Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Шленова Ольга Михайловна

В статье раскрываются вопросы о проблеме, которая была актуальна во все времена, а именно, о воспитании в подрастающем поколении высоконравственных качеств через призму изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanitarizatsiya_uvp_na_urokah_izo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Скажи мне – и я забуду; 
покажи мне – и я запомню; 
дай сделать – и я пойму»

Китайская мудрость


Гуманитаризация в системе нашего школьного образования занимает, безусловно, не последнюю роль. Ведь ориентация на социальные проблемы, воспитание толерантности, адекватное и содержательное понимание собственной культуры, а также готовность к реалиям взрослой жизни — вот основные ее цели. Несмотря на то, что данное понятие реализуется в разных учебных направлениях российской современной школы — именно на уроках изобразительного искусства гуманитаризация процесса образования имеет столь отчетливо-практический характер, позволяет прикоснуться к конкретным воплощениям культурно-гуманистических ценностей человечества.


XX век ознаменован, с одной стороны, величайшими научно-техническими открытиями, с другой — катастрофическим отчуждением людей от классической литературы, музыки, образовательного искусства.


Массовые средства информации (кино, радио, телевидение, газеты, журналы) дав небывалую возможность общаться с культурой, не повысило уровень общего образования. Американский боевик «Клеопатра» для широкой публики предпочтительнее трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» и «Египетских ночей» А. С. Пушкина.
Конвульсии рока и панка для большого процента молодежи притягательнее произведений Моцарта, Шопена, Бетховена, Чайковского. А ведь на формирование индивидуальности школьника огромное влияние оказывает социальная среда и обучение [1] — и только в наших силах сделать среду обучения более гуманитаризационно-направленной. 
Тенденции опошления художественного и интеллектуального вкуса случайностью не назовешь. Очевидно, детективы, фильмы ужасов, свободный показ эротических фильмов, секса — это своеобразная реакция на будущее технократизма, потерянность человека в многомиллионных городах, бесперспективность социальной борьбы в тоталитарных государствах. 


Искаженный инстинкт самосохранения побуждает человека искать забытья в поп-культуре, алкоголизме, наркомании, сексе — таким образом, фактически происходит самоуничтожение личности. А ведь «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения» — писал Л. С. Выготский [2].


Поэтому, исходя из данных реалий современной жизни, перед школой, лицеем, колледжем встает очень острая и при этом наиважнейшая задача — помочь учащимся преодолеть расстояние между их физиологически окрашенными возрастными предпочтениями, потребностями и позитивным историческо-культурным опытом человечества. В противном случае, мы будем жить в обществе, где соседствуют люди каменного века, ренессанса и индустриального прагматизма.
По этой причине курс на гуманитаризацию образования взяли в настоящее время все передовые цивилизованные страны.  И России нет нужды начинать процесс гуманитаризации образования с нуля — достаточно вспомнить и позаимствовать наилучший опыт обучения и просвещения дореволюционной России, ярчайшей страницей которой явился царский лицей.


Цель гуманитарных предметов, в том числе и изобразительного искусства — развивать в учащихся способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, науке и жизни; сортировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека. Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты [5].


Для достижения этой цели современная школа вышла к серьезной, но вполне разрешимой задаче глубоко и эффективно ознакомить учащихся с достижениями мировой художественной культуры, приобщить школьников к самостоятельной, творческой деятельности в области искусства, формировать навыки художественно-образного мышления, воображения, умение видеть прекрасное в природе родного края, в простом напеве матери. К тому же, содержание художественно-эстетического образования, преподавание искусств  должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира в целом.


