Главные вкладки

    Работа с одарёнными детьми.
    учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Панурина Елена Вениаминовна

    Дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень развития детей своего возраста, как правило. проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым сферам деятельности. Человеческое мышление, дар к творчеству- величай ший дар природы. Однако точек зрения на одарённость великое множество. Как проявляют свою одарённость дути в моём классе. Этими мыслями и хочется поделиться.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odaryonnye.docx26.42 КБ
    Microsoft Office document icon panurina_e.v._programma_fakultativa_iskusstvo.doc107 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми.

                                    Учитель МБОУ СОШ №23 г.Казани Панурина Е.В.

     Дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень  развития других детей своего возраста, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым сферам деятельности. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.                                                                                              Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения".
    Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода». Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер.Поэтому дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую.

     Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине  "чистая доска". Ребенок подобен "чистой доске». Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности. Споры велись и о том, существует ли так называемая общая одаренность как способность ко всему или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследователей склонялась к мысли, что, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин и другие.
    Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, Но  природа не могла позволить себе роскошь закладывать в генотип столько специальных способностей.

    Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. После появления его работ тесты  стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического и творческого мышления.

    Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность  называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной.

    Факт существования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важной  проблему прогнозирования развития. При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.
    Талантливые дети - особая категория одаренных. Разговор о них - это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации.
    Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям. Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов. Правдауспехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.
              Дж.Рензулли считал, что одаренность, это комплекс, включающий три  такие характеристики, как интеллект, творчество, мотивация. Мотивация
     - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать, зачем это нужно ребенку. Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи. Важно говорить об иерархии мотивов. В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям.
    Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с ориентацией  на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями. Дж. Рензулли, Е. П. Торранс  считают, что  это одна из ведущих характеристик детской одаренности.
    Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
    Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса. Роль педагога тут имеет большое значение."Креативность (творчество) - пишет Е. П. Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".
    Одним из основных показателей творчества является оригинальность. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
    Александр Ильич Савенков в своей статье 
    «Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития»раскрывает особенности развития одаренного ребенка. Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.
    Этот дар
     сможет проявляться и развиваться. Кто должен это сделать?

    Естественно в первую очередь это — семья. Родители, как правило, хотят, чтобы их ребенок занимался в как можно большем количестве студий, кружков, секций, был одним из лучших. А в этом ли кроется секрет успеха? Как сформировать  адекватную самооценку ребёнка, как помочь ему адаптироваться в социуме?

    Умение наблюдать поможет родителям в определении меры одаренности детей. Способность творить-этот дар семья в содружестве со школой, должны беречь., сохранять и развивать  способности ребёнка.

    Человек по-своему одарён. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребёнка на развитие своих способностей. Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребёнка и методам их развития.

    Одарённые дети обладают многими возможностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии реализовать. Поэтому в нашей школе создана программа для работы с одарёнными детьми, которая нацелена на формирование навыков конструктивного взаимодействия и общения школьников младшего, среднего и старшего звена. Создание социально-психологической комфортности для одарённых школьников возможно при выполнении ряда условий. Одним из них является создание благоприятных условий труда педагогов при учёте их личностных особенностей, профессионального мастерства, значимых мотивационных факторов. Работа школы №23  по программе «Одарённые дети» позволяет  развивать творческие способности обучающихся и воображение, формировать у детей способности к содействию, учит быть социально- активными гражданами.

    Приведу пример на основе одного 5-го класса, классным руководителем которого я являюсь. В школе широко развита внеурочная деятельность.  Работа по раскрытию способностей детей и их развитию проходит по пяти направлениям: эстетическому, интеллектуальному, спортивному, социальному, техническому. 80% учащихся класса занимаются музыкой: играют на флейте, гитаре, фортепиано, занимаются в хоровой студии.. Благодаря этому создан вокальный ансамбль, выступающий на школьных, районных мероприятиях и концертах. А солистка коллектива Игошина Светлана занимает призовые места на таких городских и международных конкурсах, как«Золотой башмачок», «На крыльях таланта».Так же хочется отметить солиста ансамбля-Демидова Ивана. В школе работает хореографическая студия .Бикмуллина Вероника получила диплом II степени в турнире «Массовый спорт» по бальным танцам, а так же диплом в клубном турнире по бальным танцам. Класс занял второе место в школе в конкурсе художественной самодеятельности.

