Рабочая программа ИЗО 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Винтова Наталья Владимировна

Рабочая программа по ИЗО 1-4кл. Программа Б.М.Неменского. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rabpr_1-4kl.docx64.29 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № »

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР____

«_____» ___________ 201 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ

Школа №

____________

«_____» ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпоИЗО

Учебный год 201 -201

Количество часов: 1кл-4 кл – 1ч..  в неделю (135часов в год)

Класс  1-4кл.

Составили:

Методическое обеспечение: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.Программы:Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы под редакцией Б.М. Неменского("Школа России").Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. По учебнику под редакцией Неменского Б.Н.

Учебники:  1. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл.нач.шк./Л.А.Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013    2. Изобразительное искусство: искусство и ты: учеб. для 2 кл.нач.шк./Е.И.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011    3. Искусство вокруг нас: учеб. Для 3 кл. нач.шк./Н.А.Горячева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.: под ред.Б.М. Неменского. М.: Просвещение2013.     4.  Каждый народ художник: учеб.для 4 кл.нач.шк.под ред. Б.М. Неменского М.:

 Просвещение2012.


г.Москва, 201  г.

Содержание.

РАЗДЕЛ IСтатус документа.Пояснительная записка.

РАЗДЕЛ IIОбщая характеристика учебного предмета.

РАЗДЕЛ III  Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

РАЗДЕЛ IVОписание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

РАЗДЕЛ VЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

РАЗДЕЛ VIПланируемые результаты изучения учебного предмета.

РАЗДЕЛ VII Содержание учебного предмета.

РАЗДЕЛ VIIIОписание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

РАЗДЕЛIXТематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. Статус документа.

Настоящая программа по изобразительному искусству для 1-4 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2012.  

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.

2.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 учебный год.

3.Изобразительное искусство. 1-9 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М. Неменского 2012г.

4.Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы под редакцией

Неменского Б.Н. ("Школа России").

5.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией

 Б.М. Неменского. 1-4 класс

6.Поурочные планы Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. По учебнику под редакцией Неменского Б.Н.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника.

Основные содержательные линии

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:

       —  изобразительная художественная деятельность;

       —  декоративная художественная деятельность;

       —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск информации в Интернете.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Цели обучения

В процессе изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

•формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•духовное развитие личности - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры;

•формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;

•понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

•овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Принципы

Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических принципов:
природосообразности– учета типологических психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных линий;
преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

 –– интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.

. Ценностные ориентиры

-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

-культуросозидающаяроль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

-формирование общечеловеческихмироотношений, т.е. основой программы является принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).  

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

        учебного предмета.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено надостижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения кучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметны результаты

  • характеризуют уровень сформированностиуниверсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации общения; развитие эстетического,эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитиенаблюдательности,способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,жанров и стилейкак материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

VI   Планируемые результаты.

В итоге освоения программы учащиеся

1-4 класс должны:

— усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

— приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно прикладные и народные формы искусства;

— развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
— развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

— освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
— приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

— научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

— овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
— приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
— приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

— приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;
— сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения изобразительного искусства к концу учебного года ученик должен

Классы

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1 кл.

•названия цветов и  оттенков, три основных цвета;

•правила смешивания красок и получения составных цветов;

•выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

•начальные сведения о графике, живописи, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве;

•значение изобразительного искусства в художественной культуре;                          

•правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

•свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

•правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

•стараться правильно форму, пропорции, положение предметов;

•передавать в тематических рисунках пространство;

•выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

•рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы росписи.

•восприятия и оценки произведений искусства;

•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 •декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

2 кл.

• разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;

• разнообразные выразительные средства • цвет, линия, объем, композиция, ритм;

• отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;

• правила расположения рисунка на листе бумаги;

• имена художников, чье творчество связано с природой и сказками: Айвазовский, Левитан, Васнецов, Врубель.

• пользоваться доступными художественными средствами и материалами;

• в доступной форме использовать художественные средства выразительности;

 •владеть навыком смешения красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие    

  и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре;

• использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;

 •выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

•восприятия и оценки произведений искусства;

•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 •декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

3 кл.

основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

наиболее крупные художественные музеи России и мира;

значение изобразительного искусства в художественной культуре;

применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

восприятия и оценки произведений искусства;

самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

4 кл.

- •первоначальные сведения о  художественной форме в

 изобразительном искусстве, охудожественно-выразительных

средствах (композиция, рисунок, цвет,

  колорит), их роль в эстетическом

восприятии работ;

- •простейшие композиционные приемы

    и художественные средства,   необходимые для передачи движения и

  покоя в сюжетном рисунке

  •выбирать наиболее подходящий

   формат листа при работе над

   сюжетной композицией, образом,

   портретом, панно;

  •работать с натуры и по памяти в

   живописи, карандаше над сюжетной

    композицией, образом, портретом,

   фигурой человека;

  •добиваться тональных и цветовых

   градаций при передаче объема.

