Главные вкладки

    Статья по изобразительному искусству (ИЗО, класс) по теме:
    Развитие мелкой моторики при изучении объёма и фактуры

    Татьяна Алексеевна Гандзюк

    Практика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon praktika.doc454.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья

    Тема: Развитие мелкой моторики при изучении объёма и фактуры

            Разработчик:

    Гандзюк Татьяна Алексеевна,

    учитель изобразительного искусства

    ГБОУ СОШ № 451, Колпинского района

            

            Санкт-Петербург

            2014

    Содержание

    Стр.

    1

    Разработка цикла практических занятий по работе с солёным тестом

    3

    2

    Индивидуальные работы учащихся

    4

    3

    Коллективная работа учащихся - лепка из солёного теста

    7

    4

    Заключение

    14

    5

    Литература

    15

    6.

    Приложение

    18

     Разработка цикла практических занятий по работе с солёным тестом

    Для развития творческих способностей учащихся начальной школы нами была разработана система практических занятий по лепке из нетрадиционного скульптурного материала - солёного теста, для изучения объёма и фактуры.

     Разработанные нами задания можно использовать на уроках изобразительного искусства, а также в дополнительном образовании.

    Выполняя предложенные задания, дети могут творчески подойти к его выполнению, основываясь на основные уже ранее знакомые приёмы лепки из солёного теста.

    Цель работы: создать условия для работы развития творческих способностей ребёнка в процессе работы с солёным тестом.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    образовательные:

    • ознакомление со способами деятельности – лепка из теста  игрушки, барельеф, скульптура;
    • овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов;
    • формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
    • овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания;
    • повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, пропорций).

    развивающие:

    • повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ;
    • формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения;
    • развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций;
    • развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.

    воспитательные:

    • воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам;
    • соблюдение правил техники безопасности;
    • понимание необходимости  качественного выполнения образа;
    • конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера.

    Считаем, что предложенная нами работа способствует раскрытию интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развивает умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирует личность ребенка в творческом его развитии; воспитывает культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми, учит детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщает к уважительному отношению к работам друг друга, приучает к оценке и самооценке деятельности.

    3.1  Индивидуальные работы учащихся

    № занятия

    Цель

    Формы работы

    1. Диагностика

    Оценить знания детей на начальном этапе

    Наблюдение, опрос, лепка

    2,3"Подковка с фруктами"

    Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.

    4."Ёжик"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

    Чтение рассказа Сутеев "Палочка-выручалочка»,  пальчиковая гимнастика.

    5. "Гусеничка"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка

    6."Котик-коток"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.

    7."Пчёлка"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.

    8."Ёлочка"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физминутка, чтение    стихотворений.

    9. Дед Мороз

    Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

    Рассказ учителя, отгадывание загадок,  лепка, физкультминутка

    10."Овечка"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Использовать разные материалы для создания интересной и разнообразной фактуры  

    Наблюдения, опрос, рассматривание иллюстраций, лепка.

    11."Снежинка"

    Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка.

    12." Черепаха"

    Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в объёме. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, рассматривание готовых скульптур малых форм

    13." Улитка"

    Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности. Развивать мелкую моторику рук.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка,

    14"Птичка"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, разучивание загадок

    15."Карандашница"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, рассматривание готовых изделий

    16"Девочка-Алёнушка"

    Закреплять навыки лепки из солёного теста. Умение применять фольгу, как основу изделия. Развивать фантазию и воображение, используя разную технику для оформления работы.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, лепка, рассматривание готовых изделий, чтение сказок

    17."Шкатулка"

    Закреплять умение из разных форм составлять единое целое  

    Рассматривание готовых изделий, лепка, физкультминутка

    18."Лепим сказку"

    Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Продолжать учить  делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.  Учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи,  воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, лепка, физкультминутка, сочинение сказки.

