Открытый урок
видеоурок по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Праздничные краски русской матрёшки». Учитель: Дышлевская С.Н.
Тема | Праздничные краски русской матрёшки |
Цель темы Задачи | 1)Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; 2) Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. 1)Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана. 2)Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. 3)Научить расписывать заготовки матрёшек. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование | Иллюстративный материал, презентация, трафареты. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа. | УУД |
I Организационный момент | Формулировать правила поведения на уроке, аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап Организационный момент -Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Карандаш, альбом и краски. Проверили? Садитесь. С усердием трудитесь! -Сегодня на уроке мы с вами повторим уже пройденное и узнаем что – то новое. Вспомните, пожалуйста, правила техники безопасности на нашем уроке. | Личностные - Осваивать роли ученика; формирование интереса к учению. Регулятивные -организовывать своё рабочее место под руководством учителя |
II Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока. | Включить учащихся в постановку проблемных вопросов. Организовать ответы детей. | II Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока. -Сегодня я хочу познакомить вас с русской красавицей. Ребята, послушайте загадку и скажите о ком так говорят. Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. В этой молодице Прячутся сестрицы, Каждая сестрица- Для меньшей темница. (матрёшка) Кто это может быть? Да. Посмотрите у меня на столе стоят матрешки и на доске размещены разнообразные матрёшки. (стихотворение рассказывает ученик) Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, Всех матрёшками зовут. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки, В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Эту куколку открой- будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притёртую, И сумеешь ты найти куколку четвёртую. Вынь её, да посмотри: кто в ней прячется внутри? Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая- в ней живёт шестая. А в шестой- седьмая, а в седьмой- восьмая. Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех. Вот, поставленные в ряд сёстры-куколки стоят. Сколько вас?- у них мы спросим И ответят куклы: -Восемь! (Постановка проблемных вопросов) - Сегодня нам предстоит узнать:
| Коммуникативные -участвовать в диалоге на уроке - отвечать на вопросы учителя | |
III Изучение нового материала. | Работать с информацией представленной в учебнике. Работать с информацией, представленной на слайде. | Организовать выступления детей. Организовать работу по учебнику | III этап Изучение нового материала. 1) Как появилась матрёшка? Сл1 - Привезла однажды помещица Мамонтова в подмосковное поместье Абрамцево из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё японец -малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму - весёлый складной старичок. Очень понравилась всем игрушка. Вот тогда и решили художники, попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звёздочкина выточить свою русскую игрушку. А из какого материала? Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Сл2. Это была эта круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок, девочки и мальчики, а последний это спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали КАК? матрёшкой по имени Матрёна. Сл3 -В те времена имя Матрена, Матреша Матренушка было одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово «mather»- мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях того времени было много детей.
Какие виды матрёшек существуют? Самые известные -семёновская по местности ее изготовления сл4 У матрешек из Семенова ЧТО на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный. На голове ЧТО платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием, который делается «тычком». -Загорская или Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами. Она расписана она чистыми яркими цветами. -Полхов-майданскую Матрешку узнаем по необычной форме головы, удлиненной фигуре и малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый. Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают ее фигурку спереди. Лицо матрешки окружают забавными кудряшками.
Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбирают дерево :липа, берёза, осина, ровное, без сучков. Срубают его зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят - сушат примерно два года. Мастера говорят, что бревно должно звенеть. Первой изготавливают А КАК? Самую маленькую матрёшку, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют, затем сушат. Теперь матрёшка готова к росписи. И вот начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно, расписывая используют гуашь, акварель. В каждой местности есть свои особенности росписи, свои цвета и формы. После раскраски ЧТО делают чтобы она блестела матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. | Личностные - уважать своих одноклассников. Слушать их выступления. Познавательные -Сравнивать предметы: находить общее и различие. - отвечать на вопросы учителя. -ориентироваться в учебнике. |
IV Практическая работа учащихся. | Учитывать степень сложности, определять подходящий для себя. Построить композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом Работать с цветом. Прорисовывать детали рисунка. | Объяснение последовательности выполнения работы. Организовать самостоятельную работу учащихся. | IV этап Практическая работа учащихся. 1.Объяснение учебного задания. А так же бывают матрешки по мотивам сказок и другие авторские матрешки. - Сегодня мы с вами, ребята выступим в роли мастеров по изготовлению и росписи матрёшки и создадим свою, не похожую на другие- авторскую.сл Давайте вместе попробуем составить план последовательности выполнения работы: 1. Обвести контур. 2. Нарисовать лицо вам поможет круг. 3. Нарисовать платок. 4.Осторожно нанести карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части глаза, а в нижней – губы и щёки. Носик обозначается 2 точками на нижней горизонтальной линии. 5.Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки. 6.Заполнить передний фон сарафана матрёшки букетом цветов. 7.Раскрасить матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, должны появиться после того, как будет подготовлена однотонная раскраска сарафана и рубашки. 2.Самостоятельная работа учащихся. - А сейчас создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия. Во время самостоятельной работы (под музыку) учитель оказывает помощь учащимся. | Регулятивные - определять план выполнения заданий - использовать в своей деятельности простейшие приборы Познавательные -ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию. Коммуникативные - участвовать в диалоге на уроке |
V Итог урока. | V этап Итог урока. Вопросы на закрепление изученного: 1.Чем вам нравится матрёшка? 2.Из каких материалов делали эти игрушки? 3.Что означает Матрёшка? 4.Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке? | Коммуникативные - участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя | ||
VI Рефлексия деятельности. | Осуществлять самооценку своей работы на уроке. | VI этап Рефлексия деятельности. -Героиня нашего урока – матрёшка прсит оценить нашу работу. Зел- всё понятно, всё понравилось Жёл- что-то было непонятно Крас – не понравилось, не получилось. | Регулятивные - оценка своей работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19688.jpg)
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-460873-1403801472.jpg)
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/05/picture-1012836-1522945305.jpg)
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-289106-1397312196.jpg)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...