Конспект урока "Рисование по представлению "Старинный терем" из геометрических фигур."
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включена беседа  и подробное объяснение выполнения задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.doc796 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур.

Вид занятия: рисование по представлению, графика.

Цели и задачи: развитие зрительной памяти и воображения, формирование умения рисовать по представлению; беседа об  русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать форму (объёмную и плоскую ).

Оборудование: для учащихся – альбом, карандаш, краски, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки);    

Зрительный ряд: В.Суриков «Утро Стрелецкой казни»; А.М.Васнецов «Татары идут» (из цикла «Старая Москва»);  А.А.Пластов «Праздник Фрола и Лавра»;  И.Я.Билибин эскиз декорации оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»; эскиз декораций Ф.Федоровского к опере М.П.Мусоргского «Хованщина»; В.М.Васнецов «Заречная слободка Берендеевка»; иллюстрации на основе этнографического материала из популярной энциклопедии М.Семёновой «Мы – славяне!».

Литературный ряд: М.Семёнова популярная энциклопедия «Мы – славяне!»; Н.Гумилёв «Деревья».

Музыкальный ряд:  А.К.Лядов. Баллада «Про старину», «Волшебное озеро»

План урока.

  1. Беседа « Архитектурные сооружения в произведениях искусства. Кремль, посад, слобода».
  2. Рекомендации для выполнения задания
  3. Выполнение задания учащимися
  4. Итог урока.

Ход урока:

1. Учитель: Изображение архитектурных сооружений широко распространено в изобразительном искусстве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в картинах-пейзажах.

 Например, в картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»   художник изображает события на фоне храма Василия Блаженного. Архитектурный фон служит своеобразным символом противостояния двух лагерей. Чёткий ритм вертикалей и горизонталей стен и башен Кремля, как и строгие ряды преображенских солдат и свиты царя, рождает ощущение порядка, силы государственной власти. Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Сложное движение архитектурных форм собора оттеняет хаотичное, беспорядочное движение толпы. Суриков говорил: «В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: всё он мне кровавым казался».

Интерес к русской истории, характерный для искусства рубежа 19-20 столетий, отразился в произведениях Аполлинария Михайловича Васнецова. Васнецов исторически достоверно воссоздаёт самый дух далёкой эпохи в листе «Татары идут» (из цикла «Старая Москва»).

  Аркадий Пластов в 1915 году изобразил композицию «Праздник Фрола и Лавра», на фоне Богоявленской церкви в селе Прислониха.

 Очень часто иллюстрирование литературных произведений предполагает изображение архитектурных построек.

Вот, например, эскиз декорации оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов», выполненный Иваном Билибиным.

Издавна русский человек селился по богатым лесом берегам озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров, пищу. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, городцы, детинцы, кремли.

Я знаю, что деревьям, а не нам

Дано величье совершенной жизни, -

Сказал в начале ХХ века поэт Николай Гумилёв. Наши далёкие предки могли бы подписаться под этими словами.

Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и Неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь, - «Свободные, зелёные народы», как говорится в  стихотворении Николая Гумилёва «Деревья». Из дерева, согласно некоторым легендам, были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево – всё равно что убить человека. Но ведь избу надо строить! Как поступить?

Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево, пользовавшееся почитанием, «священное». Священными могли считаться как целые рощи, так и отдельные деревья, привлекавшие внимание необычайными размерами, возрастом или особенностями развития. Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращённых Богами в деревья. Мыслимо ли замахнуться на них топором?

В некоторых местах России очень долго держался строгий запрет на рубку вообще всех старых деревьев. По мнению крестьян, грешно было отнимать у лесных патриархов право на естественную, «стихийную» смерть от ветровала или просто от старости. Покусившийся на подобное дерево неминуемо должен был сойти с ума, покалечиться или умереть. Грехом почиталась и рубка «молодика» - молодого, недозрелого леса. Не годились для строительства мёртвые, сухие деревья. Оно и понятно: такие деревья не имеют в себе жизненных сил, на них печать смерти – чего доброго, занесут её в дом.

Но вот дерево выбрано. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не выродок, скуки ради замахнувшийся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё -  положить рядом с деревом угощение, чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий. И уж конечно, вернувшись из леса, непременно следует попоститься и тщательно вымыться: лучше всего – очистить себя банным потением, чтобы души деревьев «потеряли след» и не разыскивали обидчика. Сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы: «без Троицы дом не строиться».

 Летописи рассказывают, что уже в IX веке, на заре русской государственности, были построены города-крепости: Новгород, Ростов Великий, Киев. Героический образ укоренился в народной архитектуре и стал одной из самых характерных и ярких её особенностей. Недаром силуэты многих деревянных церквей и звонниц напоминают былинных богатырей, стоящих заставой на русских границах.

 Словом  «кремль»  в старину называли дерево с плотной, смолистой древесиной; плотный, пропитанный смолой слой в дереве.  «Кремлёвым» или «кренёвым» называли предмет, сделанный из плотной, мелкослойной древесины, не подверженной трещинам и надломам.Словом «крем» обозначали участок в лесу, где рос самый лучший, «кремлёвый» строевой лес. Городской кремль наши предки ещё называли «детинцем». Детинец получил своё название от размещённой там княжеской или боярской дружины, члены которой считались как бы детьми предводителя.

Общий вид Слободкинского детинца.

