Главные вкладки

    Статья по изобразительному искусству (ИЗО, класс) на тему:
    Использование нетрадиционных материалов при изучении объёма и фактуры в начальной школе

    Татьяна Алексеевна Гандзюк

    Теория

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teoriya.doc501.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема: Использование нетрадиционных

    материалов при изучении объёма и фактуры

    в начальной школе.

            Разработчик:

    Гандзюк Татьяна Алексеевна,

    учитель изобразительного искусства

    ГБОУ СОШ № 451, Колпинского района

            Санкт-Петербург

            2014

    Содержание

    Стр.

    Введение

    3

    Глава 1

    Психолого-педагогический подход к вопросу развития детского творчества

    6

    1.1

    Современные психолого-педагогические исследования творческих способностей ребёнка 7-10 лет

    6

    1.2

    Особенности развития творческих способностей детей

    9

    1.3

    История развития художественного направления лепки из солёного теста (лепка из солёного теста: история вопроса)

    12

    Глава 2

    Потенциал использования нетрадиционного материала для развития творческих способностей детей начальной школы на уроках изобразительного искусства (лепка из соленого теста)

    14

    2.1

    Особенности технологии лепки из солёного теста в работе скульптурным материалом

    14

    2.2 

    Развитие творческих способностей младших школьников через практическую работу с солёным тестом на уроках изобразительного искусства

    19

    2.3 

    Развитие творческих способностей (лепка) в  дополнительном образовании 

    24

    Введение

    В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров – уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство       - источники особой детской радости в детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

    Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании школьника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это развитие мелкой моторики рук, которая способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней, а значит развитие воображения и фантазии. Дети чаще всего лепят из пластилина, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

    Цель диплома:

    Обобщение методического материала по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства при изучении объёма и фактуры.

    Задачи:

    1. Изучить теоретический материал по развитию творческих способностей у детей (статьи, методические пособия, интернет ресурсы).

    2. Проанализировать материал по истории работы лепки из солёного теста.

    3. Исследовать возможности лепки из солёного теста.

    4. Разработать цикл тематических заданий по лепке из солёного теста для индивидуальной и коллективной работы.

    5. Провести занятия по апробации разработанных заданий.

    Актуальность исследования заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор - ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, это возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно  воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это возможно, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей и воспитательной одновременно.  Особое значение дополнительного образования заключается в том, что оно содействует успешной  социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, в дальнейшем он будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленных целей и выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.  Поэтому работа по лепке из соленого теста практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных УУД[1].

    Глава 1. Психолого-педагогический подход к вопросу развития детского творчества

    1.1. Современные психолого-педагогические исследования развития творческих способностей ребёнка 7-10 лет

    В сегодняшнем мире изучению развития детского изобразительного творчества посвящено огромное количество работ педагогов и психологов.

    В мире компьютерных технологий, где рядом с надеждами есть тревога о судьбах человечества и планеты, многие люди знают всю важность воспитания будущих поколений, признают ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявления своих способностей.

    В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.

    Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён– пишет Херберт Рид, – что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет. Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

    Эстетическая деятельность – это всякая деятельность человека в её общественной значимости. Универсальной формой эстетической деятельности является  творчество по законам красоты, или любая форма освоения мира[2].

             Центром эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только полностью проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического- становиться художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях бессмертные шедевры, на все времена сохраняющие значение для людей. (Приложение 2)

            Эстетическое отношение к действительности, рассмотренное со стороны активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, какую-нибудь вещь внешнего мира или построение ума или чувства, живущего и обнаруживающего только в самом человеке (Л.С. Выготский, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.).

               Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв).

    Педагогический аспект художественно-творческого развития  школьников излагается в трудах Т.Я. Шпикаловой[3], Б.Н. Неменский[4]

    Через художественно-творческое развитие развивается логическое мышление, связная речь, память и внимание, которое тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. Поэтому дети, стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому необходимо развивать координацию рук для овладения, письмом, создать условия для накопления ребёнком практического опыта, развития навыков ручной умелости. Лепка имеет большое значение для обучения  детей необходимым навыкам. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии, учит детей ориентироваться в  пространстве.

    Вылепленными объёмными фигурками можно играть, придумывать разные истории, рассказывать их друг другу. Поэтому у детей появляется интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

    Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

    Дети с удовольствием лепят знакомые фигуры из соленого теста. Педагоги, родители - должны показать разнообразие скульптурных форм, материалы, из которых изготавливаются скульптуры, познакомить с работами разных скульпторов, (Приложение 2), научить основным приемам работы с солёным тестом, вызвать у детей желание работать с ним, попытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

    В последнее время очень большое разнообразие материалов используемых на занятиях лепкой в программных документах появилось не так давно. Но опыт, который приобретается прочно входит в деятельность педагогов. Благодаря интернету можно отметить, что работа с соленым тестом в школьном детстве, является средством развития творчества детей школьного возраста.