    Гаетов Арсен и Баталина Юлия призёрами и  дипломы III степени за участие во Всероссийском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества на темы: «Весна», «Цирк». Мохаммад Тауфик участвовал не только в этих конкурсах, но и в конкурсе рисунков «Во имя добра и мира».

    Участвуют пятиклассники и в таких  телевизионных конкурсах, как «Полосатая зебра»-I место. Представлять школу — большая ответственность, но волнение ничуть не помешало ребятам проявить смекалку, способность мыслить и эрудицию Тихонова Ирина заняла II  место в Казани по знанию правил дорожного движения.

    Агашина Ксения заняла I место в школьном туре олимпиады по математике , Баталина Юлия –по литературе. Есть в классе ученик, которого ребята уважают за широкий кругозор . Это Кононов Владимир, занявший I место в школьном туре олимпиады по русскому языку, III  место в научно-практической конференции им. Вилькеева, I  место во всероссийском  конкурсе чтецов.

    Скородумов Александр и Данилов Никита получили диплом за участие в городской конференции, посвящённой победе в ВОВ.

    Кадаш Вячеслав, Агаджанян Виталий, Данилов Никита показали отличные знания английского языка в конкурсе «Английский бульдог». Участвуют наши дети и в конкурсах, посвящённых природе. Знанию татарского языка.

    Класс занял I место в  школьном легкоатлетическом кроссе. А такие ребята, Цыганов Александр , занявший III место в открытом первенстве АУДО РСДЮСШОР «Батыр» по борьбе Самбо среди юношей 2000-2001г.р и Гаетов Арсен, занявший II место в городском турнире Всероссийских соревнований юных хоккеистов на приз клуба «Золотая шайба»им. Тарасова, Диплом за участие в  кубке  Содружество по хоккею с шайбой, Сскородумов Александр, занимающийся дзюдо,  являются примером для занятий спортом в классе. Четверо учеников посещают плавательный бассейн.

    В школе развито детское общественное движение . И такие ученики 5 А класса, как Махоммад Тауфик и Якупов Дамир являются его активистами. Они совершают экологические рейды, посещают подшефный дом ребёнка,готовят подарки. помогают ветеранам, встречаются с интересными людьми,  рассказывают об этом одноклассникам, вовлекая их в общественную жизнь школы. Есть у нас и свой художник- Агаджанян Виталий, участвующий в городских Российских конкурсах детского творчества. Соколова Елена участвует в творческой мастерской «Декоративное искусство», расписывает разделочные доски и другие поделки в стиле народных промыслов.  Мальчики увлечены робототехникой. Надеемся, победы в этой области не за горами.

      В 6 классе предстоит дальнейшая работа по вовлечению учащихся в общественную, научную, спортивную и культурную жизнь класса,  школы, города, республики.

    Во многом этому способствует направление работы школы по развитию способностей, талантов детей, раскрытию потенциала каждого ребёнка, повышению мотивации учащихся к творчеству, раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

     

     

    Список литературы

    1. Леви, В. Л. Нестандартный ребенок [Текст] / В. Л. Леви. — М. : ЦПП, 1992. — 225 с.

    2. Одаренные дети [Текст] / Пер. с англ. ; общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М. : Прогресс, 1991. — 136 с.

    3. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. — 416 с.

    4. Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства [Текст] / А. И. Савенков. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.

    5. Савенков, А. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития [Текст] / А. Савенков // Школьный психолог — 2004. — 8—5 августа. — № 30(316).



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов"

     Ново-Савиновского района г.Казани

    Волшебная кисть

    Программа дополнительного образования детей 11 -13 лет.

