План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_siluet_otkrytyy_krok.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету Станковая Композиция

на тему "Выразительность формы.  Характер силуэта"

для 4(7) класса художественного отделения ДШИ.

Поддубненкова Елена Николаевна, преподаватель

МБОУ ДОД «ДШИ п. Искателей»

Тип урока: Урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Цель урока: Изучить историю возникновения и развития техники «силуэт», выразительные средства. Используя полученные знания выполнить композицию на свободную тему.

 Задачи:

- познакомить с понятием «силуэт», историей возникновения и особенностями этой графической техники;

- развивать творческое мышление, фантазию, интерес к мировой художественной культуре;

- воспитать эстетическое отношение к действительности.

Оборудование урока:

для учителя:

-компьютерная презентация « Силуэт»

-слайды по теме для демонстрации по телевизору;

- готовые образцы рисованных и вырезных силуэтов;

- детские работы и работы учителя;

Для учащихся:

- бумага формата А3, А4, графитный карандаш, тушь, кисти, ножницы, цветная бумага чёрного цвета, клей-карандаш.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изложение нового материала.

4. Практическая часть.

5. Подведение итогов.

6. Организационное окончание урока.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве силуэта и в конце первого занятия создадим ваши портреты, выполненные в этой технике, а на втором уроке выполним небольшие упражнения и попробуем создать силуэтные композиции на свободную тему.

Изложение нового материала. Презентация «Искусство силуэта»

В изобразительном искусстве силуэт это вид графической техники, плоскостное  однотонное изображение фигур и предметов. (Слайд 2)

Основа силуэтного изображения – плоскость. Язык силуэта контрастен, в основном, это отношение чёрного и белого. Его главные средства выражения – абрис предмета, то есть его контур и пятно, очерченное этим контуром. В таком рисунке нельзя показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.

Силуэт обычно рисуют чёрной краской на белой бумаге (или белой краской на чёрной бумаге), или вырезают из тонкой чёрной бумаги и потом наклеивают на светлую.  (Слайды 3, 4, 5)

-А как вы думаете, ребята, каким образом людям пришло в голову создавать изображения в этой технике, какие явления нашей жизни, натолкнули их на это? Что вам напоминает силуэт?

- ответы учащихся.

-Правильно, силуэт похож на тень, которую отбрасывают предметы, фигуры. (Слайд 6)

И когда предмет или фигура находятся напротив  источника света (на пример напротив заходящего солнца), они кажутся нам сплошным чёрным пятном. (Слайд 7)

Обратимся к истории силуэта.

Как вы думаете, что это?

Это наскальные рисунки. Одни из первых произведений искусства человечества – именно силуэты. Так называемый «Негативный отпечаток руки в пятне красной краски» (пещера Кастильо, Испания),  сцена охоты на оленей (пещера Кавалльс, Испания). Посмотрите, первобытные художники использовали оба варианта рисования силуэта: тёмный на светлом фоне и светлый на тёмном. (Слайд 8)

Древнегреческая вазопись ещё одна вершина в истории искусства силуэта. Художники, украшавшие глиняные многофигурной росписью, решали сложнейшую задачу расположения силуэтной композиции на криволинейный объём поверхности вазы. Здесь представлены вазы выполненные в двух стилях: чёрнофигурном и краснофигурном. (Слайд 9)

Существует древнегреческая легенда, которая гласит, что одна

девушка перед разлукой с любимым, обрисовала его тень на стене,  чтобы его образ был всегда с ней.

Искусство же  резаного бумажного силуэта возникло на родине бумаги -  в Китае. Ему предшествовало создание фигур теневого театра, вырезанных из кожи и украшенных сложными узорными прорезями.

 Из Китая искусство вырезания силуэтов из бумаги проникает в Европу, и становиться там очень популярным в качестве дешёвого и быстрого изображения портрета. (Слайд 10, 11)

В Европе как самостоятельный вид графики  искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII  в. во Франции.