    1.2 Особенности развития творческих способностей детей

    В раннем детстве у ребёнка раскрывается художественный талант. Если взрослый внимательно отнесётся к увлечению ребёнка лепкой, то в ребёнке может развиться творческая индивидуальность.

    Ребенок, в отличии от взрослого, каждый день сталкивается с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, так как ребёнок ещё недостаточно может контролировать жизненную логику, ведь у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

    Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, а это представляет плод его воображения.

    Любая фантазия ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, тем разнообразнее впечатления и переживания, следовательно, богаче материал, который может комбинировать воображение (используя при выполнении работы разные формы и фактуру). Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец, который предлагает педагог для выполнения работы  лишает детей собственного выбора содержания своей работы, отсюда следует, что ребёнок не может раскрыться полностью, проявить своё творчество. Мы можем показать образец, но не можем настаивать в точном его исполнении.

    Иногда скульптура передает вполне реальное событие (Приложение 2), но  ребёнок может передать характер героя, так как он видит и чувствует его сам. И поэтому у некоторых детей герои «живут», а у других – только обозначают жизнь. Эффект «оживления» изображения зависит не от умения ребенка правдоподобно и детально изображать, а от выразительной силы его творческого воображения.

    Изготовление поделок - труд приятный, кропотливый и увлекательный. На важность использования природного материала указывал ещё А.С. Макаренко. Он считал, что материалы: глина, бумага, дерево и т.д. Ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру"[5].

    Для изготовления поделок требуется от ребёнка точных и ловких движений, если сначала ребёнок не может вылепить мелкие детали, то потом в результате долгого и упорного труда рука приобретает уверенность и точность. Пальцы гибкость, а это очень важное условие для подготовки к учебной деятельности.

    Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности рук и глаза совершенствованию координаций движений. В.А. Сухомлинский писал: " ...истоки способности детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

    Лепка оказывает большое влияние на умственное развитие ребёнка, развитие его мышления. Приобретая новые умения, знания и навыки способствуют развитию творческих способностей.

    Лепка из солёного теста удовлетворяет любознательность детей. Здесь присутствует новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

    Лепка игрушек, разных поделок из солёного теста комплексно воздействует на развитие ребёнка и способствует развитию творчества обучающихся:

    1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.

    2. Развивает воображение.

    3. Развивает внимание, повышает устойчивость внимания, формирует произвольное внимание.

    4. Развивает пространственное мышление.

    5. Синхронизирует работу обеих рук; общую ручную умелость, мелкую моторику.

    6. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть.

    7. Результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    8. Развивает творчество ребёнка.

    Ребёнок понимает великую силу искусства и старается выразить их в собственном "творческом продукте" через лепку. Он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях из солёного теста, ребёнок имеет возможность раскрыть себя и реализовать свои фантазии и творческие способности, а педагог в данной ситуации предлагает наиболее простые способы лепки и материалы, для достижения положительных результатов, а также даёт толчок к развитию творческого полёта.

    Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково.

    Взаимопонимание между ребёнком и педагогом помогает раскрыть свои таланты и желание воплотить идеи в жизнь.

    1.3 История развития художественного направления лепки из солёного теста (лепка из солёного теста: история вопроса)

    Солёное тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигурок и композиций: нежный, мягкий, удобен в применении, руки не пачкаются, легко отмываются. Изделия можно сушить на подоконнике. При правильном использовании долго служит. В отличии от пластилина солёное тесто сразу после замеса можно использовать, тесто не пачкается, с фигурками можно играть и украшать интерьер дома.

    Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала–совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях школы (на уроках или на внеурочной деятельности, кружках).

    Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

    Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из солёного теста для религиозных ритуалов.

    В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и Рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон и крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который украшает удачу и благополучие.

    В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считается очень привлекательным.

    В Германии и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далёком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия и раскрашивали яркими красками.

    У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае в 17 веке делали марионетки из теста.

    Когда главным символом стала ёлка, люди начали изготавливать из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

    Во время первой и вторых мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться.

    В последние годы лепка из солёного теста вызывает огромный интерес. с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

    Поделки из солёного теста - древняя традиция, но им находят место в современном мире, так как сейчас цениться всё экологическое, чистое и сделанное своими руками. Работать с солёным тестом большое удовольствие.

    На Руси фигурки из солёного теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Ещё в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из солёного теста. Украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -" хлебосол".Возрождение этой старой народной традиции.

    Глава 2. Потенциал использования нетрадиционного материала для развития творческих способностей детей начальной школы на уроках изобразительного искусства (лепка из соленого теста)

    2.1 Особенности технологии лепки из солёного теста в  работе скульптурным материалом

    Лепка- это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные фигуры и целые композиции. Поэтому многие качества, которые были перечислены ранее, развиваются особенно. Солёное тесто - прекрасный материал для работы с детьми любого возраста.