•восприятия и оценки произведений искусства;

•самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

 •декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

.

Критерии системы оценки знаний обучающихся.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Критерии оценивания знаний и умений

Этапы оценивания детского рисунка:

• как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

общее впечатление от работы: возможности ученика, его успехи, его вкус.

Контрольные работы проводятся в виде тестов, содержащих по 10 вопросов.

Критерии оценивания работ: -«5» - верных 9-10 ответов;«4» - верных 7-8 ответов;«3» - верных 5-6 ответов;«2» - менее 5 верных ответов.

Критерии выставления отметок.

1класс:Безотметочная система обучения.

2 – 4 класс :

Отметка

Характеристика ответа

5 (от 90%)

Поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна

4 (70-90%)

Поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

3 (50-70%)

Поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки

2 (менее 50%)

Коммуникативная задача не выполнена.

Перечень работ контрольного характера за учебный год представляется в виде таблицы:

класс

предмет

Вид работы

тема

Дата/неделя

1

1

ИЗО

Викторина.

Обобщающий урок.

Раздел 2 .Проект.

Конец года.

2

2-4

ИЗО

Тестовая работа

Обобщающий урок.

Раздел  2,4

3

1-4

ИЗО

Индивидуальный,  парный,коллективный

Проект

Раздел1,3

  1. Содержание учебного предмета.

Тематическое распределение количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1

2

3

4

1

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

33

33

33

2

Искусство и ты

34

34

34

3

Искусство вокруг нас

34

34

34

4

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

34

34

34

Итого

135

135

33

34

34

34

  1. 4 классы

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ.  1 класс- 33 ч

Раздел 1

Ты  изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. – 8 ч

1.Изображения всюду вокруг нас. Сказочный лес.

2.Мастер Изображения учит видеть. "Чудо-Мастер".

3.Изображать можно пятном. "Кляксография"

4.Изображать можно в объеме. "Пластилиновая  сказка".

5.Изображать можно линией. Волшебная линия.

6.Разноцветные краски.

7.Изображать можно и то, что невидимо. Веселые рисунки.

8.Художники и зрители (обобщение темы). Выставка рисунков.

Раздел 2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. - 8 ч

1.Мир полон украшений. Цветы.

2.Красоту надо уметь замечать. "Мы на улице"

3. Узоры на крыльях. Ритм пятен.

4. Узоры, которые создали люди.

5. Как украшает себя человек. Эскиз.

6. Как украшает себя человек.

7. Мастер Украшения помогает сделать праздник. Проект.

8.Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).Проект.

Раздел 3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. - 11 ч

1.Постройки в нашей жизни.

2. Дома бывают разными.

3. Домики, которые построила природа.

4. Дом снаружи и внутри.

5. Наш город.

6. Наш город.

7. Все имеет свое строение.

8. Строим вещи.

9.Строим вещи.

10. Город, в котором мы живем. Экскурсия по выставке детских рисунков.

11. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Раздел 4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу  - 5ч

1. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

2.Сказочная страна.

3.Праздник весны. Праздник птиц.

4.Урок любования. Умение видеть.

5.Здравствуй, лето! (обобщение темы).

6.Выставка работ. Викторина.

 ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 ч

Как и чем  работают художник? - 8 ч

1.Три основные краски – желтый, красный, синий.

2. Белая и чёрная краски.

3.«Осенний день». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

4. «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.

5. «Лес». Выразительные возможности графических материалов.

6. «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.

7. «Птицы». Выразительные возможности бумаги.

8. Неожиданные материалы (обобщение темы).Проект.

Реальность и фантазия – 7 ч

1.Изображение и реальность.

2. «Сказочная птица». Изображение и фантазия.

3. «Веточки деревьев с росой и паутинкой».Украшение и реальность.

4. «Кокошник».Украшение и фантазия.

5. «Подводный мир». Постройка и реальность.

6. «Фантастический замок».Постройка и фантазия.

7. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Тест.

О чём говорит искусство - 11 ч

1. «Море».Изображение природы в различных состояниях.

2. «Четвероногий герой».Изображение характера животных.

3. Изображение характера человека: женский образ.

4. Изображение характера человека: мужской образ.

5. Образ человека в скульптуре.

6. Человек и его  украшения.

7. О чём говорят украшения.

8. Образ здания.

9. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).Проект.

Как говорит искусство – 8 ч

  1. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

2.Тихие  и звонкие цвета.

3.Что такое ритм линий?

4. Характер линий.

5.  Ритм пятен.

6. Пропорции выражают характер.

7. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

8. Обобщающий урок года. Тест.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС. 3 класс- 34 ч

Искусство в твоем доме – 8 ч

1.Твои игрушки.

2. Посуда у тебя дома.

3.Обои и шторы в твоем доме.

4.Мамин платок.

5.Твои книжки.

6.Твои книжки.

7.Открытки.

8.Труд художника для твоего дома (обобщение темы).Проект.

Искусство на улицах твоего города – 7 ч

1.Памятники архитектуры.

2.Парки, скверы, бульвары.

3.Ажурные ограды.

4.Волшебные фонари.

5.Витрины.

6.Удивительный транспорт.

7.Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).Тест.

Художник и зрелище- 13 ч

1.2.Художник в цирке.

3.4.Художник в театре.

5. Художник-создатель сценического мира.

6. Театр кукол.

7.8.Образ куклы, её конструкция и костюм.

9. Маски.

10. Условность языка масок, их декоративная выразительность.

11.Афиша и плакат.

12. Праздник в городе.

13. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).Проект.

Художник и музей -6 ч

1.Музеи в жизни города.

2.Картина- особый мир. Картина-пейзаж.

3.Картина-портрет.

4. Картина-натюрморт.

5. Картины исторические и бытовые.

6. Учимся смотреть картины. (обобщение темы).Тест.

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК

(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ

НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).  4 класс -34 ч

Истоки родного искусства – 8 ч

1.Пейзаж родной земли.

2. 3.Деревня — деревянный мир.

4. Украшения избы и их значение.

5.Красота человека.

6. Образ русского человека в произведениях художников.

7.Народные праздники.

8. Народные праздники (обобщение темы).Проект.

Древние города нашей Земли – 7 ч

1.Родной угол.

2.Древние соборы.

3. Города Русской земли.

4.Древнерусские воины-защитники.

5.Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

6.Узорочье теремов.

7.Пир в теремных палатах (обобщение темы).Тест.

Каждый народ — художник - 11 ч

1.Страна Восходящего солнца.

2.Образ художественной культуры Японии.

3.4. Народы гор и степей.Юрта как произведение архитектуры.

5.6.Города в пустыне.

7.8. Древняя Эллада.Мифологические представления Древней Греции.

9.10. Европейские города Средневековья.Образ готического храма.

11.Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).Проект.

Искусство объединяет народы – 8 ч

1.2.Материнство.Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

3. Мудрость старости.

4. Сопереживание.

5. Герои - защитники.Героическая тема в искусстве разных народов.

6. Юность и надежды.

7. Искусство народов мира (обобщение темы). Тест.

VIII Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Формы и виды занятий

       Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностнойформе,в форме личноготворческого опыта.

       Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

      Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

         Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

       Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

       Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

       Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

       Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

         Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

         Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Дополнительный учебный материал

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

И- индивидуально на кол-во уч-ся;

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Технические средства обучения

Компьютер

Проектор  

Экран

СDпроигрыватель

Д

Д

Д

Д

2

Печатные пособия

Изобразительное искусство. 1класс

Изобразительное искусство. 2класс

Изобразительное искусство. 3класс

Изобразительное искусство. 4класс

И

И

И

И

Методический комплект для учителя

Д

3.

Наглядное обеспечение

Образцы народных промыслов

Стенды по искусству

Д

Д

Учебники:

1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» Л.А. Неменская, под редакцией

Б.М. Неменского,«Просвещение»,2011г.

2 класс – «Искусство и ты» Е. И.Коротеева, под редакцией

Б.М. Неменского,«Просвещение»,2011г.

3 класс- «Искусство вокруг нас» Л.А. Неменская, под редакцией

Б.М. Неменского,«Просвещение»,2013г.

4 класс-«Каждый народ художник»Л.А. Неменская, под редакцией

Б.М. Неменского,«Просвещение»,2013г.

Рекомендуемая литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Передметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / под.ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2011.

5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.— М.: «Просвещение», 2012. — (Работаем по новым стандартам).

6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под.ред. Б. М. Неменского. — М.: «Просвещение», 2012.

7. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить/Б. М. Неменский. — М.: «Просвещение», 2012.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.— М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: «Просвещение», 2011.— (Стандарты второго поколения).

. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5—7 классы. - М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

10. Проектные задачи в начальной школе / под ред. А. Б. Воронцова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: «Просвещение», 2011. — (Стандарты второго поколения).

Интернет источники: https://my.1september.ru,http://nsportal.ru, http://mcko.ru,

http://pedsovet.su, http://www.zavuch.info, http://www.uchportal.ru/

IXКалендарно - тематическое планирование.

Перечень принятых сокращений:

УИНМ – урок изучения нового материала.

УРУиН – урок развития умений и навыков.

УОиС – урок обобщения и систематизации знаний.

КЗ – урок контроля занятий.

СР – самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...