Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Добытина Венера Разифовна

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическим продолжением уроков  при изучении раздела  «Связь времен в народном искусстве». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.

В основу урока легла идея создания коллективного продукта в ходе коллективно – творческой деятельности учащихся.

Структура урока соотносится с моделью урока в развивающем деятельностном режиме. Все этапы урока имеют логическую связь и были организованы с тенденцией передачи функции от учителя к ученику: самостоятельное определение темы урока и постановка целей, выполнение творческого задания, самооценивание. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_dymkovskaya_igrushka.docx249.45 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока изобразительного искусства

Тема: «Дымковская игрушка»

Класс: 5

Учитель: Добытина Венера Разифовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганск

Цели урока:

  1. формировать представление о народном промысле Дымково; ознакомить с видами дымковской игрушки, основными элементами росписи; формировать навыки декоративной росписи;
  2. развивать творческие способности учащихся, цветоощущение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
  3. воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к народной культуре.

Тип урока:  урок формирования новых знаний

Особенности роли учителя: координатор деятельности учащихся.

Формы деятельности учащихся: коллективная (индивидуально-обособленная).

В организации образовательного процесса использованы подходы: системно-деятельностный; здоровьесберегающий.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; проблемный; наглядный; аналитический; учебный диалог.

Педагогические приемы, применяемые на уроке: демонстрация выполнения дымковского узора в нетрадиционной технике (способом тычка).

Практическая ценность, социальная значимость урока: воспитание гражданственности и патриотизма, приобщение учащихся к русской народной культуре через знакомство с русской народной игрушкой.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, документ-камера;  презентация к уроку, фильм о дымковской игрушке, аудиозаписи народной музыки, таблица для самопроверки, задания для упражнений, алгоритм  выполнения дымковского узора, таблицы с критериями оценивания работы, таблица «Народная игрушка»;

материалы для рисования - гуашь, кисти, ватные палочки, шаблоны дымковских игрушек, заготовки для оформления коллективной работы.

Сценарий занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент.

Цель:

включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Объявление темы урока.

Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний:

- в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

- предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

Ученики  включаются  в деловой ритм, готовятся к работе, рассаживаются за столы  по группам.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: проверка освоенности учащимися ранее изученного материала.

Учитель напоминает о том, что на предыдущих уроках учащиеся уже познакомились с  филимоновской и каргопольской игрушками,  Предлагает вспомнить особенности  формы, росписи этих игрушек и заполнить  карту самопроверки (см. приложение 1).

Учащиеся заполняют карту самопроверки: определяют промысел (Филимоново или Каргополье), к которому относится изображение или описание, отмечают его любым знаком.  Проверяют правильность ответов, сверив с таблицей на слайде презентации.

3.Мотивация учебной деятельности.

Цель: побуждение учащихся к получению новых знаний. 

  1. Показывает на слайде народную игрушку, просит назвать промысел.
  2. Спрашивает у учащихся, что они могут о ней рассказать – возникает затруднение.
  3. Просит назвать тему урока и определить цели.
  4. Рассказывает сказку о Дымково.
  5. Показывает фильм  о дымковской игрушке (история промысла, возникновение игрушки, технологический процесс лепки и росписи  в мастерских, основные мотивы и цвета росписи).

Называют название игрушки.

Определяют тему и цели урока.

Знакомятся с народным промыслом Дымково, посмотрев фильм.

4.Введение в тему урока

Цель: знакомство с дымковской игрушкой.

  1. Учитель рассказывает о видах игрушки в стихотворной форме  (см. приложение 2) с одновременным показом на слайдах презентации.
  2. Предлагает заполнить таблицу «Народная игрушка» (см. приложение 3).
  3. С целью закрепления полученного материала учитель предлагает составить рассказ  о дымковской игрушке на основе готового текста (см. приложение 4).

Рассматривают виды дымковской игрушки, обращают внимание на форму игрушки, основные цвета, орнамент росписи. Заполняют таблицу «Народная игрушка».

Составляют рассказ о дымковской игрушке (говорят по одному предложению).

5. Практическая часть. Цель: закрепление полученных знаний на практике

Предлагает учащимся побыть в роли дымковских мастеров.

  1. Предлагает учащимся выполнить упражнение на выполнение основных элементов росписи – кружков и полосок по алгоритму (см. приложении 5).
  2. Объясняет и показывает с помощью документ-камеры изображение кружков разных размеров способом тычка (с помощью ватной палочки).
  3. Объясняет задание: каждой из четырех групп необходимо украсить дымковскими игрушками  декоративный столик  определенного цвета (приклеить украшенную узорами «игрушку»  на предварительно нарисованный столик). Предлагает учащимся выбрать шаблон игрушки, который они будут расписывать.
  4. Знакомит с критериями оценивания работы  (см. приложение 6).

