ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Ивкина Наталья Владимировна

Программа для 1-4 классов художественных школ по предмету "станковая  композиция", разработана мною на основе педагогического опыта работы с детьми, включает основные законы, средства и приемы композиции. Расчитана на возраст учащихся от 10 до15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmakompozitsiya2015_-_kopiya.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Муниципального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный.

ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО. 01. УП. 06. КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

Радужный 2015

         Программа-конспект по учебной дисциплине

"СТАНКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ"

для 1- 4 классов.

                          Пояснительная записка

          Становится всё более очевидным, что эстетическое образование в последнее десятилетие начинает играть всё большую роль в процессе перехода от педагогических знаний, умений и навыков к педагогике развития. Целенаправленное развитие образного мышления языком метафор, сравнений, сопоставлений, гипербол и символов вводит детей в мир художественных образов.
        В композиции, как в учебном предмете, наиболее ярко выражается синтез творческих, эстетических начал и знаний, которые способствуют формированию у учащихся художественного образа. Понятие композиции является первостепенным в изобразительном искусстве, поэтому многие художники-практики и учёные в разное время в своих трудах обращались к этой теме
. Этой проблемой занимались и художники-педагоги, работающие с детьми: В.Щербаков, Б.Юсов, Б.Неменский и другие.
        Главным в любой композиции является создание художественного образа теми средствами и приёмами, которыми ребёнок владеет на данном этапе обучения, используя также навыки и умения, приобретённые на других предметах - рисунке, живописи, истории искусств.
Латинское слово
"composition" означает не только расположение, но и сочинение. Это сочинение должно быть неповторимым и интересным. Неважно, что изображено на листе: образ пейзажа родного города или образ современника, сказочного персонажа или фактического существа, образ натюрморта.  

Направленность данной программы:
1. Активное восприятие предмета для изображения.
2. Образование представления о воспринятом предмете(образе).

3.Развитие художественно-творческих способностей, объемно-пространственного мышления, тактильной памяти, мелкой моторики, художественного вкуса.
3. Реализация этого замысла - на изобразительной плоскости при помощи технических средств. И в первую очередь- способность к реализации замысла посредством использования изобразительных средств выражения и нетрадиционных  изобразительных техник.

Актуальность.

       Проблемы восприятия исследуются не только психологами, но и художниками-педагогами, объединяющими процессы восприятия, зачастую, исходя из собственной творческой практики.
Работа в художественной школе показывает, насколько очевидна дистанция между восприятием мастера и восприятием ребёнка, начавшим обучение изобразительному искусству. Она заключается, прежде всего, в уровне и глубине образности восприятия и в мастерстве владения изобразительными материалами. Активное восприятие возможно при наличии интереса. Каждое задание, каждая тема должны быть новыми, посильными по сложности. Дети должны усвоить каждый этап работы.
        Свойство человеческой психики таково, что, анализируя видимые характеристики объекта, оно соотносит его с нужной категорией известного или похожего. Это позволяет человеку ориентироваться в пространстве. Исключив объёмность как свойство окружающего мира, следовательно, ограничившись пятном, получаем новую возможность по совокупности сочетающихся пластин, тонов, цвета, относить изображение к конкретному или узнаваемому явлению окружающего пространства. Таким образом, речь идёт об ассоциации.

Новизна программы  заключается в том, что именно определение образа позволяет учащемуся вести цельную на всех этапах работу, выбирать меру участия каждого пятна, определить формат, общий тон, колорит. Огромная роль в создании художественного образа отводится воображению ребёнка. Несмотря на то, что источник воображения - это объективная реальность, воспринятая, осознанная, осмысленная ребёнком, само воображение - сложный психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, а творческое воображение - это самостоятельное создание  оригинальных образов. Художественный образ создаётся только тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой "внутренний слух", пытается перевести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок и линий. Таким образом, педагогу необходимо использование инновационных технологий, таких как просмотр зрительного видеоряда (слайдшоу на заданную тему из фото и  репродукционного материала, анимационные фильмы и видеоуроки), самостоятельная поисковая работа учащихся в интернете, прослушивание музыкальных произведений  и аудиокниг и т.п.

       Целью программы обучения станковой композиции является развитие композиционного мышления, освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволяет учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.
         Программа рассчитана на 4 года обучения в ДХШ.
         Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь с учетом пространственного мышления. Программа  по композиции тесно взаимосвязано с программами по рисунку, живописи, лепке  и по летней учебной практике (пленэру).

Основными задачами обучения учащихся в художественной школе являются:

Обучающие:

  1. формирование у детей высоких эстетических потребностей,
  2.  формирование художественного мировосприятия ,
  3.  формирование образного мышления,
  4.   приобретение навыков  обращения различными  художественными материалами,
  5. Формирование художественной грамотности;

Развивающие:

  1. развитие  творческих способностей,
  2. развитие эстетической восприимчивости;

Воспитательные:

  1. воспитание художественного вкуса,
  2. воспитание интереса к творчеству , культуре и традициям разных народов.

В результате обучения станковой композиции каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания эскиза композиции выполненного грамотно и в соответствии замыслом.

        Учащиеся должны знать:
         1. Основные законы композиции
         2. Основные правила композиции
         3. Приемы композиции
         4. Средства композиции
         5. Порядок и методы работы над композицией.
        
Учащиеся должны уметь:
         1. Применять навыки рисунка и живописи в композиции
         2. Самостоятельно выбирать сюжет
         3. Грамотно и последовательно вести работу над композицией
         4. Применять на практике основные законы и правила композиции
         5. Применять знания, полученные по истории искусства, для анализа своей работы
         6. Отбирать существенное и важное; эстетически оценивать находить образное выражение действительности
         7. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом
         Преподаватели по декоративной композиции работают творчески: дизайн, декоративный натюрморт и т.д.

