Рабочая программа ИЗО 7-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Омышева Анна Сергеевна

Рабочая программа по ИЗО 7-8 классы - 35 часов (Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_7-8_klass.docx48.89 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 7 класс


урока

Тема урока

Дата проведения

Формирование
новых знаний

Практическая работа

Материалы

Зрительный ряд

и дополнительное
оборудование

Домашнее задание

По плану

По факту

I четверть

  Изображение фигуры человека и образ человека.

1.

Изображение фигуры человека в истории искусства.

01.09.2015

Изображение человека

в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

1 вариант:

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

2 вариант:

Коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур
из индивидуально исполненных фигур
в едином масштабе.

Полотно обоев,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстрации по теме, например египетские фрагменты фризовых изображений;
античные изображения фигуры человека
в росписи ваз
и в скульптуре Древней Греции;
Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.

2.

Пропорции
и строение фигуры человека.

08.09.2015

Конструкция фигуры человека
и основные пропорции. Пропорции, постоянные
для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения  человека.

1 вариант:

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

2 вариант:

Изображение двух контрастных фигур:
«Тяжелоатлет и гимнаст», «Могучий и ловкий», или «Силач
и балерина».

Карандаш, уголь, мелки, бумага.

Учебные пособия

и таблицы, учебные рисунки фигуры человека. Изображение фигуры человека
в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения. Микеланджело «Пропорции фигуры человека».

3-4.

Лепка фигуры человека.

15.09.2015

22.09.2015

Изображение фигуры человека
в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека
в искусстве Древнего Египта,
в античном искусстве,
в скульптуре Средневековья, эпохи Возрождения (работы Донателло, Микеланджело). Новые представления
о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве
конца XIX – начала XX века.

Лепка фигуры
человека в движении
на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта). Выразительность пропорций и движений.

Пластилин, стеки, проволока для каркаса.

Иллюстрации по теме, например скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, Родена, В. Мухиной.

5 .

Набросок фигуры человека
с натуры (стоит, сидит).

29.09.2015

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное
в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски с натуры одетой сидящей фигуры человека (школьника).

Карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель, бумага.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве.

6-7.

Набросок фигуры человека
с натуры
(в движении).

06.10.2015

13.10.2015

Приёмы реалистичного изображения фигуры человека
в движении (правильная передача его позы, одежды, пропорций фигуры, анатомического строения) и приёмы мультипликационной графики.

1 вариант:
Наброски одноклассников
в разных движениях
(с атрибутами спорта, труда).

2 вариант:

Наброски 2-3 фигур школьников, объединённых темой сюжета («Дежурные», «Редколлегия»…).

3 вариант:

Изображение бегущих фигур аппликацией
на тему «Эстафета», «Охота».

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Зарисовки и наброски фигуры человека
в европейском
и русском искусстве, например А. Дейнека «Бег», «Хоккеисты»;
И. Чайков «Футболисты»;
А. Самохвалов «Девушка с ядром».

Выбрать литературного героя.

8.

Понимание красоты человека в европейском
и русском искусстве (обобщение темы).

20.10.2015

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Пути поиска красоты человека. Понимание красоты человека
в античном искусстве.
Духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи
и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека
в европейском и русском искусстве. Поиск счастья
и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.  Интерес
к жизни конкретного человека. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание образа (фигуры) человека
по впечатлению (например,  любимого литературного героя). Портрет-фигура.

Гуашь или акварель, кисти, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам 1 четверти. Примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.

 Поэзия повседневности.

9-10.

Поэзия повседневной жизни
в искусстве разных народов.

27.10.2015

10.11.2015

Картина мира и представления
о ценностях жизни
в изображении повседневности у разных народов.  Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций
и античности. Бытовые темы
и их поэтическое воплощение
в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии,
в восточной миниатюре.

Изображение мотивов из жизни разных народов разных эпох
в контексте традиций поэтики их искусства (зарисовки).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.
Зарисовки
Х. Бидструпа из жизни народов мира

Подобрать иллюстрации по теме.

