Главные вкладки

    Открытый урок в 6 классе "Великие портретисты"
    план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

    Гришагина Лариса Владимировна

    Открытый урок  по изобразительному искусству " Великие портретисты"

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Великие портретисты прошлого

    Цель урока: обобщить знания  о жанре портрета, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Показать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

    Познакомить  учащихся с творчеством великих мастеров  европейского  и русского искусства.

    Задачи: Познакомить учащихся  с известными портретистами  Европы и России.

    Понимать значение великих портретистов для характеристики эпох.


    Планируемые результаты:

    Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников европейского и русского искусства.

    Приобретать  творческий опыт  и новые умения  в наблюдении и создании композиционного  портретного образа.

    Регулятивные:  

    Уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого  и авторской позиции  художника в портрете.  Проводить контроль и самоанализ ,полученных знаний.

    Познавательные: Знать основные вехи в истории развития  портретного жанра  в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь  анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

    Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.

    Предметные:  Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении  и создании композиционного портретного образа
    Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

     Тип урока: информационно-сообщающий.

    Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, художественные материалы, учебник для 6 класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».

    ^ Зрительный ряд: презентация учителя, презентации, созданные обучающимися (Леонардо да Винчи «Джоконда», В.Л.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И.Н.Крамской «Неизвестная», В.А.Серов «Девочка с персиками»).

     Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года» ;  Ф. Шопен  «Ноктюрн»


    Оформление доски:


    Акварельная

    живопись


    Графика


    ДПИ



    План урока:


    1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
    2. Цели и задачи урока.

    3. Актуализация знаний
    4. Ход урока
      Повторение.
    5. Практическая часть

    6. Информация о домашнем задании

    7. Итоги урока. Рефлексия


    Ход урока:

    I.

     Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:

                                 Любите живопись, поэты!

                                 Лишь ей единственной дано

                                  Души изменчивой приметы

                                  Переносить на полотно…

    Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»

     Музыкальный ряд:   В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.

               

      1слайд: Портрет А.П.Струйской. Рокотов Ф.С.

     «искусствовед»  (Конюхова Ариша)                    

           - Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего 43-летнего вдовства.

           О характере и душевных свойствах А.П.Струйской нам говорит  портрет работы Рокотова, отозвавшийся в душе и сердце поэта Николая Заболоцкого поэтическими строками:

    Читает стихотворение «Портрет»  учащийся

    Ты помнишь, как из тьмы былого,

    Едва закутана в атлас,

    С портрета Рокотова  снова

    Смотрела  Струйская  на нас?  

    Ее глаза — как два тумана,

    Полуулыбка,  полуплач,

    Ее глаза — как два обмана,

    Покрытых мглою неудач.

    Соединенье двух загадок,

    Полувосторг, полуиспуг,

    Безумной нежности припадок,

    Предвосхищенье смертных мук.

    Когда потемки наступают

    И приближается гроза,

    Со дна души моей мерцают

    Ее прекрасные глаза.

    «Искусствовед»:

       - На портрете изображена женщина  натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства.

          Звучит музыка, смена слайда.

    2слайд:И,Н,Крамской .Неизвестная

            «искусствовед»

            - В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».

             Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она , эта неизвестная?

                 Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».

             «поэт» (учащийся)

    Блок. Незнакомка.

    И каждый вечер, в час назначенный
    (Иль это только снится мне?),
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.

    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.

    И веют древними поверьями
    Ее упругие шелка,
    И шляпа с траурными перьями,
    И в кольцах узкая рука.

    И странной близостью закованный,
    Смотрю за темную вуаль,
    И вижу берег очарованный
    И очарованную даль.
    ...

    «Искусствовед»:      - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.

            Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

            Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?

                «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».

        Звучит музыка, смена слайда

    3 слайд:.В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.

    Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».

     («поэт»-Анисимова Маша)

             Она давно прошла – нет уже тех глаз

              И той улыбки нет, что молча выражали

               Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…  

               Но красоту её Боровиковский спас.

             Так часть души её от нас не улетела.

             И будет взгляд и эта прелесть тела

    К ней равнодушное потомство привлекать,

    Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»

    Искусствовед: (учащийся)

           Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно

    может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.

           Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.

              Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.

                  Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.

                  Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.

    Учитель:    Спасибо нашим гостям – искусствоведам и поэтам. Они очень образно, поэтично, грамотно и интересно описали представленные на выставке портреты и познакомили нас с Великими русскими портретистами.

    II Повторение и обобщение изученного.

    А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому

    ( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)

    Дети высказывают свое мнение

    «Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник».

    4 слайд

     « фламандские художники»

     П.П.Рубенс  Портрет  

    Фронтальная работа

    III Практическая часть урока.

    Учитель, обращаясь к слайду с пустыми рамками.

    -С выставки пропало два очень известных портрета, работы неизвестного мастера. Давайте поможем их найти.

    1. На картине изображена, женщина  с загадочной улыбкой на устах. Кому она  улыбается, как вы думаете?

    2. Этого художника  называют королем живописи. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Кто эта дама?

    IV. Итог урока.

    Выставка работ. Выбор работы наиболее соответствующей описанию.

    V. Домашнее задание.  Зарисовать портрет незнакомки или незнакомца. 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

    Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

    Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

    Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

    Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

    Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

    3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

    3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...