Возраст учащихся  в 1-4 классах детской художественной школы, участвующих в реализации данной программы от 11-12 до 14-16 лет .

Структура  программы: предлагаемая программа опирается на педагогические наработки , применяемые ранее в различных программах для занятий композицией, с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей : их восприятия цвета, формы, объема и пр. При этом особенно важно чтобы  в каждом возрасте  ребенок имел возможность самореализации как творческой личности.

Формы работы:

  1. Теоретические и практические занятия: беседы о законах и приемах композиции, их применении разными художниками в работе, знакомство с их творчеством.
  2. Выставки  детских работ один раз в полугодие.
  3. Участие в различных городских, региональных и международных выставках.

 В практической работе применяются разнообразные  методы и приемы:

ассоциативности, обследования, наглядности, словесного описания, эвристический, поисковый, проблемно-мотивационный, сотворчество и пр.;

а  также  традиционные и нетрадиционные техники, представленные в программе:

-кляксография,

-монотипия,

-рисование на мокрой бумаге,

-цветными графическими материалами и т.п. 

Ожидаемые  результаты:
1. Пробуждается интерес к внешнему миру.
2. Анализируются не конструктивные особенности предмета, а сочетание пластических линий, тонов, цвета, следовательно, воспринимаются отношения.
3. Идёт активный поиск адекватного возможному изображению внешнего мира.
                                                1 КЛАСС

        Для того чтобы определить задачи, которые необходимо ставить перед учениками первого класса на занятиях по композиции, необходимо коротко раскрыть особенности психики детей 10-11 лет.
      В.С.Кузин в своём учебнике "Психология" раскрывает психологические особенности этого возраста. В этот период ведущим типом деятельности является учение. С десяти лет особенно интенсивно развиваются познавательные инстинкты, основанные на потребностях в накоплении знаний, в активном познании мира в труде. Дети этого возраста более усидчивы, чем малыши 7-9 лет. Они способны дольше обдумывать поставленную задачу, но если выполнение того или иного задания затягивается, постепенно они теряют интерес, поэтому максимальное количество часов -12. Расширяются и углубляются знания, совершенствуются умения и навыки. У детей этого возраста развиваются способности - общие и специальные. Характеристика познавательных процессов такова: на первом месте - производительность, затем продуктивность и, наконец, усидчивость. Выготский пишет, что в этом возрасте познавательные процессы становятся из натуральных культурными.
Все эти психолого-возрастные особенности учитываются при организации учебно-познавательной деятельности на занятиях композицией.

Методические рекомендации

       Эффективность процесса восприятия и возникновения художественного образа требует соблюдения некоторых условий:
1. Чёткая, конкретно поставленная задача.
2. Пошаговый принцип.
3. Планомерность.
4. Активность мыслительной деятельности.
5. Ответственность.

        В результате у учащихся формируются прочные знания, основанные на наблюдении, что в свою очередь определяет важную познавательную функцию восприятия.
Учитель для наиболее эффективного процесса формирования художественного образа выстраивает эмоционально-образную драматургию каждой темы.

       Соблюдая принципы наукоёмкости и доступности, сознательности и активности учащихся, педагог даёт предпосылки активному восприятию. Формирование художественного образа на уроках композиции возможно при наличии интереса, который предполагает новизну, посильную сложность задания, полное усвоение каждого этапа. Высокая мотивация, интересные, необычные темы делают процесс обучения более эффективным.
      С первых шагов обучения изобразительному искусству перед учителем стоит задача объединить в процессе обучения эмоциональное и рациональное начала. Уже не требует доказательства тезис о том, что вне эмоциональной чувственной сферы не существует художественного образа. Даже задания, связанные с постижением законов композиции, цвета, характера графической линии, освоением технических приёмов работы кистью, пером или другими художественными материалами, в первую очередь должны нести эмоционально-эстетическую нагрузку. Так как предпосылкой к продуктивному выразительному творчеству служит формирование художественно-образного начала в детском рисунке.
      Художественно-творческое мышление детей не только направлено на создание композиции, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным пунктом, рождающим художественный образ в детском рисунке.
      Желательно поощрять ребят за неординарное, нестандартное решение той или иной композиции. Ребёнок только тогда станет "художником", когда научится видеть в обычном необычное. Гоголь писал: "Чем предмет обыкновеннее, тем выше человек должен быть поэтом, чтобы извлечь из него необыкновенное".

     
Иногда музыкальный или поэтический отрывок, удачно подобранные репродукции, могут сыграть решающую роль в рождении художественного образа. Яркий эмоциональный рассказ учителя, ассоциации с музыкальными, поэтическими произведениями или даже с пластикой танца, обогащают уроки композиции. Интересные результаты от использования методики интонирования: "Я - камень, я - облако, лечу как птица" и т.д.

        Дети в первом классе художественной школы, имея небольшой багаж знаний и умений, пытаются изобразить предметы академически правильно, и, конечно, работы получаются сухими, неинтересными, неумелыми с точки зрения композиции. Фантазия выступает на втором плане. Чтобы в процессе изображения возникали яркие, индивидуальные образы, чтобы не иссяк источник фантазии, необходимо акцентировать внимание на декоративности, разнообразии техник (гуашь, акварель, тушь, живопись пальцами, губкой, кистью), всё это развивает творческие способности учащегося и повышает интерес.