    19. Диагностика

    3.2 Коллективная работа учащихся - лепка из солёного теста

    Тема

    Цель

    Форма работы

    1."Рог изобилия"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Использовать разные материалы для создания интересной и разнообразной фактуры  

    Беседа, загадывание загадок, лепка, оформление работы

    2."Украшения на стол из разных вкусностей"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки, правильно располагать на основе. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Использовать разные материалы для создания интересной и разнообразной фактуры. Учить относиться друг к другу с уважением.

    Беседа, рассказ, показ иллюстраций, лепка

    3."Аквариум"

    Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Лепить из готового окрашенного теста.

    Чтение рассказом, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, лепка

    4."Сумочка"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки, правильно располагать на основе. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Использовать разные материалы для создания интересной и разнообразной фактуры. Учить относиться друг к другу с уважением.

    Рассматривание разных по форме сумок. Разные украшения на сумках, беседа, лепка

    5."Ёжик"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки, правильно располагать на основе. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Добавлять композиция разными предметами. Закреплять умение выстраивать композицию. Учить относиться друг к другу с вниманием и уважением.

    Чтение сказки Сутеева "Мешок яблок". Рассматривание иллюстраций, беседа, лепка.

    6."Домик"

    Закреплять умение использовать знакомые приёмы лепки. Соблюдать пропорции, форму. Добавлять изделие разными  налепами Правильно выстраивать композицию.

    Беседа, рассматривание иллюстраций  в детских книгах, поиск в интернете картинок необычные дома, лепка

    7."Шкатулка"

    Закреплять умения использовать знакомые приёмы лепки, правильно располагать на основе. Развивать мелкую моторику рук, и творческое воображение. Использовать разные материалы для создания интересной и разнообразной фактуры. Учить относиться друг к другу с уважением.

    Беседа, рассматривание готовых изделий, рассматривание иллюстраций, лепка.

    Вывод:

    На занятиях по лепке из солёного теста:

    • дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
    • создают трехмерные объекты, развивают пространственное мышление;
    • учатся синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
    • хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
    • ребёнок учиться готовить исходный материал, лепить, составлять композиций, использовать инструменты и подручные средства, работать с красками;
    • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия.

    Принципы построения работы:

    • От простого к сложному.
    • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
    • Научность.
    • Доступность.
    • Системность знаний.
    • Воспитывающая и развивающая направленность.
    • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
    • Активность и  самостоятельность.
    • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

    В результате работы кружка на конец года дети освоят следующие приёмы лепки:

    • скатывание прямыми движениями;
    • скатывание круговыми движениями;
    • расплющивание;
    • соединение в виде кольца;
    • защипывание  края формы;
    • лепка из нескольких частей;
    • пропорции;
    • оттягивание части от основной формы;
    • сглаживание поверхности формы;
    • присоединение  части;
    • прижимание;
    • примазывание;
    • вдавливание для получения полой формы;
    • использование стеки.
    • лепить предметы разной формы
    • составлять несложную композицию
    • создавать объемные лепные фигуры
    • расписывать вылепленные изделия.

    Заключение

    Лепка из соленого теста как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Многие учёные доказали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи, мышления и воображения ребенка.

    Работа с тестом - это упражнения, которые оказывают большую помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций); развивается мелкая моторика, обе руки работают сообща. Занятия лепкой из солёного теста способствуют развитию речи детей. У младших школьников формируется умение планировать работу и реализовывать замысел, предвидеть результат и достигать его, при необходимости изменять и поправлять  первоначальный замысел.

    В процессе лепки дети получают возможность экспериментировать с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащать знания об их свойствах и возможностях применения, искать новые действий в выполнении задания.

    Большое значение занятие лепкой из солёного теста оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании ребенка, формируется образ, помогает детям ощутить себя творцами. Так как сам ребёнок по своему желанию может создать образ, который он видел или представил себе сам. Ребёнок планирует свою деятельность, вносит изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществляет задуманное.

    В лепке нет ограничения листом бумаги, как в рисовании и аппликации. Изображаемый предмет  зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

    С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

    Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

    Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют школьнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

    Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

    Основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

    В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. И преимущества данного материала очевидны, тесто не аллергенный материал, легко смывается водой, пластично, и главное его достоинство оно безопасно. Взрослые знают, что дети любят попробовать все «на зубок», а материал из солёного теста показывает свою положительную сторону, состав теста, абсолютно безопасен. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

    В ходе реализации нашей работы мы убедились, что лепка из солёного теста вызывает у детей  интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, к услышанному, прочитанному в скульптуре.

