Открытый урок в 6 классе "Великие портретисты"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Гришагина Лариса Владимировна

Открытый урок  по изобразительному искусству " Великие портретисты"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Великие портретисты прошлого

Цель урока: обобщить знания  о жанре портрета, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Показать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Познакомить  учащихся с творчеством великих мастеров  европейского  и русского искусства.

Задачи: Познакомить учащихся  с известными портретистами  Европы и России.

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпох.


Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников европейского и русского искусства.

Приобретать  творческий опыт  и новые умения  в наблюдении и создании композиционного  портретного образа.

Регулятивные:  

Уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого  и авторской позиции  художника в портрете.  Проводить контроль и самоанализ ,полученных знаний.

Познавательные: Знать основные вехи в истории развития  портретного жанра  в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь  анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.

Предметные:  Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении  и создании композиционного портретного образа
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Тип урока: информационно-сообщающий.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, художественные материалы, учебник для 6 класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».

^ Зрительный ряд: презентация учителя, презентации, созданные обучающимися (Леонардо да Винчи «Джоконда», В.Л.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И.Н.Крамской «Неизвестная», В.А.Серов «Девочка с персиками»).

 Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года» ;  Ф. Шопен  «Ноктюрн»


Оформление доски:


Акварельная

живопись


Графика


ДПИ



План урока:


  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности
  2. Цели и задачи урока.

  3. Актуализация знаний
  4. Ход урока
    Повторение.
  5. Практическая часть

  6. Информация о домашнем задании

  7. Итоги урока. Рефлексия


Ход урока:

I.

 Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:

                             Любите живопись, поэты!

                             Лишь ей единственной дано

                              Души изменчивой приметы

                              Переносить на полотно…

Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»

 Музыкальный ряд:   В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.

           

  1слайд: Портрет А.П.Струйской. Рокотов Ф.С.

 «искусствовед»  (Конюхова Ариша)                    

       - Александра Петровна Струйская, урождённая Озерова, прожила долгую и непростую жизнь. Мать восемнадцати детей, она пережила многих из них за время своего 43-летнего вдовства.

       О характере и душевных свойствах А.П.Струйской нам говорит  портрет работы Рокотова, отозвавшийся в душе и сердце поэта Николая Заболоцкого поэтическими строками:

Читает стихотворение «Портрет»  учащийся

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова  снова

Смотрела  Струйская  на нас?  

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка,  полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

«Искусствовед»:

   - На портрете изображена женщина  натуры поэтичной и несколько загадочной, полной обаяния и душевного богатства.

      Звучит музыка, смена слайда.

2слайд:И,Н,Крамской .Неизвестная

        «искусствовед»

        - В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».

         Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она , эта неизвестная?

             Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».

         «поэт» (учащийся)

Блок. Незнакомка.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
...

«Искусствовед»:      - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.

        Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

        Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?

            «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».

    Звучит музыка, смена слайда

3 слайд:.В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.

Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».

 («поэт»-Анисимова Маша)

         Она давно прошла – нет уже тех глаз

          И той улыбки нет, что молча выражали

           Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…  

           Но красоту её Боровиковский спас.

         Так часть души её от нас не улетела.

         И будет взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»

Искусствовед: (учащийся)

       Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно

может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.

       Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.

          Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.

              Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.

              Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.

Учитель:    Спасибо нашим гостям – искусствоведам и поэтам. Они очень образно, поэтично, грамотно и интересно описали представленные на выставке портреты и познакомили нас с Великими русскими портретистами.

II Повторение и обобщение изученного.

А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому

( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)

Дети высказывают свое мнение

«Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник».

4 слайд

 « фламандские художники»

 П.П.Рубенс  Портрет  

Фронтальная работа

III Практическая часть урока.

Учитель, обращаясь к слайду с пустыми рамками.

-С выставки пропало два очень известных портрета, работы неизвестного мастера. Давайте поможем их найти.

1. На картине изображена, женщина  с загадочной улыбкой на устах. Кому она  улыбается, как вы думаете?

2. Этого художника  называют королем живописи. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Кто эта дама?

IV. Итог урока.

Выставка работ. Выбор работы наиболее соответствующей описанию.

V. Домашнее задание.  Зарисовать портрет незнакомки или незнакомца. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...