РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Фомина Ирина Петровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО)  по программе В.С.Кузина 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

городского округа Троицк в городе Москве

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

«Технология и Искусство»

____________________

Сажнова В.М.

27.08.2015г.

СОГЛАСОВАНО

руководитель НМС

__________________

Рыхлова Н.Л.

28.08.2015г.

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

_________________

Н.А.Веригина.

01.09.2015г.

Приказ №139/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО)

2014-2015 учебный год – 6 КЛАСС

Составитель программы: Фомина И.П.

Пояснительная записка

     Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П. П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Уроки изобразительного искусства имеют большое значение для умственного развития детей. Умственное развитие школьника определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у детей уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, чувства. Как отмечает К. Д. Ушинский, «дети ...мыслят  формами,  красками,  звуками,  ощущениями  вообще».  (Ушинский, К. Д. О наглядности обучения. Избр. пед. соч.: т. 2. – М.: Просвещение, 1954.)

Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Но как заставить детей не просто «отсиживать» урок, а чтобы он стал личностно значим, переживаем, интересен для каждого ребенка? В этой связи возникают вопросы: а каким должен стать урок, как лучше повести себя педагогу, как подвести ребенка к пониманию своей деятельности? Как составить такое перспективно-тематическое планирование, которое позволит учителю от урока в урок систематически и последовательно развивать личность ученика, его изобразительные способности, вводить школьника в мир творчества и искусства.

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественно-музыкального образования лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, художественно-творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного и музыкального искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Обязательный минимум по изобразительному искусству включает основные ценности и достижения национального и мирового искусства, фундаментальные понятия, связанные с языком художественной выразительности изобразительных (пластических) искусств, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся, формирования их социальной и функциональной грамотности в сфере искусства.

 В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Содержание курса предмета «Изобразительное искусство»

Рисование с натуры (рисунок, живопись)    

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду.

Рисование на темы и иллюстрирование  

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварите льным  выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передана характерного, главного в  сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения  предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы.

Декоративная работа  

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного   творчества   учащихся,   углубление представления о народном искусстве как специфическом народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно- прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов ансамбля народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Аппликация  

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас  

Основными темами бесед являются:

- картины русской жизни в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;

- значительные события русской истории в произведениях В. Сурикова, В. Васнецова и других замечательных русских художников;

- образы русского фольклора в творчестве В. Васнецова и М.Врубеля; образы выдающихся деятелей культуры России в творчестве русских художников;

красота пейзажа в русской живописи;

-натюрморт в русской и советской живописи;

- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге - величайшие творения русских зодчих;

- красота спорта в изобразительном искусстве.

«Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные УУД включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного роста.

Тематический план

Рабочая программа содержит в себе 4 раздела: «Рисование с натуры», «Тематическое рисование», «Обучение декоративной работе» и «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 6 классе предусмотрены 4 основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, по представлению, по памяти – живопись, рисунок) –7 часов;
  2. Тематическое рисование –12 часов;
  3. Декоративно-прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий, дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 10 часов;
  4. Беседы об искусстве – 5 часов.

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся по данному курсу

К концу 6 класса учащиеся должны знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;

- закономерности   конструктивного  строения   изображаемых  предметов,  основные закономерности  наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью.

Учащиеся должны уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки,
эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;

- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета в условиях внедрения ФГОС ООО.

Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать

-различать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

 - принятие мультикультурной картины современного мира;

• в трудовой сфере:

 -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

 -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

 - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной

школе проявляются:

• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании

целостного восприятия мира;

• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку

зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования

коммуникативных умений.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласовано работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение

предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования

научиться:

• в познавательной сфере:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль

изобразительного искусства в жизни человека и общества;

-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного

языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств

выразительности;

-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

-различать изученные виды пластических искусств;

-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа

произведений пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для

этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать

систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и

воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров,

осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней

отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к

искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведе-

ниях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

представленных в произведениях искусства;

• в коммуникативной сфере:

-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой

деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на

эстетическом уровне;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать

единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических

искусств;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах

произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять

ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и

достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в

своей творческой деятельности.