       Необходимо также использовать разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности, не только урок, но и беседу, экскурсию, посещение выставок и т.д. Очень важен процесс анализа работ, где учащиеся принимают непосредственное участие.

        Цели 1-го года обучения: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов искусства; формирование навыков посильного создания художественного образа природы  и человека в собственном изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.

        Задачи:

Образовательные:

-уметь увидеть и раскрыть художественно-образный язык изображения  окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

Развивающие:

 -развивать умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной  изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

-развивать  воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства;

-развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Воспитательные:

-воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

          Все задачи, решаемые композицией, развивают фантазию, интерес к искусству, помогают эмоционально воспринимать окружающий мир и способствуют формированию художественного образа.
         Для того чтобы дети не теряли интерес, выполняя формальные упражнения, задания должны максимально мобилизовать фантазию, одновременно развивая образное мышление.

Тема

Кол-во часов

1

 2

 3

4

5

Выразительные средства композиции:

 1.характер линии,

Творческое задание «Сказка леса».

2.конфигурация пятна, силуэт, символ-образ.

Творческое задание «Сказки и фантазии».

Тон в графике и живописи.

Творческое задание: «Птица-огонь», «Синяя птица»

Тон в живописи.

Творческое задание: «Деревенский пейзаж», «Красота сурового севера».

Живопись.Свойства цвета:

1.колорит;

2.теплая и холодная гамма;

3.цветовые контрасты.

Творческое задание: «Образы героев сказок и былин».

«Широкая масленица», «Ярмарки краски».

10

10

12

 

18

18

Всего часов:

68

Тема 1: "Выразительные средства композиции". Графика.

1. Характер линии.

Цель. Научиться чувствовать и применять линию.

Задача: совершенствование владения линией.

Упражнение. На небольшом листе, где по сырому выполнены акварельные пятна, дети выполняют фломастером или тушью "Кружевные рыбки", совершенствуя владение линией.

Творческое задание. "Сказка леса" или конкурсная тема. В этом задании линия может утолщаться по мере приближения к зрителю на переднем крае, и быть более тонкой по мере удаления от него. Предметы на первом плане должны быть больше размером, чем на втором плане и выполнены более толстым контуром.

Материал: тушь или фломастер.

2. Конфигурация пятна. Силуэт. Символ-образ.

Цель: знакомство с техникой монотипии, кляксографии, развитие фантазии учащихся.

Задачи: создание композиции на основе абстрактного  пятна, созданного в технике монотипии или кляксографии.

Творческое задание: «Сказки и фантазии».

Материал: акварельные краски, тушь.

Тема 2. «Тон в графике и живописи».

Цель: знакомство с понятием тона и его применение в работе. Знакомство с жанром пейзажа.

Задача: применение полученных знаний в практической работе.
Задания на тон нужно выполнить в цвете, ограничившись тремя тонами - светлым, средним и тёмным любого выбранного оттенка.

 Упражнение 1. «От белого – к черному, или сказка о белом, сером и черном котенке.» Знакомство с ахроматической шкалой.

Упражнение 2. "Чудо-юдо", "Синяя птица", "Птица-огонь". Плотности тона можно добиться заполнением светлых участков густым мелким орнаментом. Работу можно выполнить восковыми мелками.

Творческое задание. «Осенняя пора», «Зимняя лазурь» и т. п.

Материал - гуашь.

Примерный перечень произведений искусства: Н. Пуссен. «Зима», У. Тернер.«Снежная буря», К. Моне. «Сорока на снегу»; Ф.Васильев. «Мокрый луг», И.Левитан «Вечерний звон», «Золотая осень», А. Головин.«Осень». Музыка – П.Чайковский. «Времена года».

Тема 3. «Живопись. Свойства цвета: колорит, теплая и холодная гамма, цветовые контрасты».

Цвет - одно из ярчайших средств, которые нельзя заменить ни линией, ни тоном. Что такое цвет, его свойства дети узнают на уроках живописи. В композиции цвет помогает создать настроение, выразить своё отношение к окружающему миру, передать его красоту.

Цель: знакомство с цветовым кругом, основными и составными цветами; выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовых контрастов. Знакомство с пейзажем (понятием  воздушной перспективы), анималистическим, былинно-сказочным и бытовым  жанрами.

Задача:

1. Выполнить композицию в теплой или холодной цветовой гамме.

2. Выполнить композицию, используя широкую цветовую гамму.

 1.Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине.

Упражнение. «Образ доброго и злого героя»-портрет героев сказок и былин. Широкое применение выразительных возможностей теплой и холодной цветовой гаммы для передачи настроения и характера изображаемого героя.

Материал: гуашь.

Примерный перечень произведений искусства: В.Васнецов. «Богатыри», «Три царевны подземного царства», М.Врубель. «Царевна-Лебедь»; музыка – Н. А. Римский –Корсаков. Опера «Садко»; П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик».

2. Теплая и холодная гамма.

Упражнение. "Хамелеон", «Мир бабочек» и т. п. Задача, решаемая в данном случае, усложняется тем, что ребята должны кроме использования свойств цвета, связать их со свойствами тона. Тёмные цвета рядом со светлыми. Яркими цветами выделяем главное, бледными - второстепенное. Материал: гуашь.

3. Цветовые контрасты.

 Творческое задание. "Зимние праздники", "Карнавал", «Ярмарки краски». Можно организовать беседу с детьми, подобрать для урока репродукции, музыкальное произведение и поэтический ряд, если это необходимо. Любая композиция должна передавать настроение ребёнка. Подробнее стоит поговорить о колорите, костюмах той или иной эпохи, обстановке, архитектуре, развлечениях и т.д. Здесь можно поставить задачу выполнить композицию динамически уравновешенной. Все творческие композиции предваряются разработкой эскизов.