II четверть

11-12.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

17.11.2015

24.11.2015

Понятие «жанр». Жанры
в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры
и тематическое богатство внутри их. Появление
и развитие интереса
к индивидуальной жизни человека в европейском искусстве. Радости и  любование жизнью, горести
и сострадание человеку
в повседневной жизни. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Графическая
или живописная композиция «На нашей улице».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например сцены крестьянской жизни
в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; А. Ватто. Общество
в парке; П. Федотов. Сватовство майора;
О. Ренуар. Качели;
Э. Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка. Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б. Кустодиев.
В трактире.

Подобрать иллюстрации по теме.

13.

Сюжет
и содержание
в картине.

01.12.2015

Понятие сюжета, темы
и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом
и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах
с похожим сюжетом.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»  
и т. п.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения с похожим сюжетом разных авторов:
Ян Вермеер. Служанка
с кувшином молока;
А. Пластов. Ужин трактористов;
И. Левитан. Осенний день. Сокольники;
К. Моне. Прогулка
в парке.

14.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

08.12.2015

Произведения искусства
на темы будней и их значение
в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес
к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Работа
над композицией
с простым сюжетом
из своей жизни, например «Завтрак», «Мама готовит ужин», «Утро (вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка
в парке», «Поездка
к бабушке»,
«Я готовлю уроки»  
и т. п. (продолжение)

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например произведения графики и живописи российских художников XXвека с ярким пластическим выражением сценок
из жизни города или села (например работы А. Кокорина,
О. Верейского,
А. Дейнеки,
Д. Жилинского,
В. Попкова и др.).

Подобрать иллюстрации по теме.

15-16.

Жизнь в моём городе (селе)
в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

15.12.2015

22.12.2015

Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории
и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение
в представлении народа о самом себе.

Создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом (как вариант: картины русской жизни прошлого века, например сцены псовой охоты, в трактире, сватовство…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы
А. Рябушкина,
Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников; произведения местных художников.

Литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Подобрать иллюстрации, фотографии, вырезки
по теме праздника.

III четверть

17.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

29.12.2015

Сюжеты праздника
в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад,
т. е. превращение обычного
в необычное.

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание коллективной композиции в технике коллажа на тему праздника.

Акварель, или гуашь, кисти, вырезки
из журналов, цветная бумага, ножницы, клей, бумага.

Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
2 четверти. Венецианский карнавал.
Примеры произведений
К. Сомова, А. Бенуа,
Б. Кустодиева,
М Врубеля, а также
П. Брейгеля, Ф. Гойи,
А. Ватто, О. Ренуара.

Вспомнить русские былины. Подобрать иллюстрации к былинам
в книгах.

                                                                 Великие темы жизни.

18.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

19.01.2016

Живопись монументальная
и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески
в эпоху Возрождения. Мозаика. Обращённость монументального искусства
к массе людей; обращённость станкового искусства
к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический
и мифологический жанры
в искусстве XVII века. Героизм русского народа. Былинные богатыри – защитники земли русской.

Сообщение новых знаний. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин).

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме, например монументальные фрески Т. Мазаччо,
А. Мантеньи,  
С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения
Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж. –Л. Давида.

Былины.

В. Васнецов «Гусляры», «Богатыри», «Витязь
на распутье», «Бой скифов со славянами».

Готовят сообщения
о русских живописцах XIX  века.

19.

Тематическая картина
в русском искусстве
XIX века.

26.01.2016

Значение станковой картины
в русском искусстве. Большая тематическая картина и её особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление, событие общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Великие русские живописцы XIX столетия.

Сообщение новых знаний, выступления учащихся о великих русских живописцах XIX века. Развитие навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Русские богатыри (композиционное рисование по мотивам былин) (продолжение).

Карандаш, акварель, или гуашь, кисти,  бумага.

Иллюстрации по теме, например К. Брюллов. Последний день Помпеи; В. Суриков. Боярыня Морозова. Утро стрелецкой казни; В. Перцов. Александр Невский; Д. Шмаринов. На поле Куликовом;
И. Репин. Бурлаки
на Волге; А. Иванов. Явление Христа народу; И. Крамской. Христос
в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин.