    Пластичный, мягкий, интересный, натуральный материал, который несложно приготовить. Солёное тесто можно использовать для лепки, как в домашних условиях, так и в условиях учреждений дополнительного образования. Лепка из солёного теста приносит большое удовольствие  и неоценимую пользу для души и тела. Активизируется работа пальцев , мозга и идёт полное расслабление и отдых для души. Человек наполняется радостью, забывает о проблемах, стрессах, а если он работает с любовью и интересом, с желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.

    Техника работы с солёным тестом несложная, доступная и очень интересная.

    Для того, чтобы изготовить солёное тесто необходимо минимум затрат, не так много времени и сил, а также не нужно специального оборудования. Из солёного теста можно создать бесконечное множество образов, и каждый находить новые варианты и способы лепки. Для этого необходимо научиться правильно вымешивать солёное тесто, чтобы с ним было легко работать.

    Рецепт теста. Смешать в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и хорошо размешать, затем добавлять понемногу очень холодной воды (лучше не долить, чем перелить). Хорошо вымесить. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

    Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: стеки, детские ножницы, формочки, трафаретки, штампики (колпачки от фломастеров, пуговиц), чеснокодавилка, ситечко. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза, или в полиэтиленовом пакете. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

    Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Для этого тесто хранят в полиэтиленовом пакете.

    Окрашивание теста и готовых поделок. Можно окрашивать тесто при замешивании теста. После того, как добавляем воду (окрашенную). Можно разделить, чтобы окрасить в разные цвета. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь, акварель.

    А также натуральные красители кофе, какао, свеклу, чай.

    После замеса необходимо разложить в ёмкости, для дальнейшего использования.

    Окрашивание поделок после того, как они высохнут. После полного высыхания изделия из солёного теста можно раскрасить, используя гуашевые краски, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится хорошо, прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое - цвета яркие, а когда тесто высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие покрывают акриловым лаком.

    Особенности лепки из солёного теста. Прежде, чем начать лепить кусочек теста хорошо разминают в руках. Приёмы изготовления поделок из солёного теста очень похожи с приёмами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но необходимо учитывать, что тесто нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а необходимо просто место соединения смочить водой. Скрепить детали можно другим способом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки, сделать каркас из фольги в виде конуса, или взять пластиковую бутылку; обмотать вокруг основы лепёшку и разгладить шов с помощью воды.

    Сушка. Вылепленное изделие сначала сушиться на подоконнике 1-3 дня, а затем при низкой температуре в духовке.

    Запекание. Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделиё требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

    Можно изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведённой с одним-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретает красивый золотистый оттенок.

    Хранение и реставрация готовых изделий. Изделия из солёного теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться необходимо аккуратно , бережно. Но, если какой- то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

    Уход за изделиями из солёного теста. Пыль, которая осела на изделие, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточкой. Поделки из солёного теста можно через какое-то время просушивать в духовке.

    Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из солёного теста:

    1) картонка обёрнутая фольгой, упаковочная плёнка, скалка для раскатывания теста;

    2) салфетки бумажные и тканевые;

    3) различные стеки или предметы их заменяющие: ручки шариковые, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

    4) инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, палочки от чупа - чупсов, пуговицы;

    5) печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки от фломастеров, пробки, камушки, ракушки;

    6) формочки для кексов, формочки для игр с песком, формочки для пластилина;

    7) трафаретики для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;

    8) соединительные детали: соломинки от коктейля, использование стержня от шариковых ручек, палочки;

    9) природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, зёрна, травка, семена, косточки, мох, веточки от растений, черешки от ягод и фруктов);

    10) бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из- под ниток, втулки из - под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки);

    11) пуговицы, бисер, блёстки, фольга, стразы;

    12) клей ПВА, клей момент, разная фактура ткани и цветовая гамма;

    13) кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашевые, акриловые;

    14) лак: акриловый, яхтенный.

    Согласитесь, что поделка, будет выглядеть некрасиво, если она гладкая, без нанесения рисунка. Платье без рисунка или  ёлочка без иголочек будут смотреться невзрачно. Для этого мы нанесём на наши поделки рисунки путём вдавливания.

    Для того, чтобы сделать разную фактуру на солёном тесте необходимо: для нанесения фактуры используются предметы абсолютно разного назначения. Это может быть всё, что угодно: булавка, пуговицы, детские украшения, колпачок, ложечка с рисунком, всё что имеет выпуклость, вдавленность или текстуру. При нанесении рисунка на деталь необходимо помнить, что тесто не должно быть  очень влажным. Если оно будет сильно влажным,  то начнёт прилипать к инструменту и оттиск будет неровным. Чтобы тесто не прилипало можно тесто немного припудрить мукой.