Примерный перечень произведений искусства: Б. Кустодиев. «Масленица», «На ярмарке»;  К.Юон. «Сельский праздник», «Карусель», Т. Нариманбеков. «Базар»,

Яркие, интересные темы, эмоциональная окраска каждого урока позволяют развивать восприятие учащегося 1 класса художественной школы.

 1.Каждое задание должно плавно и последовательно вытекать из предыдущего.
2.Всем творческим композициям должны предшествовать небольшие упражнения, необходимые для тщательного обдумывания, понимания, исправления ошибок, допущенных при выполнении этих упражнений. Это помогает избежать их при создании большой творческой композиции.
3.В работе с детьми первого года обучения нужно делать упор на фантазию и творческие возможности учащегося.
4.Стараться чередовать различные изобразительные техники и материалы.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения в 1-м классе учащиеся должны

 знать:

-виды изобразительного искусства (живопись, графика);

-жанры изобразительного искусства ( пейзаж, анималистический и сказочно-былинный жанр);

-имена выдающихся мастеров искусства и их наиболее известные произведения);

-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, композиция, перспектива);

-проявление синтеза искусств на примере годовых народных календарных праздников (Масленица и пр.), образа положительного героя былин и сказок народов России и мира;

уметь:

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

-применять художественно-выразительные средства графики, живописи, народного и декоративно-прикладного искусства в своем творчестве;

-изображать с натуры, по памяти и представлению предметы несложных форм с использованием различных графических и живописных изобразительных материалов;

-изображать фигуру человека, животных с натуры, по памяти и представлению с передачей движения и пропорций;

-самостоятельно создавать тематические композиции с использованием знаний народных традиций архитектуры, народного костюма, народных праздников, особенностей традиций искусства родного края;

-создавать эскизы декоративных композиций с использованием знаний построения орнаментальных композиций, элементарных навыков стилизации формы и цвета природных форм;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 -эстетической оценки явлений окружающего мира;

-восприятия произведений искусства и высказывания суждений о них;

-участия в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края;

-сохранения памятников истории и культуры своего Отечества, бережного отношения к природе.

                                                         2класс.

Методические рекомендации.

Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен раскрыть выразительные возможности, которыми обладает тот или иной вид изобразительной деятельности. Так, например, в живописи это цвет и колорит, фактура и форма, в графике – точка и линия, плоскость и пространство. По мере усложнения задач учеников необходимо подводить к следующим  понятиям: композиционный ритм, цельность, пластичная выразительность, обобщенность. Это им поможет в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках.

Подведение итогов может происходить в форме коллективного обсуждения, а также индивидуальной консультации, беседы с ребенком.

Цели 2-го года обучения: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

-давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;

Развивающие:

-развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;

-продолжить развивать умение учащихся давать  собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям  изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

Воспитательные:

-воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

-развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народам мира.

Тема

Кол-во часов

 

1

2

3

4

Выбор формата для композиции: ( вертикальный, горизонтальный, квадратный).

Вид композиции ( замкнутая и открытая композиции).

Творческое задание: «Под зонтом».

Равновесие в композиции.

Творческое задание : «Мир за моим окном».

Симметрия и асимметрия в композиции.

 Творческое задание: «Освоение марса», «параллельные миры».

Ритм как средство композиционного строя:

горизонтальный, вертикальный, диагональный,

раковинообразный (спираль). Передача движения через ритм.

Творческое задание: «Хоровод», «Караван», «Сказочная дорога».

Творческое задание: «Человек и животное».

18

 16

14

20

Всего часов:

68

Тема 1: "Формат, вид композиции".

Цель: знакомство с понятиями "Замкнутая и открытая композиции", и жанром пейзажа и его разновидностями (городской, сельский, марина). Понятие линейной и воздушной перспективы.
Задача.
Познакомить детей с различными форматами изобразительной плоскости и особенностями расположения изображений на плоскости листа в зависимости от их форм, количества предметов, их важности, видами композиции - замкнутыми или открытыми. Применение линейной и воздушной перспективы в композиции пейзажа.

В воздушной перспективе пространство  решается  через цвет:

а) ослабление цветовой насыщенности – от объема к плоскости, от контрастов к схожим цветовым отношениям, к сближенным цветам, от теплого к холодному колориту;

б) через цветовые пятна, комбинации и ритмические взаимодействия холодных и теплых цветов.
Задание. Пейзаж «Живая зыбь», « Как прекрасен этот мир» и т. п.

 Работа может быть выполнена как в реалистической манере при выборе темы «Живая зыбь», так и в декоративной. При раскрытии темы « Как прекрасен этот мир» предпочтение отдаётся именно абстракции,  например, как "Музыка Луны", "Сказка снов" и т.д.

Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина – бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского пейзажа. Многообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов.
Материал: возможно графическое и живописное решение композиции; выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету.

Примерный перечень произведений искусства:  К. Лоррен. « Утро в гавани»; К. Моне. «Впечатление. Восход солнца»; В. Ван Гог. « Лодки в Сент-Мари»; И. Айвазовский. « Черное море», « Кораблекрушение», И. Левитан. « Весна. Большая вода»; А. Рылов. « В голубом просторе».

Тема 2: "Равновесие в композиции".