    Литература:

    1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

    2. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

    3. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.

    4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

    5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

    6. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005

    7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г

    8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.

    9. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

    11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006

    12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006

    13. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

    14. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

    15. «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

    16. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1991.

    17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

    18. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.

    19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

    20. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

    21. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

    22. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.

    23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

    24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

    25. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006

    26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

    школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.

    27. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

    28. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

    29. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

    30. Хананова И.Н. «Соленое тесто».- Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-104с.

    31. http://smartclever.com.ua/ru/landmark/79

    32. http://www.cultandart.ru/dictionary/18-

    33. skulpturhttp://www.cultandart.ru/dictionary/18-skulptur

    34. http://po http://www.odinews.ru/news/na-konchikax-

    35. paltsev/rtal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=5278

    36. http://tehnik.rybadm.ru/docs/programmy/tvorchestvo.pdf

    Приложение № 1

    Конспект занятия: «Ёжик из солёного теста».

    Цель: создание условий для самореализации воспитанника в творчестве, воплощения в художественной работе  своей индивидуальности.

    Задачи:

    Обучающие:

    1. Ознакомить учащихся с основами композиции.
    2. Изучить объем и фактуры в лепке.
    3. Научить технике изготовления поделок из соленого теста.

    Развивающие:

    1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения.
    2. развитие мелкой моторики рук и глазомера.
    3. развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к работе.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать чувство ответственности.
    2. Воспитывать усидчивость.
    3. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

    Оборудование: мука, соль, вода, доски, стеки, клей, краски, кисти, рамки для фотографий.

    Ход занятия:

    Организационно-мотивационный этап.

    Проверить готовность рабочих мест. Повторение правил безопасности. Сообщение темы и цели занятия.

    1.Основной этап.

    2. Беседа: из истории о соленом тесте.

    Очень давно выпекали из теста не только хлеб, но и изготавливали разные декоративные изделия, объёмные фигурки, украшения.

    В Германии и Скандинавии издавна было принято изготовлять пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось особенно привлекательным. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, из теста делали марионетки.

    Когда главным символом рождества стала ёлка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

    На Руси фигурки из этого материала дарили на новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье.

    Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

    Практическая часть:

    1. Замес теста: Соленое тесто в последнее время стало популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Давайте  попробуем изготовить изделие из муки и соли.

    Для того, чтобы начать работу необходимо замесить тесто. Это лучше всего сделать в глубокой емкости. Муку и соль сначала необходимо перемешать вместе. Затем добавляем понемногу очень холодную воду и замешиваем тесто до однородного состояния. Затем продолжаем вымешивать тесто на столе. Тесто должно получится  крутым, однородным и эластичным.

    2. Из фольги придаём форму шарика. Затем лепим лепёшку из теста и обворачиваем вокруг фольги.

    3. Слегка вытягиваем шарик вперёд с одной стороны, формируем мордочку. Лепим маленький носик, ручкой делаем отверстие для ноздрей. Глаза пастой от шариковой ручки рисуем. Лепим ушки в виде двух овалов. Приклеиваем с помощью воды.

    4. Колючки лепим из отдельных капелек и укладываем с задней части вперёд. Лепим 4 лапки. На спинку можно слепить яблоки, грибок и листочки.

    Сушка:

    1. Прежде чем поставить изделие в печь, его нужно подсушить несколько дней на подоконнике.
    2. Затем ставим в холодную духовку на 100 градусов, на1 час, для того чтобы изделие хорошо высохло.
    3. Объемные изделия сушим и запекаем в печи 1-2 часа при температуре 100 С.

    Раскрашиваем поделку гуашью.

    1. Покрываем изделие лаком с двух сторон.

    Заключительный этап.

    Подведение итогов занятия:

    1.Что мы лепили сегодня на занятии?

    2.Что нового для себя сегодня узнали?