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование

  • Учебные столы, с возможностью  размещения красок и др. инструментов.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 5-6 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
  • Электрон. пособие «Изобразительное искусство, 5-8 классы, изд. «Учитель», 2012.
  • Электр. пособие «Изобразительное искусство. 6 класс», изд. «Дрофа», 2013 г.
  • Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 6 класс» (учебник в 2-х частях), автор С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев. Изд-во «Дрофа», 2014 г.

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Полхов-Майдан
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Декоративно-прикладное искусство и др.

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Муляжи для рисования (2 набора).
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор).
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Список литературы

  Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 классы. Методические рекомендации и рабочие программы к линии УМК» С.П. Ломова, ФГОС, 2013г.

а) основная литература:

Ломов С.П., Игнатьев С.Е. «Изобразительное искусство. 6 класс» (учебник в 2-частях), Дрофа, 2014 г.

б) дополнительная литература для учителя:

  • Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе.- М.: Просвещение, 2006.
    Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5-9 классы. -М.: Дрофа,  2007.

  • Дроздова С.Б. Изобразительное искусство 6 класс: поурочные планы по прогр. Кузина В.С. - Волгоград:
  • "Учитель", 2008
    Павлова О.В. Изобразительное искусство 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по прогр. Кузина - Волгоград: Учитель, 2009

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.


РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(6 класс)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания, практика

Требования

к уровню подготовки

обучающихся,

планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Дата
проведения

план

факт

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I . Язык  изобразительного  искусства и  художественный  образ

(4 часа)

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления

1

Введение новых знаний

Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда

Знать:

– задачи урока ИЗО;

– принадлежности для художественного творчества;

– возможности художественных материалов;

– виды изобразительного искус-
ства;

– основные законы композиции;

– правила безопасного поведения в кабинете ИЗО.

Уметь выполнять рисунок на тему «Летние впечатления» с соблюдением основных законов композиции

Презентация на тему «Композиция в  рисунке»

Наблюдение за окружающим миром.

2

Полный цветовой круг

1

Введение новых знаний

Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические

и ахроматические цвета

Знать:

– основные и составные цвета;

– теплые и холодные цвета;

– контрастные и сближенные

цвета;

– приемы смешения красок.

Уметь:

– различать цвета;

– находить новые оттенки цвета

Презентация на тему «Основы композиции и цветоведения в рисунке»

Наблюдение за окружающим миром

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Живописные

и графические упражнения

1

Введение новых знаний

Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом

Знать:

– различные приемы работы акварельными красками;

– технику заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному;

– основные выразительные средства графики;

– технику работы карандашом.

Уметь:

– выполнять мазки разных видов;

– работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному»;

– выполнять карандашом штриховку;

– выражать линией эмоции

Видеоролик на тему «Техника выполнения рисунка. Компьютерная графика.»

Принести природный материал (осенние листочки, цветочки …); иллюстрации с изображением бабочек, фруктов.

4

Осенний лист, бабочка

и фрукты

1

Урок-прак-тикум

Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи

Знать:

– понятие симметрия;

– симметричные предметы и этапы их рисования;

– особенности симметричной композиции.

Уметь:

– определять симметричную композицию в произведениях
живописи;

– выполнять рисунки симметричных предметов акварелью и карандашом.

Демонстрационный материал «Осенние листья, бабочки, фрукты»

Подобрать демонстрационный материал из разнородных предметов для натюрморта.

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

II  . Жанры изобразительного искусства.  Натюрморт  (2 часа)

5–6

Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина

с овощами

2

Введение новых знаний

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень.

Возможности цвета.

Гризайль

Знать:

– что такое натюрморт;

– роль цвета в натюрморте;

– законы линейной и воздушной перспективы;

– основы цветоведения.

Уметь:

– использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени и цветоведения при выполнении натюрморта;

– определять натюрморты среди произведений живописи

Постановка натюрморта: форма и пространственное положение предметов.

Найти и принести рассказы с описанием природы.

III. Жанры  изобразительного  искусства.  особенности  пейзажа (1 час)

7.

В осеннем
лесу, парке

1

Введение новых знаний

Пейзаж как жанр
живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке.