Цель: знакомство с понятиями равновесия в композиции.
Задача.
Уравновесить формат крупными и мелкими деталями.
В беседе о равновесии необходимо сказать о значении цвета в композиции. Тёплые цвета зрительно воспринимаются человеческим глазом как бы более выступающими, тяжёлыми. А холодные - отступающими, далёкими и более лёгкими.

 Упражнение: Составить натюрморт из 3-4 предметов, уравновешивая большой предмет несколькими малыми.

Творческое задание. Эскиз "Карта странствий", "Карта сказочных государств".

Задача: Уравновесить большие придуманные материки маленькими островками, населёнными аборигенами, животными, чудовищами, изображением морских течений и т.д.

Материал: акварель, фломастеры, тушь.

Тема 3: «Симметрия и асимметрия в композиции».

Цель: Познакомить ребят с понятием симметрии и асимметрией в композиции. Знакомство с жанром натюрморта.

Задача: через предметы в композиции, цветовые пятна, объёмы, расположенные по законам симметрии и асимметрии  уравновесить всю плоскость, придать композиции состояние покоя и торжественности.

Симметрия – одно из самых сильных композиционных средств, обеспечивающее целостность и уравновешенность формы и составляющих ее элементов. Различают симметрию абсолютную и  относительную.

Упражнение. Монотипия акварелью или гуашью на листе, сложенном пополам. Дети преобразовывают абстрактные пятна в конкретные образы, симметрично расположенные относительно оси в закрытом отражении. Упражнение интересно тем, что в нём присутствует элемент случайности, а, значит, максимально работает фантазия.

Творческое задание: "Свадьба" или "Карнавальная маска".

Материал: гуашь или цветная бумага.

Асимметрия  - это принцип организации композиции, при котором полностью отсутствует полная симметрия. Асимметрия строится на основе визуального равновесия несимметричных частей относительно композиционного центра или оси.

Творческое задание: «Творческий натюрморт – как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношении человека к окружающей жизни. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты в искусстве натюрморта -  в мастерской художника, в химической лаборатории, в кондитерской и т. п.». Формат, выполнение вариантов компоновки(поиски на маленьких форматах листа бумаги путем очерчивания окошек, которые различны по соотношению сторон. Цветовое равновесие пятен, характер фактуры мазка. Возможно декоративное  решение композиции.

Материал: 1 вариант – гуашевые краски,2вариант – пастель, тонированная шероховатая бумага.

Примерный перечень произведений искусства: П. Клас. «Натюрморт с музыкальными инструментами, Ж.Б. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства», П. Сезанн «Натюрморт с гипсовым слепком», К.Маковский. «В мастерской художника», П. Кончаловский. «Палитра и краски».

Тема 4. « Решение композиции листа на основе ритма. Ритм как средство композиционного строя: горизонтальный, вертикальный, диагональный, раковинообразный (спираль). Передача движения через ритм.

Цель: знакомство учащихся с понятиями ритмов, их разновидностями.

Задача: Умение применить полученные знания в работе над композицией.

Ритм  ( размеренность, соразмерность, стройность, такт, течение) – 1) равномерное чередование; 2) размеренность в развитии чего-либо, 3) «порядок в движении». ( Платон).

В общем понятии ритма проявляются  две противоположные категории – повтор одинакового (МЕТР) и направленная упорядоченная изменчивость (РИТМ ) – чередующийся, замедленный, ускоренный.

Творческое задание: «Хоровод», « Караван», « Сказочная дорога» и т. п.

Материал: акварель, тушь или на выбор учащихся.

Ожидаемые результаты:

 В результате изучения законов композиции во 2-м классе ДХШ  дети должны:

знать:

-выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников;

-разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства (цвет, линия, объем, светотональность, ритм, форма и пропорции, пространство, композиция);

-разновидности натюрморта и пейзажа.

 уметь: 

-выделять композиционный центр;
-компоновать предметы или объекты на плоскости листа;
-создавать впечатление устойчивости в симметрии и асимметрии;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу;

-выполнять конструктивное построение формы, объема предметов, их содержательной связи в натюрморте, посвященном миру увлечений(профессии) человека;

-видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-эстетической оценки явлений окружающего мира и при восприятии произведений изобразительного искусства;

-проявление интереса к искусству и культуре народов мира.

                                                            3 класс

Методические рекомендации.

В 3-м классе ДХШ продолжается знакомство с основными понятиями композиции.

Полезна работа так называемыми «мини-сериями» - диптих, триптих, где замысел, тема, рассматривается в развитии, в движении, подчиняясь единству средств выражения, а часто и единству формата.

Более обостренно проявляются задачи ритма и колорита – не только в отдельных листах композиционной разработки, но и серии в целом.

Цели: развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы.

Основные задачи:

  1. Работа с натурным материалом. Создание серии. Общность темы, формата, техники. Развитие темы – в движении: ритмическом, колористическом и пространственном.
  2. Введение пейзажа. Интерьер. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства  выражения, используемые для передачи настроения.
  3. Портрет. Выявление характера. Психология образа. Выразительность. Соотношение человеческой фигуры и пространства.
  4. Отбор исторического материала для композиции. Роль деталей в утверждении достоверности изображения

Тема

Кол-во часов

1

2

3

Контраст и нюанс в композиции (по размеру, форме, положению на плоскости или в пространстве, по форме, размерам  и положению одновременно)

Диптих или триптих « Ритмы города», « Старое и новое»,

«Прошлое – настоящее – будущее», « Город и люди», «Люди и город» и т. п.

Композиционный центр в замкнутой композиции.