    Выдавливание с помощью чеснокодавилки. Чесноковыжималка и ситечко служит для изготовления тонких коротких цилиндриков. Из них мы будем делать прически для фигурок людей и животных, а также тоненькие веточки деревьев и многого другого. В зависимости от того какой длины нам необходимы цилиндрики, будем использовать один из двух способов. Если выжимать через чесноковыжималку не заклеивая некоторых дырочек на выходе, то «лапша» получается короткой. А если заклеиваем дырочки по кругу скотчем, оставляя всего несколько отверстий, то выходящих цилиндриков будет меньше, но они будут гораздо длиннее.

             Выдавливание через ситечко. Ситечко должно иметь не очень мелкие соты, чтобы прошедшее через него тесто не рассыпалось и было удобно для дальнейшей работы. Чтобы добиться одинаковой длины колбасок, при повторном продавливании через ситечко, обязательно надо удалить оставшееся тесто из сот. Это также касается и работы с чесноковыжималкой.

    Для создания фактуры поверхности элемента композиции стоит лишь поколоть тесто иголкой, провести по нему портновским или кондитерским колёсиком, покатать колечком, подавить расчёской или насадками для кулинарного шприца и т. д. Такие не хитрые приёмы помогут вам украсить ваши изделия.

    Вам осталось только выбрать необходимый материал для создания необходимого рельефа и можете фантазировать. Различные методы нанесения рисунка можно комбинировать между собой самыми разнообразными способами.

    2.2 Развитие творческих способностей младших школьников через  практическую  работу с солёным тестом на уроках изобразительного искусства.

    На каждом этапе развития ребенка происходят значительные изменения не только в плане физического, но и творческого развития.

    Изобразительная деятельность детей имеет свои особенности. Связано это с тем, что у детей 7 летнего возраста  кисти руки недостаточно сильные и развиты, необходимо  укреплять мелкие и крупные мышцы рук.

    Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными.

    Дети, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно  выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.

    В своей лепке дети всегда идут от образа, который они наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к туловищу.

    Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы — в виде расплющенных округлых форм.

    В связи с тем, что ребята не стремятся тщательно отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или однородных предметов. Особенностью работ, является недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний учителя они делают это более тщательно. В лепке из соленого теста, скрепление деталей происходит после того как нужную деталь смачивают водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей между собой.

    Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу. Дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.

    Таким образом, мы видим, что творческие возможности 9-10 летних детей шире, чем у детей 7-8лет. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств Дети стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким.

    Использование нового выразительного средства - движения - свидетельствует о том, что дети имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке. Эта возможность позволяет поставить задачу передавать в лепке несложные действия предметов.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного изделия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

    На протяжении всего курса школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

    Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, объем, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    В первом классе дети знакомятся с мягкими материалами: тестом и пластилином. Они узнают, что объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Они учатся превращать комок пластилина в птицу или животное, наблюдают природные явления и строят природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т.д.

    Во втором классе дети учатся лепить из пластилина и теста из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания, а не путем соединения отдельных частей. Они узнают о том, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру, наши чувства.

    В третьем классе 1 четверть начинается с лепки. Дети лепят игрушки из различных материалов по выбору (пластилин, тесто), знакомятся с видами игрушки (детские, народные, самодельные). На следующем уроке дети лепят посуду, определяют ее назначение. В 3 четверти дети узнают о многообразии мира театра кукол. Идет работа художника над куклой, ее образом, конструкцией и костюмом. А в 4 четверти дети учатся смотреть на скульптуру. Узнают, что скульптуру надо смотреть с разных сторон, какие бывают скульптурные памятники, что такое парковая скульптура, разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

    В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе.

    В результате изучения программы учащиеся:

    • осваивают основы первичных представлений о видах деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
    • приобретают первичные навыки художественной работы в скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства; первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространственных построений, первичные представления об изображении человека в объеме;
    • развивают свои познавательные и наблюдательные способности;
    • осваивают выразительные особенности художественных материалов: пластилина, солёного теста, глины;
    • начинают понимать особенности образного языка скульптуры;
    • учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся скульпторов, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
    • овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.

    Работа на уроках изобразительного искусства усложняется тем, что нет достаточного количества времени для развития творчества, так как дети ограничены временем урока.

    Преимущества солёного теста перед пластилином и  глиной:

    1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних средств.

    2. Легко отмывается и не оставляет следов.

    3. Безопасно при попадании в рот.

    4. Не липнет к рукам при лепке.

    5. Можно сушить на воздухе.

    6. Можно лепить из окрашенного теста, а можно расписать уже готовое изделие.

    7. Если покрыть лаком сохраниться на века.

    Солёное тесто совершенно безвредно с точки зрения экологии и аллергенов.

    Во время урока всегда благоприятный настрой. Радость общения, удовольствие вылепить поделку и подарить близкому человеку. Большую радость испытывает ребёнок когда у него получается вылепить из простого кусочка теста забавного ёжика , птичку, котёнка. А положительные эмоции - это главный стимул воспитания трудолюбия.

