Развитие пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Мозжухина Наталия Сергеевна

В данном документе представлена методическая разработка по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности, такими как пластилинография, кляксография, рисование песком и др. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виноградова Н.С.

Развитие пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности

Актуальность данной темы заключается в том, что ориентировка в пространстве является важным элементом для всех сторон деятельности человека и охватывает различные стороны его взаимодействия с действительностью.

Проблема освоения окружающего пространства приобретает особую актуальность применительно к детям с нарушениями интеллектуального развития, поскольку им свойственно заметное запаздывание и недостатки формирования предметных действий, а также связанных с ними произвольных движений.  В свою очередь, недостатки в развитии пространственной ориентировки у детей приводят к ограничению их самостоятельности и активности во всех сферах деятельности. Таким образом, формирование пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представляет собой одну из актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения.

Целью данного исследования является разработка и апробация методики развития  пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.

Можно выделить следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ и современного состояния формирования пространственной ориентировки у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в психолого-педагогической литературе;
  2. Экспериментальное изучение особенностей развития пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности;
  3. Разработка и апробация методики, направленной на развитие пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.

Многие недостатки психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью связаны с несформированностью способности к восприятию, воспроизведению и преобразованию пространства. Мы предполагаем, что коррекционно-развивающая работа в комплексе с нетрадиционными техниками рисования (пластилинография, кляксография, использование песка в работе) будет способствовать развитию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Теперь позвольте перейти к освещению основных результатов исследования. Анализ психолого-педагогической литературы (исследования Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской и других исследователей) позволяют говорить о том, что восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью испытывают определенные трудности в восприятии пространственных отношений между предметами, которые выражаются в неумении полно осознавать пространственные связи между предметами,  анализировать ограниченное пространство,  недостаточном усвоении и использовании в речи предлогов и наречий, обозначающих пространственное расположение предметов.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

  • 1 этап – анализ специальной литературы по вопросам формирования и развития пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
  • 2 этап – выявление особенностей пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, составление методики обследования сформированности пространственной ориентировки у дошкольников, разработка методики;
  • 3 этап – развитие пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности.

С целью выявления уровней овладения пространственной ориентировкой дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью нами было организовано экспериментальное исследование, в котором принимали участие дети 5-6 лет. Дети были разделены на две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 человек в каждой группе.

Разрешите представить слайд с формулировкой задач, которые решались в ходе проведения констатирующего эксперимента.

Реализация второго этапа позволила нам распределить всех дошкольников по уровням сформированности пространственной ориентировки.

Нами были получены следующие результаты распределения дошкольников по уровням овладения пространственной ориентировкой. Большинство дошкольников (10 детей) обладают пространственной ориентировкой, которая по всем показателям соответствует среднему уровню. Этот уровень характеризуется тем, что:

- при оценке понимания и использования языковых средств, обозначающих пространственное расположение предметов, было отмечено, что детьми активно используются такие предлоги как «на», «под», «в», «из», «над», значительные затруднения возникли при использовании предлогов «из-за», «из-под»; знание и использование в речи наречий «между», «впереди», «сзади», «наверху», «внизу» и т.д. отсутствует. Более сложные определения месторасположения используются лишь при помощи взрослого и требуют неоднократного повторения и закрепления на коррекционно-развивающих занятиях. Однако, дети контрольной группы, а именно  2 ребенка, самостоятельно использовали в своей речи как большинство существующих предлогов, так и наречия («между», «позади», «слева», «справа» и т.д.), правильно охарактеризовав месторасположение предметов.

- следующим компонентом, результаты которого можно отнести к среднему уровню является сформированность умения ориентироваться в «схеме собственного тела».  Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, а именно 8 человек,  частично знают «схему собственного тела», как самостоятельно, так и с помощью педагога, могут определить «правые» и «левые» стороны.  Но при просьбе определить  месторасположения предметов относительно себя были замечены затруднения, такие как: неумение подобрать нужный предлог для обозначения расположения предмета, плохая ориентировка при просьбе расположить предмет «перед собой», «позади себя», «рядом с левой рукой». У детей с нормой развития (а именно у 12) показатели значительно выше, нежели у категории детей первой группы. Это характеризуется умением детей самостоятельно определить «правые» и «левые» стороны, дотронуться левой/правой рукой до правой/левой ноги и т.п. Просьба расположить предметы относительно собственного тела у 10 детей не вызывает затруднений и практически не требует участия взрослого. Также, сложности возникли при задании «Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?» - дети не могли назвать, в какую сторону они повернулись.