« Человек в интерьере ( композиционный портрет)»,

« Мир за моим окном» и т. п.

Динамичная и статичная композиции.

« Галактическая птица», «К неизвестным мирам».

32

 

18

           18

 

Всего часов:

68

Тема 1. Контраст и нюанс в композиции (по размеру, форме, положению на плоскости или в пространстве, по форме, размерам  и положению одновременно).

Цель: продолжение знакомства учащихся с законами композиции.

Задача: умение применить полученные знания на практике при работе над тематической композицией;  длительная работа детей над созданием композиционной серией ( диптих, триптих).

Нюанс и контраст присутствуют в какой-либо форме в каждой композиции. И в зависимости от поставленных задач одно из них выступает на передний план, становится лейтмотивом композиционной организации. При сравнении элементов композиции между собой возникает вопрос о степени их различия (как соподчинения, противопоставления главного и второстепенного) или совпадения ( сходства, подобия как категории объединения композиции в некую цельность) по тем или иным композиционным свойствам.

Контраст и нюанс могут быть:

  • по размерам;
  • по форме;
  • по положению на плоскости или в пространстве;
  • по форме, размерам и положению одновременно.

Контраст есть категория ярко проявленного РАЗЛИЧИЯ, нюанс  есть категория  СХОДСТВА, но не равенства ( тождества).

Творческое задание: Диптих или триптих « Ритмы города», « Старое и новое»,

«Прошлое – настоящее – будущее», « Город и люди», «Люди и город» и т. п.

Учащимися проводится исследовательская работа над темой с применением натурного материала. Выполняется большое количество эскизов из которых выбираются наиболее интересные решения данной темы на основе контраста или нюанса.

Материал: выбирается учащимися на основе задуманной композиции.

Тема 2. Композиционный центр в замкнутой композиции.

Цель: углубление знаний об  историческом  и бытовом жанре, портрете и автопортрете, синтезе искусств.

Задачи: умение решения разнообразных творческих задач изображения человека ( с натуры, по памяти, по представлению) с целью передачи состояния портретируемого, применение выделения композиционного центра.

Центр в композиции несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ произведения, воздействуя на зрителя психологически и вызывая у него тем самым ассоциации, развивая воображение, заставляя сопереживать. Существует множество решений данной задачи, например, колористическое или тоновое решение, контраст форм, создание движения к центру или от него и т. п.

Творческое задание: « Человек в интерьере (композиционный портрет)»,

« Мир за моим окном» и т. п.

Материал: выбирается в зависимости от выбора средства выражения композиционного центра.

Примерный перечень произведений искусства: О. Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина», К.Брюллов. «Всадница», И.Крамской «Неизвестная» и др.

Тема 3: Динамичная и статичная композиции.

Цель: научиться применять законы композиции для передачи динамики и статики.

Задачи: развитие фантазии и творческой активности учащихся; применение  полученных знаний в практической деятельности.

Статичность в композиции передается  через :

-наличие вертикальной или горизонтальной оси равновесия;

-наличие композиционного центра в геометрическом центре схем или на вертикальной  оси равновесия;

-отсутствие определенной направленности целого;

-преобладание нюанса над контрастом.

Динамичность передается :

-наклонной или сложно очерченной( ломанной, изогнутой и т.д.) осью равновесия;

-геометрической децентрализацией центра композиции с сохранением относительно наклонных осей ( смещение центра в крайние точки схемы );

-преобладанием контраста над нюансом.

Творческое задание: « Галактическая птица», «К неизвестным мирам». Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Переработка реальных форм природы в конструктивные.

Материал: гуашевые и акварельные краски, возможна смешанная техника.

Творческие работы космонавта Леонова и т.д.

 Ожидаемые результаты:

В результате изучения законов композиции в 3-м классе учащиеся должны

 знать:

-имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства  и их наиболее известные произведения;

-интерьер, как жанр изобразительного искусства, а также разновидности портрета.

-произведения современных художников-фантастов на космическую тему;

-правила линейной перспективы в построении интерьера (разные точки схода);

-закрепление навыков построения фигуры человека в движении с учетом пропорций частей тела и их взаимосвязи;

уметь:

-проявлять зрительскую компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;

-применять правила линейной и воздушной перспективы в изображении городского и сельского пейзажа;

применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;

-передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

-передавать движение фигуры человека в пространстве;

-проявлять творческую активность художественно-практической выразительности разных видов искусств;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

-использовать свою художественно-практическую компетентность – владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.

                                                  4 класс.

Методические рекомендации.

В 4-м классе  на уроках композиции ставятся следующие цели:

-постижение нравственно-эстетических идеалов в пространстве культуры;

-развитие творческой активности учащихся в процессе посильного самостоятельного создания художественных композиций и поисковой работы.

И решаются следующие задачи

Образовательные:

-формировать зрительскую компетентность на основе углубления знаний об историческом и бытовом жанрах, портрете, натюрморте, синтезе искусств, раскрытии значения творческой индивидуальности художника;

-активизировать действия учащихся в эстетическом преобразовании среды, углублять эмоционально-эстетические оценки их высказываний о мире прекрасного и способности выразить эти оценки в пластических образах своих художественных  композиций.

Развивающие:

-развивать творческую активность в работе над композицией, в поиске художественного образа и выразительных средств его передаче в изобразительном материале, использовать приемы художественного конструирования;

Воспитательные:

-продолжать воспитывать интерес и уважительное отношение к отечественному искусству и искусству народов мира, ориентировать на постижение духовно-нравственных ценностей в произведениях пластических искусств;

Тема

Кол-во часов

1

2

Искусство оформления книги, знакомство с книжной графикой:

-буквица, вензель (узор из букв);

-буква-образ, рисованные шрифты;

-экслибрис.