Можно утверждать, и не без основания, что пороки цивилизации обязаны своим существованием тому факту, что ни одному ребенку никогда еще не удалось вдоволь наиграться [3], как утверждает Александр Нилл. Поэтому так важен игровой и творческий компонент в воспитании гуманитаризационно-направленного учебного процесса, который непосредственно и без особого труда реализуется на уроках искусства в школе.
Так, на уроках изобразительного искусства непрерывно и систематически происходит встреча учащихся с произведениями мировой художественной культуры. Дети не только рассматривают и анализируют репродукции произведений: архитектуры, скульптуры и живописи, но также и копируют их с помощью различных творческих приемов (цветной монотипии через стекло, калькирования и вольного повторения в выбранном материале). Современный кабинет оснащен компьютером и проектором, что дает возможность, не выходя из кабинета, погрузиться в запасники лучших музеев мира, Эрмитажа, Русского музея. Конечно, учащиеся и сами посещают музей, слушают биографии выдающихся деятелей искусства, также пишут эссе, рефераты, исследования. Применяются разнообразнейшие художественные техники, способные вызвать переосмысление отношения к изобразительному искусству, а также труду художника: граттаж, аппликация, коллаж, промывка с гуашью и тушью, квиллинг, бумагопластика, резерваж, роспись самостоятельно выполненных изделий, эбру, печатный оттиск, композиционная серия (сказка) и другие.  Рисование с натуры, «по представлению», разработка композиций с определенными художественно-образовательными задачами — вот только некоторые из важнейших видов работ, имеющих постоянное место на уроках искусства.
Очень важно и присутствие в учебном процессе компьютерных передовых технологий, с которыми нынешние школьники легко справляются. Это не только разработка детьми презентаций, но и выполнение некоторых заданий с использованием современных методов проектного и графического дизайна. 


Все эти важнейшие художественные методы, техники и способы художественного проектирования как раз и являются материальным воплощением идей гуманитаризации учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства.
Относительно недавно был введен новый предмет в восьмых и девятых классах — «Искусство», который  позволил педагогам уделить больше учебного времени и внимания художественно-эстетическим аспектам воспитания, что, несомненно, пошло на пользу обучающимся. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, а также их программа: «Искусство. 8—9 классы» [4], своим существованием обеспечили междисциплинарные связи внутри такого обширного понятия, как художественная культура. Данная рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящие в образовательную область «Искусство».  А с 2013 года в учебную практику вошла уникальная программа Ломова С.П., Игнатьева С.Е. и Кармазиной М.В. – «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы» [5], а также учебники к нему.  Кроме того, часто используемый программно-методический комплекс «Азбука искусства» [6] не только содержит встроенные элементы игры, знакомит учащихся с основами языка изобразительного искусства, учит анализировать творения художника, погружает в исследование замысла создателя картины через ее композицию, графику и элементы формы, знакомит с разными художественными стилями и направлениями, но и  помогает выработать новые эвристические подходы к познанию искусства на основе анимированных мини-лекций и около трехсот великолепных иллюстраций. Виртуальный музей, диалоги и мини-фильмы позволяют почти полностью захватить интерес школьника, так привыкшего к интерактивному пространству современных технологических устройств.


Помимо стандартного учебного процесса, ведется обширная внеурочная работа с детьми. В школе разрабатывается обеспечение реквизитом, декорациями и костюмами школьных спектаклей, регулярно проходят олимпиады, художественно-ориентированные КВН, конкурсы работ, главными темами которых являются «Древняя Русь» и «Мой город». Организован также и «Русский ансамбль» — на занятиях которого ребята знакомятся с русской песней, частушками, хороводом, игрой на народных музыкальных инструментах. Кроме того, большое место занимают открытые уроки для учителей школы и района, участники которых с удовольствием погружаются в увлекательные путешествия, связанные с различными формами и сторонами изобразительного искусства. А участие в районных и городских мероприятиях и конкурсах позволяют делиться опытом и учиться новому.


Через непосредственное участие не только в обычных уроках, но и в вышеуказанных внеурочных мероприятиях в значительной мере и  реализуется гуманитаризационный учебно-воспитательный аспект изобразительного искусства. Так хочется верить, что старание и методичная работа учителя заложат зерно добра, любви и понимания истинной красоты в душах учеников.




Источники:

1. Шулика, М. Г.   Проявление стиля индивидуальности в творческой активности учащегося / М. Г. Шулика // Психология обучения. – 2006. – № 12. – С. 38—44.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
3. Александр Нилл Саммерхилл. Воспитание свободой. All the Best, Neill: Letters from Summerhill. – 1984.
4. Рабочая и авторская программы для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2013 г.
5. Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. под ред. Степанова С.В. «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Рабочая программа. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС», М.: Дрофа, 2014 г.

6. Азбука искусства. 5-11 классы. Программно-методический комплекс. Электронно-интерактивный сборник http://www.nd.ru/catalog/products/abcofarthowtounderstandpaintingpmk/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Доклад: «Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.»

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», но какую?...