    Срок реализации – 1год

             

    Составитель:

    Панурина Елена Вениаминовна,

     учитель I категории 

    Казань-2015 г.

    Пояснительная записка

    Направленность программы «Волшебная кисть» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – одногодичной.

       Программа  разработана на основе  типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

      Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы,  цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, осваиваются основы кистевой росписи, а также о наиболее выдающихся мастерах в этом виде ДПИ,

    Актуальность программы обусловлена тем, что учащиеся находят применение знаний и умений в изобразительном искусстве на практике. Имеют возможность выставлять свои работы на ярмарках. Выставках. Использовать в качестве подарков. Происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

    В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи  эстетического восприятия и развития личности в целом. Занятия по данной программе воспитывают патриотические чувства любви к Родине. Учит уважительно и с любовью относиться к своим корням. Народным традициям.

    В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

    Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа  направлена  на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

    Основная  цель  программы:

            Приобщение через изобразительное творчество к истокам народного искусства, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

            Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

    воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к дкоративно-прикладному искусству, окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –  как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;

    художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру  цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

    технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства .

          В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

    Принцип построения программы:

         На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:  доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата .

    Отличительные особенности  данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

              Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами дкоративного искусства, кистевой росписи, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

    Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

    • занятия в свободное время;
    • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

      Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

    Сроки реализации образовательной программы рассчитан на один год  обучения. Первые занятия являются вводным и направлеы на первичное знакомство с ДПИ.

    Дальнейшие занятия дают базовую подготовку для использования знаний и умений учащихся в дальнейшем творческом процессе. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном  искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения ДПИ, его эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям народного искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть   наблюдения, кистевые упражнения, лепка, стилизация и т.д.).

    Формы занятий.

       Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях  работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

    Методы:

       Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

     - Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности по направлениям ДПИ, в выборе тем;

    -  Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности. Это обеспечивает  овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

    -  В  заданиях предусматривается  исполнительский и творческий компонент;

    -  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

    -  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

    -  Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

                Ребята приобретают опыт художественной деятельности в ДПИ. В любом деле нужна «золотая середина». Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

    Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

           Применяются такие методы, как беседы, объяснения,  конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы , где  стимулируется самостоятельное творчество.       Широко применяются  занятия по методике  «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет  работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. В кабинете накоплен достаточно богатый наглядный  материал для демонстрации образцов.

    Режим занятий

       Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год  Два часа в триместре отводится на  индивидуальные занятия для одаренных детей или для устранения пробелов в знаниях и умениях  у отстающих ребят.

         Ожидаемые результаты освоения программы:

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а  главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть секретами декоративно-прикладного  искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

         Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку.  

           В конце учебного года обучения:

    Ученик будет знать:

    - отличительные особенности основных художественных промыслов;

    - ведущие элементы кистевой росписи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

    - об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы декоративной  композиции.

    -Роль декоративного искусства в духовной жизни человека, обогащение его  опытом предыдущих поколений.                                        

    Ученик будет уметь:

     - передавать на объекте рисования стилистически верные элементы росписи, настроение в работе;

    - понимать, что такое  главное, второстепенное, композиционный центр;

    - передавать  соотношения декоративных элементов на плоскости;

    - выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

    -выполнять несложные объёмные модели . используя технику лепки из различных материалов.

    - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять зарисовки к работе;

    Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

     - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

    Ученик способен проявлять следующие отношения:

     - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

    - творчески откликаться на события окружающей жизни;

    Ученик будет уметь:

    - применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

    - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

    - передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

    - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

    - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние  воздушной перспективы;

    - в сюжетных работах передавать движение;

    - приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

    Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

     - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

    - выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

    - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

    - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к  их мнению;

    - понимать значимость  и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

    Ученик способен проявлять следующие отношения:

    - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

    - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.

    - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

    - предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

    - понимать необходимость добросовестного отношения  к общественно-полезному труду и учебе.