-дизайн книги, книжная графика: обложка, иллюстрация;

Театр как вид искусства. Художник в театре:

-возникновение и развитие от Античности до 21 века;

-театрально-декорационное искусство: оформление сцены, обозначение места действия, создание костюмов персонажей, реквизита;

- творческий союз художника с режиссером в современном театре.

 32

36

Всего часов:

68

Тема1:Искусство оформления книги, знакомство с книжной графикой:

-буквица, вензель (узор из букв);

-буква-образ, рисованные шрифты;

Цели: расширение представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве,

 знакомство с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирование чувства гармонии шрифтовой композиции;

 знакомство с работой художника, оформляющего книги (творчество И. Билибина, В. Васнецова и др.);  

Задачи: создание макета книги, компоновка графического и текстового материала;

применение полученных знаний и практического опыта в жизни.

Выразительным элементом оформлением книги является буквица. Буквица – первая акцентирующая начало главы или абзаца.

Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») – начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.

Упражнение: выполнение буквицы и шрифта к любой русской народной сказке;

создание Буквы-образа (буква-растение, буква-дом, буква-человек, буква-шут и т. п.);

применение цвета для передачи разных эмоций.

 Вензель ( от польского «узел») – начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетенные и образующие узор.

Упражнение: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля – переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества, украшение композиции цветным декоративным орнаментом.  

Экслибрис ( от латинского «из книг») – книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.

Упражнение: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней  библиотеки, ритм черных и белых пятен, лаконичность изображения, включение в композицию экслибриса шрифта.

Материал: применяется  цветная тушь, перья разной толщины.

 Дизайн книги – художественное конструирование книги.

 книжная графика – область деятельности художника, занимающегося оформлением литературного произведения, предназначенного для публикации. Выбор компонентов художественного оформления в соответствии с содержанием книги, функцией издания ( сборник сказок, учебник, подарочная книга, сборник лирических стихов и т.д.). Над созданием книги работают художники разных специальностей: дизайнер – над конструкцией и шрифтом; иллюстратор – над иллюстрациями, соответствующими содержанию произведения. Иллюстрации должны соответствовать конструкции книги.

Книга – синтез слова и изображения, конструкции и всех ее компонентов. Основные элементы книги: суперобложка, обложка, форзац, титул, иллюстрация и т. д.

Творческое задание: создание иллюстрации или их серии к любимому литературному произведению. Применение всех знаний умений и навыков, приобретенных учащимися на уроках композиции в 1-3 классах.

Материал: гуашевые или акварельные краски, возможна работа графическими материалами.

Творческие работы В. Фаворского, В. Конашевича, В.Пивоварова и В.Панова.

Тема 2.Театр как вид искусства. Художник в театре.

Цели: развитие  интереса учащихся к теории и истории театрального искусства; изучение театральной культуры; обобщение теоретических и практических знаний в работе.

Задачи: применение полученных знаний об истории развития театра от Античности до наших дней в создании художественного произведения.

Возникновение театра  и его развитие от Античности до 21 века.

Возникновение древнегреческого театра из культа Диониса. Мифы – основа древнегреческой драматургии.

       Расцвет античного театра в 5 в. до н. э. Поэты-драматурги Эсхил, Софокл и Еврипид. Герои античных трагедий – вечные образы мирового сценического искусства.

       Средневековый театр Западной Европы. Профессиональные «развлекатели»-жонглеры.

       Жанры религиозного театра: литургическая драма, миракль, мистерия. Светский театр: моралите, фарс.

       Театральное искусство эпохи Возрождения. Комедия дель арте в Италии. Театр Шекспира. Испанская комедия плаща и шпаги.

       Театральное искусство классицизма. Мольер.

       Возникновение нового жанра – драмы.

       Европейский театр 19 века: движение Свободных сцен и появление новой драмы.

Особенности развития русского театра.

       Игровая стихия скоморохов – первых профессиональных артистов на Руси ( 10-11 вв.)

       Создание русского профессионального театра 30 августа 1756 г. Театр  Федора Волкова. Крепостной театр 18 века.

       Три гения русской сцены 19 в.: М. Щепкин, П. Мочалов, В. Каратыгин. А. Островский и другие драматурги. Малый театр.

       Создание Московского художественного театра. Роль К. Станиславского и В Немировича-Данченко в истории русского театра.

        Новые времена и новые театральные формы: от 50-х к 90-м гг.

       Активность и непредсказуемость развития мирового театра в последней четверти 20 в. Сочетание авангардных форм с классическими приемами.

       Театрально- декорационное искусство: оформление сцены, создание костюмов персонажей.

       Роль художника в постановке оперы и балета. Театральный костюм – творческая импровизация художника на тему исторического костюма. Искусство грима. Театральные декорации как декоративная живопись. Условность декоративно-театральной живописи.

Эскиз и макет как первоначальное решение  художественного образа спектакля. Творческая импровизация художника театра на тему исторической архитектуры, создание фантастического мира сказки.

Творческое задание 1: « Мир театра». Подготовительные зарисовки и разработка проекта   для создания  декораций к спектаклю. Творческие эскизы театральных костюмов. 

 

Материал: гуашевые или акварельные краски, цветная бумага.  

 Творческое задание 2: «Веселый карнавал». Традиции карнавалов народов мира. Традиции ряжения и раскрепощения, игры в европейском карнавале и народном  традиционном обрядовом празднике.