Произведения живописи в жанре пейзажа

Знать:

– жанр изобразительного искусства – пейзаж;

– законы линейной и воздушной перспективы;

– строение деревьев и кустарников;

– способы выделения сюжетного центра композиции.

Уметь:

– находить пейзажи среди произведений живописи;

– выполнять рисунок в жанре пейзажа с применением всех выразительных средств

Презентация на тему «Возможности раскрытия художественного образа, авторского замысла с помощью колорита.»

репродукции с изображением домашних животных лошадь, корова, коза, собака, кошка).

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

IV  .Особенности  анималистического  жанра  изобразительного  искусства

(3 часа)

8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка)

1

Введение новых знаний

Анималистический жанр в живописи. Творчество художников-анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. Сравнительный анализ анатомии животных

Знать:

– жанр изобразительного искус-ства – анимализм;

– строение тела животных;

– творчество художников-анима-листов.

Уметь:

– анализировать форму частей
тела животных;

– выполнять наброски животного

Презентация на тему «Поэтапное рисование рисунка. Животные».

Подобрать репродукции с изображением морских животных.

9

На морском дне

1

Введение новых знаний

Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное

положение тела морских
животных

Знать:

– анатомическое строение тела морских животных, их окраску;

– технику работы акварелью.

Уметь:

– анализировать форму тела животных;

– выполнять рисунок морского животного

Презентация на тему «На морском дне. Мимикрия как способ маскировки животных.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Невиданный зверь»

10

Невиданный зверь

1

Введение новых знаний

Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа
жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника

Знать:

– части тела реальных животных;

– этапы рисования животного;

– понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника.

Уметь придумать и выполнить рисунок фантастического
животного

Презентация на тему «Невиданный зверь. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве»

Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения.

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

V. Изображение  с натуры и  по  памяти   отдельных  предметов  и  человека (5 часов)

11

Наброски

с куклы-игрушки

1

Введение новых знаний

Пропорции и конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека)

Знать:

– сходство и различие фигур куклы и человека;

– пропорции куклы.

Уметь:

– строить композицию рисунка;

– выполнять набросок с куклы-игрушки

Видеоролик на тему «Техника выполнения рисунка. Человеческая фигура.» Цветовой оттенок лица человека.

Подобрать репродукции портретного жанра. Е.Репина, которые не рассматривались на уроке.

12–

13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль

(в легкой
одежде)

2

Введение новых знаний

Портрет как жанр
живописи. Произведения выдающихся мастеров-портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая
и цветовая разработка формы

Знать:

– жанр живописи – портрет;

– пропорции тела человека;

– творчество выдающихся мастеров-портретистов.

Уметь:

– подбирать цветовое решение;

– выполнять набросок с фигуры человека, рисунок-портрет

Презентация на тему «Пропорции человеческой фигуры».

Подобрать небольшие литературные фрагменты характеризующие человека по его предметному окружению.  

14

Фигура человека в движении. Спорт

1

Введение новых знаний

Анатомия и пропорции тела человека.

Техника аппликации,
коллажа

Знать:

– пропорции тела человека;

– механику различных движений человеческой фигуры;

– понятия модуль, канон;

– технику аппликации, коллажа.

Уметь изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела в технике аппликации

Презентация с изображением человека в различном освещении. Постановка модели фигуры человека.

Сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения портретного жанра»

15

Две контрастные фигуры

1

Введение новых знаний

Контраст в изобразительном искусстве и его разновидности

Знать:

– понятие контраст и его разновидности в изобразительном искусстве;

– особенности применения закона контрастов в живописи.

Уметь: 

– различать цветовой, светотеневой, размерный контрасты в произведениях живописи;

– выполнять рисунок человеческих фигур с использованием закона контрастов

 Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества.

Завершение работы над проектом.

VI. Современная  графика  и ее  разновидности

(2 часа)

16

Новогодняя открытка

1

Введение новых знаний

Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открыток. Правила безопасной работы с ножницами и клеем

Знать:

– виды графики;

– выразительные средства графики;

– виды шрифтов.