    2.3 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста в дополнительном образовании

    Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.

    Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество – 15 человек. Оказывается индивидуальная помощь детям, которые нуждаются. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 2 раза в неделю по 45 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно – материальное обеспечение. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.

    Положительным моментом является то обстоятельство, что учитель  показывает образцы работ и оказывает индивидуальную помощь в работе. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.

    Для детей с 1-4 класс содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (бюст, портрет, фигура человека, животного), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой,  отпечатки разными материалами).

    Программа обучения детей усложняется к 3 классу. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 8 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ — лепка из целого куска.

    В 3-4 классах детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный,  приёмы декорирования образа.

    Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

    Приемы обучения, используемые учителем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина:

    • скатывание прямыми движениями;
    • скатывание круговыми движениями;
    • расплющивание;
    • соединение в виде кольца;
    • защипывание  края формы;
    • лепка из нескольких частей;
    • пропорции;
    • оттягивание части от основной формы;
    • сглаживание поверхности формы;
    • присоединение  части;
    • прижимание;
    • примазывание;
    • вдавливание для получения полой формы

    Используя в работе материал солёное тесто предполагает изготовление поделок в трехмерном изображении (использовании каркасов из фольги, пластиковых стаканчиков), брелки, карандашница, различные животные и т.д.

    Содержание занятий всё более усложняется. Дети 7-10 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят животных используя разную фактуру: оттиски, чеснокодавилку, цветочки, лепят шарики, для отображения шерсти животного используют зубочистки, стержень и другое.

    Как показывает опыт кружка, каждое занятие рассчитано на определённый возраст, опыт детей и их возможности. Желание познать новое создаёт предпосылки дальнейшему увлечению детей, пробуждает творческие способности, формирует умения и навыки работы с тестом, воспитывает художественный вкус. Каждое занятие необходимо продумать. Если возникают трудности, то желательно повторить занятие, добиваясь решения поставленной цели. При этом даже в самой неудачно выполненной работе найти положительный элемент, тем самым оставляя надежду на более удачное выполнение задания в следующий раз.

    Для поддержания эмоционального отношения к выполнению задания руководитель кружка внимательно наблюдает за поведением ребёнка и, если видит, что ребёнок потерял интерес к работе, выясняет причину потери интереса, успокаивает, поправляет неудачные места в работе или деликатно заменяет задание на посильное, всегда нацеленное на творческое развитие ребёнка. Отдельные темы занятий могут быть сокращены или увеличены по содержанию или по времени.

    Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора. Положительные результаты приносит обсуждение выставки. Желательно, чтобы при обсуждении принимали участие дети. Взрослый старается похвалить ребёнка, чтобы приободрить его к творческому подъёму в дальнейшем. Детские работы представляют собой выражение собственного восприятия жизни, переданного с помощью своих знаний и умений.

    Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

    Школьники работают с соленым тестом в основном на кружковых занятий.

    Лепка из теста на кружке более успешна, чем работа из теста на уроке. Так как дети не ограничены временем. На кружок ходят дети, которые заинтересованы лепить и добиваться желаемых результатов

    Литература:

    1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

    2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

    3. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.

    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

    5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

    6. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005

    7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г

    8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.

    9. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

    11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006

    12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006

    13. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

    14. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

    15. «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

    16. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1991.

    17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

    18. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.

    19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

    20. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

    21. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

    22. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.

    23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

    24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

    25. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006

    26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

    школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.

    27. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

    28. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

    29. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

    30. Хананова И.Н. «Соленое тесто».- Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-104с.

    31. http://smartclever.com.ua/ru/landmark/79

    32. http://www.cultandart.ru/dictionary/18-

    33. skulpturhttp://www.cultandart.ru/dictionary/18-skulptur

    34. http://po http://www.odinews.ru/news/na-konchikax-

    35. paltsev/rtal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278

    36. http://tehnik.rybadm.ru/docs/programmy/tvorchestvo.pdf

    Приложение № 1

    Конспект занятия: «Ёжик из солёного теста».

    Цель: создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, воплощения в художественной работе  своей индивидуальности.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Ознакомить учащихся с основами композиции.
    2. Изучить объем и фактуры в лепке.
    3. Научить технике изготовления поделок из соленого теста.

    Развивающие:

    1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения.
    2. развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    3. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к работе.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать чувство ответственности.
    2. Воспитывать усидчивость.
    3. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

    Оборудование: мука, соль, вода, доски, стеки, клей, краски, кисти, рамки для фотографий.

    Ход занятия:

    Организационно-мотивационный этап.

    Проверить готовность рабочих мест. Повторение правил безопасности. Сообщение темы и цели занятия.

    1.Основной этап.

    2. Беседа: из истории о соленом тесте.

    Очень давно выпекали из теста не только хлеб, но и изготавливали разные декоративные изделия, объёмные фигурки, украшения.

