Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Депутатова Анастасия Петровна

Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Неменский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_6_klass.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________________

_________________________

Протокол № _____ от

__________________ 2015г  

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «СОШ № 119»

___________ Э.М.Мустафина

_______________ 2015г.  

«Утверждено»

Директор
МБОУ «СОШ № 119»

______________   Т.П.Фадеева

Приказ №  ______  от

«_____» ___________2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ИЗО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119

Авиастроительного района г.Казани

Депутатова Анастасия Петровна,

учитель ИЗО и МХК

6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа  по искусству ИЗО 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2009 год издания).

Для обязательного изучения в VI  классе  отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Цели программы:

 - развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира;

- о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

-  знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные ' духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Содержание:

Учебная программа рассчитана на 35 часов и содержит четыре тематических блока:

- «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 9 часов;

- «Мир наших вещей. Натюрморт» 7 часов;

- «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 часов;

- «Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

-  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

-  о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

-  о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

-  основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

-  ряд выдающихся художников   и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

-  особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

-  основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

-  о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

-  о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа. Учащиеся должны уметь:

-  пользоваться   красками   (гуашь и акварель),   несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

-  видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными   навыками плоского   и объемного   изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;   уметь   пользоваться   начальными   правилами   линейной и воздушной перспективы;

-  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения   пропорций,   характер освещения,   цветовые   отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

-  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО

6 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 35 часов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока

План

Факт

I «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч.)

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Урок ознакомления с новым материалом.

Фронтальная работа. Объяснение нового материала.

6 «А»

6 «Б»

2.

Рисунок-основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

3.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

4.

Объём - основа языка скульптуры.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

5.

Объём - основа языка скульптуры.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

6.

Чёрное и белое – основа языка графики.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

7.

Цвет. Основы цветоведения.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

8.

Цвет – основа языка живописи.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

9.

Цвет – основа языка живописи.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

II «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 ч.)

10.

Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

11.

Изображение предметного мира. Натюрморт.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

12.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

13.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

14.

Освещение. Свет и тень.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

15.

Натюрморт в графике.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

16.

Цвет в натюрморте.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

III «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч.)

17.

Образ человека – главная тема искусства.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

18.

Конструкция головы человека и её пропорции.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

19.

Изображение головы в пространстве

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

20.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

21.

Портрет в скульптуре.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

22.

Сатирические образы человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

23.

Образные возможности в портрете.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

24.

Портрет в живописи.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

25.

Роль цвета в портрете.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

26.

Великие портретисты. Обобщение темы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Групповая работа.

6 «А»

6 «Б»

IV «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч.)

27.

Жанры в изобразительном искусстве.

Урок ознакомления с новым материалом.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

28.

Изображение пространства.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

29.

Правила воздушной перспективы.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

30.

Правила воздушной перспективы.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

31.

Пейзаж – большой мир.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

32.

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

33.

Городской пейзаж.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

34.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

6 «А»

6 «Б»

35.

Обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Групповая работа.

6 «А»

6 «Б»

Средства обучения:

- электронная доска

- проектор

- ноутбук

- раздаточный материал

Список литературы (основной)

1.  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5-9 классы : пособие дна учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, И. А. Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2011.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для обшеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

Список литературы (дополнительный)

  1. Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.
  2. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011.
  3. Б.М.Неменский, О.В.  Павлова «Изобразительное искусство» 6 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2008.

Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...