Уметь выполнять эскиз (макет) простейших объектов прикладной графики (открытка, пригласительный билет)

Презентация на тему «История открытки. Виды открыток. Использование орнамента для украшения полиграфических изделий».

Подобрать информацию и иллюстрации к теме «Комиксы».

17

Зимние забавы, комиксы

1

Введение новых знаний

Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино

Знать:

– отличие книжной графики от других видов графики;

– отличительные особенности комикса.

Уметь придумывать и рисовать комиксы на заданную тему

Презентация на тему «Комиксы».

Произвести поисковую работу в интернете на тему «Инструменты»

VII . Особенности  натюрморта

 (2 часа)

18–

19

Мы рисуем инструменты

2

Введение новых знаний

Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта

Знать:

– законы линейной перспективы и светотени;

– технику штриха.

Уметь:

– анализировать конструкцию предметов;

– выполнять рисунок натюрморта

Постановочный материал на тему «Композиция из инструментов»

Подготовить презентацию на тему «Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санк-Петербург»

VIII. Изобразительное  искусство, его виды и  
жанры.  Дизайн  и  архитектура
 (2 часа)

20

Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга

1

Введение новых знаний

Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга

Знать:

– понятие архитектура;

– чем занимается архитектор;

– организацию внутреннего пространства Кремля;

– архитектурные памятники Санкт-Петербурга

Презентация «Конструкция и символика частей соборов, построек Кремля и других памятников архитектуры.»

Подобрать иллюстрационный материал на тему «Наши новостройки»

21

Наши новостройки

1

Введение новых знаний

Архитектурные памятники родного края. Современная архитектура. Пейзаж и бытовой жанр. Произведения живописи в жанре пейзажа и бытовом жанре

Знать:

– архитектурные памятники родного края;

– особенности современной архитектуры;

– жанр пейзажа, бытовой жанр.

Уметь:

– различать картины пейзажа и бытового жанра;

– анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

– изображать архитектурные сооружения с соблюдением законов перспективы

Просмотр подготовленного  материала.

Провести поисковую работу в интернете на тему «Народные костюмы».

IX. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства
(3 часа)

22–

23

Красота
народного
костюма

2

Введение новых знаний

Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды

Знать:

– понятие костюм, особенности национального костюма;

– произведения живописи с изображением персонажей в народном костюме.

Уметь выполнять эскиз русского национального (народного) костюма

Презентация на тему «Использование орнамента для украшения народного костюма. Особенности национального орнамента в костюмах Народов России».

Подбор иллюстраций  с изображением бытового жанра

24

Русский быт

в прошлые века

1

Введение новых знаний

Изобразительное искусство как кладезь знаний об истории, прошлых веках. Творчество выдающихся художников XIX века. Выбор сюжета тематической компо-зиции

Знать:

– произведения художников
XIX века (И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и других передвижников);

– правила композиции, перспективы, светотехники.

Уметь:

– выбирать сюжет тематической композиции;

– выполнять иллюстрации к стихотворениям поэтов-классиков XIX века

Презентация на тему «Передвижники».

Подобрать репродукции (фото) иллюстрирующие материнство.

X. Тема,  сюжет и содержание  в  изобразительном искусстве

 (1 час)

25

Материнство

1

Введение новых знаний

Тема воспевания материнства в изобразительном искусстве. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов. Праздники, посвященные матери. Произведения художников, воспевающих женщину-мать.

Знать:

– что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери;

– как раскрывают в своих картинах художники образ матери.

Уметь выполнить рисунок в жанре портрета или бытовом жанре на тему «Материнство»

Презентация на тему «Образ матери».

Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора.

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

XI. Орнамент  как  основа  декоративного
украшения
(1 час)

26

Красота
орнамента

1

Введение новых знаний

Виды орнамента. Орнамент и стиль эпохи. Орнамент в архитектуре. Лепные украшения.

Различение функций древнего и современного
орнамента

Знать:

– виды орнамента;

– о связи орнамента и стиля
эпохи;

– о декоре архитектурных сооружений.

Уметь:

– выполнять рисунок декоративного элемента орнамента (из гипса) со светотеневой разработкой;

– лепить элементы декора для украшения зданий

Презентация  на тему «Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая)»  Понимание смысла, содержания в украшениях и элементах архитектуры.

Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях Декор.Приклад. Искус.

XII. Создание иллюстраций  к  литературным произведениям
(2 часа)

27–

28

Иллюстрирование литературного произведения

2

Введение новых знаний

Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы

Знать:

– шедевры деревянного и каменного зодчества России;

– устройство крестьянского дома;

– специфику образно-символи-ческого языка внутреннего устройства дома.

Уметь выполнить иллюстрации к литературному произведению о жизни народа прошлых веков

Презентация на тему «Истоки и современное развитие промыслов: Гжель, Жостово, Городец и др.»

Подобрать иллюстрации по теме «Космические дали».

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

XIII. Художественный  образ и  выразительные  

средства  графики

(2 часа)

29

Космические дали

2

Введение новых знаний

Космический пейзаж: реальность и фантазия. Процесс макетирования (журнал, книга, марка)

Знать:

– произведения живописи с изображением реального и фантастического космического пейзажа;

– цветовое и композиционное решение картин;

– первичные сведения о макетировании.

Уметь выполнить макет марки на тему космоса .

Презентация на тему «Филателия как разновидность прикладной графики».

Произвести поисковую работу в интернете «Открытки к Дню Победы»

30

 «Поздравительная открытка ветерану»,

1

Урок комплексного применения знаний.

Создание сюжетной композиции в аппликации.

Правила безопасности труда.

Знать:

произведения  искусства, созданных в годы Великой Отечественной войны.

– цветовое и композиционное решение картин;

Уметь:

- выполнять  аппликацию  на бумаге;

- располагать предметы 2-3 плана, ближе(ниже на листе), дальше(выше на листе);

Презентация на тему «Мастер-класс по изготовлению открытки к Дню Победы».

Произвести поисковую работу в интернете на тему «Гербы»

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

XIV. Символический  язык

в  произведениях  декоративно-прикладного  искусства  (1 час)

31

Разработка герба

1

Введение новых знаний

Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Герб России. Типы орнаментальных композиций: геральдическая

Знать:

– символический язык декоративного искусства;

– правила составления композиции герба;

– российский герб;

– формы герба;

– символичность цвета.

Уметь придумывать и выполнять эскиз герба (класса, личный и т. д.)

Презентация на тему «Геральдика как наука о правилах составления герба. История герба родного года.»

Подобрать информацию о цирковых афишах.

XV. Художественный
образ  и  выразительные  средства  графики
  (1 час)

32

Афиша цирка

1

Введение новых знаний

Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката

Знать художественный язык плаката.

Уметь: 

– использовать художественные средства выразительности для создания плаката;

– разрабатывать плакат на определенную тему .

Презентация на тему «Афиша цирка.»

Подобрать репродукции портретного жанра.

Продолжение табл.

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

XVI. Жанры  изобразительного  искусства.

особенности  портрета  (2 часа)

33

Человек и профессия. Поясной портрет

1

Урок-повторение

Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека. произведения живописи художников-портретистов

Знать:

– жанр портрета;

– виды портрета (поясной бюст

и т. д.).

Уметь:  изображать человека определенной профессии, используя живописно-пластические средства в решении образа

Презентация на тему «Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека»

Подготовить реферат на тему «Карикатура.»

34

Портрет-шутка

1

Введение новых знаний

Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж

Знать:

– особенности карикатуры,

шаржа;

– пропорции и мимику лица.

Уметь: составить и нарисовать шуточный портрет

Презентация на тему «Карикатура. Шарж » Роль авторского восприятия, индивидуальная манера в выражении отношения художника к портретируемому.

 Не задано



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.

Статья  посвящена анализу некоторых аспектов  государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского  на предмет интеграции  раздела "Яз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (5-7 классы)

Краткое описание программ по изобразительному искусству...

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение» (методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра»)

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение»: методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра» / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификац...

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС для 5 класса (с региональным компонентом)

Основной целью школьного предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является развитие визуаль...

Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС ООО) 5-7 класс

Рабочая программа  по ИЗО на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа по изобразительному искусству ФГОС

5 классПояснительная записка           Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом основного...