    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготовлять пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось особенно привлекательным. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, из теста делали марионетки.

    Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

    На Руси фигурки из этого материала дарили на новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье.

    Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

    Практическая часть:

    1. Замес теста: Соленое тесто в последнее время стало популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Давайте  попробуем изготовить изделие из муки и соли.

    Для того, чтобы начать работу необходимо замесить тесто. Это лучше всего сделать в глубокой емкости. Муку и соль сначала необходимо перемешать вместе. Затем добавляем понемногу очень холодную воду и замешиваем тесто до однородного состояния. Затем продолжаем вымешивать тесто на столе. Тесто должно получится  крутым, однородным и эластичным.

    2. Из фольги придаём форму шарика. Затем лепим лепёшку из теста и обворачиваем вокруг фольги.

    3. Слегка вытягиваем шарик вперёд с одной стороны, формируем мордочку. Лепим маленький носик, ручкой делаем отверстие для ноздрей. Глаза пастой от шариковой ручки рисуем. Лепим ушки в виде двух овалов. Приклеиваем с помощью воды.

    4. Колючки лепим из отдельных капелек и укладываем с задней части вперёд. Лепим 4 лапки. На спинку можно слепить яблоки, грибок и листочки.

    Сушка:

    1. Прежде чем поставить изделие в печь, его нужно подсушить несколько дней на подоконнике.
    2. Затем ставим в холодную духовку на 100 градусов, на1 час, для того чтобы изделие хорошо высохло.
    3. Объемные изделия сушим и запекаем в печи 1-2 часа при температуре 100 С.

    Раскрашиваем поделку гуашью.

    1. Покрываем изделие лаком с двух сторон.

    Заключительный этап.

    Подведение итогов занятия:

    1.Что мы лепили сегодня на занятии?

    2.Что нового для себя сегодня узнали?

    Конспект занятия "Овечка"

    Цель урока:

    1.Пробудить интерес  к искусству изготовления изделий из солёного теста.

    2.Научить детей применению основы из фольги в изготовлении изделий.

    3.Освоить технику выполнения объёмного изделия «Овечка».

    Задачи:

    Воспитательные:

    -воспитать трудолюбия, творческого отношения к труду, усидчивости и аккуратности;

    -воспитание аккуратности при выполнении поделок из солёного теста;

    -формировать чувство взаимопомощи.

    Обучающие:

    -научить технологии изготовления   используя основу шар из фольги;

    -пробудить интерес детей к творчеству.

    Развивающие:

    -развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

    -развивать умение грамотно применять все предложенные педагогом инструменты и приспособления, для более качественного выполнения работы;

    -развивать активный и пассивный словарь у детей;

    -развивать интерес детей к предмету;

    -развивать навыки качественного изготовления изделий, пробуждение желания самостоятельного творчества.

    Коррекционная: - развить мелкую моторику рук.

     Методы и приёмы:

    Главными методами обучения являются: наглядный, словесный, практический, игровой.

    1. Словесный метод (передача необходимой информации).

    • Разъяснения – истолкование различных положений материала.
    • Пояснение – углубление восприятия.
    • Рассказ – наиболее эмоциональный метод.
    • Беседа – диалогический метод обучения.

     2. Практический метод

    • Работа по образцу.
    • Метод создания композиций.
    • Метод показа различных приёмов.

    3. Наглядный метод.

    • Показ.
    • Демонстрация.

    4. Игровой метод.

    • Игра-импровизация.

    Обеспечение:

    Материально-техническое:

    • Фольга, стеки, мука, соль, вода, кисти, баночки для воды,  доски для лепки, зубочистки,  колпачки от фломастеров.
    • Доска магнитная, магнит.

    Методическое:

    • Знакомство с разнообразием поделок  из солёного теста через выставку творческих работ.
    • Загадывание загадок.
    • Работа по таблице методической последовательности.
    • Демонстрационные образцы.

    Форма занятия:

    Комбинированная (традиционное занятие + практическое занятие с использованием мультимедийное  оборудования).

    План урока:

    1. Организационная часть: организация рабочего места.

    2. Правила т/б.

    3. Теоретический раздел: введение в тему, рассказ о маленькой овечке Показ слайдов.

    4. Практическая работа:  изготовление формы овечки из фольги.

    5. Итог урока.

     Ход занятия:

    Здравствуйте, ребята.

    Послушайте загадку, которую я вам загадаю.

    Ходят модницы за речкой

    Кудри белые колечком.

    А зимой из их кудряшек

    Бабушка носочки вяжет.

    (овечка)

    Правильно, ребята, год какого животного скоро наступит? Правильно, год Овцы.

     Жила-была овечка. Она была такой беленькой и кудрявенькой, что все звали её Облачком.

    Овечка любила гулять на зелёном лугу, слушать пение птиц и смотреть на небо. Еще она мечтала полететь вместе с облаками, чтобы повидать дальние страны.