Выбор темы из истории нашей Родины.

20.

Процесс работы над тематической картиной.

02.02.2016

Понятие темы, сюжета
и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни
и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобности
и условности в изобразительном искусстве.

Выбор темы из истории нашей Родины. Устная проработка  этапов создания картины.
Сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей
(из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме. Композиционные поисковые эскизы. Исполнение композиции.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Исторические книги
и журналы.

21-22.

Библейские
темы в изобразительном искусстве.

09.02.2016

16.02.

2016

Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения
в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и её особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий. Библейские темы
в живописи Западной Европы
и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему, например «Рождество».

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
А. Рублёв. Троица;
икона «Владимирская Богоматерь»; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения
в Новгороде; произведения древнерусской иконописи; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Рембрандт. Святое семейство;
Н. Ге. Тайная вечеря;
Г. Доре. Гравюры
к Библии.

Выбрать историческое событие или исторического героя.

23.

Монументальная скульптура
и образ истории народа.

23.02.2016

Героическое прошлое нашей Родины. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа
и в народном самосознании. Героические образы
в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или историческому герою.

Пластилин, стеки.

Иллюстрации по теме, например Фальконе. Медный всадник (Санкт – Петербург);
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва);
А. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель

в Трептов-парке (Берлин);
В. Мухина. Рабочий
и колхозница (Москва); мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.  

Вспомнить события Великой Отечественной войны, подобрать иллюстрации по теме.

24-25.

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.

01.03.2016

08.03.2016

Трагические темы в искусстве середины XX века. Драматизм истории и личностные переживания человека
в искусстве российских художников. Работы о войне – предостережение новым поколениям о том, чего
не должно быть. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Выполнение композиции на тему Великой Отечественной войны.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например, А. Дейнека. Оборона Севастополя; Ю. Пименов. Военная Москва; М. Савицкий – серия «Лагерь уничтожения»;
Б. Неменский. Дыхание весны.
Города-герои.
Песни военных лет
(Б. Александров «Вставай, страна огромная!»,
Б. Окуджава «Нам нужна одна победа», лиричные песни и др.).

Подобрать рисунки, фотографии лошадей, примеры из литературы
о лошади
в жизни человека.

26.

«Укрощение» коней в живописи и скульптуре.

15.03.2016

Полулюди-полукони
в мифологии древней Греции.
Лошадь – древний помощник человека. Образ боевого коня
в живописи  и  литературе. Национальный русский конный экипаж – тройка. Укрощённые кони Петра Клодта (Аничков мост в Санкт-Петербурге, скульптура).

Выполнение 2 – 3 рисунков лошади (голова, стоит, ест сено, летит галопом…) графическими или живописными средствами.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например
М. Греков.Головы белых лошадей;
А. Пластов. Купание лошадей; К. Петров-Водкин. Купание красного коня;
А. Лаптев. Рисунки лошадей; К. Коровин. Зимой; С. Ворошилов. Тройка; В. Васнецов. Три богатыря;  скульптуры коней
П. Клодта (Санкт-Петербург). Презентация «Учимся рисовать лошадей».

IV четверть

27.

Место и роль картины
в искусстве
XX века.

22.03.2016

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали
(М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метаморфизм (П. Пикассо.Герника; работы К. Кольвиц,
Р. Гуттузо; Ири и ТосикоМаруки. Панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали и другие авангардистские направления
в искусстве (абстракционизм, кубизм, дадаизм и др.).

Создание рисунка
в духе одного
из авангардистских направлений
в искусстве.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме.

28.

Место и роль картины
в искусстве
XX века (продолжение). Современное искусство.

05.04.2016

Агитационное искусство. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы
и человека. Множественность изобразительных языков
в российском искусстве второй половины XX века (В. Попов,
Д. Жилинский, И. Обросов,
Б. Неменский, братья Смолины, братья Ткачёвы, В. Иванов,
Н. Нестерова, Т. Назаренко
и другие).

