методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Никитина Елена Ивановна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением деятельностного подхода в обучении.

   Технология деятельностного обучения основывается на формировании у учащихся учебных умений и навыков, таких как умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы, умение планировать свою деятельность (от постановки цели до получения результатов, умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной и др.), оценочные умения и умения самоконтроля и взаимоконтроля. На уроке школьники знакомятся с пиктограммами  и приходят к выводу, что информацию можно передать при помощи рисунков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_5kl.docx23.02 КБ
Файл prezentatsiya1.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока ФГОС по изобразительному искусству 5-й класс

по программе «Школа 2100»  Никитиной Елены Ивановны

Тема урока

«Язык наскальной живописи»

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с работой первобытных художников через создание  рисунков - пиктограмм

Задачи урока

Обучающие:1.Познакомить обучающихся  с  пиктограммами ( наскальными рисунками)  Карелии;

2. Учить размышлять, анализировать по поводу увиденного, анализировать  стилистических особенностей изображений;

3. Учить обобщать собственные наблюдения, впечатления, мысли;  4.Дать знания  о роли  наскальной живописи в познании мира;

5.  Научить выполнять композицию в манере наскальной живописи используя условные формы

Воспитательные:1. Способствовать формированию познавательную и творческую  активность;

2. Способствовать формированию коммуникативных навыков;

 3. Способствовать формированию практических навыков работы с конкретным материалом (карандаши, фломастеры);

 Развивающие:

1.Способствовать развитию творческой и познавательной активности;

 2. Способствовать  развитию  способности  словесно выражать (оформлять) свои мысли, чувства, впечатления    

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые результаты (предметные результаты)

– Научить понимать особенности пиктограммы, его роли в познании мира древних людей

- Уметь применять графические материалы в творческой работе

- « Рассказать» с помощью рисунков-пиктограмм маленькую историю из жизни древних людей или письмо – рисунок из своей жизни;

- Развитие  воображение детей
– Способствовать развитию в детях понимания внутреннего мира людей

Личностные

– Понимание особой  роли наскальной живописи в роли познания мира наших предков;

- Уважительно относиться к  культуре и искусству народов нашей страны;

-  Проявление интереса к созерцанию окружающего мира

- Понимать роль искусства в жизни человека

УУД

Метапредметные

Познавательные УУД:

- Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- Стремиться к освоению новых знаний и умений;

-  конструктивно анализировать форму с позицией задуманного образа, делать художественный отбор;

– овладеть языковыми и художественными средствами своего мировоззренческого взгляда на стилистический язык наскальной живописи.

Коммуникативные УУД:

- Соблюдать правила общения;

- Уважать чужое мнение, умение вести диалог

- Умение анализировать собственную художественную деятельность с позиции творческой задачи данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

РегулятивныеУУД:

- Уметь планировать и осуществлять поэтапный контроль своих действий;

- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

-  Уметь организовать место занятий;

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Основное содержание темы, понятия, термины

понятие – пиктограмма,  стилизованные изображения,

- изучение сюжетов наскальных рисунков

Образовательные ресурсы

Авторская презентация « Язык наскальной живописи»,  оригиналы детских работ

Ход урока

Этапы урока, учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1.

Самоопределение к деятельности

Орг.  момент

Готовность к уроку( контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Действия педагога

- готовность к предстоящей деятельности;

- контроль за действиями учащихся

Действия обучающихся

- настрой на урок;

Правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте; готовность к практической работе

Для построения теоретико-художественного информационного пласта используется авторская презентация  «Язык наскальной живописи»

2.

Актуализация  знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знания и незнания

Беседа об истоках искусства

Слайд №1

Рассматривают древние изображения и объясняют чему они посвящались

3.

Постановка

 учебной задачи

Представление обучающихся о

 том, что нового они узнают на уроке, чему научаться

Формирование и развитие ЦО  к

умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему к уроку.

Как вы думаете о чем

пойдет речь на уроке, какова тема урока?

Знакомит с понятием пиктограмма

Слайд№2

Проговаривают тему, отделяя

знания от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4.

 Решение учебной задачи

Получить представление как древний человек

Изображал окружающий мир. Овладение ключевыми понятиями: язык наскальной живописи.

Воспроизведение знаний, полученных ранее на уроке истории по первобытному времени, и совмещение их с художественным языком.

Формирование ЦО к совместной Деятельности по открытию нового знания

Знакомство с  наскальной живописью Карелии, создает условия для анализа произведений

первобытного времени.

Слайд№3, показывает, что

пиктография-универсальный способ общения

 

Опираясь на проблемные вопросы и зрительную схему, подготовленную учителем в форме презентации, обучающиеся формулируют:
– основные правила наскальной живописи;
– сюжетную линию композиции;
изобразительные объекты; 
– язык изображений людей и животных

Приходят к пониманию, что наглядность и простота передачи какой-либо информации в изображениях позволяет применять пиктографию и в современном мире

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

Создайте  рассказ с помощью рисунков- пиктограмм маленькую историю из жизни древнего человека или  составь письмо- рисунок о своей жизни. С помощью простого карандаша сделайте  эскиз, затем рисунок обвести фломастером.

Контролирует процесс выполнения задания

Выполнение практической работы по заданию учителя

6.

Оценка

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий

Оцените результат своей работы и поставьте оценку, используя следующие критерии: композиция, умение владеть художественным материалом, аккуратность.

Анализируют собственную художественную деятельность с позиции творческой задачи, содержания и средств его выражения

7.

Итог. Рефлексия деятельности

Умение соотносить результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать свои достижения

Беседа по вопросам: что нового открыли для себя на этом урок?

Как  художник передает информацию к зрителю?

В каком виде искусства выполнены наскальные рисунки и ваши работы?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

     



Подписи к слайдам:


Не нужно обладать
специальными
знаниями или
умениями, чтобы
хоть приблизительно
понят смысл сообщения, зашифрованного
в рисунках.

Пиктография
в современном мире
Язык наскальной
живописи
Презентация к уроку 5 класс
По программе 2100
учитель Никитина Е.И.

знаки и символы в искусстве
Древние люди изображали последовательность рисунков,
чтобы рассказать о каком-либо событии.
Пиктография
– это универсальный
способ


общения, зашифрованный в рисунках
.

Древние наскальные рисунки в Карелии
Пиктограмма- рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков по изобразительному искусству " Осенний день" 5 класс

Материал может быть использован учителями  изобразительного искусства для проведения уроков в 5 классе....

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 8 класса

Конспект урока по изобразительному искусству для 8 класса на тему: "Шрифт"...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)

Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)...