    Конспект занятия "Овечка"

    Цель урока:

    1.Пробудить интерес  к искусству изготовления изделий из солёного теста.

    2.Научить детей применению основы из фольги в изготовлении изделий.

    3.Освоить технику выполнения объёмного изделия «Овечка».

    Задачи:

    Воспитательные:

    -воспитать трудолюбия, творческого отношения к труду, усидчивости и аккуратности;

    -воспитание аккуратности при выполнении поделок из солёного теста;

    -формировать чувство взаимопомощи.

    Обучающие:

    -научить технологии изготовления   используя основу шар из фольги;

    -пробудить интерес детей к творчеству.

    Развивающие:

    -развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

    -развивать умение грамотно применять все предложенные педагогом инструменты и приспособления, для более качественного выполнения работы;

    -развивать активный и пассивный словарь у детей;

    -развивать интерес детей к предмету;

    -развивать навыки качественного изготовления изделий, пробуждение желания самостоятельного творчества.

    Коррекционная: - развить мелкую моторику рук.

     Методы и приёмы:

    Главными методами обучения являются: наглядный, словесный, практический, игровой.

    1. Словесный метод (передача необходимой информации).

    • Разъяснения – истолкование различных положений материала.
    • Пояснение – углубление восприятия.
    • Рассказ – наиболее эмоциональный метод.
    • Беседа – диалогический метод обучения.

     2. Практический метод

    • Работа по образцу.
    • Метод создания композиций.
    • Метод показа различных приёмов.

    3. Наглядный метод.

    • Показ.
    • Демонстрация.

    4. Игровой метод.

    • Игра-импровизация.

    Обеспечение:

    Материально-техническое:

    • Фольга, стеки, мука, соль, вода, кисти, баночки для воды,  доски для лепки, зубочистки,  колпачки от фломастеров.
    • Доска магнитная, магнит.

    Методическое:

    • Знакомство с разнообразием поделок  из солёного теста через выставку творческих работ.
    • Загадывание загадок.
    • Работа по таблице методической последовательности.
    • Демонстрационные образцы.

    Форма занятия:

    Комбинированная (традиционное занятие + практическое занятие с использованием мультимедийное  оборудования).

    План урока:

    1. Организационная часть: организация рабочего места.

    2. Правила т/б.

    3. Теоретический раздел: введение в тему, рассказ о маленькой овечке Показ слайдов.

    4. Практическая работа:  изготовление формы овечки из фольги.

    5. Итог урока.

     Ход занятия:

    Здравствуйте, ребята.

    Послушайте загадку, которую я вам загадаю.

    Ходят модницы за речкой

    Кудри белые колечком.

    А зимой из их кудряшек

    Бабушка носочки вяжет.

    (овечка)

    Правильно, ребята, год какого животного скоро наступит? Правильно, год Овцы.

     Жила-была овечка. Она была такой беленькой и кудрявенькой, что все звали её Облачком.

    Овечка любила гулять на зелёном лугу, слушать пение птиц и смотреть на небо. Еще она мечтала полететь вместе с облаками, чтобы повидать дальние страны.

    У хозяйки Облачка было двое детей – мальчик Саша и девочка Маша. Они очень любили овечку. Вместе с собакой Шариком пасли её на лугу и часто угощали сладкой морковкой или яблоком.

    -Бе-е, бе-е, как вкусно. Спасибо вам, вы настоящие друзья, - всегда говорила им овечка, уплетая угощение.

    Однажды, в конце осени, в хлев, где жила овечка, корова и поросёнок, пришла хозяйка.

    -Можно я тебя подстригу? – спросила она Облачко. - Скоро наступит зима, и мне нужна шерсть на тёплые носочки и варежки для Саши и Маши.

    Нет, сказала овечка - я не хочу отдавать свою шёрстку. Я боюсь замёрзнуть, если меня подстричь, то я не буду похожим на облако.

    -Не бойся. У тебя отрастёт новая шёрстка. А без варежек и носков дети не смогут зимой выйти из дома.

    -Не-е-т, - заупрямился Облачко. – Не-е-е отдам свою шёрстку.

