Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в художественном развитии студентов
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Весельева Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в художественном развитии студентов

                           Весельева Л.И., преподаватель изобразительного искусства

Двадцать первый век можно назвать эпохой крупных преобразований в культуре человеческого общества, которое неуклонно движется вверх по ступеням развития.   Технический скачок, совершенный благодаря научно-технической «революции», кардинальным образом изменил представления о мире. Поток разнообразной информации, обрушившийся на наше общество, привнес в быт, общественные отношения много нового. Сегодня информация приравнивается к таким ресурсам как труд, финансы, а информационные системы и технологии стали средством повышения эффективности труда. Мы стремимся построить общество, основанное на разуме, интеллекте, эрудиции, в связи с этим изменяются и требования, предъявляемые к человеку. Важным качеством каждой личности становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

Введение новых федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования стало началом формирования нового специалиста – учителя, способного привнести в процесс обучения новые средства, являющиеся мощным стимулом к повышению активности, мотивированности учащихся на учение.

Интеграция образовательного процесса с современными технологиями для уроков  изобразительного искусства открывает новые возможности. Этот процесс позволит учителям на уроках изобразительного искусства сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.

Выпускник колледжа специальности Преподавание в начальных классах должен в полной мере освоить ИКТ, научиться применять их  на уроках изобразительного искусства.С этой целью руководство нашего колледжа провело целенаправленную активную работу по оснащению предметного кабинета не только компьютером, телевизионной панелью, DVD-проектором, но и интерактивной доской SMART Board. Рабочая поверхность доски позволяет демонстрировать не только различного рода документы в программах PowerPoint, Word , демонстрировать видеозаписи, анимации, она  привносит в уроки дополнительную динамику и активное вовлечение студентов в образовательный процесс. С большим интересом студенты осваивают не только работу на новом оборудовании, но гораздо легче запоминают учебный материал, урок становится действительно интерактивным: используя несложные операции с маркерами, при помощи пальцевых касаний они собственноручно создают крупные яркие изображения, путем их выделения, увеличения, передвигают в нужной последовательности текстовые фрагменты. Любое произведение искусства теперь можно рассмотреть в деталях, а значит лучше понять замысел художника, рассмотреть даже «секреты» его художественной техники, научиться правильному анализу содержания, а значит стать не только более сведущим в области искусства, но и научиться лучше чувствовать красоту, приобрести умение ценить ее и в искусстве, и в окружающем мире. А такой педагог сможет научить всему этому и своих воспитанников.

Современные школьники воспринимают информацию преимущественно визуально. Поэтому использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае интерактивная доска может оказать неоценимую помощь. Младшие школьники лучше усваивают информацию, которая больше всего их заинтересовала, на запоминание или воспроизведение которой уходит меньше усилий. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является интерактивная доска. Она поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий.При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.

Еще одна сторона многогранных возможностей интерактивной доски – это наличие электронных художественных материалов: карандаш, ручка, работа цветом. Прямо в ходе урока, изучая специфику проведения разных видов уроков изобразительного искусства, можно отрабатывать навык рисования линиями, штриховкой в рисовании с натуры, формировать композиционные навыки в тематическом или декоративном рисовании, чего в настоящее время так не хватает многим студентам (сказывается отношение к урокам рисования школьных учителей). При использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Всем наглядно видно, понятен ход работы над рисунком, его последовательность. Студенты, получая навыки приемов рисования, действуют более осознанно, уверенно, привносят свою фантазию, они не боятся ошибок, работают с интересом, активны, даже азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Таким образом, упражнения на интерактивной доске компьютерной графикой позволяют им реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.

Компьютерные технологии стали удачным симбиозом с предметами художественно - эстетического цикла, они гармонично их дополняют, обогащают, значительно расширяют их возможности для интенсивного, эмоционально активного введения наших студентов в мир искусства и художественного творчества. Использование информационно-коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Использование Информационно-коммуникационных технологий в развитии проектной компетенции художественного проектирования в системе дополнительного образования.

На протяжении последних десятилетий в системе образования произошли заметные изменения в области внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это коснулось практически всех областей обра...

Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"

В статье показана необходимость использования образовательных технологий для интеллектуального развития студентов...

Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"

В данной статье представлены образовательные технологии: пассивные, активные и интерактивные, рассмотрены разные примеры интерактивных методов...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...