Выполняют по алгоритму упражнения.

Учатся рисовать кружочки способом тычка с помощью ватной палочки.

Выбирают шаблон игрушки (барышни, конь, олень)  по своим способностям, украшают узорами. Приклеивают готовую «игрушку» на «столик».

Учащиеся в группах осуществляют  взаимооценивание.

  1. Рефлексия .

Цель: постановка обучающегося в рефлексивную позицию, чтобы он  сделал вывод о том, что он уже умеет, какие ошибки допускает.

 

Вопросы детям:

  1. Кому понравился сегодняшний урок?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Чему научились?
  4. Для чего мы изучали эту тему?
  5. Что вам показалось сложным?
  6. А что было интересным?

Благодарит учащихся за работу.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  1. Домашнее задание.

Подготовить сообщение  об искусстве Гжели.

Приложение 1

Карта самопроверки

 

ВОПРОС 

ФИЛИМОНОВО

КАРГОПОЛЬЕ

результат 

1 

Определите знакомые вам народные  игрушки, впишите в соответствующий столбец букву, к которой относится игрушка (по изображению на слайде презентации)

2 

Узнайте игрушку по описанию: из-за свойств глины   имеет вытянутую форму, часто украшена полосками, является свистулькой.

3 

В росписи этих игрушек используется геометрический орнамент.

4 

Для росписи этой игрушки используют яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые.

5 

Полкан, тяни-толкай, птица Сирин – игрушки……

Приложение 2

Стихи о дымковских игрушках

  • Игрушки вятские на все манеры:

Вот вам  барыни, а вот  кавалеры.

Слайд 10. Посмотрите, как хороша 
           Эта девица-душа
.
           Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

Слайд 11. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Слайд 12.

  • Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил.

Слайд 13. Барашек-свисток.

Левый рог-завиток,

Правый рог- завиток.

На груди-цветок.

Слайд 14. Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Слайд 15. Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось,бы узор

да отвести не в силах взор.

Приложение 3

Таблица «Народная игрушка»

Задание учащимся: заполнить таблицу по образцу.

Работа с таблицей осуществляется третий урок.  Информация про народные промыслы Каргополье и Филимоново вносилась ранее, при изучении данных тем.

Название промысла

Каргополь

Филимоново

Дымково

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

г. Каргополь Архангельской обл.

Д. Филимоново Тульской области

ИЗДЕЛИЯ

Люди, животные, фантастические животные (Полкан, тяни-толкай, птица Сирин), различные сюжеты

Люди, из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

МАТЕРИАЛ

глина

глина

ФОРМА

грубоватая, простая

вытянутая

ЦВЕТА

Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

яркие цвета: желтые, лиловые, красные, зеленые.

ОРНАМЕНТ, УЗОР

Геометрический.. Круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Геометрический.

Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Приложение 4

Составление рассказа про дымковскую игрушку на основе

готового текста

  1. Дымковская игрушка родилась в …………. на берегу реки Вятка.

2. С давних пор лепят дымковские мастера из  ……….. замечательные  игрушки:   …………………

3. Благодаря пластичности глины, дымковские изделия получались   ……………………  формы.

4. Роспись игрушек нарядна и декоративна. Используются такие цвета как  ……………... 

5. Все игрушки украшены …………….. орнаментом, состоящим из ……………………………Причем, кружочки не простые, а многоцветные.

        Приложение  5

Упражнения для выполнения основных элементов дымковского орнамента

      1. Продолжи ряд

                         Купить книгу "Дымковская игрушка" Галина Величкина, Тамара Шпикалова в книжном интернет-магазине Read.ru                                                               

      2. Нарисуй узор по образцу

Занятие 3. Узор "Солнышко" - ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - ИСКУССТВО ДЕТЯМ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛАЗанятие 3. Узор "Солнышко" - ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - ИСКУССТВО ДЕТЯМ - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Приложение 6

Критерии оценивания

  1. Работа выполнена аккуратно.
  2. Правильно подобраны цвета.
  3. Элементы орнамента соответствуют дымковской игрушке.
  4. Элементы орнамента распределены по рисунку в определенном порядке.
  5. Работа закончена, выполнена без посторонней помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока по изготовлению игрушки- сувенира «Петушок».

План-конспект урока по технологии в 5-6 классах с презентацией: изготовление новогоднего сувенира в народном стиле....