    Расстроенная хозяйка ушла ни с чем.

    -Ты правильно поступила, - похвалил овечку поросёнок, слышавший разговор. - Никогда не отдавай другому то, что тебе самому может пригодиться.

    -А я думаю, что тебе надо было согласиться на стрижку, - сказала корова, - чтобы помочь друзьям.

    Вот так Саша и Маша остались зимой без варежек и тёплых носочков. Однажды, в солнечный морозный день дети выбежали на улицу замёрзли, и простудились.

    За зиму Облачко обросла  ещё больше. Ей было очень жарко в тёплом хлеву. Её густая длинная шерсть свалялась, и овечка уже не напоминала лёгкое нежное облако.

    -Даже не знаю, как теперь тебя называть, - смеялся над ним поросёнок. – Сейчас ты похож на серый валенок.

    Однажды в хлев забежал Шарик.

    -Из-за твоего упрямства, Саша и Маша пошли в мороз гулять без варежек и носочков, - сообщил он овечке. - Дети простудились и теперь болеют. Они так тебя любят, а ты пожалела для них шерсти.

    Услышав эти слова, овечка расстроилась и попросила хозяйку подстричь её.

    -Эх, Облачко, Облачко, и почему ты сразу не согласилась нам помочь? Увидев стриженную  овечку поросёнок принялся хохотать:

    -Ой, не могу! Ой, как смешно! Какая ты, оказывается, худая. Одни рёбра. Теперь ты похожа на  косточку.

    -Не расстраивайся, скоро у тебя отрастёт новая шерсть, - утешала овечку корова.

    Вскоре Шарик рассказал, что из шерсти Облачка хозяйка связала не только варежки и носочки, но и шарфики для Саши и Маши.

    Овечка так обрадовалась, что дразнилки поросёнка совсем перестали её огорчать.

    Наступила весна, и овечка, наконец, вышла на улицу. Стесняясь своего вида, она вышла из хлева последней.

    -Смотрите, наше Облачко идёт! – услышала овечка голоса детей.

    К ней со всех ног бежали Саша и Маша.

    Облачко посмотрела в лужу и увидела, что снова обросла белой пушистой шерстью. Вдруг где-то вдали раздался церковный колокольный звон.

    -А почему звонят колокола? – спросила овечка.

    -Сегодня же праздник  Пасхи! – хором ответили дети. У нас для тебя есть подарок! – И они повязали на шею Облачку колокольчик на нарядной красной ленте!

    -Спасибо! Я всегда мечтала о таком колокольчике. Теперь и у меня будет праздник! – Она помотала головой, радуясь веселому звону. – Жаль только, что моя самая заветная мечта никогда не исполнится.

    -А что это за мечта? – спросили дети.

    -Полететь по небу вместе с облаками, чтобы посмотреть дальние страны.

    -В такой праздник может случиться любое чудо, - сказала подошедшая хозяйка.

    И вдруг сильный порыв ветра оторвал Облачко от земли.

    -Ура! Я лечу! – обрадовался он, поднимаясь всё выше и выше.

    -Возвращайся скорее! – закричали дети.

    -Я обязательно вернусь! – донёсся до них голос друга.

    Саша и Маша махали вслед Облачку, пока был слышен звон колокольчика.

    А счастлива овечка вместе с облаками летела навстречу с неведомыми странами, как и мечтала.

    Мы сегодня будем лепить объёмную фигурку животного, используя разную технику для лепки, для получения разной фактуры при изготовлении  овечки. 

    Прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила  техники безопасности:

    -передавать колюще-режущие предметы тупым концом вперёд.

    Перед вами на столе тесто, стеки, фольга, колпачки от фломастеров, зубочистики, кисточка, баночки с водой.

    Ребята, посмотрите, что у нас с вами должно получится(демонстрируется  готовое изделие).

    Из кусочка фольги делаем форму овечки, затем из теста раскатываем  лепёшку толщиной 0,5-0,7 см. накладываем  на шаблонную форму овечки. Аккуратно убирая лишние кусочки теста.