    У хозяйки Облачка было двое детей – мальчик Саша и девочка Маша. Они очень любили овечку. Вместе с собакой Шариком пасли её на лугу и часто угощали сладкой морковкой или яблоком.

    -Бе-е, бе-е, как вкусно. Спасибо вам, вы настоящие друзья, - всегда говорила им овечка, уплетая угощение.

    Однажды, в конце осени, в хлев, где жила овечка, корова и поросёнок, пришла хозяйка.

    -Можно я тебя подстригу? – спросила она Облачко. - Скоро наступит зима, и мне нужна шерсть на тёплые носочки и варежки для Саши и Маши.

    Нет, сказала овечка - я не хочу отдавать свою шёрстку. Я боюсь замёрзнуть, если меня подстричь, то я не буду похожим на облако.

    -Не бойся. У тебя отрастёт новая шёрстка. А без варежек и носков дети не смогут зимой выйти из дома.

    -Не-е-т, - заупрямился Облачко. – Не-е-е отдам свою шёрстку.

    Расстроенная хозяйка ушла ни с чем.

    -Ты правильно поступила, - похвалил овечку поросёнок, слышавший разговор. - Никогда не отдавай другому то, что тебе самому может пригодиться.

    -А я думаю, что тебе надо было согласиться на стрижку, - сказала корова, - чтобы помочь друзьям.

    Вот так Саша и Маша остались зимой без варежек и тёплых носочков. Однажды, в солнечный морозный день дети выбежали на улицу замёрзли, и простудились.

    За зиму Облачко обросла  ещё больше. Ей было очень жарко в тёплом хлеву. Её густая длинная шерсть свалялась, и овечка уже не напоминала лёгкое нежное облако.

    -Даже не знаю, как теперь тебя называть, - смеялся над ним поросёнок. – Сейчас ты похож на серый валенок.

    Однажды в хлев забежал Шарик.

    -Из-за твоего упрямства, Саша и Маша пошли в мороз гулять без варежек и носочков, - сообщил он овечке. - Дети простудились и теперь болеют. Они так тебя любят, а ты пожалела для них шерсти.

    Услышав эти слова, овечка расстроилась и попросила хозяйку подстричь её.

    -Эх, Облачко, Облачко, и почему ты сразу не согласилась нам помочь? Увидев стриженную  овечку поросёнок принялся хохотать:

    -Ой, не могу! Ой, как смешно! Какая ты, оказывается, худая. Одни рёбра. Теперь ты похожа на  косточку.

    -Не расстраивайся, скоро у тебя отрастёт новая шерсть, - утешала овечку корова.

    Вскоре Шарик рассказал, что из шерсти Облачка хозяйка связала не только варежки и носочки, но и шарфики для Саши и Маши.

    Овечка так обрадовалась, что дразнилки поросёнка совсем перестали её огорчать.

    Наступила весна, и овечка, наконец, вышла на улицу. Стесняясь своего вида, она вышла из хлева последней.

    -Смотрите, наше Облачко идёт! – услышала овечка голоса детей.

    К ней со всех ног бежали Саша и Маша.

    Облачко посмотрела в лужу и увидела, что снова обросла белой пушистой шерстью. Вдруг где-то вдали раздался церковный колокольный звон.

    -А почему звонят колокола? – спросила овечка.

    -Сегодня же праздник  Пасхи! – хором ответили дети. У нас для тебя есть подарок! – И они повязали на шею Облачку колокольчик на нарядной красной ленте!

    -Спасибо! Я всегда мечтала о таком колокольчике. Теперь и у меня будет праздник! – Она помотала головой, радуясь веселому звону. – Жаль только, что моя самая заветная мечта никогда не исполнится.

    -А что это за мечта? – спросили дети.

    -Полететь по небу вместе с облаками, чтобы посмотреть дальние страны.

    -В такой праздник может случиться любое чудо, - сказала подошедшая хозяйка.

    И вдруг сильный порыв ветра оторвал Облачко от земли.

    -Ура! Я лечу! – обрадовался он, поднимаясь всё выше и выше.

    -Возвращайся скорее! – закричали дети.

    -Я обязательно вернусь! – донёсся до них голос друга.

    Саша и Маша махали вслед Облачку, пока был слышен звон колокольчика.

    А счастлива овечка вместе с облаками летела навстречу с неведомыми странами, как и мечтала.

    Мы сегодня будем лепить объёмную фигурку животного, используя разную технику для лепки, для получения разной фактуры при изготовлении  овечки. 

    Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила  техники безопасности:

    -передавать колюще-режущие предметы тупым концом вперёд.

    Перед вами на столе тесто, стеки, фольга, колпачки от фломастеров, зубочистики, кисточка, баночки с водой.

    Ребята, посмотрите, что у нас с вами должно получится(демонстрируется  готовое изделие).