- следующее, что следует рассмотреть касательно среднего уровня это умение ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив, а также умение определять месторасположение предметов относительно другого человека. Стоит отметить, что данный компонент наименее всего развит как у детей с нормой развития, так и у детей с интеллектуальной недостаточностью и характерными особенностями для средних показателей являются:

1) плохо сформированное умение детей определять простейшие характеристики месторасположения («правые» и «левые» стороны частей тела другого человека), а именно у 9 детей;

2) практически полное отсутствие умения определять  месторасположения предметов относительного другого человека (у 8 детей);

3) дети с трудом могут подобрать нужное слово или предлог для определения месторасположения предметов, вследствие чего требуется активная помощь взрослого (у 9 детей).

Другая категория детей также не показала высокого уровня при оценке данного компонента, но при просьбе определить «левые» или «правые» части тела другого человека, 7 детей смогли дать правильный ответ без активной помощи  взрослого. Что касается умения определять месторасположение предметов относительно другого человека,  здесь дети данной группы показали небольшую разницу в результатах. Лишь у 4 детей из 15 сформировано умение определять месторасположение предметов, они смогли использовать в речи нужные определения, объяснить свою точку зрения.

- что касается умения ориентироваться на плоскости, то у детей с интеллектуальной недостаточностью (9 детей), как и у детей с нормальным психическим развитием (6 детей), были выявлены затруднения при определении следующих сторон: «правый верхний угол», «левый нижний угол» и т.п.  При определении простейших сторон («середина», «верх листа», «низ листа», «правая сторона листа», «левая сторона листа») особых затруднений у большей части дошкольников выявлено не было. Однако, 5 дошкольников с нормативным развитием смогли определить все стороны листа как по словесной инструкции, так и назвать их самостоятельно. При просьбе расположить геометрические фигуры, 5 дошкольников с нормой в развитии практически без активной помощи педагога расположили их в требуемой стороне листа, что отличается от результатов детей с интеллектуальной недостаточностью. В данном случае, детям с нарушениями в развитии требовалась помощь взрослого в расположении предметов на плоскости.

Далее, стоит перейти к характеристике низкого уровня сформированности пространственной ориентировки.

- Понимание и использование слов и предлогов, обозначающих пространственное расположение  предметов,  на низком уровне у детей с интеллектуальной недостаточностью практически отсутствует. Дети (а именно 4 детей) не понимают словесной инструкции взрослого при просьбе показать на картинке месторасположение животного, предмета. При активной помощи дети могут лишь повторять слова и жесты взрослого.  Внимание детей можно охарактеризовать как отвлеченное, несосредоточенное на заданиях. Стоит упомянуть детей второй группы, но имеющих также низкий уровень. Отличие состоит в том, что дети с нормой в развитии используют лишь простейшие предлоги при обозначении месторасположения предметов (на, в, под),  в большей степени пользуясь наводящими вопросами взрослого.

 - Низкий уровень умений ориентироваться в «схеме собственного тела» характерен неспособностью детей с интеллектуальной недостаточностью правильно определять и называть стороны. У пятерых детей был выявлен низкий уровень представлений о схеме собственного тела, вследствие чего дети не справились даже с простыми заданиями, требующими определить правую/левую руку/ногу и т.п..

Однако, лишь у 1 ребенка с нормой  развитии имеется низкий уровень представлений о схеме собственного тела – воспитанник способен частично  сам выполнить лишь простые задания (определить правую/левую ногу/руку), при более сложных заданиях может справиться лишь при помощи взрослого, с использованием подсказок и наводящих вопросов.

- Умение детей с интеллектуальной недостаточностью ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив,  на данном уровне, характерен отсутствием у детей необходимых представлений. Дети (6 человек) с трудом могут определить «правые» и «левые» стороны частей тела другого человека, часто отказываюсь отвечать на заданные вопросы. Просьба показать ту или иную часть тела вызывала у детей частую путаницу в своих действиях, дети постоянно меняли свое мнение. Что касается детей с нормой в развитии, то в данном случае они смогли определить «правые» и «левые» стороны частей тела другого человека самостоятельно (5 человек), однако 1 ребенок не справился с этим заданием совсем. При задании определить расположение предметов задание частично выполнялось при активной помощи взрослого.