    Лепим 2 овальных уха. Прикрепляем с боку голов( можно закрутить рога) вдавливаем стержнем от ручки глаза или вставляем гвоздику, рисуем стекой рот, прикрепляем нос треугольником.

    Затем придумайте, какую шёрстку можно сделать животному?  С помощью чеснокодавилки, шарики, выдавливаем колпачком, крутим завитушки, лепим в виде цветочков и так далее. Кто можем придумать по другому.

    Ну вот, ребята, мы завершили работу по изготовлению нашей овечки. Посмотрите внимательно на свои изделия и изделия своих друзей.

    Анализ работы:

    -Чьи работы вам понравились?

    -Что привлекло вас в них?

    -Посмотрите, какие недостатки в работах вы видите?

    -Как можно избежать их?

    -С каким материалом мы сегодня работаем?

    -Какие сложности возникают у вас при изготовлении овечки?

    Рефлексия:

    Посмотрите, ребята, какие красивые у вас получились овечки. Вы молодцы, занимались сегодня очень хорошо. Ребята, а вам понравилось занятие? Давайте узнаем, какое у вас настроение. У меня есть вот такие овечки (педагог показывает) и сейчас мы выпусти их на луг пастись, а при помощи цветочков узнаем ваше настроение.

    Жёлтый цвет: отличное.

    Красный цвет: с грустинкой.

    Синий цвет: грустное.

    Приложение № 2

    Виды и жанры скульптуры

    Мир скульптуры представлен большим разнообразием видов и жанров.

    Скульптура-это вид искусства, мастера которого создают объекты объемной формы и исполняют их из пластических либо твердых материалов, таких как: дерево, камень, глина, воск, металл и др.

    Скульптура очень близка к архитектуре, она так же имеет взаимосвязь с пространством и объемом.

    Разновидности скульптуры:

    Монументально-декоративная скульптура

    Этот вид скульптуры является украшением архитектурных сооружений и выделяет их индивидуальность

                                                         Вестминстерское аббатство в Лондоне

    Станковая скульптура

    Станковая скульптура не привязана к окружающему пространству и какому-либо сооружению, она нацелена на зрительный контакт с наблюдателем, вызывая в нем чувства и эмоции. Станковая скульптура предназначены для выставок, музеев. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло.                                                          Памятник основателям Киева.

    Монументальная скульптура

    Произведения этого вида скульптуры рассчитаны на зрительное восприятие с большого расстояния и могут устанавливаться как в городской среде, так и в парковой зоне. Они создаются из: гранита, меди, сталь, бронза. К монументальной скульптуре относят:  однофигурные или многофигурные конные памятники,  монументы связанные с событиями истории и выдающимися людьми - поэтами, художниками.

                                    Памятник Оскару Питерсону

    Скульптура малых форм, мелкая пластика

    Мелкая пластика может быть выполнена вручную из различных материалов – фарфора, стекла, фаянса, кости, камня. Малые размеры располагают к близкому рассмотрению, все детали тщательно проработаны. Эта скульптура зачастую похожа на игрушку и предназначена для эстетического удовольствия и дополнения интерьера, сада и любого окружающего пространства.

    Резьба по дереву

    мастера переходили от плоского рельефа к исполнению объемных форм.  Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Хотя предметы и были примитивными, в них прослеживается стремление передать объем, красоту, живость поз.

    Скульптура из кости

    Скульптура этой разновидности обычно создается из слоновой, мамонтовой и моржовой кости и имеет небольшие размеры. Это очень удобный материал для создания округлых форм.

     История скульптуры

    Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, связано с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. Учеными были изучены найденные скульптурные изображения животных, женщин – прародительниц рода, которые были созданы во времена палеолита. Хотя первобытная скульптура и отличается упрощенными формами, она обладает хорошей пластической жизненной выразительностью.          

                             3Дочь Нефертити (18 династия Египта)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи дошкольников с задержкой психического развития.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Движения па...

    Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.

    Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....

    Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

    Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

    Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики при подготовке руки к письму"

    Письмо называют базовым навыком, т. е. навы­ком, на котором практически строится все даль­нейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему в...