    Способы проверки результатов освоения программы

       Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

    - выставка детских работ;

    - в конце года готовится итоговая выставка работ.

       На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, зачеты участие в конкурсах,

              Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

    Учебно-тематический план первого года обучения:

    Тема

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    1

    Вводная часть Орнамент.

    4

    2

    2

    2

    Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

    6

    4

    2

    3

    Основы декоративной композиции . Стилизация. Взаимосвязь элементов в произведении.

    10

    4

    6

    4

    Кистевые упражнения.

    6

    1

    5

    5

    Основы цветоведения. Искусство цвета.

    8

    2

    6

    6

    Изображение растительного орнамента. Изображение геометрическго орнамента. Изображение зооморфного орнамента.

    18

    3

    15

    7

    Основы городецкой росписи

    16

    2

    14

    8

    Основы хохломской росписи.

    18

    2

    16

    9

    Татарский национальный орнамент.

    16

    2

    14

    10

    Глиняная игрушка. Дымково.

    16

    2

    14

    11

    Оформительские, творческие и выставочные работы.

    12

    2

    10

    12

    Воспитательная работа

    4

    2

    2

    Итого:

    134

    Содержание курса

    Раздел 1. Введение. (4 часа)

     Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.

    Теория. Ознакомление с работой кружка «волшебная кисть», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т.

    Формы       занятия. Рассказ с элементами беседы.

    Методическое      обеспечение.   Инструкции по О.Т.

    Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний о декоративном искусстве.. (2 часа)

    Теория.   Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка.

    Формы  занятий. Беседа, наблюдение, рисование.

    Методическое     обеспечение.   Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш.

    Раздел 2    Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

    (6 часов)

    Сказка в декоративном искусстве.

    Обучающий компонент

    Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;

    знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

    Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

    Воспитывающий компонент. 

    Расширение  представлений о культуре прошлого и настоящего.

    Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

    Практическая часть.

    Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

    Формы      занятия.

     Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

    Раздел 3 Основы декоративной композиции . Стилизация. Взаимосвязь элементов в произведении.(10 часов)

    Красивые цепочки.

    Обучающий компонент

    Основы изобразительного языка: композиции. Стилизация изображений Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Понятие «стилизация», переработка природных форм  в декоративно-обобщенные.

    Воспитывающий компонент. 

    Прививать любовь к произведениям ДПИ. Вести наблюдения  в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

    Практическая часть.

    Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров.Самостоятельная стилизация образов.

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

    Раздел 4. Кистевые упражнения (6 часов)

    Инструктаж по пожарной безопасности Равномерное заполнение листа. Изображаем растительные элементы. (4 часа)

    Обучающий компонент. 

    Основы изобразительного языка:  и техники исполнения кистевой росписи.пропорции. Передача в росписи формы, очертания растительных мотивов. Цветовое решение.

    Воспитывающий компонент. 

    Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

    Практическая часть. 

    Изображение веток, травки, ягод. Цветов..

     Формы     занятия. Беседа. Знакомство с произведениями ДПИ, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.

    Методическое     обеспечение. Упражнение«Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

    Раздел 5. Основы  цветоведения. Живопись – искусство цвета.(8 часов)

    Первичные цвета. Цветовая гамма.

    Обучающий компонент

    Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и  гуашевыми красками.

    Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных  и дополнительных цветах, теплых и холодных  цветовых гаммах.

    Воспитывающий компонент. 

    Обогащение восприятия окружающего мира.

    Практическая часть.

    -Правильное обращение  с художественными материалами;

    -освоение различных  приемов  работы акварелью, гуашью;

    -получение различных цветов и их оттенков;

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

    Раздел 6.. Изображение растительного орнамента. Изображение геометрическго орнамента. Изображение зооморфного орнамента   .

    (18 часов)

    . Выполнение линейных растительных орнаментов. трав. (6 часов)

    Обучающий компонент

    Правила рисования в полосе,выполнение элементов по представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

    Воспитывающий компонент. 

    Развитие наблюдательности за растительным  миром.  

    Практическая часть.