Деревянная городская стена и ворота с башней. (12-13 века)

Часть города за пределами кремля называлась «посадом». Это слово произошло от  «построить, устроить, основать, поселить». Посад являлся торгово-ремесленной частью русских городов, расположенных вне крепости». Действительно, под защитой крепости и живущих в ней воинов охотно селились, строились, устраивались, «садились» ремесленники, а «гости» – купцы заводили торговые склады и жилые дома. С течением времени посады росли и расширялись. На Русском Севере слово «посад» обозначало городское поселение без укреплений, торговый город без кремля.

Посад. У стен деревянного города. (17 век). С автолитографии А.М.Васнецова.

В ХII веке древнерусские города вовсю обрастали «промышленными посёлками» - селениями ремесленников, окончательно покидавших свой род, свою общину и гнездившихся поближе к собратьям по ремеслу – бондари с бондарями, гончары с гончарами и так далее. Постепенно появлялись и разрастались «специализированные» слободы – колесников, кожевников, кузнецов, позже – ямские, пушкарские, стрелецкие, сокольничьи…

Вот один из эскизов декораций художника Фёдора Федоровского к опере М.Мусоргского «Хованщина» – «Стрелецкая слобода». На нём изображена слобода в Зарядье, где зреет заговор боярина Хованского. Узорочье парадного крыльца, толпы стрелецких семей. Гроздья алой рябины как бы предвещают трагический исход схватки «хованщины» с молодым Петром. Вдали, на кремлёвском холме, сплотившиеся золотые купола соборов, бескрайние дали старой Москвы.

 На картине  « Заречная слободка Берендеевка»  художника Виктора Михайловича   Васнецова мы видим  сказочный теремок, сложенный  из  толстых  брёвен.

Слово «хоромы», согласно словарю С.И.Ожегова, «в старину на Руси: большой жилой дом богатого владельца, первоначально – вообще жилой дом».

Хоромы и хозяйственный комплекс в Новгороде. (15 век)

        

Мастерская и хоромы Олисея Гречина. Новгород. Конец 12 века.

 2. Учитель: Сегодня на уроке вы должны нарисовать «старинный терем» с использованием геометрических фигур. Вспомни эти фигуры.

Геометрические тела могут быть разных размеров.

        

призмы

Если поставить одно геометрическое тело на другое, то можно получить архитектурное сооружение.

Проведём анализ геометрической формы предмета, разбив предметы на геометрические тела.

Замок Владимира Мономаха. Любеч.11 век.

 Каждое из этих старинных построек можно расчленить на элементы, имеющие форму геометрического тела. Это облегчит  изображение рисунка. Скажите, на какие геометрические тела можно разбить конструкцию этих построек?

Чаще дома строили из дерева. Посмотрите на старинные деревянные дома.

Типы жилых домов по плану Тихвинского посада.(17 век)
  двухсрубные        

трёхсрубные

Жилище в  древнем Киеве. (12-13 век)

Жилище в Новгороде.

 

 

Изображение ворот в Новгородской иконописи. (16 век)

На уроке вы должны выполнить деревянный «сказочный терем», на основе геометрических тел. Вспомним, что при построении перспективного изображения мы видим объекты либо во фронтальном положении

( плоскости, расположены параллельно картине), либо под углом к картине. В первом случае перспектива называется фронтальной, во втором – угловой.

При построении фронтальной и угловой перспективы параллельные горизонтальные линии, уходящие в глубину, будут сходиться на линии горизонта в определённых местах – точках схода.

 При изображении объектов во фронтальной перспективе будет одна точка схода параллельных линий, совпадающая с главной точкой схода.

При построении объекта в угловой перспективе на линии горизонта будет две точки схода, справа и слева от главной точки схода.

Линия горизонта находится на уровне глаз.

Если мы хотим нарисовать дом с двускатной крышей, видимый с угла и с высоты человеческого роста, мы должны вспомнить, что горизонт пересечёт стены дома на высоте глаз человека, стоящего перед домом, и что горизонтальные линии одной стены будут иметь точку схода справа, а линии другой стены – слева от рисующего.

3. Выполнен учащимися рисунка  на тему «Сказочный терем»

4. Итог урока. Просмотр лучших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Геометрические фигуры"

Разработка обобщающего урока "Геометрические фигуры". Математика, 5 класс...

План-конспект урока по теме:"Геометрические фигуры"

Урок для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья  VIII вида ,...

Конспект занятия "Геометрические фигуры"

занятие разработано для старших дошкольников...

"Геометрические фигуры" План-конспект коррекционно-развивающего занятия с презентацией для учащихся, обучающихся по программе 8 вида (5 класс).

Занятие направлено на развитие и коррекцию познавательной сферы учащихся с ОВЗ, закрепление с учащимися способов управления своим состоянием в процессе обучения (гармонизация работы мозга, настрой на ...

Конспект занятия по Развитию психомоторики и сенсорных процессов "Путешествие в мир геометрических фигур"

Конспект занятия по Развитию психомоторики и сенсорных процессов  "Путешествие в мир геометрических фигур". Занятие для учащихся 4 класса, коррекционной школы VIII вида....

конспект и презентация к уроку «Геометрические фигуры», 5 класс

Обобщающий урок по теме «Геометрические фигуры»  предназначен  для учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича.  Цель урока: систематизация, обобщение и...

План-конспект урока по теме "Простейшие геометрические фигуры" в 6 классе.

ниже представлен план-конспект урока по теме "Простейшие геометрические фигуры" в 6 классе....