Материал: гуашевые или акварельные краски

Творческие работы Д. Боровского, В. Левенталя, С. Бархина, Т. Сельвинской;

И. Билибин. Эскизы  декорации к опере « Золотой петушок», Л. Бакст. Эскизы декорации к балету Н. Римского-Корсакова « Шехеразада» и балету П. Чайковского « Спящая красавица».

Ожидаемые результаты:

В результате изучения законов композиции в 4-м классе учащиеся должны

 знать:

-место высочайшей духовности

-значение синтеза искусств в передаче духовно-ценностных идеалов и религиозных символов России;

- шрифтовую композицию;

- работу художника, оформляющего книги;

-особенности взаимопроникновения и синтеза различных искусств на примере оперы и балета, народных гуляний;

-место высочайшей духовности отечественной культуры и искусства как вклад в мировую художественную культуру;

уметь:

выделять национальный идеал в народном и профессиональном искусстве; народную точку зрения на мир, величие человека и природы, их согласие;

-выполнять шрифтовую композицию;

-уметь работать над иллюстрацией к художественным произведениям;

-изображать фигуру человека в движении;

-разрабатывать проекты для выполнения работы в разных техниках и стилях;

-выполнять поисковую работу, выполняя записи и зарисовки по теме исследования;

применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-проявлять компетентность зрителя, понимающего непреходящие духовно-нравственные ценности искусства России и народов мира;

-проявлять активность художественно-творческой компетентности;

-проявлять потребность в самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

                                                    5 класс.

Методические рекомендации.

Цели и задачи на уроках по композиции в 5-м классе:

-подготовка к вступительным экзаменам в художественные учебные заведения;

-умение работать по основным законам  композиции - как в тематической композиции, так и в абстрактной;

-создание представления о возможных заданиях на вступительных экзаменах;

-умение создавать интересное решение композиций и передавать через нее основную мысль, настроение и т. п.

На уроках композиции в 5-м классе необходимо обобщить все знания, полученные на протяжении всего периода обучения в ДХШ. Преподавателю предоставляется самому составить план работы с учащимися и темы для творческих работ, основываясь на выборе учебного заведения для поступления ученика.

Заключительная часть.

Проблема формирования художественного образа актуальна не только для художественной школы, где композиция должна быть интегрирована с рисунком, живописью и скульптурой, так как специальные дисциплины должны рассматриваться только в контексте создания определённого художественного образа.
Актуально это и для общеобразовательной школы, где уроки изобразительного искусства играют огромную роль в воспитании гармонически развитой личности, и служит средством познания мира и самосознания личности. Чтобы осуществить одну из главных задач обучения изобразительному искусству в начальных классах, учитель должен так построить учебный процесс, чтобы пробудить интерес детей к наблюдению окружающей действительности.
Благодаря восприятию, у ребёнка формируются более глубокие знания, а в совокупности возникает художественный образ. Естественно с развитием образного восприятия развиваются и другие формы мышления ребёнка (воображение, внимание, память). Сформированное образное восприятие обязательно проявится в самых различных сферах деятельности, особенно на уроках искусства, музыки, театра, хореографии.
В работе с детьми на уроках изобразительного искусства в студии, кружке необходимо идти от образного содержания, эмоционального насыщения каждой темы. Как и в художественной школе, учащиеся в общеобразовательной осваивают законы композиции, цвета, характер графической линии, осваивают технические приёмы работы кистью, пером, карандашом. А предпосылкой к продуктивному, выразительному творчеству служит формирование художественного образа в детском рисунке.

Литература:
В.С.Кузин "Психология". МО РСФСР, 1997 г.
Программа "Изобразительное искусство". МО РСФСР, 1991 г.
Е.В.Шорохов, Н.Г.Козлов "Композиция". М. Просвещение, 1978 г.

И.П.Волков "Художественная студия в школе". М . Просвещение, 1993 г.

Л.Б.Рылова "Изобразительное искусство в школе". Ижевск, 1992 г.

И.М.Сокольникова "Основы композиции". Обнинск, 1996 г.

Разработки преподавателя Брянской городской детской художественной школы (Россия) Е.В.Макухиной.

«Основы композиции, 5-8 классы (ИЗО – искусство) 1996г.

О. Л. Голубева. «Основы композиции». Москва 2001г.

«Программы дополнительного  художественного образования детей». Москва. «Просвещение» 2006г.

«Программы общеобразовательных учреждений».  Москва. «Просвещение» 2006г.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по предмету "Станковая композиция"

Программа  по  предмету    «Станковая композиция" по  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной...

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта"....

Открытый урок в 3 классе художественного отделения по предмету: «Станковая композиция»

Урок по изо "Вид из окна батискафа"  расчитан на учащихся 3 класса детской школы искусств или для учащихся возраста от 8 до 12 лет. Урок направлен на  повторение правил композиции, на развит...

методическая разработка по предмету станковая композиция "Эмоции"

Цели занятия: 1)  Образовательная:- учащиеся овладевают навыками рисования мимики лица, формируют умения и навыки в области пропорционального изображения черт лица, цветового решения;2)...

2019г. Программа по предмету "Станковая композиция"

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Акварель" по предмету "Станковая композиция" на 3 года, основана на типовой программе для учащихся от...

2021г. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Станковая композиция" на 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Акварель" по предмету "Станковая композиция" на 3 года...

2019г. Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Станковая композиция" на 3 года.

Цель программы: формирование художественно-образного мышления ребенка через изучение основ композиции и умение воплощать свои замыслы в художественные формы.Задачи -обучающие:-научить грамотно составл...