    Выполнение рисунка в полосе (акварель, гуашь.

    Формы      занятия.

     Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

    Выполнение геометрических орнаментов. (6 часов)

    Выполнение зооморфных орнаментов. (6 часов)

    Раздел 7. Основы городецкой росписи (16 часов)

    Обучающий компонент

    Правила рисованиякупавок, розанов. листьев. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

    Воспитывающий компонент. 

    Развитие наблюдательности за растительным и животным  миром.  Вести наблюдения  в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.

    Практическая часть.

    Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).

    Формы      занятия.

     Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

    Раздел 8. Основы хохломской росписи(18 часов)

    Обучающий компонент

    Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;

    Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

    Воспитывающий компонент. 

    Прививать любовь к произведениям искусства.

    Практическая часть.

    Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

    Раздел 9. Татарский национальный орнамент. (16 часов)

    Обучающий компонент

    Ознакомление с произведениями татарскогоЛПИ. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

    Воспитывающий компонент. 

    Прививать любовь к произведениям татарского ДПИ.

    Практическая часть.

    Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

    Раздел 10 Глиняная игрушка. Дымково. (16 часов)

    .   Лепка из глины. «Барыня, барашек. Лошадка, птичка» Обучающий компонент

    Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.

    Воспитывающий компонент. 

    Умение ценить то, что создано руками человека .

    Практическая часть.

    Лепкафигурок зверей, птиц.людей. Роспись готовых фигур

    Формы      занятия.

     Теоретические сведения с последующей практической работой.

    Методическое     обеспечение.

    глина, гуаш. Акриловые краски. Кисти. Стеки. дополнительная литература.

    Раздел 11   Оформительские, творческие и выставочные работы. (10 часов)

    Обучающий компонент

    Правила оформления выставочных работ.

    Воспитывающий компонент. 

    Развитие  чувства пропорции. Гармонии при оформлении выставок. Воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

    Практическая часть.

    Оформление работ.

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Практическая работа по оформлению выставки.

    Методическое     обеспечение.

    Белая бумага, клей. Картон.

    Тема  12 Итоговое занятие(4 часа)

    Обучающий компонент

    Обобщение изученного.

    Воспитывающий компонент. 

    Воспитание любви к изобразительному искусству.

    Практическая часть.

    Дизайнерское оформление работ.

    Формы      занятия.

    Рассказ с элементами беседы. Организация выставки работ.

    Методическое     обеспечение.

    Книги по дпи. Работы учащихся, белая бумага.. картон.

    Условия реализации программы:

    Материально-техническая база:

    -  наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.

    -  обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые, масляные; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; лаки и растворители; основы под росписи; рамки для оформления работ.

    Методическое и дидактическое обеспечение:

    -  наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и  работ, иллюстраций;

    - альбомы по разным видам росписей;  

    -  дидактический и раздаточный материал.

    Психолого-педагогические условия:

    -  наличие стабильного детского коллектива,

    -  творческая атмосфера на занятиях,  мастерство педагога.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    -Березина В.Г. Детство творческой личности -  С П б: . «Буковского»

    -Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- М.: 2002

    -Зельцерман Б.Учись! Творить! Развивайся! ( игры для развития мышления, речи, общения, творчества) Методическая разработка –П Ц « Эксперимент», 1997

    -Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника – М:. Просвещение, 1996 г. .

    -Левин В.А. Воспитание творчества – Томск: Пеленг ,1993 г.

    -Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. В.2 д.Т.II.- М.: Педагогика, 1989

    -Сошина Е.А. Изучение особенностей творческого воображения .-В сб.: -М., 1994

    -Стану волшебником – Рига: эксперимент, 1994 г. – 62

    -Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России,1999

    -Шумакова Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием теста Е.Торренса у младших школьников// Вопросы психологии ,1991 г. № 1

    -Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел- М.// Новая школа, 1994 г.

     -Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы     психологии , 1996 г. № 3            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

    Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

    Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

    Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

    Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

    Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

    Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

    Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

    Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

    Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

    Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

    Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...