    Из кусочка фольги делаем форму овечки, затем из теста раскатываем  лепёшку толщиной 0,5-0,7 см. накладываем  на шаблонную форму овечки. Аккуратно убирая лишние кусочки теста.

    Лепим 2 овальных уха. Прикрепляем с боку голов( можно закрутить рога) вдавливаем стержнем от ручки глаза или вставляем гвоздику, рисуем стекой рот, прикрепляем нос треугольником.

    Затем придумайте, какую шёрстку можно сделать животному?  С помощью чеснокодавилки, шарики, выдавливаем колпачком, крутим завитушки, лепим в виде цветочков и так далее. Кто можем придумать по другому.

    Ну вот, ребята, мы завершили работу по изготовлению нашей овечки. Посмотрите внимательно на свои изделия и изделия своих друзей.

    Анализ работы:

    -Чьи работы вам понравились?

    -Что привлекло вас в них?

    -Посмотрите, какие недостатки в работах вы видите?

    -Как можно избежать их?

    -С каким материалом мы сегодня работаем?

    -Какие сложности возникают у вас при изготовлении овечки?

    Рефлексия:

    Посмотрите, ребята, какие красивые у вас получились овечки. Вы молодцы, занимались сегодня очень хорошо. Ребята, а вам понравилось занятие? Давайте узнаем, какое у вас настроение. У меня есть вот такие овечки (педагог показывает) и сейчас мы выпусти их на луг пастись, а при помощи цветочков узнаем ваше настроение.

    Жёлтый цвет: отличное.

    Красный цвет: с грустинкой.

    Синий цвет: грустное.

    Приложение № 2

    Виды и жанры скульптуры

    Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.

    Скульптура-это вид искусства, мастера которого создают объекты объемной формы и исполняют их из пластических либо твердых материалов, таких как: дерево, камень, глина, воск, металл и др.

    Скульптура очень близка к архитектуре, она так же имеет взаимосвязь с пространством и объемом.

    Разновидности скульптуры:

    Монументально-декоративная скульптура

    Этот вид скульптуры является украшением архитектурных сооружений и выделяет их индивидуальность

                                                         Вестминстерское аббатство в Лондоне

    Станковая скульптура

    Станковая скульптура не привязана к окружающему пространству и какому-либо сооружению, она нацелена на зрительный контакт с наблюдателем, вызывая в нем чувства и эмоции. Станковая скульптура предназначены для выставок, музеев. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло.                                                          Памятник основателям Киева.

    Монументальная скульптура

    Произведения этого вида скульптуры рассчитаны на зрительное восприятие с большого расстояния и могут устанавливаться как в городской среде, так и в парковой зоне. Они создаются из: гранита, меди, сталь, бронза. К монументальной скульптуре относят:  однофигурные или многофигурные конные памятники,  монументы связанные с событиями истории и выдающимися людьми - поэтами, художниками.

                                    Памятник Оскару Питерсону

    Скульптура малых форм, мелкая пластика

    Мелкая пластика может быть выполнена вручную из различных материалов – фарфора, стекла, фаянса, кости, камня. Малые размеры располагают к близкому рассмотрению, все детали тщательно проработаны. Эта скульптура зачастую похожа на игрушку и предназначена для эстетического удовольствия и дополнения интерьера, сада и любого окружающего пространства.

    Резьба по дереву

    мастера переходили от плоского рельефа к исполнению объемных форм.  Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Хотя предметы и были примитивными, в них прослеживается стремление передать объем, красоту, живость поз.

    Скульптура из кости

    Скульптура этой разновидности обычно создается из слоновой, мамонтовой и моржовой кости и имеет небольшие размеры. Это очень удобный материал для создания округлых форм.

     История скульптуры

    Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, связано с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин – прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита. Хотя первобытная скульптура и отличается упрощенными формами, она обладает хорошей пластической жизненной выразительностью.          

                             3Дочь Нефертити (18 династия Египта)


    [1] URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-olimp.html  16.11.2014

    [2]Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

    [3]3Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство: - М.: Просвещение, 2002.

    4Неменский Б.М. Изобразительное искусство:-М.: Просвещение, 2011

    [5] URL: http://tehnik.rybadm.ru/docs/programmy/tvorchestvo.pdf 20.11.2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование деятельностного подхода при изучении темы "Создание таблиц в среде текстового процессора Word"

    В основу урока была положена теория поэтапного формирования умственных действий на основе ориентировочной основы деятельности (ООД)  - текстуально или графически оформленной модели изучаемого дей...

    Использование ролевых игр при изучении информатики и ИКТ

    Статья об обобщении опыта использования ролевых игр при изучении информатики и ИКТ....

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

    Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...

    Использование электронного обучение при изучении физики и математики в основной школе

    Современное образование немыслимо без применения информационных технологий, которые проникли во все сферы человеческой деятельности. Компьютерные усовершенствования за короткий отрезок времени изменил...