- Предложенные задания, которые оценивали умение детей ориентироваться на плоскости,  вызвали затруднения  6 дошкольников с ИН, у которых был выявлен низкий уровень. Они  не справились с заданием вообще, часто отвлекаясь и путая свои действия (при заданиях «Нарисуй справа от точки треугольник», «Нарисуй слева от крестика кружок» изображали на листе схожие с оригиналом фигуры, часто путая требуемое месторасположение). Что касается детей с нормой в развитии, то результаты отличаются тем, что дети, имеющие низкий уровень (2 человек), способны частично выполнить задание и назвать простейшие характеристики расположения предметов лишь при помощи взрослого. Например, задание «Покажи след от левой ноги» вызвали у детей затруднения, с которыми они смогли справиться с наводящими вопросами взрослого.

Проанализировав полученные результаты, мы может прийти к выводу, что у 67 % дошкольников с интеллектуальной недостаточностью сформированность пространственной ориентировки находится на среднем уровне. Однако, стоит отметить, что при проведении диагностики дошкольники с нарушениями в развитии показали знания и умения пространственной ориентировки, относящиеся к нижним значениям среднего уровня.

Полученные результаты позволили разработать методику для третьего этапа работы, цель которого состояла в развитии пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения изобразительной деятельности.

Для реализации цели и задач третьего этапа была разработана программа, которая включала комплекс занятий, содержащих нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:

- техника пластилинографии (рисунок пластилином);

- рисунок цветным песком;

- аппликация;

- кляксография.

В заключение, нами был проведен контрольный эксперимент, результаты которого представлены на данной диаграмме.

1.jpg

Рис. 1 Результаты сформированности пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью «до» и «после» коррекционно-развивающих занятий

В соответствие с данными диаграммы видно, после проведения коррекционно-развивающих занятий прослеживается тенденция к увеличению исследуемых показателей, что свидетельствует о том, что с данными детьми необходимо продолжать проводить интенсивную и последовательную развивающую работу, направленную на повышение качеств ума.

Занятия, направленные на развитие умения ориентироваться в «схеме тела» человека, стоящего напротив, не достигли заметных сдвигов, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы в данном направлении, в том числе, и работы над поведением и социализацией дошкольников.

В начале исследования у детей преобладал средний, близкий к нижним значениям,  уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий уровень значительно повысился до среднего. Значительно повысился результат у определенного количества детей, а именно у двоих. У этих детей был низкий уровень, а после проведения комплекса мероприятий повысился до среднего. Таким образом, проделанная работа дала положительный образовательный эффект, что свидетельствует о высокой эффективности проведения развивающих занятий по развитию качеств ума и пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Анализ полученных результатов контрольного эксперимента позволил нам сформулировать методические рекомендации, направленные на формирование пространственной ориентировки дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Одним из способов повышения эффективности процесса формирования пространственной ориентировки в частности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, является последовательная и методически обоснованная система развивающих мероприятий, в том числе творческих, подходящая для детей самого разного уровня подготовленности и способностей. Такая деятельность способствует систематизации знаний, восполнению пробелов в предшествующем развитии и обучении, развитию недостаточно сформировавшихся умений и навыков, познавательных интересов ребенка и развитию личности в целом. Комплексный подход к развитию умственных качеств у детей дошкольного возраста является многогранным процессом, в котором высокое значение отводится личностному, интеллектуальному, речевому, эмоциональному и другим аспектам развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Выступление на спец.семинаре на тему: «Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью....

Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....

Формирование представлений о форме у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Рассматриваются воспросы о современных подходах к проблеме восприятия в психолого – педагогической литературе,раскрываются методы изучения восприятия у детей дошкольного возраста и отражены ...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

"Развитие мелкой моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

Рекомендации по развитию мелкой моторики для детей с интеллектуальной недостаточностью. Дидактические игры предназначаются: учителям-дефектологам, психологам, воспитателям, родителям, с целью совершен...

Статья "Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ особенностей изобразительной деятельности у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии и дошкольников с нормальным психическим развитием на м...

мастер класс для воспитателей "Игра девять клеток" для развития пространственной ориентировки у дошкольников"

Материал содержит практические советы по проведению дидактической игры, способствующей развитию пространственной ориентировки дошкольников....