Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Депутатова Анастасия Петровна

Рабочая программа по ИЗО 7 класс (Неменский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_7_klass.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________________

_________________________

Протокол № _____ от

__________________ 2015г  

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «СОШ № 119»

___________ Э.М.Мустафина

_______________ 2015г.  

«Утверждено»

Директор
МБОУ «СОШ № 119»

______________   Т.П.Фадеева

Приказ №  ______  от

«_____» ___________2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «ИЗО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119

Авиастроительного района г.Казани

Депутатова Анастасия Петровна,

учитель ИЗО и МХК

7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа  по искусству ИЗО 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

Цели программы:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд»  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные ' духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Содержание:

Учебная программа рассчитана на 35 часов и содержит четыре тематических блока:

- «Изображение фигуры человека и образ человека» 9 часов;

- «Поэзия повседневности» 7 часов;

- «Великие темы жизни» 10 часов;

- «Реальность жизни и художественный образ» 9 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

-  о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

-  о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

-  о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

-  о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

-  о    поэтической    красоте    повседневности,    раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности   каждого момента  жизни   человека,   в   понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

-  о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

-  о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

-  о роли художественной иллюстрации;

-  о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

-  наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

-  об историческом художественном процессе, о содержательных .изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

-  о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

-  получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

-  научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

-  развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

-  получить   творческий   опыт   в   построении   тематической композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

-  получить навыки   соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО

7 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 35 часов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока

План

Факт

I «Изображение фигуры человека и образ человека» (9 ч.)

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Урок ознакомления с новым материалом.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

2.

Пропорции и строение фигуры человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

3.

Красота фигуры человека в движении.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

4.

Изображение на плоскости фигуры человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

5.

«Великие скульпторы».

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

6.

Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

7.

Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

8.

Человек и его профессия.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

9.

Мир интересов человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

II «Поэзия повседневности» (7 ч.)

10.

Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

11.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

12.

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

13.

Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

14.

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея».

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

15.

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

16.

Обобщающий урок.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

III «Великие темы жизни» (10 ч.)

17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

18.

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И.Сурикова.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

19.

Сложный мир исторической картины.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

20.

Графические серии.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

21.

Зрительские умения, и их значение для современного человека.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

22.

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

23.

Сказочно – былинный жанр. «Волшебный мир сказок».

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

24.

Библейская тема в изобразительном искусстве.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

25.

Историческая тема в живописи.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

27.

Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Групповая работа.

7 «А»

7 «Б»

IV «Реальность жизни и художественный образ» (9 ч.)

27.

Плакат и его виды. Шрифты.

Урок ознакомления с новым материалом.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

28.

Плакат.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

29.

Плакат.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

30.

Книга.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

31.

Книга. Обложка.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

32.

Книга. Титул.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

33.

Книга. Шрифт.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

34.

Книга. Шрифт.

Комб.

Самостоятельное выполнение творческого задания.

7 «А»

7 «Б»

35.

Обобщение темы четвери.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Групповая работа.

7 «А»

7 «Б»

Средства обучения:

- электронная доска

- проектор

- ноутбук

- раздаточный материал

Список литературы (основной)

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.

Список литературы (дополнительный)

  1. Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.
  2. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011.
  3. Б.М.Неменский, О.В.  Павлова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2008.

Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год

Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...