Вот мы и добрались до того момента, когда  возник сам термин «силуэт». Ведь изначально этот вид графики называли «тени», «профили», «искусство теней». А название своё это искусство получило благодаря министру финансов Франции Этьену де Силуэтту. Согласно первой легенде он увлекался рисованием силуэтов гостей на стенах в покоях своего замка и вырезал профильные портреты из бумаги.  (Слайд 12)

Вторая легенда гласит, что на Этьен де Силуэтт вызвал своей излишней скупостью, бережливостью насмешки высшего общества, на него сделали карикатуру в виде тени, и всед за этим словом «Силуэт»  стали называть всё дешёвое, ничтожное, в том числе и нового рода портреты, как мизерные и дешёвые в сравнении с настоящими.  

Но, не смотря на такое первоначально презрительное отношение к виду графики, искусство силуэта быстро становиться модным и распространяется по Европе.

 В Петербурге в XVIII в. славился приезжий  из Парижа силуэтист Ф.Г. Сидо, который выполнил портреты почти всего императорского двора. (Слайд 13)

Посмотрите, а это работы лучшего художника – силуэтиста XIX в. графа Фёдора Толстого. Темы его силуэтов – батальные композиции, сценки из городской и крестьянской жизни, охота. Заметьте, как цельна и одновременно разнообразна каждая композиция. Это целые истории, сходные с театральным действием. (Слайд 14)

Вот ещё интересные работы художницы Елизаветы Бём (1843-1914). Она издавала книжки для детей и сама выполняла к ним иллюстрации. Главные персонажи силуэтов – деревенские дети. (Слайд 15)

 

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов в книжной графике в качестве иллюстраций. (Слайд 16)

По сей день, магия силуэта  притягивает  художников, так как силуэт всегда будит воображение и мысль.

Вот и я сегодня хочу предложить вам побыть в роли художников-силуэтистов. Конечной задачей по изучению нашей темы является создание композиции в технике силуэт  на свободную тему. Но к этому заданию мы приступим на втором уроке. А оставшееся время этого урока мы посвятим  созданию  ваших  портретов, путём обводки ваших теней на листе бумаги, прикрепленной к стене. Когда контуры рисунков будут готовы, вы закрасите поверхность листа внутри контура или снаружи тушью. (Слайд 18)

Практическая работа.

Учащиеся поочерёдно обрисовывают контуры теней друг друга на листах, прикреплённых на стене, затем покрывают изображение чёрной краской.  Возможна обводка некоторых деталей белой гуашью.

Подведение итогов.

Работы вывешиваются на доске, обсуждается различие характеров силуэтов, которые, не смотря на плоскостное изображение, передают сходство с моделью.

-Посмотрите, какие замечательные портреты в технике силуэт у вас получились.

Давайте повторим:

- что такое силуэт?

- как возник этот термин?

- каких мастеров силуэта вы запомнили, чем понравились вам их работы?

Организационное окончание урока.

Литература.

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч. 5-8 кл.:В 4 ч. Ч4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск:Титул, 1996
  2. Э. Кузнецова. Искусство силуэта, [Л., 1970]
  3. http://siluet.org.ru/cgi-bin/gallery.cgi?razdel=3&lang=ru&mod=gal1&sec=4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План – конспект открытого урока по предмету английский язык (10 класс филологический профиль) по теме: « Еда и Здоровье»

Согласно поурочному плану разработанный урок является третьим уроком по теме « Еда и здоровье»  Тип урока – ролевая игра, совершенствование речевых навыков и составление совместной проектной рабо...

План-конспект открытого урока по предмету: "Классический танец"

План-конспект группового открытого урока по предмету: "Классический танец" рассчитан на учащихся второго класса хореографическиго отделения детских музыкальных школ и школ искусств. Урок соответствует...

План-конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль"

Тема урока: "Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению."...

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе по специальной программе индивидуального развития (СИПР) для детей с нарушением интеллекта

План-конспект открытого урока по предмету двигательно-моторная стимуляция в 7 классе для учащихся ,обучаемых по специальной индивидуальной программе развития для детей с нарушением интеллекта.Цель уро...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" на тему : Развитие танцевальности у станка и на середине зала на основе элементов движений русского и белорусского танцев"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств №7» г. Курска   ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока по предмету «Народно-...