графика»?

А) «Изображаю»;

Б) «рисую»;

В) «закрашиваю»;

Г) «вырезаю».

2. Что не использует графика?

А) Цвет;

Б) штрих;

В) точка;

Г) линия.

3. Основное художественно-выразительное средство в живописи.

А) Цвет;

Б) линия;

В) штрих;

Г) точка

4.Синий, голубой, зеленый – это:

А) холодные цвета;

Б) хроматические цвета;

В) теплые цвета;

Г) основные цвета.

5. Красный, синий, желтый – это:

А) холодные цвета;

Б) теплые цвета;

В) основные цвета;

Г) составные цвета.

6.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является линия, а роль цвета ограничена и условна.

А) графика;

Б) живопись;

В) скульптура;

Г) ДПИ.

7. Жанр, в котором главный герой – природа.

А) Натюрморт;

Б) пейзаж;

В) портрет;

Г) анимализм.

8. Жанр, в котором главный герой – животные

А) Натюрморт;

Б) пейзаж;

В) портрет;

Г) анимализм.

9. Художник, изображающий море.

А) Маринист;

Б) баталист;

В) анималист;

Г) портретист.

10. Художник, изображающий животных

А) Маринист;

Б) баталист;

В) анималист;

Г) портретист.

11. Какой цвет надо добавить к красному, чтобы получился оранжевый?

А)синий
Б)жёлтый
Б)
красный
В)
зелёный

12. Какой цвет нужно добавить к синему, чтобы получился зеленый цвет?

А)жёлтый
Б)красный
В)белый
Г)синий

13.Как называется наука, которая рассказывает о цвете?

А)цветоводство
Б)цветник
В)цветоведение
Г)композиция

14. Из предложенных цветов выберите тот, который не относится к главным?

А)синий 
Б)красный 
В)жёлтый
Г)зелёный

15. При смешивании жёлтой и синей, красок получается:

фиолетовый
А)зелёный
Б)
красный
В)голубой

16. При смешивании красной и синей: красок получается:

А)красный
Б)фиолетовый
В)жёлтый
Г)зелёный

17. Сколько цветов в радуге?

А)10
Б)12
В)7
Г)3

18. Выберите холодный цвет:

А)синий 
Б)красный
В)жёлтый
Г)зелёный

19. Выберите теплый цвет:

А)синий 
Б)оранжевый
В)чёрный
Г)
фиолетовый

20. Из предложенных цветов выберите тот, который относится к одним из главных цветов?

А)фиолетовый
Б)голубой
В)белый
Г)красный

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по предмету  «Изобразительное искусство»

        Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

   Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

   Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
  • допускает неточность в изложении изученного материала.

   Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
  • не справляется с поставленной целью урока.

                 

Критерии оценивания промежуточной контрольной работы (тест)  по ИЗО

За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

17-20 правильных ответов выставляется оценка «5»

13-16 -  оценка «4»

9-12 -  оценка «3»

Менее 8 баллов -  оценка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс ФГОС

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.Рабочая программа по курсу «Изобразительное искус...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

7 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 8 класса на 2014 – 2015 учебный год. Б.М. Неменский (М.: Просвещение, 2010).

8 КЛАССРАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.    Рабоча...

Рабочая программа по учебному предмету « Изобразительное искусство» по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 класс. 2017-2018 уч.год.

Программа составлена на 17 часов в год (по 1 ч. в неделю  в первом полугодии). Индивидуально обучается Терехов Виталий....

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...