Обобщающая беседа, выставка работ учащихся.
Создание
эскиза плаката
на современную тему (политика, реклама…).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме плаката и агитки. Примеры произведений современного искусства. Иллюстративный материал и работы учащихся по всем темам
3 четверти.

  Реальность жизни и художественный образ (обобщающая).

29-30.

Искусство иллюстрации. Слово
и изображение.

12.04.2016

19.04.2016

Иллюстрация
как форма взаимосвязи слова
с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы  литературного произведения, стиль автора, настроение
и атмосферу произведения,
а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него, собрать необходимый материал (характер одежды героев, построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.), построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Варианты:

1. Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-горбунок».

2. Иллюстрирование сказки А. С. Пушкина по выбору учащегося (например, «Сказка
о царе Салтане…).

3. Иллюстрирование сказок Андерсена.

4. Иллюстрирование романа М. Сервантеса «Дон Кихот».

5. По выбору учителя
и учащихся.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме, например иллюстрации В.Фаворского,
Д. Шмаринова,
Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также
Г. Доре, О. Домье.

Иллюстрации
Ю. Васнецова,
Н. Пискарёва к сказке «Конёк-горбунок».

31.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

26.04.2016

Конструктивное начало – организующее начало
в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности
в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание. Декоративное значение произведений изобразительного искусства. Декоративность
как свойство и средство выразительности.

Обобщающая беседа. Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ.

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

32.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

03.05.2016

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом,
о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Обобщающая беседа. Более глубокий
и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Выполнение работы
на тему «Трудовые будни» («Моя будущая профессия», «Профессии моих родителей»…)
и последующий конструктивный анализ (продолжение).

Акварель, или гуашь, кисти, материалы для графического рисунка, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

33.

История искусства
и история человечества. Стиль
и направление в изобразительном искусстве.

10.05.2016

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль
как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определённой эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпохи Возрождения, русский стиль XVII века, барокко
и классицизм, модерн. Направление в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких
в понимании цели и методов своего искусства. Импрессионизм
и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры направлений XX века.

Обобщающая беседа, занимательная викторина. Анализ произведений
с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

Готовят сообщения
о творчестве великих художников (по выбору).

34.

Личность художника и мир его времени
в произведениях искусства.

17.05.2016

Соотношение всеобщего
и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве
и творческая индивидуальность художника.
Великие художники в истории искусства и их произведения. Целостный образ творчества выбранных учителем 2 – 3 великих художников.

Обобщающая беседа. Выступления учащихся о творчестве великих художников.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Примеры знакомых произведений.

35.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

31.05.2016

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции,
в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи
в становлении особого лица русской живописи). Высочайшая ценность музейных собраний и естественной потребности людей в общении
с искусством.  Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Музеи мира: Третьяковская галерея и музей имени
А. С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Русский музей
в Санкт-Петербурге, Лувр
в Париже.

Беседа. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

Иллюстрации по теме. Подборки, посвящённые коллекциям музеев.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Тема урока

Задачи урока

Дата проведения

Кол-во уроков

Домашнее задание

По плану

По факту

I четверть

1-2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и  эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная,  фронтальная и глубинная. Учить располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля  

01.09.2015

08.09.2015

2

Гармонично сбалансировать композиции из трех – пяти прямоугольников

3

Прямые линии и организация пространства.

Учить с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости

15.09.2015

1

4

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст.

22.09.2015

1

5

Буква – строка- текст. Искусство шрифта.

Познакомить с различными шрифтами

29.09.2015

1

Создание композиции с буквами

6-7

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Познакомит с историей развития плаката, показать важность агитационной деятельности

06.10.2015

13.10.2015

2

8

Многообразие форм полиграфического дизайна

Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и  худ.оформление книги

20.10.2015

1

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа

27.10.2015

1

     Выполнение плоскостной композиции                        

II четверть

10

Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях

10.11.2015

1

Прочтения линии проекции объекта

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции . Формирование навыков моделирования сложных , объемных композиций , используя необходимые средства .

17.11.2015

1

12

Важнейшие архитекиурные элементы здания.

Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций.

24.11.2015

1

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени.

01.12.2015

08.12.2015

2

15

Роль и значение материала в конструкции.

