Открытый урок
видеоурок по изобразительному искусству (изо) на тему

Дышлевская Светлана Николаевна

Русская матрешка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka_otkr._urok_2_klass.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Технологическая карта изучения темы «Праздничные краски русской матрёшки».    Учитель: Дышлевская С.Н.

Тема

Праздничные краски русской матрёшки

Цель темы

Задачи

1)Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям;

2) Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

1)Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

2)Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

3)Научить расписывать заготовки матрёшек.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

Иллюстративный материал, презентация, трафареты.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа.

                УУД

I Организационный

момент

Формулировать правила поведения на уроке, аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап  Организационный  момент 

-Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

       Всё ль на месте, всё ль в порядке:

       Карандаш, альбом и краски.

       Проверили? Садитесь.

       С усердием трудитесь!

-Сегодня на уроке мы с вами повторим уже пройденное и узнаем что – то новое.  Вспомните, пожалуйста, правила техники безопасности на нашем уроке.

Личностные

- Осваивать роли ученика; формирование интереса к учению.

Регулятивные

-организовывать своё рабочее место под руководством учителя

II Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.

Включить учащихся в постановку проблемных вопросов.

Организовать  ответы детей.

II Вводная беседа. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня я хочу познакомить вас с русской красавицей. Ребята, послушайте загадку и скажите о ком так говорят.

   Ростом разные подружки,                          

   Не похожи друг на дружку.                          

 Все они сидят друг в дружке,  

А всего одна игрушка.

В этой молодице        

Прячутся сестрицы,

Каждая сестрица-

Для меньшей темница.  (матрёшка)

    Кто это может быть? Да. Посмотрите у меня на столе стоят матрешки и на доске размещены разнообразные матрёшки.

   (стихотворение рассказывает ученик)

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой- будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти куколку четвёртую.

Вынь её, да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая- в ней живёт шестая.

А в шестой- седьмая, а в седьмой- восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд сёстры-куколки стоят.

Сколько вас?- у них мы спросим

И ответят куклы: -Восемь!

       (Постановка проблемных вопросов)

- Сегодня нам предстоит узнать:

  • Откуда появилась матрешка?
  • Первая русская матрешка: какова она и кто ее автор?
  • Что означает матрешка?
  • Какие матрешки бывают?
  • А так же самим попробовать себя в роли настоящих художников и расписать свою матрёшку авторскую.

Коммуникативные

-участвовать в диалоге на уроке

- отвечать на вопросы учителя

III Изучение нового материала.

Работать с информацией представленной в учебнике.

Работать с информацией, представленной на слайде.

Организовать выступления детей.

Организовать работу по учебнику

III этап Изучение нового материала.

1) Как появилась матрёшка? Сл1

 - Привезла однажды помещица Мамонтова  в подмосковное поместье Абрамцево из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё  японец -малыш спрятан. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму -  весёлый складной старичок. Очень понравилась всем игрушка. Вот тогда и решили художники, попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звёздочкина выточить  свою русскую игрушку. А из какого материала? Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад.  Сл2. Это была эта круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок, девочки и мальчики, а последний это  спелёнутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали КАК? матрёшкой по имени Матрёна. Сл3

-В те времена имя Матрена, Матреша Матренушка было одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово  «mather»- мать. Потому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях того времени было много детей.

  1. Основные виды матрёшек:

Какие виды матрёшек существуют?

Самые известные

-семёновская  по местности ее изготовления     сл4

У матрешек из Семенова ЧТО на фартуках яркие букеты: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный.  На голове  ЧТО платок, украшенный по кайме. В росписи используют прием, который делается «тычком».

  -Загорская или  Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху и сарафан, на голове – платок с узорами.      

     Она расписана она чистыми яркими цветами.

  -Полхов-майданскую

Матрешку  узнаем по необычной форме головы, удлиненной фигуре  и  малиновому цвету. Рядом с малиновым цветом - темно-зеленый, а с синим — желтый.  Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают ее фигурку спереди. Лицо матрешки окружают забавными кудряшками.

  1. Как рождается матрёшка? (Рассказ учителя)

Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбирают  дерево :липа, берёза, осина,  ровное, без сучков. Срубают его зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят - сушат примерно два года. Мастера говорят, что бревно должно звенеть. Первой изготавливают А КАК? Самую маленькую матрёшку, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют, затем сушат. Теперь матрёшка готова к росписи.

И вот начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно, расписывая используют гуашь, акварель. В каждой местности  есть свои особенности росписи, свои цвета и формы. После раскраски ЧТО делают чтобы она блестела матрёшек лакируют. Под слоем прозрачного  блестящего лака краски приобретают особую яркость.

Личностные

- уважать своих одноклассников. Слушать их выступления.

Познавательные

-Сравнивать предметы: находить общее и различие.

- отвечать на вопросы учителя.

-ориентироваться в учебнике.

IV Практическая работа учащихся.

Учитывать степень сложности, определять подходящий для себя.

Построить композицию рисунка.

Выполнить карандашный набросок.

Подбирать цвета на палитре.

Делать заливку контура цветом

Работать с цветом.

Прорисовывать детали рисунка.

Объяснение последовательности выполнения работы.

Организовать самостоятельную работу учащихся.

IV этап Практическая работа учащихся.

1.Объяснение учебного задания.

А так же бывают матрешки по мотивам сказок и другие авторские матрешки.

- Сегодня мы с вами, ребята выступим в роли мастеров по изготовлению и росписи матрёшки и создадим свою, не похожую на другие- авторскую.сл

Давайте вместе попробуем составить план последовательности выполнения работы:

1. Обвести контур.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3. Нарисовать платок.

4.Осторожно нанести карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части глаза, а в нижней – губы и щёки. Носик обозначается 2 точками на нижней горизонтальной линии.

5.Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

6.Заполнить передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

7.Раскрасить матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку,  должны появиться после того, как будет подготовлена однотонная раскраска сарафана и рубашки.

2.Самостоятельная работа учащихся.

- А сейчас создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия.

Во время самостоятельной работы (под музыку) учитель оказывает помощь учащимся.

Регулятивные

- определять план выполнения заданий

- использовать в своей деятельности простейшие приборы

Познавательные

-ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге на уроке

V Итог урока.

V этап Итог урока.

Вопросы на закрепление изученного:

1.Чем вам нравится матрёшка?

2.Из каких материалов делали эти игрушки?

3.Что означает Матрёшка?

4.Какие черты русской красавицы отражены в матрёшке?

Коммуникативные

- участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя

VI Рефлексия деятельности.

Осуществлять самооценку своей работы на уроке.

VI этап Рефлексия деятельности.

-Героиня нашего урока – матрёшка прсит оценить нашу работу.

Зел- всё понятно, всё понравилось

Жёл- что-то было непонятно

Крас – не понравилось, не получилось.

Регулятивные

- оценка своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...