Дать понятия что роль материала определяет форму ознакомления со свойствами

15.12.2015

1

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности

22.12.2015



Предварительный просмотр:

МБОУ «Копьевская сельская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:                              Согласовано:                                 Утверждено:

ШМО учителей                          зам.дир по УВР                             директор МБОУ «КССОШ»

«Гармония»

Аксютенко Т.В.                          Злотникова Т.А.                            Журавлева Е.Ю.

Протокол № 1 от 27.08.15          Протокол №1 от 28.08.15             Приказ 77/1 от 01.09.15

                                   

___________________               ________________                        _____________________

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ИЗО

2015-2016 учебный год

7-8 классы

Образовательная область «Гуманитарная»

Учитель: Тудвасева Анна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Копьево, 2015

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 7-8 классов общеобразовательной средней школы составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012. Приказ Мин. Образования науки России от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образовательного учреждения» приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312. Минобрнауки Р.Ф. № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении Федерального перечня учебников в образовательных учреждениях на 2015 – 2016 год». Примерной программы по химии, с учетом образовательной программы и учебного плана МБОУ «Копьёвская сельская СОШ» на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников: Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 7 класс; Под ред. Б. М. Неменского.  Н. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013; Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 8 класс; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015.  Программа 7 класса рассчитан на 35 часов (1 час в неделю), программа 8 класса рассчитана на 16 часов (1 час в неделю, первое полугодие) и входит в образовательную область физическая культура. 

При прохождении программы возможны риски: актированные дни, карантин, курсы повышения квалификации.

Характеристика программы

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного общего образования по,  даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

На начало 2015-2016 года учебного года в 7 классе обучается 6 детей: на «4» и «5» занимаются 4 человека, на «3» - 2 ученика. Дети любознательны, с интересом работают на уроках, трудолюбивы, добросовестны, ответственны, есть дети с высоким интеллектуальным потенциалом.

На начало 2015-2016 года учебного года в 8 классе обучается 14 детей: по итогам прошлого года на «5» занимаются 4 учащихся, на «4» - 3 учащихся. Неуспевающих по данному предмету нет.. Основная масса класса активно включается в учебную деятельность, проявляют прилежание, внимание, активно работают на уроках, навыки труда у них сформированы. Очень слабые учащиеся – Антипенко Андрей, Семушев Вова. Для повышения уровня учебной работы и результативности возникает необходимость проводить индивидуальные занятия после уроков, привлекать успевающих для того, чтобы помочь в учебе одноклассникам.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Этнорегиональный подход  реализуется  с изменением  в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется  с изучением художественных традиций и промыслов Хакасии. Изменения в рабочей программе с учётом регионального  компонента составляет  - 10% от учебной программы.

Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать интересные задания как практического, так и теоретического характера, осуществлять разные подходы к обучению детей, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся по ИЗО за 7-8 классы

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном  искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;

-о процессе работы художника над картиной;

- о композиции как целостности и образном строе произведения;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изов понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- наиболее значимый ряд великих произведений  ИЗО  на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.

уметь:

- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций;

- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

-  использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

-  владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

-  использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

-  использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме4

-  владеть навыками создания презентаций, слайд-фильмов.

СТРУКТУРА КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Учебно-тематическое планирование (7-8  класс)

7 класс

«Изобразительное искусство и мир интересов человека»

35 часов

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

9 часов

2 четверть

«Поэзия повседневности»

7 часов

3 четверть

«Великие темы жизни»

10 часов

4 четверть

«Реальность жизни и художественный образ»

9 часов

8 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

16 часов

1 четверть

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

9 часов

2 четверть

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

7 часов

Нормы оценок устных ответов учащихся 5-6 классов

                   Оценка `5`, если учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка `4`, если учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка `3`, если учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка `2`, если учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;

Оценка `1`, если учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

        

Список учебно-методической литературы

Для ученика:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004,
  2. Неменская Л.А., . Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 8 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.

Для учителя:

  1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 7 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004,
  2. Неменская Л.А., . Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 8 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...